ДРАГОЦЕННЫЙ ОСТРОВ

ДРАГОЦЕННЫЙ ОСТРОВ

Остров в человеческом образе

«И поселитесь на земле, которую дал Я отцам вашим; и будете Мне народом, и Я буду вам Б-гом». 

Ехезкель 36:28

Погружение в воды

В чисто географическом смысле страна Израиля представляет собой остров, поскольку со всех сторон окружена водой. На востоке ее граница проходит по реке Иордан, на западе она омывается Средиземным морем, на юге протекает река Египетская (Вади Эль Ариш), а ее естественная северная граница — река Ефрат. Рабби Моше Кордоверо, живший в Цфате в XVI веке, объяснял, что эти естественные водные рубежи напоминают о первом важном шаге, который необходимо совершить каждому, кто приезжает в Святую Землю. Вся земля за пределами Эрец Исраэль — это нечистая среда, оставляющая свой след как на людях, так и на окружающих их предметах. Прежде чем вступить в Эрец Исраэль, человек должен удалить с себя нечистоту; для этого он погружается в микву — естественный водный бассейн. Таким образом, водные границы Эрец Исраэль служат естественным миквами, которые помогают совершить переход из состояния нечистоты в состояние цельности и святости.

Мукачевский ребе Хаим Элазар Шапиро приехал в Святую Землю в 1930 году. Рабби и его спутники сошли с корабля в Египте и из Каира отправились на поезде в Яффо.Но прежде чем сесть в поезд, ребе, следуя совету великого рава Моше Кордоверо, посетил микву.

Рабби Зейра переправляется через Иордан

Даже тот, кому не довелось окунуться в один из водных бассейнов, окружающих Эрец Исраэль, должен, по крайней мере, переправиться с одного берега на другой. Рассказывают, что рабби Зейра, один из ведущих знатоков Торы в Вавилоне, решил переселиться в Эрец Исраэль. Когда он добрался до границ Святой Земли, он узнал, что переправиться через Иордан можно либо по шаткому узкому мостику, держась за протянутую веревку, либо подождав перевозчика. Рабби Зейра, не теряя ни секунды, перебежал на другой берег. Один саддукей (последователь секты, отрицавшей Устную Тору), наблюдая за этой опасной переправой, саркастически заметил: «Вы всегда действовали поспешно и опрометчиво, еще когда стояли у горы Синай и, позволив своим устам опередить ваши уши, заявили: сделаем (то, что требует от нас Тора) до того, как услышим (что это значит) (Шмот 24:7). Чего ради ты рискуешь жизнью?»

Однако в поведении рабби Зейры не было никакого безрассудства. Просто он боялся, что у него не хватит заслуг перед Всевышним, чтобы удостоиться войти в Святую Землю. Уж если Моше и Аарон, святейшие из святейших, умерли, не дойдя до Эрец Исраэль, то ему тем более не стоило откладывать свой переход через реку до прибытия перевозчика. Ведь он тоже мог умереть (сохрани его Б-г) и навсегда остаться на этом берегу. А саддукею-насмешнику рабби Зейра ответил так: «Известно, что Моше и Аарону не хватило заслуг, чтобы войти в Эрец Исраэль. Можем ли мы считать себя достойнее их?»

Что нужно сделать, чтобы вступить в Святую Землю

Рамбан обращает внимание на то, что, войдя в Эрец Исраэль, Яаков велел «дому своему и всем, которые с ним: устраните чужих богов из среды вашей, очиститесь и перемените ваши одежды» (Берешит 35:2). Слова Яакова имеют как буквальный, так и метафорический смысл. Под выражением «чужие боги» подразумеваются все предметы личного пользования, принесенные с собой и используемые для поклонения как по «идейным» соображениям, так и из сентиментальных побуждений. Кроме того, речь идет о том, чтобы полностью отказаться от любых сомнений в абсолютном совершенстве Ашема и Его Провидения. Эти сомнения тоже можно считать «чужими богами», ибо они побуждают человека думать, что жизнью людей управляют и другие могущественные силы помимо Ашема. Понятно, почему у спутников Яакова мог быть такой взгляд на мир: они жили за пределами Земли Израиля, и Б-г управлял ими через ангелов-посредников; поэтому Его направляющая рука и Его единство не всегда выглядели для них очевидными. Однако теперь, при вступлении в Землю Израиля, которая непосредственно связана с Ашемом, даже такие «естественные» сомнения были совершенно недопустимы. Яаков настаивал на том, чтобы его спутники отбросили старый образ мышления и прежнюю манеру поведения и начали новую, абсолютно чистую жизнь на Святой Земле. Первым шагом в таком процессе очищения является устранение «чужих богов», т.е. очевидной грубой нечистоты. После этого должна начаться более тонкая и деликатная работа по очищению «покровов» души. Такое очищение души и тела необходимо каждому человеку перед вступлением в Эрец Исраэль.

Духовное очищение должно проявиться даже на физическом уровне. Сказано в Писании: «Вот почему Иеошуа сделал обрезание мужчинам сразу после вступления в Эрец Исраэль» (Иеошуа 5:4). Иеошуа, — объясняет мидраш, — принялся увещевать народ: «Неужели вы думаете, что сможете войти в землю необрезанными? Вспомните, что Б-г сказал Аврааму: «Я дал тебе и потомству твоему эту Землю», но при условии, «что вы будете хранить Мой завет (обрезания)» (Берешит 17:8-9).

Концепция обрезания относится и к человеческому сердцу: чтобы сердце лучше восприняло правду, надо удалить с него коросту самодовольства и безразличия. Один из комментаторов мидраша заключает, что всякий, кто собирается поселиться на Святой Земле, должен вначале освободить свое сердце от коросты бездуховности и раскрыть его для служения Всевышнему. Совершив эту работу, человек поднимается на более высокий духовный уровень, который проявляется в добрых делах, самоотверженном изучении Торы, в гармонии семейной жизни.

Око Вселенной

Когда мы называем Израиль центром вселенной, в нашем воображении возникает цепь образов. Планета — это глаз, а Иерусалим — его зрачок, туннель, который соединяет внешний мир с миром внутренним. Океаны напоминают стекловидное тело, окружающее элементы глаза, а радужная оболочка — все земное пространство за пределами Израиля. Тонкая цветная полоска, соединяющая кружок с радужной оболочкой, — это Эрец Исраэль. И, наконец, главный элемент глаза — его зрительный нерв — можно представить себе в образе Святая Святых, открывающего путь к высшим мирам.

Маарал из Праги пишет: если вообразить мир в виде серии концентрических кругов, в центре которых находится Эрец Исраэль, то такая картина лучше всего будет отражать название Эрец Хаим. Хаим — это жизнь, т.е. прямая противоположность смерти. Этим словом называется все вечное и непреходящее. Сутью, душой каждого предмета и каждого существа является искра хаим. Все, что окружает это ядро, носит поверхностный, а, значит, временный характер, и, следовательно, обречено на умирание. Суть идеи, заложенной в слове хаим, — продолжает Маарал, — можно объяснить на примере ступицы в колесе, которая, в отличие от спиц, не выступает наружу. Лишь чистый дух и абсолютная правда бессмертны; все случайное, материальное со временем умирает. Таким образом, Израиль, будучи страной святости и духовных ценностей, как раз и является внутренним центром идеи хаим.

Сердце мира

Эрец Исраэль можно сравнить и с сердцем — главным органом человеческого тела. Подобно тому, как сердце поддерживает кровообращение в организме (и снабжает кровью все его органы), Эрец Исраэль выполняет аналогичную функцию, распространяя среди народов истины Торы. Особенно убедительно это проявлялось в период Первого Храма, когда ведущая роль Израиля в мире была неоспоримой. Например, во время праздника Суккот в Храме приносили в жертву семьдесят быков по числу народов земли, чтобы каждый из них удостоился Б-жественного благоволения и поддержки. А от совершаемых на Храмовом жертвеннике возлияний воды зависели водные ресурсы как самой Эрец Исраэль, так и всего остального мира.

Земля Израиля оставалась «сердцем» планеты вплоть до разрушения Храма. В наказание за совершенные грехи Б-г лишил нас права жить под Его защитой и удалил Свое Присутствие из Страны Израиля. В результате мы перестали ощущать ее святость. «Сердце» ослабло, и «органы» стали хиреть. Важнейший источник питания оказался утраченным, и сразу же исчезла гармония и порядок в мире. «Тело» стало экономнее расходовать свои ресурсы; теперь уже «сердце» черпает питательные вещества из запасов других «органов». В наше время Эрец Исраэль получает необходимые ей ресурсы извне. «Тело» голодает и, как во время поста, чувствует слабость и вялость. Однако все его «органы» знают, что их существование, в конечном счете, зависит от жизнедеятельности сердца и поэтому поддерживают его кровью и жирами из собственных запасов.

В образе человека

Для описания Эрец Исраэль традиция использует образ человека, прилегшего на землю отдохнуть. Хотя страна Израиля совсем не напоминает человека своими очертаниями, это сравнение наглядно отражает процессы Творения. Адам был микрокосмом вселенной. Б-г создал его тело из «праха земли», взятого в том самом месте, где позже поставили жертвенник Иерусалимского Храма. На этом месте люди искупали свои грехи: принесенное в жертву животное сохраняло человеческую жизнь. Когда Тора говорит, что «Его народ будет искуплен через его землю» (Дварим 32:27), имеется в виду тот самый прах, взятый на месте жертвенника и использованный для сотворения основателя человеческого рода. Этот прах и доныне присутствует во плоти каждого смертного (ибо все люди — потомки Адама), накрепко привязывая его к месту рождения человечества — Храмовой горе. Это означает, что путь к искуплению открыт для каждого человека.

Как упоминалось ранее, Эрец Исраэль представляет собой квинтэссенцию вселенной. Лучшая часть этой земли была использована Всевышним для создания первого человека — Адама. После того как Создатель вдохнул в материальное тело Свою Б-жественную душу, человек занял особое место среди всех живых существ, ибо он был создан «по образу Б-га». Б-г возвысил человека, назначив его Своим представителем в нижних мирах. Утверждая, что очертания Святой Земли напоминают человека, традиция подчеркивает уникальную связь между Эрец Исраэль и Адамом.

Древние карты

Границы Израиля менялись в разные периоды истории. Вначале это была территория, обещанная Аврааму. Ее границы можно считать теоретическими. Затем говорится о земле, завоеванной Иеошуа, и, наконец, речь идет о стране, которой Эзра и его соратники после возвращения из Вавилонского плена вернули название Израиль.В соответствии с еврейским законом каждая из этих территорий имеет свое собственное значение и отдельный статус.

Б-жественное обетование

«В тот день заключил Ашем с Авраамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки Ефрат» (Берешит 15:18). Хотя здесь упоминаются только две границы — северная и южная, они охватывают большую территорию по срав63

нению с другими описаниями Эрец Исраэль в Торе. В нее входят полоса Газы и — по мнению некоторых мудрецов — Заиорданье.

Те же самые границы упоминаются и в книге Шмот (23:31): «И проведу пределы твои от моря Суф до моря филистимлян, и от пустыни до реки». Море Суф — это северный берег Эйлатского залива, а море филистимлян — Средиземное море; под «рекой» подразумевается Ефрат, а пустыня — это Синай (см. карту 1).

Подарок Аврааму

Рамбан отмечает, что Б-г трижды заявлял о Своем намерении даровать Аврааму землю, в которой будут жить его потомки. Когда Авраам впервые вступил на Святую Землю, Б-г пообещал ему: «Потомству твоему отдам Я эту Землю» (Берешит 12:7). О границах ничего не было сказано, и владения Авраама были ограничены только той территорией, по которой он странствовал, ибо в те времена только так можно было утвердить свои юридические права на тот или иной участок земли.

Во второй раз Авраам услышал это обещание, когда прошел многочисленные испытания, ожидавшие его в Земле Израиля, и Ашем решил вознаградить его. «Подними глаза твои и посмотри с места, на котором ты стоишь, к северу и к югу, и к востоку, и к западу. Всю землю, которую ты видишь, дам Я тебе и потомству твоему навеки» (Берешит 13:14). Согласно мнению Мальбима, Ашем дал Аврааму всю территорию в пределах абсолютных и объективных границ Эрец Исраэль. Авраам окинул ее своим духовным взором, способным различать места, где святость Израиля переходила в заурядность хуц лаарец. С того самого момента Эрец Исраэль стала проявлять присущую ей святость.

В третий раз Б-г определил границы Земли Израиля и указал те десять народов, которые занимали ее в то время. При этом Он укрепил свой завет с Авраамом, заверив его, что никакие грехи не лишат его потомство права на эту землю. Это обещание было отмечено Заветом Обрезания. Отныне Эрец Исраэль становится «вечной собственностью» потомков Авраама. Даже если в будущем они будут высланы из этой земли, то все равно со временем вернутся и вступят во владение ею.

В этот момент вступило в силу особое Провидение Всевышнего по отношению к Стране Израиля и Аврааму. Свое обещание Создатель завершил следующими словами: «И буду им Б-гом» (Берешит 17:8). Тем самым Он как бы сказал: «Только Я буду править тобой и этой Землей (когда твои потомки унаследуют ее), и никакие посредники — звезды, созвездия или другие небесные силы — не будут иметь на вас никакого влияния».

Десять народов, которые семь

Раши, цитируя мидраш, сообщает: хотя Б-г обещал, что потомки Авраама унаследуют территорию, занятую десятью народами, фактически были покорены только семь из них: ханаанцы, хетейцы, перизиты, амориты, иевуситы, гиргашиты и рефаимы. Земли, принадлежащие трем другим народам — кенитам, кинизитам и кадмонитам, — перейдут во владение детей Авраама только в будущем, когда приход Машиаха принесет всем народам гармонию, открытые границы и истинный мир. Поэтому, когда мы читаем в Писании о «семи» народах, населявших Эрец Исраэль, речь идет лишь о тех, которые были покорены Иеошуа и с которыми Моше велел начать войну.

Три оставшихся народа

Хотя Ашем обещал Аврааму, что Эрец Исраэль объединит земли, принадлежащие всем десяти народам, и что для этого потребуется их насильственное покорение, данное пророчество может целиком исполниться только в эпоху Машиаха.

Каждый из этих десяти народов воплощал в себе одну из высших сил нечистоты. Эти силы можно расставить в иерархическом порядке. Народы, представлявшие шесть низших сил, Иеошуа покорил военным путем, седьмой народ эмигрировал и ассимилировался. В то время еврейский народ еще не достиг такого уровня духовной чистоты, чтобы быть в состоянии одолеть все десять сил нечистоты. Грех золотого тельца ослабил его, и мы до сих пор ощущаем последствия этого падения. Лишь в эпоху Машиаха, когда все народы полностью реализуют свой духовный потенциал, эта работа будет завершена. И тогда, спустя четыре тысячи лет, осуществится, наконец, пророчество, данное Б-гом Аврааму.

Таинственные хивиты

Одним из шести покоренных Иеошуа народов были хивиты. Однако Авраам не получал никаких обещаний относительно народа, носящего такое название. Загадочный псевдоним содержит глубокий смысл. По-арамейски хиви означает «змея»; название народа намекает на змея, соблазнившего Адама и Хаву. В соответствии с еврейской традицией это существо является архетипом зла и коварства. Все прошлое и будущее зло в любом его проявлении — скрытом или откровенно грубом — ведет свое начало от этого гнусного змея. Гиргашиты/хивиты фактически не были покорены, а сумели бежать и впоследствии смешались с другими народами, которым передались и их пороки.

Как уже говорилось, десять безнравственных языческих народов, занимавших территорию Эрец Исраэль, олицетворяли десять аспектов зла, которые можно подавить лишь равной им силой святости. Речь идет о духовной чистоте, которой народ Израиля сумеет достигнуть лишь в эпоху Машиаха. Сами имена этих народов дают нам ключ к разгадке будущих событий, вследствие которых планета очистится от порока. Змеиные силы зла будут вытеснены (гиргаш) и сметены.

После этого наступит эра залечивания ран (рефуа), которая завершится Б-жественным Откровением — открытием Лица Превечного (кадмони). В результате всех этих событий мир превратится в Райский сад, но на этот раз в нем не будет змея (хиви).

Только с любовью к Всевышнему.

Карта 1: Границы,обещанные праотцам. Включают территории Десяти народов. Сегодня точное расположение этих границ неизвестно. Некоторые авторитеты включают в них весь Синайский полуостров, другие проводят восточную границу по Ефрату до Персидского залива.

Б-г прямо говорит нам, что расширение границ занимаемой нами земли зависит от нашей готовности служить Ему и выполнять законы Торы, как сказано: «А когда расширит Ашем, Б-г твой, пределы твои, как поклялся Он отцам твоим... будешь соблюдать все эти заповеди... любить Ашема, Б-га твоего, и ходить путями его...» (Дварим 19:8). Б-г решил, что евреи, жившие в эпоху Иеошуа, достойны получить земли семи народов. Территория, заселенная тремя народами, осталась непокоренной из-за совершенных евреями грехов. В будущем, если захочет Всевышний, мы обрежем наши сердца и удалим с них последнюю нечистоту, мешающую нам осуществить волю Ашема. И тогда проявятся истинные, совершенные границы Эрец Исраэль. Так обещал Он патриархам, и в их заслугу это обещание осуществится.

Первая волна: олей Мицраим

Вторая древняя карта

В книге Бемидбар (34:3-12) дается подробное описание границ Эрец Исраэль с указанием более пятнадцати ориентиров. Начиная с Соленого моря на востоке граница прочерчивается по часовой стрелке на юг (Маале Акрабим) и на запад (Кадет Барнеа) до реки Египетской (Вади Эль Ариш) на побережье. Затем она тянется по средиземноморскому побережью вверх до горы Хор. Оттуда граница уходит вглубь континента до Хацар-Эйнана и затем поворачивает на юг к озеру Кинэрет. Пройдя вдоль реки Иордан, она вновь достигает Соленого моря. Так выглядит карта Эрец Исраэль. Существуют, однако, сомнения относительно положения многих ориентиров. Например, какую из вершин Тора называет горой Хор? Среди топографов нет единого мнения. Расхождения во мнениях, если перенести их на карту, достигают иногда 200 миль. Спорят также относительно местонахождения северо-восточной точки (Хацар-Эйнан) и южной точки (Маале Акрабим). Некоторые картографы считают, что в указанные Торой границы следует включать Синайскую пустыню до Эйлата, другие устанавливают южный рубеж всего в пятидесяти милях к югу от Беэр-Шевы, получается разница более, чем в 400 квадратных миль (см. карту 2).

Для чего Тора так подробно описывает границы Эрец Исраэль, посвящая этой теме целых десять стихов? Не проще ли было б обозначить территорию в общих чертах и предоставить истории самой определить ее рубежи в соответствии с экономической и военной необходимостью? Границы Израиля нельзя считать случайными. Ведь эта земля и только она пронизана святостью, а, значит, ее топография заслуживает серьезного внимания. Например, существуют определенные мицвот (заповеди), которые соблюдаются только в Стране Израиля и больше ни в каком другом месте на планете. Следовательно, мы должны точно знать границы Святой Земли, чтобы не ошибиться в исполнении мицвот.

Когда двенадцать колен вступили в Эрец Исраэль, они не сразу заняли всю ее территорию. Они должны были постепенно вступать во владение своим наследством, как сказал им Ашем: «Мало-помалу буду прогонять их (врагов) от тебя» (Шмот 23:30). Лишь четыре столетия спустя, в царствование Шломо, евреи расселились по всей Эрец Исраэль.

Переход из пустыни в Святую Землю

Вступление в Святую Землю было по-настоящему трудным испытанием молодого народа, особенно если учесть дополнительные проблемы, с которыми пришлось столкнуться евреям. Будущее сулило им почти непрерывные войны. Вступление в Израиль заставляло заботиться о своем пропитании и удовлетворении других материальных нужд. И, наконец, они потеряли Моше, своего пастыря и учителя, без участия которого не решался ни один вопрос. Трудно даже вообразить, как невероятно тяжело было им лишиться привычного «пустынного» образа жизни, в условиях враждебного окружения взвалить на свои плечи ответственность за решение жизненно важных вопросов. Смерть Моше создала гнетущий вакуум, который не так-то легко было заполнить. Евреи столь тяжело переживали эту утрату, что сразу забыли тысячи законов, а смысл многих других стал для них непонятен. В день, когда умер Моше, перестала падать манна, которую они до сих пор получали только благодаря его заслугам. Но Бг смилостивился над евреями, и еще более месяца, пока они не пересекли границу Эрец Исраэль, их котелки чудесным образом наполнялись пищей. Но их энтузиазм и вера в будущее сменились растерянностью и пессимизмом.

Иеошуа как лидер

Благодаря пророчеству, Моше назначил Иеошуа бин Нуна своим преемником. Моше объявил об этом и повелел ему: «Крепись и мужайся, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Ашем поклялся дать отцам» (Дварим 31:7). Б-г также выказал доверие к Иеошуа как к преемнику Моше. Он позволил Иеошуа действовать по своему усмотрению в одном эпизоде, несмотря на противодействие совета семидесяти старейшин. Ашем сказал ему: «Приведи их в землю даже против их желания. Если нужно, возьми палку и разможжи им головы!» Кроме того, Б-г обещал Иеошуа, что его власть будет прочной, и никто не станет посягать на нее, что его пророческий дар не исчезнет, и что он обязательно доживет до того времени, когда еврейский народ поселится в Святой Земле. Сияющее солнце Моше закатилось навсегда, но вместо него взошла и разогнала ночную тьму яркая звезда Иеошуа.

И все-таки народ не принял его с распростертыми объятиями. Да, он был пророком, и не было ему равных среди них по святости и знаниям, но до уровня Моше он явно не дотягивал. Особенно, если учесть забвение тысяч законов со смертью Моше. Народ был так огорчен этой потерей, что в отчаянии чуть было не лишил Иеошуа жизни. Б-г отвел их гнев, потребовав начать приготовления к войне с Ханааном. Напряженная подготовка к военным действиям, а также чудеса, происшедшие на реке Иордан, заставили их вскоре забыть свой гнев и признать Иеошуа своим достойным и законным вождем.

Главнокомандующий вооруженными силами израильтян Иеошуа бин Нун был образцовым вождем. Он оказался не только прилежным учеником Моше и непревзойденным знатоком Торы, но и заслужил славу крупного военачальника. Его талант раскрылся в ходе многочисленных сражений, которые евреи вели в пустыне со своими врагами.

Заповедь уничтожить семь народов

Как только еврейский народ перешел Иордан, вступил в силу целый ряд предписанных ранее заповедей. Первая же из них повелевала уничтожить семь хананейских племен. Она записана в книге Дварим 7:1-2: «Когда введет тебя Ашем, Б-г твой, в землю... изгонит Он многие народы от лица твоего... семь народов, более многочисленных и более сильных, чем ты. И когда предаст их тебе Ашем, Б-г твой, и ты поразишь их, то совершенно разгроми их. Не заключай с ними союза и не щади их». Эта война была заповедана Торой, поэтому каждый еврейский мужчина обязан был в ней участвовать. В этом состояло ее коренное отличие от последующих войн, которые нельзя было начать, не заручившись согласием Санхедрина — высшего административного и законодательного органа в Израиле. Более того, всякий уклоняющийся от участия в общем деле и не выполняющий приказа в период ведения военных действий считается нарушившим запрещающую заповедь — «Не оставляй в живых ни души» (Дварим 20:16).

Евреи никогда не отличались кровожадностью. Упомянутая заповедь, предписывающая истребить целый народ, никак не увязывалась с глубоко укоренившимся в их сердцах принципом святости человеческой жизни. Но Всевышний требовал от них беспрекословного выполнения Его воли; к тому же они прекрасно видели, насколько низко пали эти племена, до какой бездны разврата и позора они дошли. Те, кому было поручено ухаживать за царским садом, позорили его и взбунтовались, отказавшись вернуть этот сад верным слугам Царя. Теперь им предстояло понести заслуженное наказание за свой бунт.

Ультиматум Иеошуа

Прежде чем отдать приказ о переходе через Иордан, Иеошуа предъявил хананейцам ультиматум, состоящий из трех пунктов:

1. Всякий, кто предпочтет покинуть Эрец Исраэль, получит такую возможность и ему не будет причинено никакого вреда.

2. Тот, кто захочет остаться в стране, должен принять следующие условия:

а) соблюдать семь законов потомков Ноаха, обязательных для всего человечества;

б) платить особый налог;

в) признать за собой статус граждан, пользующихся ограниченными правами.

Всякий, кто безоговорочно примет эти условия, получит возможность безопасного существования в Эрец Исраэль в качестве нашего соседа.

3. И, наконец, всякий, кто решит оказать сопротивление нашему расселению на этой земле, будет считаться нашим врагом.

Гиргашиты предпочли первый вариант и в полном составе эмигрировали в Африку. Жители города Гивон пошли по второму пути (см. книгу Иеошуа 9), однако они приняли свое решение после того, как Иеошуа покорил города Иерихо и Ай. Поэтому гивониты опасались, что триумф израильтян свел на нет возможность для них остаться в Эрец Исраэль на условиях, оговоренных во втором пункте, поскольку одно из хананейских племен уже начало военные действия. Не видя другого выхода, они придумали хитроумный план, решив выдать себя за посланников другой страны. Они облачились в запыленные истрепанные одежды, чтобы походить на утомленных долгим путешествием странников. В их дорожных котомках лежали лишь сухие заплесневелые хлебные корки, а от запасов воды не осталось ни капли. Они стали умолять Иеошуа пустить их в страну как лояльных граждан, дать им возможность жить вместе с евреями в мире и безопасности. Проведя весьма поверхностную проверку, Иеошуа согласился выполнить их просьбу и заключил с ними мирный договор, не посоветовавшись предварительно со Всевышним. Вскоре, однако, истина была раскрыта. Мирный договор был объявлен недействительным на том основании, что в нем отсутствовал пункт о налогообложении гивонитов и их неполных гражданских правах. Таким образом, выяснилось, что гивониты просто не выполнили условия второго пункта ультиматума, и поэтому по закону им полагалась смертная казнь за принадлежность к племени хананейцев. Но чтобы не дать повод другим народам сказать, будто израильтяне нарушают собственные клятвы, Иеошуа решил не аннулировать подписанное соглашение и принять гивонитов на условиях второго пункта ультиматума, избежав таким образом осквернения Имени Всевышнего. Те согласились и, получив статус неполноправных граждан, остались в стране. Впоследствии они стали заниматься доставкой воды в Храм. Их мужчины прошли обрезание, но браки с евреями им были запрещены. Все остальные народы Ханаана стали готовиться к войне.

«Не заключай с ними союза»

Третья из заповедей, определяющих отношение евреев к хананейским племенам, гласит: «Не заключай союза ни с ними, ни с их богами» (Шмот 23:32). На первый взгляд, Тора противоречит сама себе: если евреям было приказано «совершенно разгромить их», о каком союзе может идти речь? Разве можно вести переговоры с уже не существующим народом? Однако Б־г предвидел неспособность израильтян выполнить Его заповедь уничтожения хананейцев, как сказано: «Вот те народы, которые Б-г оставил, чтобы испытать израильтян...» (Шофтим 3:1). Евреи не только не тронули гражданское население, но даже установили с ним вполне дружеские отношения, вплоть до возникновения проблемы смешанных браков. Запрет заключения союзов с врагом и был той оградой, с помощью которой Всевышний стремился предотвратить сближение евреев с народами Ханаана. Зная наперед, что евреи могут не исполнить Его Высочайшую Волю и отказаться очистить Святую Землю от семи порочных языческих народов, Он предусмотрел второй, хотя и менее желательный, вариант. Союз с этими народами давал им законное право на существование и, в конечном счете, мог привести к заключению смешанных браков, вот почему в Писании сказано, что заключивший с ними союз, признает, тем самым, и их богов.

Страна чудес

Рассечение вод Иордана

Дважды в истории Б-г разделял воды ради еврейского народа. В первый раз он рассек Красное море во время Исхода из Египта. Второй раз это произошло, когда Иеошуа вел евреев в Эрец Исраэль через Иордан. Как сказано в одном из псалмов: «Море увидело и побежало, Иордан обратился вспять» (Теилим 114:3). Однако между этими двумя событиями есть существенная разница. Когда вышедшие из Египта евреи добрались до Красного моря, они увидели себя в безвыходном положении. Сзади их настигала египетская армия, а путь вперед преграждала морская пучина. Бежать было некуда. Оставалось лишь надеяться на чудо. И чудо произошло: море расступилось, и евреи были спасены.

Когда же возглавляемая Иеошуа еврейская армия подошла к реке Иордан, за ней никто не гнался. Наоборот, евреи должны были вступить на территорию, контролируемую вражескими силами. Ширина Иордана составляла всего около тридцати метров, и для переправы можно было использовать мост или лодку. Зачем же тогда Всевышнему потребовалось рассечь воды Иордана? У этого чуда была двойная цель. Вопервых, оно должно было напомнить евреям, как Моше провел их через Красное море, и, таким образом возвысить в их глазах Иеошуа бин Нуна, показав его достойным преемником Моше и бесспорным руководителем нации. И, во-вторых, Ашем хотел внушить страх ханаанским народам и вывести их из равновесия. Обе цели были достигнуты. Переход через Иордан совершился во вторник 10-го нисана 1270 г. до н.э. «В тот день Ашем возвеличил Иеошуа перед глазами всего Израиля; и стали они бояться его так же, как боялись Моше...» (Иеошуа 4:14). «И было: как услышали... все цари ханаанские,... что иссушил Ашем воды Иордана,... оробело сердце их « (там же 5:1).

Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им. Теперь они точно знали, что успех обеспечен, Эрец Исраэль будет покорена. Чтобы усилить это впечатление и придать Своей Воле большую убедительность, Ашем повелел им при переходе через Иордан изменить порядок построения двенадцати колен. Во время странствования по пустыне Ковчег Завета несли левиты, следовавшие за коленами Иеуды и Реувена, которые возглавляли колонну. Теперь левиты передали Ковчег коэнам, вставшим впереди всей процессии. Когда коэны вошли в реку, воды немедленно расступились. Было видно издалека, как к небу взметнулись две гигантские водяные стены, открывшие путь еврейскому народу для триумфального вступления на свою землю. Мальбим приводит следующее образное сравнение: когда войско готовится к покорению чужих земель, царь становится во главе его. Всеми своими действиями он хочет показать, что является главнокомандующим своей армии и будущим повелителем страны, которую предстоит покорить. Подобно тому, как боевые колонны воинов почтительно расходятся, открывая путь царю, стража распахивает перед ним ворота, точно так же разошлись воды Иордана, чтобы позволить посланникам Царя Царей войти в Святую Землю.

Вопреки законам природы

Рассечение вод Иордана было первым из серии чудес, совершенных Всевышним для своего народа в Эрец Исраэль. Солнце и луна целые сутки стояли неподвижно над аялонской долиной, чтобы позволить армии Иеошуа завершить разгром аморитов (Иеошуа 10:12-15). Во время боя в Бет Хороне на головы врагов прямо с неба падали огромные валуны (там же 10:11).

При царе Хизкияу 185-тысячная армия Санхерива, готовившаяся к осаде Иерусалима, за одну ночь вымерла целиком (II Цари 19). В книгах пророков и в Устной традиции можно найти множество такого рода историй, когда Б-г чудесным образом вмешивался в ход событий на стороне своего народа.

Чудо происходит в тех случаях, когда Всевышний желает изменить раз и навсегда установленный, естественный порядок вещей. Какую бы цель ни преследовал Ашем — спасти одного человека или целый народ, или проявить Свое могущество — совершенное Им чудо доказывает Его полную и безраздельную власть над человеком и природой. Хотя Б-г вездесущ, мы особенно наглядно убеждаемся в Его Присутствии, когда совершается что-то «невозможное», например, рассечение моря или избавление малого народа от власти другого народа, более сильного и многочисленного.

В Эрец Исраэль Его власть ощущается гораздо сильнее, чем где бы то ни было. «Это земля, о которой Ашем, Б-г твой, печется, — глаза Ашема, Б-га твоего, непрестанно на ней» (Дварим 11:12). В связи с этим давайте же вспомним законы, установленные в память о свершившихся чудесах.

Законы, связанные с посещением мест, где совершались чудеса

1. При посещении мест, где Б-г совершал чудеса ради еврейского народа, следует произнести следующее благословение: «Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудеса ради наших отцов в этом месте».

2. Это благословение произносится только, если человек не посещал это место в течение тридцати дней (без учета нынешнего дня и дня последнего посещения). Если, проходя мимо памятного места в пределах упомянутого 30-дневного периода, Вы не прочли благословение или не знали о святости этого места, все равно нельзя произносить благословение, пока не пройдет еще 30 дней.

3. Многие исторические объекты в Израиле связаны с покорением страны армией Иеошуа; среди них — место, где расступились воды Иордана («и народ переходил против Иерихо» — Иеошуа 3:16); где валуны падали с неба на головы хананейцев (рядом с Бет Хороном); и, конечно же, остатки провалившихся в землю древних стен Иерихо. Однако, если вы не знаете точного расположения места совершения чуда, благоеловение читать нельзя. (Вместо этого при виде, например, какого-то участка реки Иордан можно прочесть хвалебную песнь.) По другим причинам упомянутое благословение не произносят на горе Кармель, где пророк Элияу воздвиг жертвенник (I Цари 18), а также возле стен Старого города в Иерусалиме, где чудесным образом в одну ночь вымерла вся армия Санхерива (II Цари 19:35).

4. Существует еще одно благословение; его произносят в память о чуде, публично совершенном ради крупного праведника. «Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудо ради праведных в этом месте». В качестве примера можно вспомнить львиную яму, в которую бросили Даниэля (Даниэль 6), а также горящую печь, из которой были спасены Ханания, Мишаэль и Азария (там же 3:13-30). Сегодня мы не знаем точного расположения этих мест.

5. Писание рассказывает, что жена Лота превратилась в соляной столб (Берешит 19:26). На этом месте произносят два благословения: «Благоеловен... Судия истинный» и «Благословен... помнящий праведных».

6. Всякий, кому удалось избежать опасности благодаря чуду, произносит благословение Агомель

во время чтения Торы в синагоге. Сделать это надо не позже, чем через три дня после происшедшего события. «Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, воздающий добром, который воздал мне всеми видами добра». Не нужно ничего произносить в момент совершения чуда. Однако в следующий раз, когда человек минует место совершения чуда , он благословляет: «Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший для меня чудо в этом месте». Благословение произносят, даже если от памятного события не осталось никаких видимых следов. Его разрешается повторять через каждые 30 дней до конца жизни. Потомки того, с кем произошло чудо (даже те, кто родился до этого события), также могут читать это благоеловение при посещении памятного места. Сын или дочь говорит: «Благословен... совершивший чудо для моего отца в этом месте», а внук благословляет Всевышнего так: «... совершивший чудо для моего деда в этом месте».

Песнь Иордана

Живший в XIV веке рабби Иштори Апархи сочинил стихотворение, которое читают при виде реки Иордан.

На берегу Иордана буду я благословлять, восхвалять, превозносить и благодарить Имя Твое,

Для народа Своего рассек Ты его, как море Красное...

И для Элияу разделил Ты (его... прежде чем тот вознесся к небу на колеснице); и так же для Элиши (его ученика), который не спешил, когда Иордан расступился перед ним.

Обнажена была Твоя святая десница (Ты проявил господство над законами природы), о, несущий спасение смиренному на роду. Поступай, как считаешь нужным, О, спаситель Циона.

Обрезание у Гильгаля

На следующий день после вступления в Израиль Иеошуа обрезал всех мужчин, родившихся в пустыне. Левиты и отдельные праведники выполняли эту мицву даже во время сорокалетнего странствования по пустыне. Остальной народ на законных основаниях воздерживался от этого священного обряда, чтобы не подвергать опасности жизнь детей. Б-г вел евреев по пустыне, и никто не знал, что случится с ними на следующий день. Если столб дыма стоял неподвижно над Мишканом, они не двигались с места. Если же столб поднимался, они складывали вещи и отправлялись в путь, следуя за Облаком Славы. В таких условиях было опасно делать обрезание новорожденному младенцу, так как легко было занести инфекцию. Лихорадочные сборы и тяготы похода тоже могли поставить под угрозу жизнь ребенка. За все время их скитаний по пустыне целительный северный ветерок не подул ни разу, чтобы не сместить Облако Славы. Поскольку Санхедрин не мог гарантировать безопасность детей, он решил не заставлять народ выполнять заповедь обрезания. Но теперь, расположившись у Гильгаля и не опасаясь нападения хананейских племен, временно парализованных ужасом при виде сверхъестественных явлений природы, которые сопровождали переход евреев через Иордан, народ почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы исполнить эту драгоценнейшую заповедь.

Карта 2: Первое завоевание — Олей Мицраим (ок. 1200 г.до н. э.), как оно описано в Торе (Бемидбар 34:3-12). На территории, завоеванной Моше в Заиорданьи, поселились колена Реувена, Гада и половина колена Менаше.

Страна чудес

Рассечение вод Иордана

Дважды в истории Б-г разделял воды ради еврейского народа. В первый раз он рассек Красное море во время Исхода из Египта. Второй раз это произошло, когда Иеошуа вел евреев в Эрец Исраэль через Иордан. Как сказано в одном из псалмов: «Море увидело и побежало, Иордан обратился вспять» (Теилим 114:3). Однако между этими двумя событиями есть существенная разница. Когда вышедшие из Египта евреи добрались до Красного моря, они увидели себя в безвыходном положении. Сзади их настигала египетская армия, а путь вперед преграждала морская пучина. Бежать было некуда. Оставалось лишь надеяться на чудо. И чудо произошло: море расступилось, и евреи были спасены.

Когда же возглавляемая Иеошуа еврейская армия подошла к реке Иордан, за ней никто не гнался. Наоборот, евреи должны были вступить на территорию, контролируемую вражескими силами. Ширина Иордана составляла всего около тридцати метров, и для переправы можно было использовать мост или лодку. Зачем же тогда Всевышнему потребовалось рассечь воды Иордана? У этого чуда была двойная цель. Вопервых, оно должно было напомнить евреям, как Моше провел их через Красное море, и, таким образом возвысить в их глазах Иеошуа бин Нуна, показав его достойным преемником Моше и бесспорным руководителем нации. И, во-вторых, Ашем хотел внушить страх ханаанским народам и вывести их из равновесия. Обе цели были достигнуты. Переход через Иордан совершился во вторник 10-го нисана 1270 г. до н.э. «В тот день Ашем возвеличил Иеошуа перед глазами всего Израиля; и стали они бояться его так же, как боялись Моше...» (Иеошуа 4:14). «И было: как услышали... все цари ханаанские,... что иссушил Ашем воды Иордана,... оробело сердце их « (там же 5:1).

Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им. Теперь они точно знали, что успех обеспечен, Эрец Исраэль будет покорена. Чтобы усилить это впечатление и придать Своей Воле большую убедительность, Ашем повелел им при переходе через Иордан изменить порядок построения двенадцати колен. Во время странствования по пустыне Ковчег Завета несли левиты, следовавшие за коленами Иеуды и Реувена, которые возглавляли колонну. Теперь левиты передали Ковчег коэнам, вставшим впереди всей процессии. Когда коэны вошли в реку, воды немедленно расступились. Было видно издалека, как к небу взметнулись две гигантские водяные стены, открывшие путь еврейскому народу для триумфального вступления на свою землю. Мальбим приводит следующее образное сравнение: когда войско готовится к покорению чужих земель, царь становится во главе его. Всеми своими действиями он хочет показать, что является главнокомандующим своей армии и будущим повелителем страны, которую предстоит покорить. Подобно тому, как боевые колонны воинов почтительно расходятся, открывая путь царю, стража распахивает перед ним ворота, точно так же разошлись воды Иордана, чтобы позволить посланникам Царя Царей войти в Святую Землю.

Вопреки законам природы

Рассечение вод Иордана было первым из серии чудес, совершенных Всевышним для своего народа в Эрец Исраэль. Солнце и луна целые сутки стояли неподвижно над аялонской долиной, чтобы позволить армии Иеошуа завершить разгром аморитов (Иеошуа 10:12-15). Во время боя в Бет Хороне на головы врагов прямо с неба падали огромные валуны (там же 10:11).

При царе Хизкияу 185-тысячная армия Санхерива, готовившаяся к осаде Иерусалима, за одну ночь вымерла целиком (II Цари 19). В книгах пророков и в Устной традиции можно найти множество такого рода историй, когда Б-г чудесным образом вмешивался в ход событий на стороне своего народа.

Чудо происходит в тех случаях, когда Всевышний желает изменить раз и навсегда установленный, естественный порядок вещей. Какую бы цель ни преследовал Ашем — спасти одного человека или целый народ, или проявить Свое могущество — совершенное Им чудо доказывает Его полную и безраздельную власть над человеком и природой. Хотя Б-г вездесущ, мы особенно наглядно убеждаемся в Его Присутствии, когда совершается что-то «невозможное», например, рассечение моря или избавление малого народа от власти другого народа, более сильного и многочисленного.

В Эрец Исраэль Его власть ощущается гораздо сильнее, чем где бы то ни было. «Это земля, о которой Ашем, Б-г твой, печется, — глаза Ашема, Б-га твоего, непрестанно на ней» (Дварим 11:12). В связи с этим давайте же вспомним законы, установленные в память о свершившихся чудесах.

Законы, связанные с посещением мест, где совершались чудеса

1. При посещении мест, где Б-г совершал чудеса ради еврейского народа, следует произнести следующее благословение: «Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудеса ради наших отцов в этом месте».

2. Это благословение произносится только, если человек не посещал это место в течение тридцати дней (без учета нынешнего дня и дня последнего посещения). Если, проходя мимо памятного места в пределах упомянутого 30-дневного периода, Вы не прочли благословение или не знали о святости этого места, все равно нельзя произносить благословение, пока не пройдет еще 30 дней.

3. Многие исторические объекты в Израиле связаны с покорением страны армией Иеошуа; среди них — место, где расступились воды Иордана («и народ переходил против Иерихо» — Иеошуа 3:16); где валуны падали с неба на головы хананейцев (рядом с Бет Хороном); и, конечно же, остатки провалившихся в землю древних стен Иерихо. Однако, если вы не знаете точного расположения места совершения чуда, благоеловение читать нельзя. (Вместо этого при виде, например, какого-то участка реки Иордан можно прочесть хвалебную песнь.) По другим причинам упомянутое благословение не произносят на горе Кармель, где пророк Элияу воздвиг жертвенник (I Цари 18), а также возле стен Старого города в Иерусалиме, где чудесным образом в одну ночь вымерла вся армия Санхерива (II Цари 19:35).

4. Существует еще одно благословение; его произносят в память о чуде, публично совершенном ради крупного праведника. «Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудо ради праведных в этом месте». В качестве примера можно вспомнить львиную яму, в которую бросили Даниэля (Даниэль 6), а также горящую печь, из которой были спасены Ханания, Мишаэль и Азария (там же 3:13-30). Сегодня мы не знаем точного расположения этих мест.

5. Писание рассказывает, что жена Лота превратилась в соляной столб (Берешит 19:26). На этом месте произносят два благословения: «Благоеловен... Судия истинный» и «Благословен... помнящий праведных».

6. Всякий, кому удалось избежать опасности благодаря чуду, произносит благословение Агомель

во время чтения Торы в синагоге. Сделать это надо не позже, чем через три дня после происшедшего события. «Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, воздающий добром, который воздал мне всеми видами добра». Не нужно ничего произносить в момент совершения чуда. Однако в следующий раз, когда человек минует место совершения чуда , он благословляет: «Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший для меня чудо в этом месте». Благословение произносят, даже если от памятного события не осталось никаких видимых следов. Его разрешается повторять через каждые 30 дней до конца жизни. Потомки того, с кем произошло чудо (даже те, кто родился до этого события), также могут читать это благоеловение при посещении памятного места. Сын или дочь говорит: «Благословен... совершивший чудо для моего отца в этом месте», а внук благословляет Всевышнего так: «... совершивший чудо для моего деда в этом месте».

Песнь Иордана

Живший в XIV веке рабби Иштори Апархи сочинил стихотворение, которое читают при виде реки Иордан.

На берегу Иордана буду я благословлять, восхвалять, превозносить и благодарить Имя Твое,

Для народа Своего рассек Ты его, как море Красное...

И для Элияу разделил Ты (его... прежде чем тот вознесся к небу на колеснице); и так же для Элиши (его ученика), который не спешил, когда Иордан расступился перед ним.

Обнажена была Твоя святая десница (Ты проявил господство над законами природы), о, несущий спасение смиренному на роду. Поступай, как считаешь нужным, О, спаситель Циона.

Обрезание у Гильгаля

На следующий день после вступления в Израиль Иеошуа обрезал всех мужчин, родившихся в пустыне. Левиты и отдельные праведники выполняли эту мицву даже во время сорокалетнего странствования по пустыне. Остальной народ на законных основаниях воздерживался от этого священного обряда, чтобы не подвергать опасности жизнь детей. Б-г вел евреев по пустыне, и никто не знал, что случится с ними на следующий день. Если столб дыма стоял неподвижно над Мишканом, они не двигались с места. Если же столб поднимался, они складывали вещи и отправлялись в путь, следуя за Облаком Славы. В таких условиях было опасно делать обрезание новорожденному младенцу, так как легко было занести инфекцию. Лихорадочные сборы и тяготы похода тоже могли поставить под угрозу жизнь ребенка. За все время их скитаний по пустыне целительный северный ветерок не подул ни разу, чтобы не сместить Облако Славы. Поскольку Санхедрин не мог гарантировать безопасность детей, он решил не заставлять народ выполнять заповедь обрезания. Но теперь, расположившись у Гильгаля и не опасаясь нападения хананейских племен, временно парализованных ужасом при виде сверхъестественных явлений природы, которые сопровождали переход евреев через Иордан, народ почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы исполнить эту драгоценнейшую заповедь.

Первый пасхальный седер за сорок лет

Обрезание было совершено 11-го нисана. А уже через три дня, в канун праздника Песах, евреи должны были приготовить пасхальных ягнят и принести их в жертву. Обрезание является одним из условий участия в пасхальных церемониях. Поскольку это было первое празднование Песаха после Исхода из Египта (для того, чтобы начать соблюдать данную заповедь, требовалось сперва войти в Святую Землю), следовало совершить ряд предварительных действий: сделать обрезание и пройти духовное очищение, включающее погружение в микву и окропление специально подготовленной святой водой. Очистив тела и души, евреи могли радостно встретить свой первый Песах, отпраздновав Исход из Египта и его благополучное завершение — вступление в Святую Землю.

Обрезание направляет сексуальные устремления человека в русло святости и духовности. Поэтому, как отмечает Рамбан, евреи должны были исполнить эту заповедь сразу же после прихода в Эрец Исраэль. Святость Земли Израиля оставалась до поры до времени нераскрытой, подобно посеянным, но не давшим всходов семенам. Как только еврейский народ перешел ее границу, Земля стала раскрывать перед ним заключенную в ней святость. Семена дали всходы, и евреи смогли с полным правом назвать свою страну Святой Землей. Их приход высвободил огромный запас энергии, которую следовало направить в нужное русло. Обрезание было необходимо для того, чтобы придать действиям евреев цельность и нужную направленность. Крайняя плоть олицетворяет клипот — силы зла и нечистоты, отдаляющие человека от Б-га. Удаление крайней плоти позволяет приблизиться к высшей чистоте «образа Б-жьего», посвятить все существо человека, включая половое влечение, служению Творцу. Поэтому, когда еврейский народ вступил в Святую Землю, он получил строгое предупреждение: «Только когда вы обрезаны и можете сдерживать свои чувственные желания, вам разрешено войти в Землю Обетованную и жить в ней. Но помните, если вы не сохраните этот уровень чистоты и предадитесь порокам «необрезанной плоти», земля изрыгнет вас, как изрыгает ныне развратных язычников».

Приношение Омера

Первой, совершенно новой заповедью, исполненной еврейским народом после вступления в Эрец Исраэль, стало приношение Омера. Книга Сефер ахинух объясняет, что соблюдение этой заповеди приносит благословение полевым злакам, дарует им крепость и изобилие. Эта связь заставляет человека задуматься о путях Всевышнего, о Его чудесах, поддерживающих из года в год жизнь на нашей планете. Приношение в Храм небольшой меры ячменной муки нового урожая давало возможность земледельцам Эрец Исраэль начать жатву на своих полях. Таким образом, жертва Омера подобна благословению перед едой, которое «разрешает» нам воспользоваться дарами Всевышнего.

На протяжении сорока лет странствий по пустыне еврейский народ не имел заботы о собственном пропитании. Подобно младенцу, питающемуся молоком матери, он получал с неба манну. «Детство» закончилось с переходом через Иордан. Маца, которую евреи ели во время пасхального седера, стала их первой земной пищей. После приношения Омера 16-го нисана Ашем дал разрешение убирать выращенный урожай и использовать его в пищу. Еврейский народ достиг зрелости и был в состоянии твердо стоять на собственных ногах и на собственной земле.

Мидраш в присущем ему иносказательном стиле сообщает, что Авраам удостоился получить в наследие Эрец Исраэль благодаря приношению Омера. Эти елова наших мудрецов сообщают, что данное Аврааму обещание наследования Земли его потомками могло осуществиться лишь после того, как евреи принесут Омер в жертву Всевышнему в положенное время. Хотя за пять дней до того евреи совершили обрезание, это не было новой мицвой — народ уже исполнял ее при выходе из Египта. Подобно этому первый пасхальный седер в Земле Израиля имел «предшественников»: седер в Египте и седер первого года странствий в пустыне. С приношением Омера евреи вошли в мир Торы, которая только теперь, после их прихода в Святую Землю, раскрылась перед ними во всей полноте.

Первые 14 лет покорения и освоения Эрец Исраэль

В первые четырнадцать лет покорения и заселения Святой Земли евреи были освобождены от выполнения большинства заповедей, связанных с пребыванием в ней. Говоря о некоторых заповедях, Тора предваряет их замечанием: «когда войдете в землю»; это значит, что данная заповедь вступит в силу лишь после завершения 14-летнего периода завоеваний, когда жизнь народа войдет в нормальную колею. Но есть и исключения из этого правила. Например, мицва отделения халы (части теста) для передачи ее коэнам и их семьям стала обязательной для исполнения сразу же после вступления в Святую Землю. То же самое относится к заповеди орла — запрету употреблять в пищу плоды дерева в первые три года после его посадки.

Райский сад на земле

«И когда войдете в страну и посадите все виды деревьев плодоносных... три года они будут запрещены (орла) вам» (Ваикра 19:23). Б-г повелевал евреям начать заселение страны с возделывания земли, а именно — с посадки плодовых деревьев. Мидраш отмечает, что таким образом Всевышний хотел внедрить в сознание народа один важный урок. Перед форсированием Иордана Моше велел им «следовать за Ашемом, Б-гом вашим... и прилепиться к Нему» (Дварим 13:5). Казалось бы, он требует от евреев невозможного. Как может простой смертный вознестись к небесам и прилепиться к Шехине! К тому же мы знаем, что «Б-г — огонь пожирающий» (Дварим 4:24). Тора говорит нам о том, что если идти путями Всевышнего, можно приблизиться к Нему и даже соединиться с Ним. Замечательный пример тому — мицва посадки деревьев. Подражая Творцу, который начал жизнь на земле с посадки Райского сада, Его дети также начали сажать деревья, как только вступили в Святую Землю. Если они и дальше будут скрупулезно выполнять законы, данные Всевышним, их страна превратится в земной Ган Эден (Райский сад).

Почему перестала падать манна

В каббалистических книгах говорится, что в период существования Храма плоды Эрец Исраэль были такими же сладкими и сказочно вкусными, как манна. Это объясняет, почему манна никогда не выпадала в Эрец Исраэль и почему народ никогда не жаловался на ее отсутствие.

Иеошуа добавляет вторую часть к Послетрапезному Благословению

Здоровая пища укрепляет союз тела и души. Б-г хочет, чтобы по окончании трапезы благодарили Его за посланное нам пропитание: «И будешь ты есть и насытишься, и благословлять будешь Ашема». (Дварим 8:10). Благословение, которое мы читаем после еды, состоит из нескольких частей, введенных в него в разное время. Первую часть «... питающий все» составил Моше.

Иеошуа добавил второе благословение, в котором выражается благодарность Всевышнему за то, что Он привел евреев в Святую Землю. «Благодарим Тебя, Ашем, Б-г наш, за то, что ты дал отцам нашим в наследие желанную, прекрасную и просторную землю...», ту самую землю, где похоронены наши праотцы и праматери, куда так стремился Моше, ту самую Землю Обетованную, текущую молоком и медом, унаследовать которую жаждали многие поколения евреев от Авраам до Моше. И вот, когда Иеошуа ввел наш народ в цветущую Б-жественную Эрец Исраэль, он составил вторую часть Благословения, чтобы благодарить Б-га за чудесный подарок всякий раз, когда мы «едим и насыщаемся».

Благодарим Тебя за землю и за завет, который Ты запечатлел на нашей плоти, и за Твою Тору, которой Ты научил нас». Мудрецы говорят, что в этом благоеловении необходимо упомянуть завет обрезания и дарование Торы. Оба они связаны с нашим правом на Землю. Авраам принял заповедь обрезания и за это получил в наследие Страну Израиля, как сказано в Берешит (17:8-9): «И дам тебе и потомству твоему после тебя Землю... ты же соблюдай завет Мой». А Тора является тем самым средством, благодаря которому евреи, из поколения в поколение, сохраняют за собой право на владение Эрец Исраэль, ибо сказано: «И дал Он им земли народов... чтобы они соблюдали заветы Его и хранили Его учение» (Теилим 105:44-45).

В начале второго благословения Иеошуа говорит о наследовани и земли и лишь затем о заповеди обрезания и Торе, хотя, если следовать хронологии, порядок должен быть обратным. Завет обрезания был дан еще Аврааму, Тору евреи получили во времена Моше, а Святую Землю унаследовали только при его преемнике Иеошуа. Ясно, однако, что текст благословения неслучаен, ведь Эрец Исраэль была обещана Аврааму задолго до обрезания и дарования Торы. Именно Земля стала главной целью, к которой вела вся цепь событий, происшедших впоследствии с еврейским народом. Пребывание в Египте и Исход, получение Торы, — все это было лишь прелюдией к вступлению в Эрец Исраэль, как сказано в Писании: «Я выведу вас изпод ига Египетского в землю...» (Шмот 3:17). Если бы не особая значимость Святой Земли, то отпала бы необходимость в самом Исходе. Б-г мог бы дать им Тору и в земле Гошен, уничтожить их поработителей и создать независимую еврейскую республику на территории Египта.

Яаков открыл путь к военным успехам израильтян

Как мог такой маленький и не имеющий боевого опыта народ-кочевник столь успешно воевать против численно пресвосходящих его и, на первый взгляд, более могущественных народов? Мудрецы говорят, что евреям помогало благословение, которое Всевышний дал Яакову за несколько сотен лет до описываемых событий. Когда Яаков шел из Беэр-Шевы в Харан, он заночевал на месте будущего Храма и увидел пророческий сон, в котором Б-г поклялся ему: «Землю, на которой ты лежишь, Я отдам тебе и твоему потомству» (Берешит 28:13). Талмуд объясняет, что в этот момент Всевышний свернул наподобие свитка всю Эрец Исраэль и положил ее под спящего Яакова. Таким образом, она целиком была включена в эту клятву, и поэтому потомки Яакова смогли в будущем ее завоевать. Данное Б-гом обещание стало существенным дополнением к завету, заключенному с Авраамом, ибо без активного вмешательства свыше для завоевания Эрец Исраэль потребовалось бы слишком много времени, человеческих жертв и материальных трат.

Еще одно доказательство активной заинтересованности Создателя в благоприятном исходе завоевания Эрец Исраэль приводит мидраш, объясняя стих: «Вот земля, которая упадет вам в наследие» (Бемидбар 34:2). Мидраш рассказывает, что Б-г сбросил с неба ангеловпокровителей семи народов Ханаана, связал их перед Моше и заявил: «Смотри, теперь они совершенно беспомощны». Тем самым Он прервал духовную линию жизни этих племен, обрекая их на поражение.

Иерихо: ключ к будущему

Иерихо был «столицей» зла. Ему не было равных в мерзости и разврате. Даже запоры на городских воротах были укреплены с помощью колдовства. Все семь ханаанских народов объединились для защиты этого средоточия нечистоты. Они разместили оборонительные отряды по всему периметру крепостной стены. Каждое из семи племен призвало на помощь дьявольскую магию и своих богов.

Взятие Иерихо

Проведя евреев через Иордан и тем самым показав Свою власть над водами, Б-г Израиля счел необходимым продемонстрировать, что и земля покорна Его воле. Подтверждением Его всемогущества стала блестящая победа еврейского народа над жителями Иерихо. Город был прекрасно укреплен. Казалось, взять его невозможно. Семь дней подряд армия израильтян обходила строем мощные городские укрепления. Впереди шли отряды из колена Реувена, Гада и Менаше. Далее шествовали семь коэнов, трубивших в бараний рог, а вслед за ними несли Ковчег Завета. Потом шли полки всех остальных колен, включая левитов. Завершали строй солдаты из колена Дана. В седьмой день — Шабат — евреи под трубные звуки шофаров обошли город семь раз. И вдруг гигантские и неприступные каменные стены Иерихо рухнули, не оставив после себя даже развалин, и евреи с победным кличем ринулись на решающий штурм. Город был полностью разрушен.

Молитва Алейну Лешабеах

Взятие Иерихо вошло в историю. В память о чудесном вмешательстве Б-га и Его решающем вкладе в победу были сочинены особые молитвы и хвалебные гимны. Наиболее известна среди них первая часть молитвы Алейну Лешабеах («Нам надлежит восхва¬

90лять...»), которую Иеошуа составил и впервые произнес в тот памятный день. Он сочинил ее в предвидении чуда и, как сообщает традиция, повторял текст в прямом и обратном порядке, пока обходил стены города, размышляя над тайным смыслом отдельных буквенных сочетаний. Позднее рабби Иоханан бен Заккай включил Алейну Лешабеах в число ежедневных молитв. Эта молитва охраняла еврейский народ после разрушения Второго Храма, когда силы зла и нечистоты вновь стали угрожать ему. В ней провозглашается безраздельная власть Б-га — Его всесилие и абсолютное Единство. Если эту истину произносить во всеуслышанье, силы зла будут скованы и уничтожены. Они не смогут питаться высшей энергией, которая порождается еврейской молитвой. Рабейну Ай Гаон пишет:«Никакая другая хвала Творцу не может сравниться с этой. Она возвышается над всеми другими хвалебными молитвами». Алейну надо читать с благоговением и сосредоточенностью, поскольку, как учит нас традиция, небесные воинства внимательно прислушиваются к молитве человека. Когда ангелы хором вторят ему: «Счастлив народ, утверждающий Единство Царства небесного. Счастлив народ, у которого Ашем — Б-г его» (Теилим 14:15), Всевышний внемлет им.

Семь лет войны

Несмотря на очевидную помощь Всевышнего, евреям пришлось воевать еще целых семь лет. Им удалось разбить тридцать одного ханаанского царя и овладеть значительной частью Эрец Исраэль. Однако лишь колена Иеуды, Эфраима и часть колена Менаше сумели полностью выкорчевать языческую нечистоту на занятых ими территориях.

Десять побед

В Писании дважды употребляется фраза «... когда Б-г приведет тебя в землю» (Шмот 13:5,11). Но между этими стихами есть одна разница. В первом случае слово «приведет тебя» содержит немой йуд, который отсутствует во втором стихе. Мудрецы учат, что буква йуд, численное значение которой равно десяти, указывает на десять блестящих побед, одержанных армией Иеошуа в Иерихо, Ае, Гивоне, Македе, Ливне, Лахише, Эглоне, Хевроне, Двире и Мероне. Второй стих, где этот йуд отсутствует, имеет в виду эпоху Машиаха, которая положит конец всем войнам.

Песнь победы

После победы над аморитами, когда солнце и луна остановились в небе, чтобы евреи успели завершить разгром врага, Иеошуа сочинил хвалебную песнь Творцу:

Как многочисленны дела Твои, Ашем, как велики и могучи Твои поступки. Кто может сравниться с Тобою ...?

С благодарностью к Тебе я пою. Ты сила моя. Все цари мира склоняются перед властью Твоею...

Мы верили Тебе, Б-же, и Ты дал нам убежище в крепости Своей, защитил нас от наших врагов...

Без стыда мы воззвали к Тебе. Мы верили в Тебя, и Ты дал нам избавленье...

Луна и солнце застыли на небосводе, когда Ты Обрушил ярость Свою на врагов наших, наказав их Своим строгим судом...

В гневе уничтожил их яростью Своею...

Ты спас нас, дал избавленье от врагов наших и уничтожил их среди нас...

Так пусть же все враги Твои погибнут, пусть нечестивые разлетятся, как солома на ветру.

Семь лет освоения

За семилетним периодом завоеваний последовали семь мирных лет. Каждое колено поселилось на отведенной ему территории, каждая семья получила надел для постройки дома и ведения хозяйства. Евреи были настолько поглощены своими мирными заботами, что когда скончался их вождь Иеошуа бин Нун, они не почтили его память подобающим образом.

Моше наделил землей колена Реувена, Гада и половину колена Менаше, которые предпочли поселиться в Заиорданье. Иеошуа расселил колена Иеуды, Эфраима и вторую половину колена Менаше. Перед смертью он обозначил границы территорий остальных колен, хотя им удалось вступить во владение своими землями лишь спустя некоторое время. В результате была ликвидирована опасность пограничных споров и исключена вероятность «личных» завоеваний. Границы были обозначены с помощью кустов, называемых хацува, которые особенно удачно подходили для этой цели, поскольку их корни глубоко и прочно врастают в землю.

Тайна Творения

Два века тому назад один еврейский мудрец написал: «Человек может достигнуть высшего уровня святости тольков Эрец Исраэль, ибо там пребывает Шехина — Святое Б-жественное Присутствие... Одна из удивительнейших загадок Торы состоит в том, что точно так же, как человеку для его духовного совершенства необходима близость Шехины, проявление совершенства самой Шехины зависит от еврейского народа. В истории евреев еще не было такого периода, когда весь народ жил в пределах Эрец Исраэль, поскольку даже во время Иеошуа два с половиной колена осели в Заиорданье. Следовательно, совершенство еврейского народа, Б-жественного Присутствия и Страны Израиля до сих пор остается нераскрытым. Причина тому коренится в глубокой, до сих пор не разгаданной тайне Творения».

Более трех тысяч лет миновало со времени перехода евреев во главе с Иеошуа через Иордан. С тех самых пор не прекращалось еврейское присутствие в Эрец Исраэль. Ни один народ не называл ее своей родиной. Страна не раз становилась добычей великих царей и полководцев, использовавших ее в политических и религиозных интересах, но всегда оставалась лишь маленькой провинцией могущественных империй. В глубине души все чужеземные правители сознавали, что эта земля не может им принадлежать, что она является вечной собственностью еврейского народа — живого символа прочной связи творения с Творцом.