ЖЕРТВЕННИК ИСКУПЛЕНИЯ

ЖЕРТВЕННИК ИСКУПЛЕНИЯ

Под Священным Жертвенником

Всякий, кто привязывается к Святой Земле при жизни своей, удостоится прилепиться к небесной Эрец Исраэль после своей смерти.

Зоар

Внешняя сторона

Красоты Израиля — его ландшафты, исторические памятники и святые места — радуют душу и сердце. Западная стена великого Храма, земной обители Б-га; пешера Махпела, где похоронены прародители всего еврейского народа Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея; гора Цион, на которой стоял дворец царя Давида; крепость Мецада, последний оплот горстки евреев, храбро сражавшихся против целой армии римлян и черпавших силы в своей вере в Б-га и преданноети Торе, — все это привлекает туристов, приезжающих в Израиль, чтобы познакомиться со славной и богатой событиями историей нашего народа. Ни один еврей также не может без волнения смотреть на эти памятные места, пробуждающие гордость за наше национальное наследие. У евреев, живущих в Израиле, есть еще и уникальная возможность продолжать древнюю традицию. Они могут исполнять те мицвот, которые нельзя исполнять ни в каком другом месте на Земле, кроме Эрец Исраэль. Соблюдение этих мицвот духовно обгащает человека и укрепляет его связь с Б-гом.

Мудрецы говорят, что тому, кто пройдет четыре шага (амот) по Святой Земле, гарантируется удел в мире грядущем и прощаются все грехи. Можно даже воспользоваться современной техникой — приехать в Израиль на корабле или прилететь на самолете, пройти нужное количество шагов и вернуться домой, — награда обеспечена. Размышляя о своем посещении Эрец Исраэль в 1801 году, рабби Нахман из Бреслава вспоминает, какое радостное чувство он испытал, когда осуществил постановление мудрецов. «Я достиг своей цели приехать в Израиль, только когда сделал четыре шага по Святой Земле.»

Чем же притягивает нас Израиль? Маарал из Праги так отвечает на этот вопрос: у каждого еврея есть своя доля в Эрец Исраэль — участок земли размером в четыре амы (два метра), который принадлежит только ему. Тот, кто получает его в этом мире, гарантирует себе удел в мире грядущем, который также называется землей, ибо сказано: «Праведники унаследуют землю» (Теилим 37:29). А праведность, как известно, вознаграждается в мире грядущем. Поэтому, когда еврей делает четыре шага по Эрец Исраэль, он вступает во владение своим законным наследием в этом мире и тем самым делает заявку на удел в мире грядущем.

Почтенный рабби Хамнуна отправился из Вавилона в Эрец Исраэль вместе с группой своих учеников. По дороге он сообщил им цель путешествия: «Я иду в Святую Землю не ради собственного удовольствия. Все эти годы я держал свою душу как залог и теперь должен вернуть ее законному владельцу». Другими словами, когда еврей приходит в Израиль, землю, данную евреям в наследие, его душа может занять свое место и исполнить свои обязанности как частичка коллективной души народа Израиля.

Четыре проявления любви к Эрец Исраэль

Талмуд в присущей ему иносказательной форме приводит четыре случая благоговейного отношения известных мудрецов к Эрец Исраэль. В каждой из приведенных историй заложен скрытый смысл, поэтому они требуют разъяснения. Рабби Абба целовал камни, сойдя на берег в Акко. Рабби Ханина шел пешком из Вавилона в Святую Землю; на подходе к Эрец Исраэль он останавливался через каждый километр пути, поднимал камень величиной с кулак и взвешивал его на ладони. Заметив, что вес камней стал увеличиваться, он понял, что достиг Израиля. Рабби Ами и рабби Аси проводили занятия в тени деревьев. Когда солнце поднималось и его лучи достигали их укромного уголка, они переходили туда, где была тень. Зимой они поступали наоборот — выходили из тени на солнце. Так эти мудрецы выказывали уважение к заповеди ишув аарец, предписывающей всем евреям жить в Израиле. Рабби Хия бар Гамда выражал свою любовь к Эрец Исраэль тем, что ложился прямо в пыль на дороге, выполняя указание Всевышнего: «Слуги Твои берегут ее камни. Они дорожат даже прахом ее.»

Талмуд не случайно пересказывает эти истории. В каждой из них показана одна из четырех особенностей Святой Земли. Камни, которые целовал Рабби Абба, представляют собой источники «воды» в Эрец Исраэль, как сказано: «Земля потоков вод, ключей и источников» (Дварим 8:7), ибо во время скитаний по пустыне евреи получали воду из камней. Уверенность рабби Ханины, что камни Эрец Исраэль должны быть тяжелее, чем за ее пределами, объясняется их «мудростью». Почему он так думал? В Писании Эрец Исраэль характеризуется как «Земля, камни (аванеа) которой — железо» (Дварим 8:9). Если убрать одну букву из слова камни, то получится бонеа — строители. Речь идет о знатоках Торы, которые образно называются строителями, поскольку они «строят» устную традицию;

изучая Писание, они оттачивают свой ум, как стальное лезвие. История, в которой описывалось, как рабби Ами и рабби Аси переходили из тени на солнце и наоборот, показывает нам, как любовь к земле влияла на их учебу. Во время занятий Торой мудрецы тех поколений не замечали никаких помех — ни холода, ни жары, ни солнца, ни тени. Эти раббаним также целиком отдавались учению, но, когда на них падали солнечные лучи, намеренно прерывали занятия и, подобно другим людям, уходили в тень. Тем самым ученые мужи подчеркивали важность пребывания в Эрец Исраэль, проявляли уважение к ишув аарец. Лежа в пыли Израиля, рабби Хия напоминал об особой привилегии, которой удостаиваются те, кто жили на этой земле: евреи, похороненные в Эрец Исраэль, избавлены от необходимости возвращаться в нее по подземным ходам, когда наступит время воскрешения из мертвых.

Связь с современностью

Могут ли эти поступки стать образцом для подражания в наши дни? Должны ли мы также целовать Святую землю, когда вступаем в нее? Большинство наших современников сочтут такое бурное проявление чувств в лучшем случае претенциозным. Хотя Рамбам с глубоким почтением и похвалой отзывается о поступке рава Аббы, он вовсе не призывает нас подражать ему. Но если кому-то захочется последовать примеру мудреца или совершить какой-либо другой благочестивый поступок, никто не будет чинить ему никаких препятствий. К сожалению, мы редко испытываем потребность в такого рода благоговейных и трепетных поступках. Если же чувствам недостает искренности, от их проявления стоит отказаться вообще.

Жизнь и смерть в Эрец Исраэль

Особая святость Земли Израиля влияет на человека, сознает он это или нет, не только при его жизни, но и после смерти.

«Счастлив тот, кто умирает в Эрец Исраэль, — говорится в книге Зоар, — ибо ему прощаются грехи, и душа его находит пристанище под крылами Шехины.» Когда наступает срок, за человеком приходит посланник Всевышнего. В Израиле это святой ангел, а в хуц лаарец — ангел разрушения. Подтверждение этому мы находим в пророчестве Иешаяу: «Оживут мертвецы Твои, мой труп восстанет. Пробудитесь и ликуйте, вы, лежащие во прахе» (Иешаяу 26:19). Слова «Оживут мертвецы Твои» относятся к тем, кто умер в Эрец Исраэль, поскольку их называют «Твоими», т.е. принадлежащими Ашему, и весть о смерти приносит им святой посланник. «Мой труп восстанет» сказано о людях, умерших за пределами Израиля. Слово «труп» связано с нечистотой, присущей хуц лаарец.

По словам одного комментатора, смерть в Израиле и смерть в хуц лаарец отличаются друг от друга в той же степени, в какой животное, умерщвленное в соответствии с еврейским законом (и, следовательно, вознесенное на определенную ступень святости), отличается от животного, погибшего случайно или забитого тупым или ржавым орудием, в результате чего оно становится некашерным; еврей, съевший мясо этого животного, не получает энергии, необходимой для изучения законов Торы и их выполнения.

Врата небес

Когда тело умирает, душа возвращается в свою небесную обитель. Из Эрец Исраэль она проходит самый короткий путь; освободившись от телесной оболочки, душа устремляется прямо к вратам небес. Если же смерть наступает в хуц лаарец и, душа вынуждена долго скитаться в поисках небесных врат, преследуемая всевозможными соблазнами и искушениями.

Именно поэтому многие люди специально приезжают в Израиль, чтобы закончить свой жизненный путь на Святой земле. Например, рабби Цви Арье Розенфельду, часто посещавшему Эрец Исраэль, в 1978 году врачи поставили диагноз: рак. Когда выяснилось, что болезнь неизлечима, он сел на самолет и отправился в Израиль, чтобы провести последние дни своей жизни в Эрец Ахаим (Земле Жизни).

И обретут покой тело и душа

Хоронить умерших заповедано Торой, как сказано о казненных за преступление: «Обязательно погреби его» (Дварим 21:23). Необходимо как можно быстрее после смерти человека похоронить его тело, чтобы избавить душу от страданий и защитить ее от разложения вместе с бренными останками. После погребения душа освобождается от привязанности к телу и начинает свой путь в духовные сферы. Подготовка тела к погребению и участие в похоронах — деяния абсолютно бескорыстные: человек не получает за них награду — ведь умерший уже не сможет отблагодарить своего благодетеля в этом мире.

Погребение возвращает тело в прах земной, из которого оно и было создано: «И прах (тела) возвратится в землю, чем он и был, а дух возвратится к Б-гу, Который дал его» (Коэлет 12:7). Так завершается жизненный цикл.

Интересно, что заповедь хоронить умершего выполняется не только ради самого покойного, но и ради земли, которая принимает его, особенно ради земли Эрец Исраэль, ибо сказано в Писании: «Обязательно погреби его... и не оскверняй земли твоей, которую Г-сподь, Б־г твой, дал тебе в наследие». Это еще одно доказательство тесной связи Земли Израиля с долей души в мире грядущем. Пока душа не освободится, чтобы обрести покой в высших мирах (что возможно только после погребения тела), земля не может овладеть прахом покойного, принадлежащим ей по праву, и вся Земля Израиля считается оскверненной.

Рабби Энан, живший в четвертом веке, учил о желательности погребения в Эрец Исраэль. Ведь это все равно, что быть похороненным под храмовым жертвенником, ибо сказано: «Жертвенник из земли сделай для Меня» (Шмот 20:21). А поскольку другой стих Писания говорит: «Народ Его получит искупление через землю Его» (Дварим 32:43), то становится очевидным, что погребение в Израиле искупает грехи, как если бы умершего клали под самым жертвенником Святого Храма, в единственном на всей планете месте, где жертвы приносились в соответствии с требованиями Торы.

Ту же самую мысль высказывает Маарша: подобно тому, как душа человека возвращается в чистоте и невинности туда, откуда спустилась при его рождении, тело уходит к своем истоку — в землю под храмовым жертвенником, из праха которой был создан Адам. Провозглашая святость и чистоту Эрец Исраэль, Писание говорит: «Народ Его искупает свои грехи Его землей». Традиция учит нас, что в какой бы части Эрец Исраэль ни был похоронен еврей, он как будто покоится под жертвенником, там, где искупаются все грехи, где Ашем слепил первого человека из земного праха.

Авраам приобретает пещеру для погребения

В семнадцатом веке один мудрец писал: «Трудно рассказать словами, сколь важно для человека быть похороненным в Эрец Исраэль. Об этом свидетельствует поступок Авраама, приложившего неимоверные усилия, чтобы приобрести пещеру Махпела для погребения в ней своей умершей жены Сары. В скупом, почти конспективном тексте Писания неожиданно много места уделяется подробностям заключенной сделки. Тора, очевидно, считает, что затраченные Авраамом усилия имеют глубокий поучительный смысл для нас, его потомков. Поэтому каждый еврей должен всеми силами стремиться к тому, чтобы быть погребенным в Эрец Исраэль.»

Настойчивое стремление Авраама выбрать подходящее место для погребения Сары продемонстрировало, как считает Мальбим, его веру в важные постулаты еврейской религии: душа продолжает жить после смерти тела, и в будущем наступит воскресение из мертвых. Поступок Авраама убеждает нас, что надо заранее позаботиться о месте на еврейском кладбище и стараться не хоронить праведников рядом с грешниками. Хитейцы, у которых Авраам откупил пещеру Махпела для семейного склепа, были атеистами. Они считали, что смерть является концом существования на всех уровнях, что душа не может жить без тела, а значит, не подотчетна Творцу. Поэтому они не боялись грешить в этом мире, а воскресение из мертвых считали невозможным.

Они хоронили своих мертвецов лишь для того, чтобы не напоминать родственникам о понесенной утрате и чтобы избежать эпидемий, источником которых могут быть разлагающиеся трупы. Не заботясь о выборе достойного места для могилы, они просто закапывали останки где-нибудь на краю поля или на опушке леса. Как не вспомнить здесь Авраама, который не пожалел ни сил, ни денег, чтобы похоронить свою жену в надлежащем месте. Он понимал, что от этого зависит покой ее души и воскрешение тела в будущем.

В самой пещере два этажа. Нижняя часть символизирует материальный мир, в котором человек совершенствует себя добрыми делами и преданным служением Б-гу. Верхняя часть пещеры воплощает высшие сферы, куда устремляется душа после смерти, чтобы наслаждаться духовным светом, который излучает Творец.

Алия после смерти

Быть погребенным в Израиле считается высокой честью и важной привилегией для каждого еврея. Яаков и Иосеф взяли слово со своих детей, что те похоронят их на родине. И в наши дни многие люди, прожив всю жизнь в хуц лаарец, просят, тем не менее, перевезти их останки в Святую Землю.

Совсем недавно, весной 1986 года, в Нью-Йорке скончался рабби Моше Файнштейн, благословенна память праведника. Почти полвека он жил в Америке и считался крупнейшим авторитетом Нового Света. И все же он завещал, чтобы его тело перевезли для погребения в Эрец Исраэль. На его похороны, состоявшиеся в Иерусалиме в Шушан-Пурим, пришли четверть миллиона человек.

Даже если погребение происходит в хуц лаарец, в гроб умершего еврея часто кладут горсть земли Эрец Исраэль, ибо сказано, что ее прах искупает грехи.

Рассказывают притчу о двух мудрецах, которые, идя по улицам Тверии, увидели несколько гробов, доставленных из хуц лаарец для погребения в Израиле. Один из мудрецов с осуждением отозвался об этом обычае. Особенно возмущался он лицемерием тех людей, которые всю жизнь прожили в других странах и только теперь, после смерти, когда никакие материальные неудобства и трудности им уже больше не грозят, прибыли в Эрец Исраэль. «Разве не виновны они в том, что «сделали удел (Ашема) скверною» (Ирмеяу 2:7), поскольку пренебрегали страной Израиля при жизни, а теперь, когда их нечистые тела доставлены сюда для погребения, «оскверняют (Его) землю?» Второй мудрец не согласился с ним: «Раз они прибыли в Эрец Исраэль, и их тела касаются Святой земли, все их грехи прощаются, включая грех проживания за пределами Израиля, как сказано: «Народ Его получит искупление (грехов) Его землею» (Дварим 32:43).

Один из комментаторов находит подтверждение этой идеи в книге Теилим (146:4): «Выходит дыхание (дух, душа) его, и возвращается он в землю свою». Этот стих можно прочесть несколько по-другому: «Душа покидает его (в хуц лаарец), заставляя тело вернуться в землю, из которой оно произошло (т.е. в Эрец Исраэль).» Имеется в виду, что каждому еврею, чье тело погребено в Эрец Исраэль, отпускаются все его грехи, как сказано: «Народ Его получит искупление (грехов) Его землею.»

Последняя воля рабби Меира

Рабби Меир скончался в городе Эсса, расположенном в хуц лаарец к востоку от озера Кинерет. Выдающийся законоучитель Израиля, он настаивал, чтобы евреи Эрец Исраэль обязались доставить его тело в Святую Землю и похоронить там. Получив заверения в том, что его воля будет исполнена, рабби, тем не менее, не успокоился и попросил местных жителей сразу после его смерти поставить гроб с его останками на берегу моря, чтобы оттуда он был перенесен затем в Эрец Исраэль для захоронения. Свое необычное пожелание рабби Меир обосновал следующим стихом: «Ибо Он на морях основал ее (Эрец Исраэль) и на реках ее утвердил» (Теилим 24:2). Поскольку Израиль действительно можно считать островом, окруженным семью водными рубежами, побережье любой соседствующей с Израилем страны соединено, хоть и не напрямую, со Святой Землей.

Мудрец Ула, живший в четвертом веке, часто путешествовал из Эрец Исраэль в Вавилон и обратно. Однажды в дороге он почувствовал, что смертный час его близок. Мысль о том, что он может умереть за пределами Святой Земли, привела его в отчаяние. «Не беспокойся, — утешали его друзья и ученики, — мы отвезем тебя в Эрец Исраэль и там похороним». Но Ула был безутешен. «Что за радость мне от этого?» — вздыхал он. — «Моя бесценная душа пропадет в земле нечистой. Как можно сравнивать кончину на груди родной матери с бесславной смертью на руках чужой женщины?»

Хотя Уле было твердо обещано, что он будет похоронен в Эрец Исраэль и, следовательно, получит полное искупление грехов и избавление от необходимости пробираться по подземным ходам, когда начнется воскрешение из мертвых, он все же не был удовлетворен. Поскольку умереть ему было суждено за пределами Израиля, его душа должна была проделать трудный и долгий путь в высшие сферы из хуц лаарец\ если бы он умер в Израиле, то душа его вознеслась бы прямо в светлые небеса над Святой Землей.

Воскрешение из мертвых

Физическое и духовное обновление

Каждому растению для развития необходимы почва, вода, воздух и солнце. Везде, где присутствуют все указанные элементы, земля плодородна, а жизненные процессы активны. Почва питает растение своими соками, вода выполняет роль катализатора, воздух обеспечивает дыхание и процессы окисления, а солнце способствует росту растения путем фотосинтеза. Семя, посаженное в землю, начинает расти и развиваться благодаря взаимодействию этих четырех элементов природы.

Так же протекает и процесс воскрешения человека. Тело предают земле; одна из костей позвоночника, называемая луз, выполняет роль дремлющего семени, которое обеспечивает оживление умершего тела. Небесная роса (вода) даст толчок процессу омоложения, в результате чего появится новое бессмертное тело, принципиально отличное от того, которым мы наделены сейчас. Ашем вдыхает в него бессмертную душу; Б-жественное Присутствие, подобно солнцу, согревает его светом, радостью и миром.

Что дает человеку погребение в Эрец Исраэль

Воскресение из мертвых, одинаковое во всем мире, в Эрец Исраэль будет, тем не менее, особенным. Тот, кто похоронен в Святой Земле, избавляется от наказания в могиле, получает искупление грехов и одним из первых возрождается к жизни. Он избавлен также и от трудного, мучительного передвижения по подземным ходам в Эрец Исраэль, чтобы восстать там из мертвых.

Талмуд выводит неизбежность воскресения из мертвых из следующего стиха: «Дабы умножились дни ваши и дни детей ваших на земле, которую поклялся Г-сподь отцам вашим дать им...» (Дварим 11:21). Поскольку слова «отцам вашим» относятся к давно умершим патриархам, и в Писании сказано, что земля будет отдана им (патриархам), значит, они должны восстать из мертвых и востребовать свой удел, ибо все, что написано в Торе, обязательно исполнится. Если бы смысл стиха был иным, он оканчивался бы иначе: «...которую Он поклялся отцам вашим дать вам» (т.е. тем, кто жив сейчас и собирается переехать в Эрец Исраэль).

Кто воскреснет первым

Рабби Шимон бен Лакиш сказал от имени Бар Капоры, что только погребенные в Эрец Исраэль воекреснут в эпоху окончательного избавления. В доказательство этого утверждения он привел отрывок из Писания. Впрочем, евреи диаспоры тоже не будут забыты. Рабби Шимон объяснил, что Всевышний пробьет для них подземные ходы, и они будут катиться по этим ходам. Как только они достигнут Святой Земли, к ним вернутся их души, как сказал пророк: «Вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас в Землю Израиля... (и там) Я вложу дух Мой в вас — и оживете» (Ехезкель 37:12-14).

Эрец Исраэль обладает особой святостью, и поэтому милость Творца снизойдет сначала на Святую Землю и наполнит ее пределы, и только потом распространится на весь остальной мир. Так же и с наступлением новой эпохи мировой истории воскресение из мертвых начнется в первую очередь в Святой Земле. И только сорок лет спустя восстанут евреи, похороненные в хуц лаарец. Нас не должно удивлять то предпочтение, которое Всевышний отдает погребенным в Эрец Исраэль. Ведь всякий царь сперва о своих приближенных и лишь потом вспоминает о подданных, живущих вдали от его дворца.

Между человеком и Б-гом

Взгляд издалека

Из всех еврейских кладбищ самым привилегированным является кладбище на Масличной горе в Иерусалиме. Оно находится совсем рядом с Храмовой горой и обращено к Старому городу. Там нередко можно встретить группу людей, раскачивающихся в такт молитве у какого-нибудь надгробия — евреи чтят годовщину смерти своих близких и друзей, а также мудрецов и праведников. Зимой 10-го швата сотни людей собираются на могиле известного и всеми почитаемого сефардского каббалиста рабби Шалома Шараби; летом 15 Тамуза многие приходят на это священное кладбище, чтобы почтить память рабби Хаима бен Атара, называемого также Ор Ахаим, погребенного здесь около 250 лет назад. Зажигаются свечи, произносятся молитвы, ветер разносит безутешный плач матерей, отдающийся эхом в окрестных горах.

Вопросы для живых и мертвых

Наблюдая такие сцены, невольно спрашиваешь себя: кому молятся все эти люди — умершему, Б-гу или обоим? Может ли покойный услышать их молитвы? И если да, зачем это нужно живым? Не нарушают ли молящиеся закон, запрещающий поклоняться мертвецам (см. Дварим 18:11)? Какой смысл заключен в чтении молитв на могиле праведника? Почему люди тратят на соблюдение этого обряда столько времени, сил и денег? Все эти вопросы очень серьезны, и, только зная ответы на них, может еврей-паломник с миром и лучшими намерениями в душе отправиться в Израиль к святым местам; только тогда сможет он извлечь максимальную пользу из своего путешествия.

Почему мы молимся у могил

Около шестисот лет назад первый еврейский топограф Эрец Исраэль рабби Иштори Апархи писал: «Мы должны брать пример с пророка Шмуэля, который посещал святые места Эрец Исраэль, существовавшие в его время. Если какому-то месту присуща святость, она со временем не уменьшается, и мы можем греться в ее лучах вплоть до сегодняшнего дня».

«Это относится и к могилам праведников, — продолжает он.— Талмуд спрашивает о природе обычая посещения кладбища в день поста, чтобы обратиться к Всевышнему с покаянной молитвой. Один мудрец объясняет, что такая молитва побуждает покойного просить Б-га о ниспослании блага живущим.

Обычай этот выводится из талмудического источника, повествующего о том, как Калев сумел избежать участия в заговоре разведчиков, посланных в Эрец Исраэль. В Писании сказано: «И поднялись они (разведчики) из Негева и дошел до Хеврона» (Бемидбар 13:22). Почему вдруг после множественного числа употребляется единственное? Должно быть написано: «...и дошли до Хеврона»? Глагол в единственном числе, объясняет Раба, указывает на то, что Калев отделился от группы и один отправился к пещере Махпела (рядом с Хевроном, где похоронены праотцы и праматери еврейского народа). Там он обратился к святым предкам со следующей молитвой: «О, праотцы и праматери наши! Просите Б-га, чтобы помог Он мне устоять перед вероломством предателей.»

Похожие истории содержатся в Талмуде, Мидраше, Зоаре, а также в произведениях Аризаля. В одной из них рассказывается о рабби Иеошуа, который отправился на могилу Бет Шамая и пал перед ней ниц, заклиная: «Ответьте мне, кости Бет Шамая...». Другая история повествует о Шмуэле, отцу которого были доверены деньги, предназначенные для сирот. Отец неожиданно умер, и Шмуэль не успел выяснить у него, где находятся эти деньги. Тогда он отправился на кладбище и воззвал к духу своего отца, и узнал у него все, что было необходимо. Известен также эпизод с Йосефом. Когда караван, который вез его в Египет, проходил мимо могилы Рахели, Иосеф вырвался из рук стражников, подбежал к могиле и, прижавшись к надгробию, запричитал: «Мать моя, ты дала мне жизнь! Встань, прошу тебя, и взгляни на сына своего, которого продали в рабство!» Наконец, Аризаль часто посылал своих учеников к могилам танаев и амораев, чтобы они простерлись на могильных плитах и во имя усопших праведников просили Ашема раскрыть перед ними тайны Торы.

Запрещение некромантии

Чем, однако, эти действия отличаются от некромантии — заклинания душ умерших? Отношение Торы к некромантии четко и определенно. Запрещено поститься в течение определенного времени, а затем проводить ночь на кладбище с намерением установить прямой контакт с душами умерших. Однако закон Торы считается нарушенным только в том случае, когда совершаются все упомянутые действия. Во всех только что рассказанных историях не было и намека на вызывание душ умерших — помыслы и намерения были абсолютно чистыми. Более того, каждый из тех, о ком говорилось выше, подходил к могиле с чувством глубокого раскаяния; каждый сознавал свое несовершенство и тяжесть своих прегрешений. В книге Зоар сказано: «...но когда евреи приходят на кладбище, их одолевает раскаяние, и душа их смиряется.» Опираясь на заслуги усопших, молящиеся обращаются к Б-гу за помощью и наставлением. Есть мнение, что Калев и другие шли еще дальше — они просили покойников «защищать их интересы» на небесах. Учитывая эти различия, можно твердо сказать, что во всех приведенных случаях заповедь, запрещающая вызывать души умерших, не нарушалась. Чистая и искренняя молитва у надгробия праведника или на могиле родителей никогда не считалась нарушением этой заповеди.

Как надо молиться на могиле

Среди нынешних авторитетов нет единого мнения относительно того, как надо вести себя при обращении к умершим. Однако с тем, что каждый может, стоя у дорогой ему могилы, именем покойного просить Всевышнего о чем-то своем, согласны все. Например, можно просить Б-га в память о Рамбаме разрешить кажущиеся противоречия между Торой и светскими науками и философией. Или во имя рабби Шимона Бар Йохая молить Всевышнего о помощи в постижении духовных глубин Торы.

Многие авторитеты идут еще дальше, разрешая обращаться к самому умершему, чтобы тот «просил» Б-га о помощи. В качестве примера приводится смелый поступок Калева, призвавшего умерших патриархов попросить Всевышнего, чтобы Он избавил его от порочного влияния спутников. Здесь мы подходим к границе допустимого. Одно и то же действие считается разрешенным и даже похвальным, если оно совершено с благими намерениями, но абсолютно запрещенным, и даже проявлением идолопоклонства, если мотивы признаны недостойными.

Поэтому запрещается просить умершего, чтобы он помог решить ту или иную проблему. Надо помнить, что всякое благо исходит только от Б-га, и только к Нему можно обращаться за помощью и спасением. Просящий всегда должен помнить об этом.

Пришедший на могилу должен вести себя так, как будто он пришел просить совета и помощи у живого праведника или ребе. Каждый из нас может попросить другого человека помолиться за него, поддержать его в мольбе к Всевышнему о помощи — будь то молитва о скорейшем выздоровлении или о разрешении сложной, запутанной житейской ситуации. Точно так же можно призвать душу умершего и попросить его донести до Всевышнего просьбу о помощи и поддержке; а также высказать благодарность Б-гу — Творцу всего сущего.

Уникальная возможность

Всем известно, насколько действенна молитва, произнесенная на могиле праведника. Люди едут через моря и страны, не жалеют денег и сил для того, чтобы добраться до святой могилы. Часто люди едут к могиле праведника, в жизни которого бывали трудности и горести, схожие с их собственными, и который поэтому может проявить большее понимание и сочувствие. Известна, например, судьба праматери Рахели, которая, забыв о себе, помогла своей сестре Лее выйти замуж за Яакова; сама же Рахель, став женой Яакова, долгие годы оставалась бесплодной и впоследствии умерла во время родов. К Рахели обычно обращаются с молитвой те, кто хочет вступить в брак или иметь детей. Рабби Акива, являющийся классическим примером бааль тшува, впервые приступивший к изучению Торы в сорокалетием возрасте и ставший впоследствии великим мудрецом, может оказать неоценимую услугу тем, кто решил вернуться к иудаизму в зрелом возрасте, но кому с большим трудом дается иврит и изучение Талмуда.

В одном из талмудических трактатов сказано: «Праведники больше возвеличиваются после смерти, чем при жизни». Их помощь из потустороннего мира гораздо более действенна, ибо они не связаны ограничениями физического тела в физическом мире. Рабби Абба сказал: «Откуда мы знаем, что молитвы мертвых защищают живых? Из текста Писания, где сообщается о том, как Калев тайно посетил пещеру Махпела и молился там у могил наших праотцов и праматерей, чтобы они помогли ему получить помощь от Всевышнего.

В качестве другого примера можно привести случай с Барзилаем из Гилеада, который просил царя Давида позволить ему «умереть в (его) собственном городе» (II Шмуэль 19:38). В книге Сэфер Хасидим объясняется, что умершим доставляет удовольствие, когда дорогие им люди приходят на их могилу и просят о заступничестве перед Б-гом, ибо только они могут оказать такую помощь и таким образом проявить любовь и сострадание к близким.

О том, как вскрыли могилу рабби Шимона бен Леви

В очень редких случаях — обычно, по приказу нееврейских властей, — могилы праведников вскрывались, и каждый раз окружающие убеждались в особой святости останков мудрецов. Так было с могилой рабби Шимона бен Леви, святого праведника и знатока Торы, автора песни «Бар Иохай». Он умер в ливийском городе Триполи в 1585 году.

Тысячи людей приходили к его надгробию, чтобы обрести душевный покой и избавление от бед. Место захоронения пользовалось такой широкой известностью, что арабское население Триполи ревниво завидовало евреям.

Когда итальянские войска оккупировали Триполи в 1911 году, и жители города — и арабы, и евреи — временно покинули его, группа арабов воспользовалась сумятицей и объявила могилу своей святыней. Между двумя общинами разгорелся спор, слух о котором вскоре дошел до Рима. Итальянское правительство решило разрешить возникший конфликт очень простым способом: вскрыть захоронение и исследовать останки. Для наблюдения за эксгумацией прибыла специальная комиссия. Когда могилу вскрыли, все присутствующие ахнули: на дне ее лежало хорошо сохранившееся тело рабби Шимона бен Леви, завернутое в талит. Казалось, рабби лишь ненадолго заснул. Еврейское происхождение покойного не вызывало сомнений. Дело было передано на утверждение итальянскому правительству, и вскоре римские власти установили памятную табличку на могиле праведника. Слава о рабби Шимоне бен Леви распространилась далеко за пределы Ливии.

Уста праведных

 Ни в одном другом месте не похоронено столько еврейских праведников, сколько в Эрец Исраэль. Цари и пророки, праотцы и праматери, мудрецы и ученые всех эпох — надгробия великих евреев наполняют землю своей святостью.

Почитание умерших

«Проходя мимо могилы праведника, вспомни его добрые дела и сказанные им мудрые слова.» Комментируя этот мидраш, рабби Давид Лурия утверждает, что именно отсюда ведет свое начало традиция читать отрывки из священных текстов на могилах праведников и рассказывать об их жизни и величии. Рабби Саломан Муцафи (1900-1975 г.г.) составил перечень наиболее известных захоронений в Эрец Исраэль с указанием молитв, которые принято читать на каждой из могил; сюда же включены истории и поучения, связанные с именем каждого праведника. В этой книге, озаглавленной Сифтей цадиким — «Уста праведных», — объясняется, что самым подходящим временем для произнесения молитвы на могиле праведника является годовщина его смерти — йорцайт. Эта традиция существует с незапамятных времен.

Уста его шепчут в могиле

Когда повторяешь слова праведника у его могилы, представь себе, что праведник стоит прямо перед тобой. Эффект получается двойной: во-первых, это приближает Избавление, поскольку святость праведника оказывает реальное воздействие на мир; а во-вторых, возвышается душа самого праведника. Влияние праведника на реальный мир даже после смерти традиционно описывается фразой «его уста шепчут из могилы», образованной из стиха «уста спящих шепчут» (Песнь Песней 7:10). «Спящие» — это умершие праведники.

Другой пример того, как «уста (праведника) шепчут из могилы», приведен в мидраше о царе Давиде. В одном из своих псалмов царь Давид просит Творца проявить милосердие к его душе: «Жить буду вечно в шатре Твоем, укроюсь под сенью крыл Твоих...» (Теилим 61:5). Неужели Давид действительно надеялся, что будет жить вечно? Конечно, нет. На самом деле он хотел сказать приблизительно следующее: «Владыка вселенной! Если я окажусь достойным в глазах Твоих, сделай так, чтобы мои слова и мои псалмы запомнились людям навсегда. Пусть евреи читают их в синагогах, в своих домах и в святых местах, в горе и радости, во все времена. И тогда я удостоюсь вечной жизни, ибо «уста мои будут шептать (даже) из могилы» в молитвах живых людей.»

Опровергая возможные возражения, Маарша объяснил эту идею таким понятным языком, что даже самому закоренелому рационалисту нечего было возразить. Сначала он растолковал религиозный принцип, который является основой всей идеи. Несмотря на то, что человеческое тело в могиле разлагается, пишет мудрец, душа, сбросив свою «оболочку», продолжает свое существование в высших мирах. Когда человек произносит какое-нибудь слово в этом мире, его речь представляет собой всего лишь физическое выражение внутренней силы его души, ее способности думать и излагать мысли. Таким образом, каждое устное сообщение является внешним проявлением первоначального внутреннего состояния. Когда человек цитирует слова праведника, он как бы заново формулирует мысль мудреца, которая представляет собой явление духовного порядка (т.е. существующее вне материи), но оказывает ощутимое воздействие на наш физический мир. Тело праведника покоится в могиле, но он как будто шепчет устами тех, кто вспоминает его мудрость.

В нашем мире реальных действий и физических тел душа, стремясь к совершенству, должна непрестанно трудиться, пользуясь такими замечательными «инструментами», как Тора и мицвот, недостижимыми в духовных сферах. Б-г дал Тору не ангелам, а людям как раз потому, что последние обладают телом, а главное предназначение Торы — совершенствование физического мира. Талмуд учит, что «этот мир предназначен для соблюдения мицвот, и только завтра (в мире грядущем) мы получим награду за свои усилия». Но праведник не отдыхает даже после смерти; он постоянно молит Б-га о ниспослании живым добра и милосердия.

В то же время «мир душ» представляет собой тот естественный родник, из которого люди могут черпать живительную силу для себя и своих близких. В этом мире действуют особые правила и законы. Кладбище имеет особый статус, который необходимо уважать. Каждый, кто приходит на кладбище и останавливается у могилы усопшего, чтобы произнести слова молитвы, должен вспомнить об этих правилах и не нарушать их.

По воле Б-га

Всевышний определяет не только время ухода человека из жизни, но и место, где он будет погребен. «Много замыслов в сердце человеческом, но сбудется решение Б-га» (Мишле 19:21).

Рамбам умер в Александрии Египетской в понедельник 20 тевета 1205 года н.э. в возрасте шестидесяти девяти лет. Незадолго до кончины он собрал у своей постели учеников. «Когда я уйду из этого мира, — сказал он им, — снарядите верблюда для долгого пути. Подготовьте мое тело к погребению, положите его на спину верблюда, и пусть он идет, куда хочет, а вы следуйте за ним. Там, где верблюд остановится, и будет мое последнее пристанище».

Ученики Рамбама исполнили его последнюю волю. Верблюд направился по прибрежной дороге в сторону Эрец Исраэль, ученики последовали за ним. Посреди пути на них напала банда разбойников, и ученики разбежались; тело учителя осталось без охраны. Разбойники стащили гроб на землю и приготовились бросить его в море, но, к своему изумлению, не могли сдвинуть его с места, хотя их было не менее тридцати человек. Тогда они поняли, что в гробу лежит святой праведник. Проникшись уважением к святости мудреца, разбойники решили присоединиться к почетной процессии, провожавшей его в последний путь. Они позвали учеников Рамбама и вместе с ними продолжили путь в Эрец Исраэль.

Когда похоронная процессия добралась до Тверии, верблюд остановился возле могилы рабби Йоханана бен Закая, как вкопанный. Ученики поняли, что именно это место назначено Всевышним для погребения Рамбама.

Так пусть заслуги Рамбама и всех других праведников защитят нас, живущих. Амен.