Ноябрь 2017 / Кислев 5778

ЗАВОЕВАНИЕ СУРИН: КИБУШ ЙОХИД

ЗАВОЕВАНИЕ СУРИН: КИБУШ ЙОХИД

Иеошуа и национальные завоевания

Война, которую Иеошуа вел против семи хананейских племен, попадает под категорию кибуш рабим — национальные завоевания, для совершения которых не требуется официальная санкция Санхедрина — Высшего Суда — или пророчество урим и тумим — элементов одежды Первосвященника. Ашем повелел Иеошуа завоевать Эрец Исраэль, вступив в войну с населявшими ее народами. Это был явный приказ Всевышнего и, следовательно, не подлежал обсуждению.

Если бы Иеошуа успешно завершил покорение семи племен и занял всю территорию Эрец Исраэль, то он получил бы от Всевышнего «мандат» на расширение военных действий по своему усмотрению. Создатель разрешил бы ему захватить «всякое место, на которое ступит его нога» (Иеошуа 1:3). Однако ему так и не удалось завершить первый этап завоеваний, и поэтому он не смог воспользоваться правом на дальнейшее расширение территории государства.

Легендарный царь Давид

Лишь спустя четыре столетия царь Давид сумел, наконец, расширить территорию Израиля за пределы первоначальных границ. Царь Давид был военным гением — бесподобным стратегом и отважным бойцом на поле сражения. Евреи любили его, а враги — боялись. И в победах и в неудачах Давид оставался верным слугой Ашема. Составленная им книга Псалмов (Теилим) с большой силой передает непоколебимую веру Давида в Б-га — вершителя его собственной судьбы и судьбы всего еврейского народа. Давид верил, что Всевышний является истинным и единственным источником его военных успехов. «Ибо не на лук свой полагаюсь, и меч мой не спасет меня. Ты (Ашем) спас нас от врагов наших и ненавидящих нас посрамил» (Теилим 44:7-8).

Царь Давид участвовал в восемнадцати военных кампаниях, которые можно разделить на две категории. В первую входят войны, носившие отчетливый оборонительный характер. Евреи подвергались нападению со стороны соседних народов, и Давид собирал армию, чтобы отразить угрозу. Такой была, например, агрессия аммонитов, нанявших 30 тысяч сирийских солдат и напавших на Израиль. Ко второй категории относятся войны, в ходе которых Давид сумел завершить дело, начатое Иеошуа: завоевать всю территорию семи хананейских народов и, тем самым, укрепиться на земле, завещанной нам Б-гом. Единственным исключением, не входящим ни в одну из указанных категорий, стал захват Арама — территории к северу от Эрец Исраэль.

Кибуц йохид: предпосылки для расширения границ

Захват царем Давидом территорий, не входящих в первоначальные границы Эрец Исраэль, известен как кибуш йохид — индивидуальные завоевания монарха. Обширные земли, завоеванные Давидом и простирающиеся к северу от реки Ефрат, называются Сурией (см. карту 3).

В соответствии с законами Торы, еврейский царь имеет право расширять границы Эрец Исраэль лишь при наличии особых, строго определенных условиях: Прежде, чем приступить к новым территориальными приобретениям, царь должен владеть всей Эрец Исраэль в границах, указанных в книге Бемидбар 34:3-12.

Царь не может начать сражение без предварительного согласия Великого Санхедрина — главного законодательного и судебного органа, состоящего из семидесяти мудрецов.

Всевышний должен одобрить план завоеваний; чтобы убедиться в этом, надо обратиться с вопросом к выразителям Его Воли — урим и тумим.

Лишь в этом случае приобретенные земли становятся как бы продолжением Земли Израиля. На них распространятся все законы ведения сельского хозяйства, включая шмиту, трумот и маасрот и т.д. Эти территории будут считаться такими же святыми, как первоначально завоеванные земли.

Наступление Иоава на Арам

Когда Иоав, главнокомандующий израильскими силами, начал продвигаться к Араму, его жители решили отвести нависшую над ними опасность с помощью хитрой уловки. Они послали навстречу наступающей армии гонца с письмом, в котором протестовали против нападения на них евреев. В письме говорилось: «Разве вы не потомки Яакова? Рдзве он не заключил двусторонний договор с Лаваном, от которого мы происходим? Во время встречи двух наших предков Лаван сказал Яакову: «Теперь же пойдем, заключим союз, я и ты... Вот памятник, который я воздвиг между мною и семи племен, и поскольку это условие не было выполнено в момент занятия Арама, эти земли не были признаны частью Эрец Исраэль.

Некоторое время спустя Давиду удалось все же захватить укрепленный пункт иевуситов и включить гору Цион с состав столицы государства. Он построил на Ционе царскую усыпальницу. Земля этой горы вся пропитана святостью, излученной телами похороненных там великих людей.

Мидраш объясняет, почему полное истребление семи ханаанских народов и установление власти евреев над всей территорией Эрец Исраэль должно предшествовать дальнейшей экспансии. Когда Б-r повелел евреям войти в землю и завоевать ее, Он отметил, что главным условием их успеха является беспрекословное исполнение законов Торы. «Если будете строго соблюдать все заповеди эти... любить Ашема, Б-га вашего, и ходить всеми путями Его... то (только при этом уеловии) прогонит Ашем все народы эти от лица вашего, и овладеете вы народами, которые многочисленнее и сильнее вас» (Дварим 11:22-23). Лишь после выполнения этой первой задачи вступает в силу второе обещание Всевышнего, что «всякое место, на которое ступит нога твоя, будет отдано тебе».

Вначале надо очистить от всяческой скверны, идолопоклонства и морального разложения «внутреннее святилище», т.е. территорию Эрец Исраэль в установленных Торой границах, и лишь затем силы святости, заложенные в этой земле, распространят свое влияние за ее пределы. Даже один единственный оплот язычников угрожает целостности Земли Израиля, ее святости. Малочисленная секта идолопоклонников способна ввести в соблазн наименее стойких евреев. А те, в свою очередь, могут распространить языческие обычаи и распущенность на остальную часть населения страны. В результате разрушится духовная основа нации, пострадает святость самой земли. Вот почему евреи должны не только захватить Эрец Исраэль, но и полностью ликвидировать в ней все формы идолопоклонства, а также выработать в себе искреннюю и бескомпромиссную приверженность Торе и ее заповедям.

Недосмотр или предвидение

Ошибся ли царь Давид?

Почему же тогда Давид решился на военную кампанию против Сурии, не очистив предварительно Эрец Исраэль от всех следов языческой скверны и не ликвидировав последний оплот семи ханаанских народов? И как могли члены Санхедрина — семьдесят мудрейших знатоков еврейского Закона — поддержать его план? Но самое непонятное — как удалось заручиться согласием урим и тумим, непосредственных выразителей воли Всевышнего? Если Давид и в самом деле нарушил закон Торы, почему Талмуд и Мидраш ничего об этом не говорят?

Ответ

По-видимому, Санхедрин, а также урим и тумим поддержали план Давида, разрешив ему, однако, лишь покорить Сурию, но не аннексировать ее. Война имела, прежде всего, стратегическое значение и была необходимадля укрепления безопасности государства. Только на таких условиях было позволено ее начать. Сам Давид ничего не говорил о своем намерении расширить границы, поэтому не было никакой необходимости вспоминать о принципе «всякое место, на которое ступит нога твоя». Лишь после завершения военных действий возбужденный блестящей победой Давид запросил у Санхедрина санкцию на присоединение Сурии. Ответ был, конечно, отрицательный. До тех пор, пока ханаанские народы сохраняли хоть какое-то подобие независимоети, границы Эрец Исраэль нельзя было расширять. Без полного освящения Страны Израиля не могло быть и речи о дальнейших территориальных приобретениях.

Другое объяснение

Рабби Иоэль Тейтельбаум (Сатмартский ребе) предложил другое решение этой проблемы. Хотя царь Давид перед военными походами всегда советовался с Санхедрином, урим и тумим, на этот раз он этого не сделал. Дело в том, что он получил пророчество и решил действовать в соответствии с ним. В этом пророчестве Б-г велел Давиду покорить Сурию и наделил его так называемыми «особыми полномочиями, включающими временную приостановку действия законов Торы» (ораат шаа). Авторитетный еврейский пророк в конкретном случае может приостановить (но не изменить!) действие закона Торы, если этого требует его пророчество. Так, например, пророк Элияу принес жертву на горе Кармель, хотя Тора допускает жертвоприношения только в Иерусалимском Храме. Дело в том, что Элияу получил пророчество о предстоящем чуде: принесенную им жертву поглотит огонь с неба и, тем самым, Имя Ашема освятится, в то время как приношение Баалу не будет возгораться, даже если под ним разводить огонь. Элияу исходил из принципа ораат шаа. В Торе приводится несколько подобных случаев. Таким же, по мнению рава Тейтельбаума, было решение Давида напасть на Арам. Царь Давид мог не консультироваться с Санхедрином (в функции которого входили вопросы, относящиеся к исполнению Закона, и, при необходимости, запрет на те действия, которые противоречат Торе), поскольку его решение было санкционировано более высокой инстанцией — Б-жественным пророчеством.

Статус Сурии в соответствии с еврейским Законом

На каком бы объяснении мы ни остановились, алахический вывод ясен. Сурия была оккупирована, но не присоединена. Она не получила статус Эрец Исраэль. Тем не менее рабаним требуют от евреев, населяющих эту область, соблюдать некоторые мицвот, связанные с обработкой земли, такие, как шмита (субботний год) и отделение маасрот (десятин) и тру мот (доли коаним) от урожая. Мудрецы ввели эти законы, чтобы избавить евреев от соблазна эмигрировать в Сурию в год шмиты.

В отношении некоторых законов Сурия занимает промежуточное положение между Израилем и всем и другими странами. Например, еврею, живущему в Израиле, разрешается сдать в аренду идолопоклоннику свой дом, но нельзя этот дом продать ему, в то время как землю нельзя даже сдавать внаем. В Сурии же запрещена только продажа земли неевреям. Во всех других землях на продажу домов и земельных участков не накладывается никаких ограничений. С другой стороны, гет — документ о расторжении брака, посылаемый из Сурии в Эрец Исраэль, должен быть подтвержден при получении двумя свидетелями в соответствии с правилами, действующими для заграницы. На духовном уровне земля Сурии не обладает святостью и в этом отношении ничем не отличается от остального мира.

От Шломо до Машиаха

Царь Шломо и все последующие израильские монархи отказались от права на кибуш йохид; все их военные действия носили строго оборонительный характер. Потребность в кибуш йохид возникнет лишь в эпоху Машиаха, когда границы Эрец Исраэль подвергнутся значительным изменениям.