ПРИНЦИП ОСВЯЩЕНИЯ

Процесс освящения

В первую очередь надо отметить, что освящение — это духовное преобразование, результатом которого является формальное, узаконенное отделение чеголибо для использования исключительно в священных целях. Освящение может быть временным, связанным со своим объектом лишь до тех пор, пока он используется в священных целях. В некоторых случаях освящение необратимо меняет статус объекта. В качестве примера временного освящения можно привести брак между мужчиной и женщиной, святость которого утрачивается при разводе. Примерами постоянного освящения являются свиток Торы и царская власть («Престол твой прочен будет вовеки» — II Шмуэль 7:16). Мудрецы говорят, что в различные периоды еврейской истории Земля Израиля освящалась по-разному: иногда освящение было временным, а иногда — постоянным.

В определенном смысле два описываемых прихода евреев на Святую Землю (во времена Иеошуа и Эзры) сходны тем, что они явились исходным толчком в начале таинственного процесса освящения, результатом которого являлись глубокие изменения в самой структуре земли. Само присутствие евреев на этой земле пробуждало ее духовный потенциал; пока же на ней жили другие народы, духовная мощь земли оставалась скрытой. Куда бы ни ступил Иеошуа, какую бы землю он ни покорил, там немедленно пробуждалась святость. Эзра же, напротив, ограничил район поселения евреев, решив освятить только часть той территории, которая находилась в пределах Эрец Исраэль, обозначенных в Танахе. Законы шмиты (субботнего года) он распространил лишь на ограниченную область. Таким образом, неосвященные участки земли можно было обрабатывать и в седьмой год, так как, согласно Алахе, эти участки не имели статуса Святой Земли; тем самым население обеспечивалось продовольствием.

Что касается мицвот, связанных с проживанием на земле, то освящение, полученное при Иеошуа, сохранялось лишь в том случае, если все евреи жили в пределах Эрец Исраэль. Поэтому оно потеряло силу после разрушения Первого Храма и последовавшего затем изгнания евреев в Вавилон. Освящение же, осуществленное Эзрой, было постоянным и безусловным. Оно сохранилось после падения Второго Храма и не утрачено до наших дней, несмотря на то, что большинство евреев продолжает жить за пределами Израиля.

Комментаторы Торы в течение многих веков пытались разобраться, почему приход Иеошуа в Эрец Исраэль породил лишь временное освящение земли, тогда как Эзра сделал землю святой навечно. Один мудрец высказывает предположение, что все дело в уровне пророчества, на котором было предсказано каждое изгнание, т.е. в мере участия в этом пророчестве Всевышнего. Пророчество Иеремии содержит личное предостережение Ашема, что если народ не раскается в своих прегрешениях и не вернется к Торе, то Он разрушит Храм и изрыгнет их из земли. Таким образом, Он как бы начертал Свое Имя под этим пророчеством. Б-г обладает исключительной властью как освящать, так и отменять освящение. Поэтому предсказанное пророком разрушение Храма и изгнание евреев зачеркнули все прежние достижения, и Эрец Исраэль вернулась к прежнему, неосвященному состоянию.

Поскольку ни один пророк не дал точного предсказания относительно разрушения Второго Храма, у этого события был совсем другой статус в глазах

Всевышнего. Оно не было предопределено и поэтому в некотором смысле не было Им одобрено. Открыто высказанная воля Б-га (освящение Эрец Исраэль после прихода туда евреев) не может быть отменена не предсказанным явно событием (разрушением Второго Храма), даже если оно произошло, в конечном счете, также по Его Желанию, ибо все в этом мире происходит только с Его одобрения, пусть даже молчаливого.

Другой комментатор отмечает, что, хотя заповедь овладения землей в обоих случаях тесно увязывалась с необходимостью соблюдать законы Торы, степень этой связи была различной. Иеошуа получил два указания: завоевать землю и исполнять заповеди (Теилим 105:44). Когда евреи перестали выполнять свои обязательства, они тем самым как бы расторгли контракт, и Б-г отменил освящение. Земля и народ лишились Б-жественной защиты, и тогда Вавилон вторгся в Израиль и одержал победу.

Эзре же и его сторонникам Б-г не давал указания покорить землю. Моше в своем пророчестве предсказывал только возвращение евреев вместе с Эзрой и строительство Второго Храма. Освящение не было обязательным и не увязывалось с соблюдением законов Торы. Вернувшиеся из Вавилона евреи сделали лишь устное заявление, в котором земля была провозглашена Эрец Исраэль, и подтвердили ее святость (в пределах заново установленных границ), не оговорив никаких условий. Поскольку это новое освящение имело меньшую силу, чем предыдущее, оно никогда не увязывалось с присутствием евреев в стране и их приверженностью Торе. Поэтому оно не было отменено в течение многих веков, несмотря на частые вторжения иноземцев и длительное изгнание из земли почти всего народа.

Значение новых границ

Заповеди, относящиеся к земледелию, имеют силу только в пределах общепризнанных границ Эрец Исра-эль. Тут возникает серьезная проблема: какие границы считать действительными? Те, о которых было сообщено Аврааму? Или те, которые установил Иеошуа? А, может быть, границы, существовавшие при Давиде? Или границы периода Второго Храма?

Ответить на этот вопрос нелегко, поскольку каждые из упомянутых границ являются законными и обоснованными. В целом, однако, границы, установленные Эзрой после возвращения из вавилонского плена, имеют наибольшее практическое значение, поскольку они определяют территорию, на которой «сельскохозяйственные» заповеди обязательны и по сей день. При ранее существовавшем государстве освящение земли было временным, т.е. действительным лишь до тех пор, пока на ней жили евреи, стоял Храм и собирался Санхедрин.

Великое Собрание, возглавляемое Эзрой, приняло особое постановление, в котором определило, какие территории должны быть освящены. Оно тщательно рассмотрело значимость каждого участка земли для благосостояния народа. Отобранным районам был устно присвоен статус Святой Земли; на них распространялись все законы Торы. Исключение было сделано только для заповеди шмиты, субботнего года, которая предписывала земледельцам в течение целого года держать землю под паром и запрещала пользоваться большей частью урожая, который был основным источником дохода в те времена. В результате среди неимущих поселенцев мог начаться голод — ведь единственным источником существования для них был маасер они (десятина для бедных). В поисках пропитания многие поселенцы могли уехать из страны. Поэтому Эзра принял решение не освящать некоторые участки земли, чтобы евреи могли вести на них сельскохозяйственные работы все время, включая шмиту,и обеспечивать тем самым беднейшую часть населения с помощью маасер они.

Б-г помогает соблюдающим законы шмиты

Эзра весьма изобретательно вышел из положения, но, казалось, он совсем упустил из виду полученное от Б-га благословение. «А если скажете: «что же будем есть в седьмой год...?», Я пошлю вам благословение Мое в шестой год, и он даст урожай на три года» (Ваикра 25:20-21). Эзра мог положиться на слова Творца, освятить всю землю целиком и дождаться Б-жественного благословения. Однако он поступил подругому.

Эзра обладал даром предвидения. Он понимал, что благословение Всевышнего могло воплотиться лишь при определенных условиях. Евреям надлежало жить в страхе Б-жьем, сохраняя чистоту нации и строго соблюдая еврейский закон. В то время смешанные браки среди поселенцев были частым явлением. К тому же Эзра сознательно увел с собой из Вавилона всех евреев с сомнительным родством. Сделано это было для того, чтобы обеспечить максимальную чистоту вавилонской общины, которая с отъездом Эзры осталась обезглавленной. Таким образом, Эзра предполагал, что низкий духовный уровень репатриантов не позволит рассчитывать на реализацию Б-жественного благословения, и поэтому он оставил часть территории неосвященной.

Границы в эпоху возвращения из Вавилона

В государстве, основанном Эзрой, было решено установить следующие границы: южный рубеж протянулся с запада на восток от реки Египетской до южной оконечности Мертвого моря. Северная граница прошла от Кацива (16 км к северу от Акко на средиземноморском побережье) на восток к реке Иордан (см. карту 4). Эзра сознательно вывел за пределы государства БейтШеан, Ашкелон и Кейсарию. Таким образом, территория, занятая возвращенцами, была меньше территории древнего царства и не включала Верхнюю Галилею, сектор Газы и другие регионы Негева.

Эзра освящает Иерусалим

Несмотря на то, что Земля Израиля в эпоху Первого Храма была освящена лишь временно, окруженный стеной Иерусалим получил от царя Шломо статус вечной святости. Поэтому церемония освящения Иерусалима (см. Нехемия 12:27), проведенная Эзрой в строгом соответствии с законом, носила символический характер. В сопровождении членов Санхедрина и левитов, радостно распевавших псалмы, он произнес соответствующие благословления и прошел вдоль стен города с двумя благодарственными хлебами. Но без важнейших атрибутов освящения — царя и урим и тумим — эта процедура не имела законной силы. Тем не менее она окончательно утвердила и подняла на более высокий уровень первое освящение Иерусалима.

Рамбам спрашивает: «Почему же Иерусалим и Храм были освящены навечно в отличие от всей остальной Земли?» Сам Всевышний провозгласил этот факт: «И ныне избрал Я и освятил этот дом, чтобы Мое Имя Мое пребывало там навеки; и будут Мои глаза и Мое сердце там все дни (И Диврей Аямим 7:16). То есть, святость Иерусалима и Храма исходит от Б-жественного Присутствия: если Шехина хоть раз осенит какое-либо место, то никогда не оставит его полностью, ибо сказано в Писании: «... и опустошу святилища ваши» (Ваикра 26:31). Талмуд объясняет, что даже в опустошении святилища не изменяют свой статус — святость не покидает их.

Значение прихода Эзры в Эрец Исраэль

Дважды в истории освящалась Земля Израиля. Благодаря завоеваниям Иеошуа, семена святости, заложенные Творцом, впервые дали всходы, увядшие после изгнания евреев: иноземцы своим присутствием осквернили Святую Землю. Второе освящение Эрец Исраэль осуществил Эзра. Семена проросли вновь и на это раз столь буйно и неукротимо, что затоптать их было невозможно. Земля освятилась навеки. Границы, установленные после возвращения из вавилонского плена, получили законную силу и сохраняют ее до сих пор. И именно на этой территории, сейчас выполняются заповеди, связанные с ведением сельского хозяйства. Впоследствии рабаним распространили эти заповеди на некоторые другие части Эрец Исраэль и на Сурию

Карта 3: Возвращение из Вавилона — олей Бавель (ок. 350 г. до н.э.). Основана на карте рабби Н. Тукачинского.

Законы отделения трумот и маасрот

Рабби Шимшон Рафаэль Гирш пишет: «Необходимо отделить часть урожая для исполнения нескольких заповедей... Эту часть нельзя использовать для личных нужд, ее необходимо посвятить Всевышнему. Тем самым мы провозглашаем, что Творец является Господином всего сущего, и только по Его воле плодоносит земля, и мы можем пользоваться ее дарами.

При отделении различных видов десятин мы преследуем цели, на достижение которых должны быть направлены наши материальные средства и возможноети. Это обеспечение потребностей духа, духовной жизни — маасер левитов, удовлетворение потребностей тела, материальных нужд — маасер шени, который хозяин съедает в Иерусалиме; забота о благосостоянии ближнего — маасер бедных. Отделение маасрот (десятин) призвано напоминать нам о долге подчинять все действия и помыслы выполнению этой тройной задачи, предписаной Самим Всевышним, «дабы научился ты бояться Г-спода, Б-га твоего, все дни» (Дварим 14:23)».

1. От всего урожая, выращенного в Эрец Исраэль для человеческого пропитания, необходимо отделить трумот и маасрот. Пока это не сделано, вся продукция считается тевель, и еврею запрещено употреблять ее в пищу или получать от нее какую-либо выгоду. Ему даже нельзя засевать свое поле зерном, от которого не отделили трумот и маасрот.

2. В Торе упоминаются (Дварим 18:4) семь видов продуктов — пшеница, овес, рожь, ячмень, полба, маслины и виноград (включая получаемые из них масла ,соки и вина), от которых отделяют трумот и маасрот. Эта заповедь имеет силу, лишь когда все двенадцать колен Израиля живут на Святой Земле. Поэтому сейчас закон отделения трумот и маасрот я вляется раввинским предписанием и распространяется на все виды овощей и фруктов.

3. Во времена Храма отделение производили в следующем процентном отношении:

Название приношений

Доля в %

Потребитель

Трума гдола приношение для коэнов

2%

Любой КОЭН

Маасер ришон первая десятина для левитов

9,8%

Любой левит

Трумат маасер доля коэна в маасер ришон — десятине левита

Левит отделяет 10% от своего маасера и отдает их любому коэну

Маасер шени вторая десятина

Землевладелец и его семья сами съедают маасер шени, но только в Иерусалиме и только во времена существования Храма маасер шени вы-

или маасер они

деляют 8,8% четыре года каждом семилетнем цикле. В третий и шестой годы цикла отделяют масер они — десятину для бедных.

20,6%

Такова отделяемая доля урожая (11,8% отдавали коэнам и левитам 8,8% ,׳ либо съедали в Иерусалиме, либо отдавали бедным).

4. Тора запрещает бесцельно расходовать продукты питания. Поэтому сегодня мы отделяем гораздо меньшую, чем наши предки, часть, так как сейчас коэны находятся в состоянии нечистоты и не могут воспользоваться трумот и маасрот.

5. По этой причине мы отделяем один процент продукта для трумат маасер (доля коэнов в десятине левитов) и небольшую его часть в качестве трумы гдолы — приношения коэнам. (Поскольку в Торе не указано минимальное количество, отделения даже самой малой доли достаточно для исполнения заповеди.) Маасер ришон (первая десятина левитов) отделяется только номинально, т. е. на словах. А маасер шени выкупается, т.е. его святость переходит на деньги, а продуктом распоряжаются как обычно.

6. Отделение трумот и маасрот должно осуществляться в определенной последовательности: в начале доля коэнов, затем десятина левитов и, наконец, вторая десятина. В случае ошибки повторное отделение не производится. Долю коэнов из десятины левитов можно отделять либо перед второй десятиной, либо после нее. Продукт считается тевель (запрещенным к употреблению) до тех пор, пока не отделены все положенные трумот и маасрот.

7. Отделение производят от каждого вида овощей и фруктов, купленных в одной лавке, а также от плодов одного вида, приобретенных в разных местах. Это позволяет избежать определенных нарушений. Например, нельзя отделять одну десятину от урожаев, собранных в разные годы. Существуют также дополнительные ограничения: уже произведенное отделение трумот и маасрот от какого-либо продукта не может быть произвольно перенесено на неотделенный продукт; импортированные плоды не освобождают от отделения такие же плоды Эрец Исраэль, а плоды, купленные на рынке, подобные же плоды, выросшие в вашем саду.

8. Исчисление лет для отделения трумот и маасрот от всех плодов Земли (кроме фруктов) начинается в Рош Ашана. Новый год для фруктов начинается 15 Швата. Плоды и злаки, достигшие к Новому году определенной зрелости, относятся к урожаю предыдущего года и отделяются соответственно (особенно важно следить за этим в отношении маасер шени и маасер они). Граница зрелости устанавливается следующим образом: для зерновых, бобовых, олив и винограда — треть готовности; для фруктов — появление завязи; для овощей — пригодность к сбору.

9. Запрещается отделять трумот и маасрот в Шабат и праздники. Отделение меньше указанного минимального количества считается недействительным, и продукт остается тевель. На растения, выросшие в год шмиты, заповедь отделения трумот и маасрот не распространяется.

10.Отделив немногим более 1% продукта, мы делаем устное заявление: посвящаем соответствующие доли определенным трумот и маасрот. После этого мы заворачиваем отделенную часть в полиэтиленовый пакет, пленку или другую упаковку и выбрасываем.

11.Как упоминалось выше, стоимость маасер шени переводится в деньги, что позволяет использовать продукт для еды. При этом надо выполнить следующие условия:

монета должна иметь хождение в данном месте и стоить не меньше пруты (1/40 грамма чистого серебра), при произнесении заявления достаточно одной пруты. Однако, если стоимость монеты превышает пруту, ее можно использовать для выкупа столько раз, сколько прутот содержит данная монета. Как только «запас» будет исчерпан, следует взять новую монету.

с монетами, которые использовали для выкупа маасер шени, следует обращаться особым образом. За деталями необходимо обратиться к раву.

при произнесении заявления монету не обязательно держать перед собой. Достаточно иметь в виду, что она уже предназначена для выкупа маасер шени.

12.Запрещается выкупать маасер шени вышеописанным образом в пределах древних стен Иерусалима.

13.Отделение маасер шени осуществлятся только в определенные годы; в остальные годы отделяют маасер они (десятину бедных). Поэтому каждый третий и шестой годы после шмиты вместо маасер шени отделяют маасер они. Если доподлинно известно, что от продуктов не отделены трумот и маасрот, надо дать 9 процентов — маасер они — нуждающемуся. Однако предварительно следует проконсультироваться с авторитетным равом. Если трудно определить, какую десятину требуется отделить от плодов, отделяют обе и выкупают маасер шени.

14.Запрещено есть фрукты, выросшие на дереве в первые три года после его посадки (эти плоды называются орла). Плоды четвертого года называются рваи. Рваи обладает святостью, подобной святости маасер шени, и поэтому законы трумот и маасрот на них не распространяются.

15.На практике отделение трумот и маасрот производят следующим образом:

Вначале берут немногим более 1% продукта каждого вида и откладывают в сторону. Все продукты — отделенная часть и остаток — должны лежать неподвижно на виду.

Если точно известно, что продукты в состоянии тевель, произносят два благословения и два заявления. Если же есть сомнения, отделены ли трумот и маасрот (что характерно для сельскохозяйственной продукции, реализуемой через торговую сеть), благословения не произносят — делают только заявления.

Благословение 1: Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший отделять трумот и маасрот.

Заявление 1: Все в отделенной части, что превышает 1% продукта, объявляется трумой и находится на севере отделенной части. Оставшийся 1 % вместе с девятью такими же долями на верхней стороне этого продукта объявляется первым маасером. Таким образом, тот один процент, который я отложил в качестве певого маасера, объявляется долей коэнов в первом маасере. Еще девять равных долей на южной стороне продукта объявляются вторым маасером, но если от этого продукта надо отделить маасер они, пусть нижние девять частей будут предназначены беднякам.

Как и в предыдущем случае, если точно известно, что маасер шени не был отделен, произносят и заявление и благословение. Если же есть сомнения, благословение опускают: Благословение 2: Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедовавший нам выкупать второй маасер.

Заявление 2: Этот второй маасер и его дополнительная пятая часть выкупаются одной прутой из монеты, которую я отложил для выкупа второго маасера.

После всех произведенных действий отделенные трумот и маасрот заворачивают в поэлителеновый пакет или в другую упаковку и выбрасывают. Жидкости можно вылить в канализацию.

Законы, касающиеся земледелия: разделение мира на три части

С точки зрения выполнения заповедей, относящихся к земледелию, мир делится на три части: Эрэц Исраэль в границах, установленных Эзрой, Сурия и хуц лаарец. Последние, в свою очередь, подразделяются на страны, непосредственно примыкающие к Израилю и остальные земли. Для каждой из этих территорий существуют свои отдельные законы.

Например, для соседних с Израилем стран — Египта, Моава, и Амона — рабаним приняли ряд специальных «сельскохозяйственных» постановлений, которые, за некоторыми исключениями, не относятся к другим странам. Сурия же обладает определенной степенью святости, поэтому на нее распространяется большое число законов, касающихся Эрец Исраэль.

Эпоха Диаспоры

За 420 лет существования Второго Храма Израиль находился под властью четырех разных империй. Первые 34 года после потери независимости Эрец Исраэль входила в состав Персии. Затем — 180 лет владычества греков (империя Птолемеев, а затем империя Селевкидов), которое было прервано восстанием Макавеев. На протяжении десятилетий греческие правители всячески пытались искоренить еврейские традиции, и когда Антиохус IV окончательно за претил соблюдать Шабат, делать обрезание и освящать новомесячье, чаша народного терпения переполнилась: горстка храбрецов начала освободительную войну. По воле Творца греки потерпели сокрушительное поражение. После этого в еврейском календаре появился еще один праздник — Ханука: восемь дней мы благодарим Всевышнего за чудеса, которые Он явил во время кровопролитной борьбы с чужеземцами. Последние сто три года Израилем правила династия Ирода, пока римляне, оккупировавшие страну, не разрушили в 69 г н.э. Святой Храм.

Последовало изгнание. Евреи рассеялись по всему миру, с каждым поколением все больше отдаляясь от своей родины. Через несколько столетий Иерусалим стал для них легендой, а возвращение в Эрец Исраэль превратилось в недостижимую мечту. Храмовая гора на пять с лишним веков пришла в запустение, пока мусульманские правители не провозгласили ее своей святыней.

Разве только мечта?

Независимый еврейский народ на своей земле, с собственным царем? Святой Храм, который все царства считали духовным центром мира? Полноте, да было ли это когда-нибудь? И даже если было, сможет ли вернуться вновь? Изгнание грозило евреям полным уничтожением. Но рассеяная по свету нация не сдавалась и даже, временами, процветала. Чувство национальной общности не покидало наших отцов на протяжении всех скитаний, сопровождавшихся гонениями, погромами и убийствами. Сохранив свое единство, еврейский народ остался верен Б-гу, Торе и исполнению мицвот.

В странах рассеяния еврейская мысль достигла своего расцвета в деле систематизации Устного Закона. Вначале появились Мишна и Талмуд, затем фундаментальный труд РамбамаМишнэ Тора. Раши написал свои знаменитые комментарии на Пятикнижие и Талмуд. Начали распространяться кабалистические объяснения Торы. В те же «мрачные» времена составлен Шульхан Арух и другие своды законов.

Хотя евреев отделяли от родины гигантские пространства и века галута, в их сердцах продолжала жить мечта об Эрец Исраэль. Рабаним установили траурные посты в дни, напоминающие о разрушении Храма и потере Земли. На каждой свадьбе жених разбивает бокал в знак того, что наша радость остается неполной, пока не восстановлен Храм. В каждом еврейском доме часть стены недокрашена, ибо ни один дом не может считаться законченым, пока обитель Б-га лежит в развалинах. И каждый день евреи молятся о возвращении в Иерусалим — вечный город Храма и Санхедрина, центр будущего Царства Машиаха.

Границы, в которых праздники празднуются один день

Мудрецы установили еще одно напоминание евреям Диаспоры о том, что, несмотря на весь возможный комфорт и достаток, они являются чужаками, изгнанными со своей родины. За пределами Эрец Исраэль они соблюдают дополнительный день праздников Песах, Шавуот и Суккот.

Празднование одного или двух дней зависело не от святости того или иного места, а от его близости к Иерусалиму, где по свидельству двух человек, видевших молодую луну, устанавливали дату новомесячия. Эту процедуру проводили, не пользуясь астрономическими расчетами, которые уже в те времена были достаточно точны. Тора учит, что человек выше времени, и, освящая новый месяц, Санхедрин демонстрировал власть евреев над законами природы. Если было пасмурно, и облака заволакивали небо, отсчет начинался лишь на следующий день. Первого числа объявлялись также даты праздников, выпадавших на этот месяц. Во все края, где жили евреи, направлялись специальные гонцы, чтобы сообщить им эти сведения. Но из-за больших расстояний до некоторых общин посланник добирался уже после наступления праздника. Поэтому там производили астрономический расчет самого раннего момента появления луны, прибавляли еще один день и таким образом определяли наступление праздника. Один из двух дней обязательно являлся тем самым праздником, который установили в Иерусалиме.

Помимо Рош Ашана, который выпадал на новомесячье, другим праздником, отмечавшимся очень многими людьми в течение двух дней, был Суккот. Гонцы не могли передвигаться в Рош Ашана, Йом Кипур и Шабат. Поэтому дату начала месяца тишри своевременно могли узнать только те общины, которые находились на расстоянии десятидневного пути от Иерусалима. Исходя из того, что человек может пройти пешком в среднем 32 мили в день, вокруг Иерусалима была установлена зона с радиусом 300 миль: в ее пределах Суккот праздновался один день. Эта территория охватывала верхнюю Сурию, а на юге доходила до северовосточного Египта, включая нынешний Каир.

Второй день праздника сегодня

После разрушения Второго Храма мудрецы ввели календарь, составленный на основе астрономических вычислений, поскольку на прежнюю систему свидетелей и гонцов уже нельзя было полагаться по причинам безопасности. Но, несмотря на то, что соблюдение двух праздничных дней теоретически потеряло смысл, рабаним, тем не менее, его не отменили. Во-первых, евреи продолжали находиться в изгнании и им надлежало следовать древним установлениям своих предков. И, во-вторых, дополнительный праздничный день не позволял забыть, что на самом деле установление календаря зависит от пребывания евреев в Земле Израиля. Он, еврей, выше времени. Находясь в Иерусалиме — месте пребывания Шехины, он получает силу и способность определять календарь.

Хотя Рамбам считал, что праздник можно отмечать один день только на территории, освященной Эзрой, остальные авторитеты распространяют данный закон на все земли, занятые Иеошуа. В эти границы входит и территория современного Израиля. В районах хуц лаарец, находящихся в пределах десятидневной зоны пешего пути от Иерусалима, сегодня, как правило, соблюдают два дня праздника.

Законы соблюдения праздников для людей, временно пребывающих в Израиле

1. Человек, находящийся в Израиле временно, должен соблюдать два дня праздника, так как его дом в хуц лаарец.

2. Если нет возможности собрать миньян из гостей, то тот, кто приехал в Израиль на время, должен читать молитвы второго праздничного дня индивидуально.

3. Гостя можно вызывать к Торе в отмечаемый им второй день праздника, который для остальных молящихся — жителей Израиля — является первым днем холь амоэд, хотя ему надо слушать совсем другой отрывок.

4. Если гость решил остаться в Израиле насовсем, он соблюдает один праздничный день. Об изменении своего статуса он должен посоветоваться с равом.

Истинная свобода

Но даже в долгую темную ночь изгнания надежда на возвращение никогда не покидала еврейских сердец. Ощущение четкой национальной принадлежности оставалось с ними на протяжении всех странствий по чужим землям, странствий, отмеченных изгнаниями, погромами, массовыми истреблениеми. Еврейский народ как община хранил верность Б-гу, Торе, обязательствам религиозного закона. И все-таки время и насилие сыграли свою роль. Утомительное напряжение непрекращающейся угрозы привело к тому, что евреи начали искать в материализме средство обретения комфорта и стабильности. Мечта об Израиле, Иерусалиме, Святом Храме, Машиахе начала меркнуть в их душах. Место четкого образа занял мираж. И все же искры остались. Осталось глубокое внутреннее чувство связи с еврейством, с его благородной историей. И оно, это чувство, продолжает гореть страстным подсознательным желанием совершенства... мира... Машиаха, да не замедлит он появиться.