Истории про Авраама

История про то, как Авраам жил в Ур Касдиме

Авраам авину - Авраам, отец наш - родился в городе Ур Касдим. Он был правнуком Эвера, который был правнуком Шема, самого праведного из сыновей Ноаха. Аврааму было всего три года, когда он стал очень много думать над тем, что вокруг происходит и во что верят его семья и люди его города.

А в то время люди верили в идолов. Это значит, что они думали, что есть отдельный божок, который управляет пустынями, что есть отдельный божок, который управляет огнем. Они верили, что всем на свете - рыбами, травами, облаками и вообще всем-всем-всем-управляют отдельные божки - идолы. И они делали этих идолов из дерева и из камня, служили им и поклонялись им.

Авраам же стал думать: как это может быть, чтобы у каждой вещи был свой отдельный идол? Ведь мы видим, что все, что есть на свете, очень хорошо подходит друг другу. Мы видим, что солнце восходит утром, а заходит вечером, и никогда не бывает наоборот; мы чувствуем, что солнце греет не слишком жарко, но и не очень холодно. А если бы у него был свой отдельный идол, солнце могло бы вставать, когда хочет, и заходить, когда хочет. А это было бы очень неудобно. Оно могло бы греть очень жарко, и людям было бы тогда очень плохо жить на земле. И, наоборот, могло бы быть холодно, и тогда людям тоже плохо было бы жить на земле. Но ведь все не так!

И все в мире подходит друг другу. Луна встает, когда нужно, и показывает, когда наступает новый месяц. Вода течет в реке, а не по земле. Птицы летают и не падают, а звери, наоборот, не летают. На деревьях растут вкусные фрукты, а на земле растут овощи. А ведь если бы каждой вещью управлял свой идол, то все идолы могли бы перессориться, и тогда фрукты и овощи были бы несъедобны для человека, птицы не смогли бы летать, а летали бы звери. И все было бы шиворот-навыворот, все бы перемешалось.

Но ведь это не так. И значит, думал Авраам, не может быть, что всеми вещами управляют отдельные идолы. А наверное, есть кто-то Один, кто следит за всем. Этот один и есть hаШем. Он управляет солнцем, луной и звездами, землей и небом, горами и реками, деревьями и камнями, животными и птицами - всем.

Очень долго думал над этим Авраам. И понял, что все это действительно так. Что есть только Один hаШем, hаШем Эхад, Который управляет всем, что происходит в мире. И еще увидел Авраам, что люди, которые живут в его городе, совсем не понимают этого.

Авраам был очень смелым человеком. Он стал ходить и говорить людям, что они неправильно поступают, что не надо поклоняться идолам, что всем в мире управляет только Один hаШем - Ему-то и надо служить.

Но люди его не слушали, они боялись поверить в hаШема. Они боялись, потому что царь в Ур Касдиме - а это был тот самый Нимрод, который строил Вавилонскую башню, - строго приказал всем верить только в идолов. Он даже себя самого объявил идолом и заставил людей служить себе как богу. Если бы люди стали слушаться Авраама, то царь Нимрод мог бы их всех наказать, и они этого очень боялись. А Авраам не боялся - ведь он хорошо понимал, что всем на свете управляет hаШем, а вовсе не царь Нимрод.

Отца Авраама звали Терах. Терах делал идолов и продавал их; у него был даже специальный магазин идолов. Люди покупали у Тераха идолов и поклонялись им. Однажды Терах велел Аврааму сидеть в магазине и продавать людям идолов. И вот приходит один покупатель к Аврааму и говорит.

- Продай мне идола.

А Авраам его спрашивает:

- Какого идола тебе продать?

Покупатель отвечает:

- У меня есть поле. Я хочу, чтобы у меня на поле вырос хороший урожай. А поэтому продай мне идола дождя - я буду ему молиться, я попрошу его как следует, и он пошлет мне дождь.

А Авраам ему говорит:

- Тогда тебе надо купить идола солнца. Ведь если солнце будет очень-очень жарким, то вся вода высохнет и дождь тебе не поможет.

Покупатель подумал-подумал и говорит:

- Пожалуй, продай мне еще и идола солнца.

Тогда Авраам ему говорит:

- Может быть, тебе еще нужен идол ветра? Ведь если будет очень сильный ветер, он побьет все, что вырастет на твоем поле.

Покупатель подумал и говорит:

- Ты прав, продай мне еще и идола ветра. Я буду и ему тоже молиться, чтобы дул хороший ветер.

А Авраам говорит покупателю:

- Может быть, продать тебе еще идола саранчи? Если налетит саранча, то ничего тебе не поможет: ни солнце, ни дождь, ни хороший ветер. Саранча прилетит и съест весь твой урожай!

Покупатель почесал затылок:

- Да, продай мне еще и идола саранчи. Я буду просить его, чтобы саранча не сожрала мой урожай.

Тогда Авраам говорит ему:

- Но ведь, наверное, тебе нужен еще и идол гусениц? Ведь твое поле могут съесть и гусеницы.

Покупатель вздохнул и говорит:

- Да, пожалуй, мне нужен еще и идол гусениц. Выходит, что мне стоит помолиться еще и идолу гусениц, чтобы они не наползли на мое поле. Экую кучу идолов мне придется тащить домой!

Тогда Авраам сказал:

- Неужели ты будешь молиться всем этим идолам? Ты же так непременно запутаешься. К тому же вдруг твой сосед будет молиться идолу дождя, когда тебе будет нужно именно солнце? Неправильно! Нужно молиться hаШему, который Один управляет и солнцем, и дождем, и ветром, и гусеницами, и саранчой, и следит за всеми сразу - вот тогда ты сможешь надеяться на хороший урожай!

Покупатель долго-долго думал, а потом согласился:

- Пожалуй, ты прав - не стану я покупать всех этих идолов, а буду молиться hаШему. Продай мне идола hаШема.

Авраам ему объяснил, что у hаШема нет идола. Идолов делают из дерева и камня, они просто фигурки и изображения. А у hаШема никакого изображения нет и быть не может. Чтобы ему молиться, нужно просто вспомнить о том, что hаШем все видит и знает. И тогда покупатель сказал:

- Ну хорошо, не нужно мне идолов, я буду просто молиться hаШему.

И пошел домой.

И так покупатели перестали приходить в магазин Тераха и перестали покупать идолов. Терах страшно разозлился на Авраама и выгнал его из магазина. А слух об Аврааме дошел до царя Нимрода, который очень хотел, чтобы люди поклонялись идолам. И Нимрод позвал к себе Авраама и спросил:

- Ты ли тот Авраам, который говорит, что не надо поклоняться идолам?

Авраам ответил:

- Да, это я.

- Вот ты как! - сказал Нимрод. - А ну-ка, быстро поклонись идолам, а не то я брошу тебя в печь.

Но Авраам сказал ему:

- Нимрод, я тебя не боюсь. Я не поклонюсь твоим идолам, потому что hаШем, который сделал небо и землю, запрещает это.

И тогда Нимрод велел бросить Авраама в печь. Но hаШем сотворил чудо и спас Авраама. Авраам вышел из печи живым и не сгорел в ней.

Вот такая история произошла с Авраамом в Ур Касдиме.

 

История про то, как haШем велел Аврааму пойти жить в землю Ханаанскую

После того, как царь Нимрод хотел убить Авраама, вся семья Тераха, отца Авраама, ушла из Ур Касдима и поселилась в городе Харан.

И вот, когда Авраам жил в Харане, hаШем сказал ему:

- Лэх-лэха мэ-арцэха у-ми-моладтэха у-ми-бэйт авиха. - Уходи себе из страны твоей, от родины твоей, из дома отца твоего в ту землю, которую Я покажу тебе. Ты должен уйти из этого города и пойти в землю Ханаанскую, потому что она Святая земля и там из тебя произойдет еврейский народ. Иди! –Лэх-леха!

И Авраам послушался hаШема. Он взял свою жену Сару, своего племянника Лота, всех своих слуг и все свое имущество, и все они вышли из Харана и пошли в землю Ханаанскую. А Аврааму было тогда уже семьдесят пять лет.

Земля Ханаанская называлась так потому, что в ней жили разные ханаанские народы: эмореи, евусеи, хитийцы, перизеи, гиргаши и другие народы. А потом там стали жить евреи, и земля стала называться Земля евреев, Земля Израиля, Эрец-Исраэль.

И вот пришел Авраам в землю Ханаанскую и стал там жить. И что же делал Авраам в этой земле? Он построил жертвенник hаШему в городе Шхем, построил жертвенник hаШему в городе Бэйт-Эль и всех учил, что hаШем запрещает поклоняться деревянным и каменным идолам и что нужно служить только Ему Одному.

И hаШем сказал Аврааму:

- Из тебя произойдет избранный народ, евреи, и всю землю Ханаанскую Я отдам этому народу.

Но зачем hаШему нужны евреи?

Конечно же, hаШему неприятно, что люди поклоняются и служат идолам. И хотя hаШем может все, но заставлять людей, чтобы они поклонялись Ему, Он не хочет. hаШем хочет, чтобы люди сами поняли, что именно Он - и никто другой - хозяин мира. А люди очень долго этого не понимали, да и сейчас не совсем поняли. И поэтому hаШем специально выбрал один народ, евреев, чтобы евреи показывали всем другим пример, как надо правильно жить. Ведь сам Авраам не мог всех научить - он был один, а людей очень много! Почему же евреи произошли именно от Авраама? А потому, что Авраам был первым человеком, который понял и показал людям, как нужно правильно жить на свете.

Авраам был самым первым евреем, от него все евреи и произошли. И мы с тобой произошли от Авраама.

 

История про то, как Авраам и Сара спускались в Египет

Однажды во всем мире случился голод. И в земле Ханаанской, где жил Авраам, тоже нечего было есть. Осталось много еды только в одном месте - в Египте. И тогда Авраам решил: чтобы не умереть с голоду, нужно пойти в Египет и достать там еды. Взял он свою жену Сару, своего племянника Лота, и они отправились в путь.

И вот, когда они подходили к границам Египта, Авраам испугался и сказал Саре:

- Ядати ки иша йефат-мар'э ат. - Вот ведь ты красивая женщина. И когда египтяне увидят тебя, то, может, захотят взять тебя в жены. И тогда они убьют меня, потому что не может быть у женщины сразу два мужа, а в Египте так делают: убивают человека, чтобы забрать его жену. Египтяне ведь очень плохие люди. Давай поэтому говорить, что ты моя сестра.

И еще Авраам придумал вот что. Он спрятал Сару в большой-большой сундук и запер сундук на замок.

И подошли они к границе Египта. А на границе стояли слуги фараона, царя египетского. Они проверяли, кто что везет, и брали за это налог, плату за провоз. И спросили они Авраама:

- Что здесь у тебя в этом большом сундуке? Надо же взять налог с того, что ты там везешь.

Авраам отвечает.

- Возьмите налог, как будто там пшеница.

Он хотел заплатить деньги, чтобы они не открыли сундук и не увидели Сару. А они говорят:

- А может, у тебя там не пшеница, а разноцветные ткани? Ведь с тканей нужно брать налог больше, чем с пшеницы.

Авраам отвечает:

- Ну хорошо, возьмите налог, как будто там разноцветные ткани.

Тогда слуги фараона говорят:

- А может, ты везешь не ткани, а золото? Тогда ты должен заплатить еще больше!

- Возьмите столько денег, как если бы там было золото! - отвечает им Авраам.

- А вдруг у тебя там бриллианты, рубины или другие драгоценные камни?

- Берите налог, будто так и есть.

Тогда слуги фараона говорят:

- Ну и ну! Наверное, у тебя в сундуке что-то совершенно замечательное, раз ты согласен заплатить за него как за драгоценные камни. Надо посмотреть. Открывай сундук!

Делать было нечего. Сундук открыли, и свет разлился по всему Египту. И увидели они Сару. Поразились слуги фараона ее красоте и сказали:

- Такая красивая женщина подходит в жены самому фараону.

И забрали Сару во дворец фараона, и фараон захотел жениться на Саре.

Вот этого Авраам никак не ожидал. Он думал, что если какой-нибудь египтянин захочет взять Сару в жены, а Сара скажет, что она сестра Авраама, то египтянин начнет ходить к ним в гости, посылать подарки и просить отдать Сару ему в жены. А за это время Авраам надеялся успеть закупить еды и убежать с Сарой куда-нибудь. Но он никак не думал, что слуги фараона просто так придут и заберут Сару во дворец. И Авраам был в великом горе.

Но hаШем заступился за Авраама. Он наслал на фараона страшную болезнь, и все тело фараона покрылось ужасными язвами. И сказал hаШем фараону, чтобы тот немедленно отдал Сару Аврааму, потому что Сара - жена Авраама.

И фараон понял, что hаШем защищает Авраама, и испугался фараон hа-Шема. Позвал он Авраама и спросил:

- Почему же ты не сказал мне, что Сара твоя жена?

А Авраам ответил:

- Я боялся, что меня убьют, чтобы жениться на Саре.

Тогда фараон сказал:

- Вот жена твоя, бери и уходи.

И излечил hаШем фараона от язв. И дал фараон Аврааму много еды, подарков, ослов и верблюдов - он боялся, что Авраам будет просить haШема наказать его еще раз. И приказал фараон своим солдатам, чтобы они проводили Авраама и Сару до границы Египта, чтобы никто не обидел их по дороге.

Вот так Авраам, Сара и Лот вернулись в землю Ханаанскую.

 

История про то, как Авраам спас Лота из плена

После того, как Авраам, Сара и Лот вернулись из Египта, они опять стали жить в земле Ханаанской. И у Авраама было очень много овец и всякого другого скота. А у Лота тоже было много скота и всякого имущества. И стало Аврааму и Лоту тесно жить вместе, потому что скота было у них очень много и им не хватало пастбищ.

И был раздор между пастухами Авраама и пастухами Лота. Пастухи Авраама пасли скот честно, они никогда не давали своим овцам есть траву на чужих полях. А пастухи Лота спокойно пасли скот на чужих полях, да еще и говорили при этом:

- hаШем обещал отдать эту землю Аврааму, но у Авраама нет детей. Поэтому всю землю Ханаанскую получит Лот, племянник Авраама. Вот мы и будем пасти скот Лота на чужих полях земли Ханаанской - ведь они все равно станут нашими!

И тогда сказал Авраам Лоту:

- Разве мы с тобой не родственники? Давай, чтобы не ссориться, жить отдельно. Выбирай себе место. Если ты пойдешь налево, то я пойду направо, а если ты - направо, то я - налево.

И решил Лот пойти в город Сдом.

Сдом был плохой город. Все его жители были очень злыми и жестокими людьми и все были богатые-пребогатые. А Лоту как раз хотелось много денег. И вот поселился Лот в Сдоме, хоть он и не был плохим человеком.

А в это время началась война. Царь Нимрод и трое его приятелей, тоже цари, собрали огромную армию и стали воевать против Сдома и окрестных городов. И разбили они войска этих городов в пух и прах, сами города разграбили, а всех жителей увели в плен. Бэра, царь Сдома, хотел убежать, но провалился в яму, полную глины.

Лота тоже забрали в плен вместе со всеми жителями Сдома. А Лот был очень похож на Авраама, поэтому Нимрод и его дружки решили, что они поймали самого Авраама. Они посадили Лота в деревянную клетку и стали всем показывать и насмехаться:

Вот мы и поймали Авраама, который вздумал учить людей, будто hаШем управляет всем миром и все может. Вот пусть этот hаШем его теперь и спасает, а мы посмотрим!

И услышал Авраам, что Лот попал в плен, и тут же собрал он своих слуг и бросился освобождать Лота. Потому что есть такая мицва, заповедь, спасать из плена своих близких.

И вот ночью Авраам и несколько его слуг напали на армию Нимрода и царей, которые были с ним, победили их, освободили всех пленников, и Лота тоже освободили.

И тогда Бэра, царь Сдома, сказал Аврааму:

- Бери от меня что хочешь в награду за то, что ты освободил моих слуг и вернул мне мое имущество.

Но Авраам ответил:

- Ничего я у тебя не возьму, даже ремешков от сандалий. Ты ничем не лучше Нимрода и его приятелей. И не тебя я защищал, а только ради Лота, моего племянника, пошел я на эту вашу войну.

Так ответил Авраам царю Сдома и отправился домой. А Лот опять вернулся жить в Сдом.

 

История про то, как haШем заключил с Авраамом союз

И вот Авраам вернулся с войны домой и был очень печальный. Он переживал, что, когда он воевал с Нимродом и остальными царями, то, может быть, убил какого-нибудь солдата из их армии, который был хорошим человеком. Да и вообще много людей погибло. И еще думал Авраам: "hаШем так замечательно помог мне на войне! Но разве я заслужил, чтобы Он так заботился обо мне? Неужели после этого Он будет помогать мне еще?"

Но hаШем сказал Аврааму:

- Аль тира! - Не бойся, Авраам! Не было в армии Нимрода ни одного хорошего человека. И не перестану Я помогать тебе. – Схарха hарбэ мэод. Награда твоя очень велика.

Но сказал Авраам hаШему:

- Что мне награда? Ведь у меня нет детей - кого я буду учить?

Но hаШем сказал:

- Нет. Я обещаю тебе, что у тебя будет сын, и что у твоего сына тоже будет сын, и что у его детей тоже будет много-много детей. Посмотри на землю. Можешь ты пересчитать все песчинки? Посмотри на небо. Можешь ты пересчитать звезды? Вот так же и не сможет никто пересчитать детей твоих детей, евреев. И если евреи будут плохими, они станут как песок, который все топчут ногами. А если будут хорошими, то засияют, как звезды на ночном небе, которые льют свет на мир. (И ты обязательно должен жить так, чтобы евреи были не как бесцветные песчинки, а как яркие звездочки.)

И еще сказал hаШем Аврааму:

- Вся твоя жизнь будет для евреев примером того, как нужно Мне служить. Не бойся же!

И ответил Авраам hаШему:

- Хорошо. Но дай знак, чтобы дети мои не забыли про все, что Ты мне говоришь.

И сказал hаШем:

- Я согласен. Для этого принеси Мне в жертву теленка, козу, барана и голубя. И Авраам так и сделал. И тогда вдруг стало темно и страшно. И видит Авраам: пылающий огонь проходит между животными, которых он принес в жертву.

И hаШем сказал:

- Знай, что четыреста лет твои дети будут жить в чужой земле и чужие люди будут их угнетать. Но через четыреста лет дети твоих детей вернутся сюда, и Я отдам им всю эту землю.

Вот так в тот день hаШем заключил с Авраамом союз и дал ему обещание, что на свете всегда будут евреи, а земля Ханаанская станет их землей.

 

История про Агарь и про то, как родился Ишмаэль

Авраам и Сара уже десять лет жили в земле Ханаанской. И хотя обещал hаШем Аврааму, что появятся у него дети, но время шло, а детей у Авраама и Сары еще не было.

У Сары была рабыня, и звали ее Агарь. Агарь была дочкой египетского фараона. Когда hаШем, как ты помнишь, наказал фараона из-за Сары, то фараон подумал: "Авраам великий человек, раз сам hаШем защищает его. Пусть лучше моя дочь будет рабыней в доме Авраама, чем принцессой в Египте". И вот теперь сказала Сара Аврааму:

- Прошло уже десять лет, как мы живем в земле Ханаанской и hаШем пообещал, что в этой земле у тебя будут дети. Но детей у нас все еще нет. Может быть, hаШем хочет, чтобы дети у тебя были от другой жены? Вот есть у меня рабыня Агарь. Возьми ее себе в жены, и пусть у тебя родятся дети. И Сара дала Агарь, рабыню свою, в жены Аврааму.

И вот, через некоторое время должен был у Агари родиться ребенок. И тогда Агарь неправильно стала думать про Сару. Она думала так: "Сара столько лет была женой Авраама - и не родила ему детей. А я только-только стала женой Авраама, а уже скоро рожу ему ребенка. Раз hаШем дает мне ребенка, значит, я лучше, чем Сара".

Это, конечно, было не так. hаШем ведь хотел, чтобы и у Сары родился ребенок, но просто время для этого еще не настало. Но ни Авраам, ни Сара, ни Агарь не знали, не понимали этого. И Агарь совсем перестала слушаться Сару.

И стала Сара говорить Аврааму так:

- Ты видишь, как ведет себя Агарь? Я дала ее тебе в жены, а она теперь плохо ко мне относится. Сделай же так, чтобы она меня слушалась.

Авраам ответил Саре:

- Агарь твоя рабыня, поступай так, как считаешь нужным.

И тогда Сара стала заставлять Агарь делать тяжелую работу. А в этом Сара была неправа, потому что, когда у женщины должен скоро родиться ребенок, то ей нельзя много работать. И Агарь убежала от Сары, она пошла в Египет к своему отцу,

Но по дороге в Египет, когда она шла через пустыню, к ней явился ангел hаШема и сказал:

- Агарь! Вернись к Саре, госпоже твоей, и слушайся ее. А в награду за твое послушание у тебя родится сын, от которого произойдет целый народ. И ты назови своего сына Ишмаэлем.

Агарь сделала так, как велел ей ангел. Она вернулась к Саре и стала слушаться ее, как раньше. И родился у нее сын, и Авраам назвал его Ишмаэлем. А от Ишмаэля. действительно, произошел большой-пребольшой народ - арабы.

 

История про то, как haШем изменил Аврааму имя

Нужно сказать, что на самом деле Авраама раньше звали не Авраам, а Аврам, а его жену Сару звали вовсе и не Сара, а Сарай.

И вот однажды Авраам, которого тогда звали Аврам, пошел к ученым и звездочетам, чтобы узнать: будет ли у него с Сарай ребенок или нет? Ученые и звездочеты посмотрели на расположение созвездий и планет, заглянули в свои толстые книги и сказали:

- Аврам и Сарай? Нет, детей у Аврама и Сарай никогда не будет.

Но вот, когда уже Авраму было девяносто девять лет, hаШем сказал ему:

- Ани Эль Шаддай! - Я Бог Всесильный. Звездочеты и ученые, несмотря на все их науки, не могли сказать тебе правды - ведь ты еврей, а у евреев судьба особая и никто ее не может предсказать. Вот Я изменяю твое имя. Отныне ты будешь не Аврам, а Авраам, и жену твою будут звать не Сарай, а Сара. У Аврама и Сарай, действительно, детей не будет. А у Авраама и Сары - будут!

И упал Авраам на лицо свое и сказал hаШему:

- Разве я заслужил такое чудо? Ведь мне же почти сто лет, да и Саре почти девяносто. А у меня есть уже один сын, Ишмаэль. Пусть хоть он будет здоров и живет долго!

Но hаШем ответил:

- Хорошо, но евреи произойдут не от Ишмаэля, а от сына, которого родит тебе Сара.

И еще сказал hаШем:

- В знак того, что ты и твои дети будут меня слушаться, а Я буду вас защищать, Я хочу, чтобы ты и все мужчины в твоем доме сделали обрезание. И всем мальчикам, которые будут рождаться у евреев, тоже нужно делать обрезание.

И Авраам послушался hаШема и так и сделал.

С тех пор прошло более трех тысяч семисот лет. И все эти годы мы, евреи, на восьмой день жизни мальчика делаем ему обрезание. И более трех тысяч семисот лет hаШем нас защищает. И так оно и будет всегда.

 

История про то, как к Аврааму приходили три ангела

И было на третий день после того, как Авраам сделал себе обрезание:

Авраам сидел у входа в шатер и смотрел на дорогу, не идет ли кто-нибудь, потому что он очень любил зазывать проходящих мимо путников к себе в гости. А день этот hаШем сделал специально очень жарким, чтобы путники не ходили и не мешали бы Аврааму, потому что Авраам плохо себя чувствовал. Но Авраам очень огорчался, что некого позвать к себе в гости. И тогда hаШем послал ему троих ангелов в облике людей.

И поднял Авраам глаза свои и увидел: вот три человека стоят на дороге.

И он встал и побежал им навстречу, поклонился им низко, до земли и сказал:

- Господа мои, зайдите, пожалуйста, в дом мой! Я дам вам воды, чтобы вы омыли ноги свои, и вы отдохнете у меня. Я накормлю вас и напою, а потом вы пойдете своей дорогой.

И сказали они:

- Кен таасе. - Так и сделай.

И побежал Авраам в шатер к Саре, жене своей, и сказал ей:

- Быстренько замеси тесто и испеки мацу.

(В тот день был Песах, и есть хлеб было нельзя.)

И еще Авраам решил угостить своих гостей мясом. Он пошел к стаду, выбрал самого лучшего теленка и хотел уже вести его на кухню, но теленок стал убегать от Авраама. Он убегал все дальше и наконец забежал в какуюто пещеру. Авраам вбежал за своим теленком в эту пещеру и вдруг увидел, что пещера светится необычным сиянием.

Это была пещера Махпела. Она так светилась потому, что в ней были похоронены Адам и Хава. И Авраам очень обрадовался, что нашел такое важное место. Он не знал, что hаШем специально, в награду за его гостеприимство, сделал так, чтобы теленок забежал в пещеру Махпела. Авраам запомнил это место, взял теленка и вернулся домой.

Дома он отдал теленка своему сыну Ишмаэлю, чтобы тот быстро приготовил его для гостей. Потом взял Авраам приготовленную еду и усадил гостей под большим деревом, и они ели. А ведь это были ангелы. Им, конечно, не нужна была еда, но они не хотели обидеть Авраама и съели все, что он им дал.

И сказал один из ангелов:

- Айе Сара иштеха? - Где Сара, жена твоя, как она поживает?

И Авраам ответил:

- Вот она, в шатре.

И сказал ангел:

- Через год я возвращусь к тебе, и вот, у Сары родится сын.

А Сара услышала это, засмеялась и подумала: "Ведь я уже очень старая, неужели у меня может родиться сын?"

И тут случилось чудо, и Сара помолодела.

И сказал hаШем Аврааму:

- Зачем же смеется Сара, жена твоя? Почему не верит, что она может родить сына? Разве есть что-нибудь невозможное для hаШема? Вот увидишь, через год у Сары будет сын!

И Авраам, и Сара поверили hаШему, что через год у них родится сын. А ангелы поели, встали и пошли в Сдом. (Зачем пошли - ты скоро узнаешь.) И Авраам решил проводить их немножко, потому что, когда гости уходят, их обязательно нужно проводить.

 

История про то, как Авраам просил haШема пощадить Сдом

В то время в земле Ханаанской была большая область, в которой было пять городов. Самым главным из этих пяти городов был богатый город Сдом. (Ты уже немножко знаешь об этом городе.) И в Сдоме,как, впрочем, и во всей этой области, жили одни только злые и жадные люди. Трудно даже себе представить, насколько они были отвратительны в своей мерзости, какие страшные у них были законы, законы-наоборот.

Например, у них был закон, что нельзя подавать нищим милостыню, Они думали так: земля у нас, конечно, очень богатая, и всего у нас много, и живем мы очень славно. Но мы никогда никому ничего своего не отдадим.

И вот они придумали специальные фальшивые деньги, которые кидали нищему, чтобы тот отстал от них. На каждой монетке было написано, чья она, и на такую монетку нельзя было ничего купить. И несчастный нищий умирал с голоду среди груды фальшивых денег. И тогда каждый житель Сдома преспокойно забирал свою монетку.

Еще они очень не любили, когда к ним заходили путники: вот еще, делиться с ними! И поэтому у них по закону полагалось всячески обижать этих путников, обкрадывать и мучить их.

Уважали жители Сдома только силу. И вот они придумали такой закон наоборот: если кто кого побьет, то побитый должен заплатить деньги тому, кто его побил. Как-то по Сдому проходил Элиэзер, верный слуга Авраама. Вдруг на него напал какой-то человек, побил, а потом потащил в суд, чтобы получить с Элиэзера еще и деньги. Судья сказал:

- Все правильно, Элиэзер должен заплатить.

Тогда Элиэзер взял камень, стукнул судью и сказал:

- Теперь ты, судья, должен мне заплатить! Вот и отдай то, что ты мне должен, этому человеку, а мои деньги останутся при мне.

Однажды в Сдом пришел нищий. Все жители с нетерпением ждали, когда же, наконец, он умрет с голоду. Но нищий все не умирал. Это им показалось странным, и они стали внимательно следить за ним, чтобы узнать, в чем дело. И выяснилось, что в Сдоме была одна добрая девушка, которая жалела нищего и давала ему хлеб. И тогда жестокие жители Сдома убили эту девушку.

И сказал hаШем:

- Заакат Сдом ки-раба! - Вопль из Сдома великий!

И не захотел hаШем больше видеть мерзость сдомскую в Святой земле, и решил Он стереть с лица земли всю эту область, чтобы не было ее больше. И сказал hаШем об этом Аврааму. И взмолился Авраам hаШему и воскликнул:

- Но, может, в Сдоме много и хороших людей? Что, если там найдется пятьдесят праведников? Неужели Ты не простишь весь Сдом ради этих пятидесяти?

И ответил hаШем:

- Ради этих пятидесяти прощу.

И еще сказал Авраам:

- А вдруг праведников окажется не пятьдесят, а сорок пять?

И ответил ему hаШем:

- Если найду там сорок пять праведников, то ничего не сделаю Я со всей этой областью.

А Авраам все просил и просил hаШема пощадить Сдом. И, наконец, hаШем пообещал:

- Если в Сдоме будет хотя бы десять праведников, то Я пощажу город ради них.

А тем временем ангелы, которые побывали в гостях у Авраама, шли в Сдом. Только их было уже не трое, а двое, и вот почему. Когда hаШем посылает на землю ангелов. Он обычно дает каждому из них только по одному поручению. Так было и на этот раз. Один ангел, по имени Михаэль, должен был сообщить Аврааму, что у него родится сын. Этот ангел выполнил свою работу и вернулся к hаШему. А у тех двух ангелов, которые шли в Сдом, были вот какие поручения: один ангел, по имени Рафаэль, должен был спасти Лота, а другой, по имени Гавриэль, должен был уничтожить Сдом.

 

История про то, как haШем уничтожил Сдом

В тот вечер сидел Лот у ворот Сдома. И вот видит он: подходят к городу два человека. Лот встал, поклонился путникам и пригласил их к себе в дом переночевать. Но Рафаэль и Гавриэль (это, конечно, были они) сначала отказывались идти к Лоту и тем самым навлекать на него беду - ведь в Сдоме запрещалось принимать гостей. Но Лот стал их очень упрашивать, и они согласились. И провел он их к себе в дом разными темными переулками и закоулками, и никто не видел, как вошли они в дом Лота.

И стал Лот готовить угощение - он недаром долго прожил с Авраамом и знал, что путников обязательно надо накормить. Лот даже испек мацу. Вот только соли у него в доме не оказалось, и он послал жену за солью к соседям. Жена Лота пришла к соседям и говорит:

- Дайте соли - у нас гости.

И соседи тут же рассказали по всему городу, что у Лота в доме гости. Но зачем же жена Лота сказала про гостей? Почему не могла она просто попросить соли? А потому, что она была настоящая жительница Сдома и в душе своей гостей терпеть не могла.

Тем временем Лот и ангелы замечательно вкусно поели и уже собирались ложиться спать. Но тут к дому Лота со всех сторон стали собираться люди. И они кричали:

- Лот, мы знаем, что у тебя гости! Выведи их к нам - вот мы им сейчас покажем!!!

И пришли туда все, все жители Сдома - и молодые, и старые. И все они кричали и надрывались:

- Отдай нам своих гостей, Лот, мы разделаемся с ними!

Тогда Лот вышел за порог, запер за собой дверь и стал просить жителей Сдома не обижать его гостей. Но те раскричались еще пуще:

- Пошел прочь! Сам-то недавно пришел жить в наш город, а уже учить нас вздумал?! Сейчас мы тебе устроим еще хуже, чем гостям твоим! И они стали наступать на Лота и приготовились уже ломать дверь. И тогда в дело вмешались ангелы. Они увели Лота в дом, дверь заперли и сделали так, что все жители Сдома ослепли - они натыкались друг на друга, падали, но никак не могли найти дверь в дом Лота. И вот уже поздно ночью, совсем измучившись, они разошлись по домам ни с чем.

И увидели ангелы, что нет в Сдоме десяти праведников. И сказали они Лоту:

- Собирай свою семью в дорогу. Утром мы истребим место это, потому что hаШем больше не может его терпеть. Ты же, хоть и не праведник (ведь ты сам решил поселиться в Сдоме) , но вел себя достойно, и за это ты и твоя семья будут спасены.

И вот рано утром, когда только-только стало светать, ангелы начали торопить Лота:

- Приближается время истребления Сдома. Потарапливайся, если хочешь остаться в живых.

Но Лот все медлил: ему было жалко оставлять в Сдоме свое богатство. И тогда ангелы взяли Лота, его жену и двух его дочерей за руки и вывели их из города на дорогу.

И Рафаэль сказал:

- Ради жизни вашей, спешите вон к той горе и не останавливайтесь, пока не выйдете из этой местности. И когда будете уходить, ни в коем случае не оглядывайтесь назад.

А почему Рафаэль запретил им оглядываться назад? А потому, что, видя, как гибнет Сдом, Лот и его семья могли бы подумать: "Их всех hаШем покарал, только нас спас Он. Значит, мы очень хорошие, замечательные, люди". А ведь это было не так.

И еще запретил Рафаэль оглядываться назад потому, что нехорошо смотреть, как наказывают других.

И вот с восходом солнца hаШем пролил серу и огонь с неба на Сдом, и стал Сдом гибнуть. И тут жена Лота оглянулась...

Да, она была такая же злодейка, как и все жители Сдома, ведь это именно она сказала соседям про гостей, когда пришла за солью, это из-за нее жители Сдома чуть не погубили Лота. Но не сумела жена Лота воспользоваться великой милостью hаШема, Который, несмотря на ее предательство, ради Авраама оставил ее жить. Очень уж ей захотелось посмотреть, как горят дома и люди ее города проваливаются сквозь землю... Оглянулась жена Лота и тут же превратилась в соляной столб.

И вот перевернул hаШем всю ту местность, и когда-то цветущая область стала пустыней. И так до наших дней там ничего и не растет. А на месте самого Сдома теперь – Мертвое море, самое соленое на свете.

Лот же и его две дочери забрались на гору и нашли на этой горе пещеру, в которой стояли большие сосуды с вином. И они поселились в этой пещере и жили там много лет. И от старшей дочери Лота произошел народ - моавитяне, а от младшей - аммонитяне.

 

История про Авраама, Сару и про Авимэлэха, царя Герара

Авраам очень любил принимать гостей и говорить с ними о том, что нужно служить hаШему. А после того, как истребил hаШем Сдом и его окрестности, люди совсем перестали ходить через то место, где жил Авраам. И тогда он решил перейти жить на новое место, потому что на старом некого было ему позвать к себе в гости. И вот поднялся Авраам и вместе со всей своей семьей переехал жить в город Герар.

И в Гераре опять сказал Авраам про Сару, жену свою: "Это моя сестра", -потому что он боялся, что его могут убить, чтобы взять Сару в жены.

И, действительно, как только они переехали жить в Герар, Авимэлэх, царь Герара, послал своих слуг, и они схватили Сару и привели ее во дворец Авимэлэха. И тогда hаШем напустил страшную болезнь на Авимэлэха и на всех людей, кто был у него во дворце, и закрылись все отверстия у них на теле, и перестали они слышать, и не смогли говорить, и мучились они ужасно.

И явился hаШем к Авимэлэху ночью во сне и сказал:

- Вот ты умираешь из-за этой женщины, потому что она жена Авраама.

И Авимэлэх ответил hаШему:

- Но ведь Авраам сам сказал мне, что это его сестра. Я не виноват!

Но hаШем возразил ему;

-Ты виноват, потому что нельзя насильно брать никакую женщину себе в жены. А теперь возврати ее Аврааму и проси у него прощения. И он будет молиться за тебя, и ты не умрешь.

И проснулся Авимэлэх рано утром, и позвал всех слуг своих, и рассказал им весь этот сон. И все слуги Авимэлэха очень испугались hаШема. И позвал Авимэлэх Авраама и сказал ему:

- Мэ асита лану? - Что же это сделал ты нам? Ведь ты сказал, что Сара твоя сестра!

Авраам ответил ему:

- Видел я, что не боитесь вы hаШема, ни ты, ни народ твой, и поэтому испугался я, что можете вы меня убить. Да и на самом деле Сара мне почти сестра, потому что она дочь моего брата Харана.

И тогда Авимэлэх вернул Аврааму Сару, и дал ему много подарков, и попросил прощения как следует. И сказал Авимэлэх Аврааму:

- Живи в моей стране, где хочешь.

И помолился Авраам hаШему, и hаШем излечил Авимэлэха и всех слуг его, и они выздоровели. И поселился Авраам в Гераре.

И как-то однажды сказал Авимэлэх Аврааму:

- Вижу я, что hаШем помогает тебе во всем, что ты делаешь. Давай же заключим союз, что будем дружить мы с тобой, и дети наши, и внуки наши.

Будем мы все вместе жить на этой земле и никогда не сделаем друг другу ничего плохого.

И сказал Авраам:

- Я согласен, но только зачем же слуги твои засыпают колодцы, которые я копаю?

А дело было вот в чем. Авраам копал колодцы и называл их именами, прославляющими hаШема. Например, выкопает Авраам колодец и назовет его так: "hаШем правит небом и землей". И жители этого места говорили:

- Давай встретимся у колодца "hаШем правит небом и землей".

И так люди понемножку привыкли правильно понимать мир. А Авимэлэху это не нравилось, и он тайно приказал засыпать колодцы. Теперь же Авимэлэх сказал Аврааму:

- Да я в первый раз слышу про твои колодцы, что же раньше ты мне про них не сказал? Копай где хочешь!

Очень хотелось Авимэлэху заключить союз с Авраамом. Он думал так: "hаШем во всем помогает Аврааму, значит Он и мне поможет, раз мы будем жить вместе".

И заключил Авраам с Авимэлэхом союз, и в знак этого подарил Авимэлэху семь овец, и выкопал колодец, и назвал его Беэр-Шева, что значит "Колодец семи", или "Колодец клятвы", потому что поклялись там Авимэлэх и Авраам, что их дети и дети их детей будут жить в дружбе.

А вокруг того колодца вырос город, и называется он Беэр-Шева. И по сей день существует он в Израиле.