Глава 8. Благословения за пищу – брахот

Глава 8. Благословения за пищу – брахот

Смысл благословения за пищу

В предыдущих главах мы ознакомили вас с принципами кашрута. Мы организовали кашерную кухню, мы научились готовить кашерную еду.

Кашерное питание, однако, не просто означает заглатывание и переваривание кашерных продуктов. Приняв законы кашрута, мы постоянно осуществляем духовную связь с Б-гом и благодарим Его за всё то, что Он сотворил для нас.

Каждый вид пищи  требует своего особого благословения.

Благословляют Б-га до употребления пищи и после окончания трапезы.

Благословляют как мужчины, так и женщины и дети.

Благословения до еды

Все продукты делятся на шесть групп, каждая из которых требует благословения.

1.    Хлеб, халы, маца – лехем.

2.    Кондитерские изделия – мезонот.

3.    Изделия из винограда: вина, соки – гафен.

4.    Плоды деревьев: фрукты – при гаэц.

5.    Плоды земли: овощи и бананы – при гаадама.

6.    Все остальные продукты, изготовляемые отдельно или в смеси: мясо, молоко и пр. шегакол нигья бидваро.

Полный текст драхот до еды

Все 6 брахот начинаются одинаково со слов: БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ – «Благословенен Ты, Г-с-подь, Б-г наш, Владыка Вселенной….» и продолжаются по разному в зависимости от вида пищи.

1.    БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э- ЛО –ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ ГАМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ГААРЕЦ – «вырастивший хлеб из земли!»

Примеры: хлеб, халы, бублики, маца, пита, т. е. продукты, приготовленные из 5 видов зерна: пшеницы, ржи, овса, полбы, ячменя.

Примечание: если бублики, питы и другие изделия готовятся, как мезонот, на них произноситься следующее благословение:

2.    БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ БОРЕЙ МИНЕЙ МЕЗОНОТ – «….сотворящий разнообразные виды пищи, которые насыщают!»

Примеры: торты, печенья, пончики, макароны.

3.    БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ БОРЕЙ при гагафен – «…сотворящий плод виноградной лозы!»

Примеры: вино, виноградный сок.

4.    БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ БОРЕЙ ПРИ ГАЭЦ – «…сотворивший плод дерева!»

Примеры: все фрукты свежие (кроме бананов) и сушоные, орехи (кроме земляных).

5.    БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ БОРЕЙ ПРИ  ГААДАМА  -  «….сотворивший плод земли!»

Примеры: овощи, зелень, земляные орехи, бананы, дыни, арбузы, ананасы.

6.    БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ ШЕГАКОЛ НИГЬЯ БИДВАРО  -  «…по чьему слову возникло всё!»

Примеры: сласти молочные и мясные продукты, яйца, рыба, грибы и прочие продукты.

Выше говорилось о благословениях, произносимых над отдельными продуктами. Если же продукты разных категорий готовятся в смеси, то следует произнести благословение   шегакол нигья бидваро.

Общие правила при произнесении благословений

1.    Благословение произноситься не зависимо от количества пищи (даже если вы только пробуете её).

2.    Необходимо точно знать, какое благословение следует сказать в данном конкретном случае. Наша книжка не дает вам полного знания в этих вопросах. Дополнительные знания вы получите изучая еврейские источники.

3.    Благословение произносится в слух, при этом вы держите пищу в правой руке.

4.    Запрещается разговаривать с момента произнесения благословения до первого глотка.

5.    В каждом благословении упоминается полное имя Б-га; если вы учитесь говорить благословение, имя Б-га говорится иначе (вместо А-до-най  -  Адошем). Если вы учите ребёнка, можно произносить полное имя Б-га.

6.    Если кто-то другой произнёс благословение в вашем присутствии, вы должны сказать:  амен! Если же вы произнесли благословение, то амен! Произносят присутствующие, вам же на ваше благословение говорить  амен! Не нужно.

7.    Если вы пробуете плод (фрукты или овощи) впервые после сезонного перерыва, нужно произнести специальное благословение – шегехеяну.

БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ ШЕГЕХЕЯНУ ВЕКИЕМАНУ ВЕГИГИАНУ ЛИЗМАН ГАЗЭ.

Перевод: «…Который даровал нам жизнь и поддерживал её в нас, и дал им дожить до этого времени».

Когда трапеза включает хлеб – лехем

При этом соблюдается ряд специальных законов.

Трапеза обязательно начинается с вкушения хлеба.

Для этого предварительно производится омовение рук – нетилат ядаим. Из специальной кружки вода сливается 3 сначала на кисть правой руки, а за тем на кисть левой руки. Вода должна омыть всю кисть, пальцы при этом должны быть слегка раздвинуты.

Перед вытиранием рук произносится благословение:

БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛ НЕТИЛАТ ЯДАИМ.

Перевод: «Благословенен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук».

Затем над хлебом произносят благословение – гамоци (см.выше). С момента омовения рук до вкушения хлеба запрещено разговаривать.

После трапезы произносят полное благословение – биркат гамазон.

Текст биркат гамазон приводится в молитвеннике – сидуре.

Перед потреблением мезонот не требуется ритуальное омовение рук, но произносят благословение – борей миней мезонот (см. выше в разделе о благословениях).

Когда трапеза не включает хлеб

1.    При потреблении нескольких разных продуктов, относящихся к той же категории (если вы намереваетесь съесть несколько разных фруктов: яблоко, апельсин, грушу) произносится только одно благословение – гаэц.

2.    При потреблении нескольких продуктов, относящихся к разным категориям, требуется благословение на каждый вид.

Например: мезонот – над крекером, гаадама – над картошкой, шегакол – над яйцами.

При этом существует порядок предпочтения благословений:

1) мезонот,

2) гагафен,

3) гаэц,

4) гаадама,

5) шегакол.

Исключения составляют два случая.

1. В субботу и в праздники произносят вначале благословение на вино – кидуш, а за тем на хлеб или мезонот.

2. При потреблении пищи, на которую требуется благословения гаэц гаадама, можно сказать одно благословение, стоящее раньше в порядке предпочтения. (Например, на яблоко и банан достаточно благословить – гаэц).

Все, вышеописанные категории продуктов в комбинации требуют благословения шегакол, которое произносится на основной продукт (т.е. не требуется благословлять все составные части в отдельности). 

Благословение после еды – браха ахрона

Существуют три различных благословения после еды, текст которых приводиться в – сидуре – молитвеннике.

Благословение требуется только после того, когда было съедено определённое количество пищи – минимум кезаит (что составляет 27 кубических сантиметров) или выпито ревит (что составляет 86 кубических сантиметров).

  1. Борей нефашот рабит.
  2. Биркат миэйн шалош.
  3. Биркат гамазон.

1. Борей нефашот работ произносят после потребления одного или больше видов пищи из относящихся к категории – гаэц, гаадама и шегакол (см.выше).

Исключением из категории гаэц являются пять видов фруктов (виноград, финики, гранаты, инжир и маслины), которыми славится земля Израильская. Благословение после их потребления см. ниже.

2. Биркат миэйн шалош произносят:

а) после пищи, приготовленной из пяти видов злаков (пшеница, рожь, ячмень, овёс, полба), - ал гамихья;

б) после вина, виноградного сока – ал гагафен;

в) после пяти видов фруктов, которыми благословенен Израиль: виноград, инжир, гранаты, финики, маслины – ал гаэц.

3. Биркат гамазон. Это благословение произносят после потребления хлеба.

Перед благословением мужчины обязаны омыть кончики пальцев – маим ахараним. Это производится за столом, для чего используют обычно специальный сосуд или стакан. После омовения воду уносят и приступают к чтению Биркат гамазон.


Примечание: после трапезы произносится только одна браха ахрона. Например, если в трапезу входили хлеб и продукты, требующие благословения борей нешафот, то произноситься только биркат гамазон.