Изгнание

ИЗГНАНИЕ

Четырежды уходил народ Израиля в изгнание.

Впервые это произошло, когда пришел Санхерив и изгнал колена Реувена, Гада и половину колена Менаше. Он увел их в Келах, в Хавор, на реку Гозан и в города Мидии.

Затем он пришел во второй раз, и изгнал оставшихся сынов Израиля из городов Самарии, и увел их в те же самые места.

Третье изгнание произошло, когда он пришел и изгнал колена Эфраима и Менаше.

Потом Навуходоносор изгнал 18.000 человек из колен Йегуды и Биньямина и увел их в Вавилон.

Затем он пришел во второй раз и изгнал 4.000 человек из колена Йегуды, 50.000 из колена Биньямина и 7.000 из других колен.

Потом пришел Невузарадан, который разрушил Храм и убил четыре миллиона евреев, не считая тех, кого он убил, чтобы остудить кипящую кровь Зхарьи. Невузарадан изгнал 832.000 человек из колен Йегуды и Биньямина и оставил в Иерусалиме всего 6.000 человек. Править ими он поставил Гдалью, сына Ахикама. Невузарадан изгнал также потомков Моше и потомков Йонады бен Рахава, всего более 600.000 человек.

Он пригнал изгнанников к Вавилонским рекам. Б-г перевел их через реку Самбатион. В книгах, написанных людьми, которые слышали

это от живших там язычников, говорится, что по сей день там существует великое царство.

Евреи были изгнаны со своих мест на реках Гозан и Самбатион, потому что не изучали Тору. Поэтому все они были собраны вместе. Однако, поскольку в других коленах были люди, которые могли обучать Торе, Б-г рассеял их по всей земле, чтобы они могли продолжать изучать Тору.

Одна часть народа вернулась и была поселена за горами тьмы. Часть Тит угнал в Рим, расселив евреев в его пригородах. Евреи были рассеяны по всему миру. Часть народа была изгнана Александром Македонским и магическими силами удерживалась за горами. Эти евреи думают, что они окружены многочисленными войсками врагов, и боятся покинуть место своего изгнания. Когда придет Мессия, все стены и преграды падут, как сказано в Писании: "И обрушатся горы, и падут утесы, и все стены падут на землю" (Йехезкель, 38:20).

Таким образом, мест изгнания сынов Израиля было четыре. Все они подразумеваются в стихе: "Сказать узникам: "Выходите!", и тем, кто во тьме: "Покажитесь!" Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам - пастбища их" (Йешаягу, 49:9).

Слова "сказать узникам: "Выходите!" относятся к тем, кто находится по ту сторону реки Самбатион. А слова "...и тем, кто во тьме: "Покажитесь!" относятся к тем, кто находится за горами тьмы, и к тем, кто был пленен Александром Македонским. "При дорогах будут пасти" сказано о тех, кто был рассеян по всему свету.

Всевышний связал евреев клятвой о том, что они не будут большими массами возвращаться в Страну Израиля, создавать там свое государство или восстанавливать Иерусалим и его стены. Он взял также с евреев клятву, что они не будут восставать против правителей стран, в которых живут, но и не будут зависеть от их мощи. И еще Он заставил сынов Израиля поклясться, что они не станут какими-либо необычными путями понуждать Его ускорить приход Мессии.

Всевышний взял также с сынов Израиля клятву, что они не откроют миру тайны Торы и способы исчисления календаря.

С язычников же Всевышний взял клятву, что они не будут чрезмерно притеснять сынов Израиля. Если мир окажется слишком жесток к сынам Израиля, то Б-г пошлет Мессию раньше времени.

Сказал Всевышний: "Я связал вас клятвою. Если сдержите ее - хорошо. Если же нет, станет плоть ваша добычей хищников, и пожрут они вас, как оленя или лань". Б-г милостив к нам даже в гневе Своем. Он поражает одной рукой и исцеляет другой. Он изгнал нас в месяце ав, летом. Если бы Он отправил нас в изгнание зимой, в пору холодов и дождей, то многие умерли бы в дороге - ведь у людей не было подходящей одежды, и они были закованы в цепи.

Это было проявлением великого милосердия то, что Он изгнал нас летом, в месяце ав, в теплую пору. Когда изгнанники лежали в поле, они не страдали. Это было проявлением милосердия и потому, что в месяце ав можно было раздобыть плоды - например, гранаты и виноград.

Проявлением Б-жественного милосердия было и то, что Он не дал Титу изгнать сынов Израиля в пустыню, ибо там их ждала бы голоднал смерть. Напротив, Тит привел пленников в населенную местность с многочисленными городами, в которых можно было достать еду и питье.

Первый Храм был разрушен за три греха, которые караются смертью: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. Что же касается Второго Храма, то он был разрушен из-за беспричинной ненависти. Внешне люди казались добрыми друзьями, но в душе их царили ненависть и вражда. Даже то, что люди усердно изучали Тору и совершали добрые дела, не спасло их. Как мы видели в истории Камцы и Бар-Камцы, хотя Бар-Камца умолял не прогонять его из-за пиршественного стола, его все-таки выставили вон по причине великой ненависти. В результате он оклеветал евреев перед римским императором, что и привело к разрушению Храма.

Отсюда наши мудрецы заключили, что беспричинная ненависть перевешивает даже три смертных греха: Первый Храм пал из-за трех смертных грехов, а Второй Храм был разрушен из-за ничем не оправданной ненависти.

Книга Эйха, в которой оплакивается разрушение Первого Храма, начинается словами: "Как одиноко сидит город". В оригинале, на иврите, эти слова звучат так: Эйха яшва бадад аир. Аббревиатура этих слов - эйва ("ненависть", "вражда"). Это говорит о том, что Храм был разрушен из-за ненависти. Если в сердце человека гнездится ненависть, ему суждена гибель как в этом мире, так и в мире ином.

Пятое несчастье, которое произошло в Тиша беав, - полное разрушение Иерусалима. Обычно, когда полководец завоевывает столицу чужого государства, он не разрушает ее до основания, однако земля Иерусалима была распахана, словно поле, от города не осталось ничего.

Говорят, что Тинний Руф велел распахать Иерусалим из зависти. Он не мог примириться с мыслью, что этот город является такой великой святыней.

Талмуд рассказывает, что однажды рабан Гамлиэль, раби Эльазар бен Азарья, раби Йегошуа и раби Акива путешествовали вместе. Шум Вавилона они заслышали, находясь в 120 милях от города. Три мудреца заплакали, а раби Акива рассмеялся.

- Акива, - сказали они, - почему ты смеешься?

- А почему вы плачете? - спросил он в ответ.

- Эти язычники поклоняются изваяниям и воскуривают фимиам идолам. Они живут в покое и изобилии и ничто их не тревожит. А дом Б-га, Храм, обитель Г-спода нашего, сгорел в пламени... Как же нам не плакать?

- Но именно поэтому я и смеюсь, - отвечал раби Акива. - Если благоденствуют те, кто преступил Его волю, стало быть, тех, кто Его воле послушен, в конце концов тоже ожидает благоденствие.

В другой раз те же мудрецы шли в Иерусалим. Взойдя на гору Скопус, они в знак скорби разорвали свои одежды. Затем они поднялись на Храмовую гору и увидели, что лисы кишат в том месте, где была Святая Святых. И вновь три мудреца стали плакать, а раби Акива, как и в прошлый раз, рассмеялся.

- Акива, - сказали они, - почему ты смеешься?

- А почему вы плачете?

- О Святая Святых в нашей Торе сказано:

"Посторонний же, который приблизится, предан будет смерти" (Бемидбар, 1:51). Ныне мы видим исполнение слов пророка: "Оттого, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней" (Эйха, 5:18). Как же нам не плакать?

- Но именно поэтому я и смеюсь. Ведь сказано: "И взял я себе верных свидетелей: Уриюсвященника и Зхарью, сына Йеверехьягу" (Йешаягу, 8:2). Какая связь между Урией и Зхарьей? Урия - это первый Храм, а Зхарья - Второй. Однако же Тора сравнивает пророчество Зхарьи с пророчеством Урии. Об Урии сказано: "Поэтому из-за вас Сион распахан будет, как поле, и Иерусалим станет грудой развалин, и гора Дома этого будет лесистым холмом" (Миха, 3:12). А у Зхарьи говорится: "Еще сидеть будут старики и старухи на улицах Иерусалима" (Зхарья, 8:4). Пока не сбылось пророчество Урии, я опасался, что не сбудется пророчество Зхарьи. Теперь же, когда пророчество Урии исполнилось, я знаю, что исполнится и пророчество Зхарьи!

И тогда сказали ему мудрецы:

- Акива, ты утешил нас! Акива, ты вселил в нас надежду!