Ноябрь 2017 / Кислев 5778

ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО СВЯТОСТЬЮ МОЛИТВЫ

ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО СВЯТОСТЬЮ МОЛИТВЫ

Сказано в Торе (Дварим 23:14, 15): «И будет, когда присядешь вне стана, то выкопаешь ей (лопаткой), и вернешься и покроешь свои испражнения. Ведь Г-сподь, Б-г твой, находится в стане твоем, чтобы спасти тебя и предать тебе врагов твоих, и будет стан твой свят, и да не покажется у тебя срамное место, чтобы не отступился от тебя».

Из этого отрывка наши мудрецы выучили, что когда среди нас есть особое присутствие Всевышнего, а именно, когда мы произносим святые слова: молимся, читаем Шма Исраэль или учим вслух письменную или устную Тору – «наш стан» (место, где мы их произносим), должен быть чистым, чтобы не оттолкнуть присутствие Всевышнего. Также запрещено, чтобы были видны срамные места – эрва на святом языке.

Святыми мы называем слова письменной Торы, молитвы и благословения, установленные мудрецами, а также все, что называется диврей Тора – «словами Торы». Если человек обращается к Всевышнему своими словами, и не упоминает ни одного из Его имен (на русском – Г-сподь и Б-г, на святом языке – одного из семи имен), то у этих слов нет статуса святых в данном контексте («Шаар а-Циюн» 606:22).

 

ЗАКОНЫ ЭРВЫ

1. Что такое эрва? На святом языке эрва означает интимные части тела человека. Ими являются неприкрытые половые органы взрослых. А также девочек, начиная с трехлетнего возраста, и мальчиков с девяти лет и старше (МБ 75:23) – по мнению Рамо, по сефардской же традиции этот запрет распространяется и на органы младенцев. По поводу ягодиц написано в «Мишне Бруре» (206:16), что желательно устрожить[1]. Половые органы животных к этому не относятся.

Что означает «не покажется»?

В стихе написано «И не покажется у тебя срамное место». Поэтому оттуда можно выучить несколько правил:

2. Нельзя произносить святые слова, видя эрву, даже если она находится в другом помещении, например, видна через окно (даже застекленное).

3. Нельзя произносить святые слова, если эрва, своя или чужая, находится в поле зрения человека (даже когда он не смотрит на нее). Например, если человек обнажен, он не может благословлять и учиться, даже отведя взор от своей эрвы (МБ 74:4).

4. Более того, даже если человек высунул голову в окно, но в комнате перед ним находится обнаженная эрва (или его собственная эрва не прикрыта), закон считает человека находящимся там, где находится большая часть его тела (там же).

5. Если же, наоборот, эрва видна в том месте, куда он высунул голову, мы устрожаем в другую сторону и запрещаем произносить слова святости, так как голова – очень важная часть тела, и не считается второстепенной по отношению к нему (там же).

6. Тем более не поможет просто повернуть голову в другую сторону от эрвы или закрыть глаза, нужно повернуться всем телом так, чтобы она оказалась сбоку (МБ 75:29).

7. Если же эрва находится за стеклом, например, за окном, достаточно просто закрыть глаза (МБ 75:29).

8. Если человек нарушил вышеприведенный запрет и произнес благословение, прочитал Шма или помолился Шмонэ Эсрэ, то молитва и благословения недействительны, и нужно прочитать их заново (МБ 75:26).

«Сердце видит»

К этому закону мудрецы добавили «видение» сердцем, так как в стихе сказано: «…А мое сердце видело много мудрости…» (Коэлет 1:16) (ША 74:1 и МБ 4). Поэтому они постановили, что между сердцем и эрвой должна быть такая преграда, что если бы мы вообразили, будто сердце может видеть, эрва была бы скрыта от него.

9. Поэтому, если мужчина хочет сказать святые слова, когда на нем надет только халат, он должен прежде прижать его руками к животу, или завязать пояс, чтобы из области сердца нельзя было бы увидеть наготу (ША там же).

10. У женщины нет этой проблемы, так как ее эрва находится снизу и сердце ее не видит (там же, 4). Поэтому, если женщина одета в халат так, что нет проблемы с запретом Торы «не покажется... срамное место», она может произносить святые слова (там же)[2].

11. Прозрачная вода тоже считается покрытием для тех, кто находится снаружи (ША там же, 2). Поэтому если обнаженный человек, стоящий в воде по пояс, захотел пить, он может благословить на воду[3]. Если же вода выше груди, то достаточно сложить предплечья на животе, чтобы разделить между сердцем и эрвой (МБ там же, 9). В мутной воде не требуется и этого (ША 74:2). Все вышесказанное относится и к женщине, благословляющей на окунание в микве.

12. Если человек в нарушение запрета прочел благословение или Шмонэ Эсрэ, когда сердце «видело эрву», то, поскольку это только запрет мудрецов, молитва и благословения засчитываются, и произносить их заново не нужно (МБ 74:5). А если запрет был нарушен при чтении Шма, то нужно прочитать ее повторно без благословений (там же).

Мысли о Торе

13. Важно отметить, что запрет касается именно произнесения слов святости, думать же о святых вещах, например, мысленно рассуждать о словах Торы – разрешено (МБ 75:29). Поэтому разрешается читать, не проговаривая слов, или слушать уроки по Торе вблизи эрвы, только нужно стараться ничего не произносить.

Добавления мудрецов

14. Мудрецы расширили понятие эрвы и запретили произносить святые слова при следующих обстоятельствах:

  1. Если какая-либо часть тела касается причинных мест, собственных или чужих (ША 74:5). В том числе, запрещено, чтобы бедра касались детородного органа, поэтому необходимо надеть нижнее белье, чтобы разделить между ними (там же).
  2. Если виден любой из участков женского тела, которые по законам алахи должны быть закрыты всегда (Рамо 75:1).
  3. Если видны непокрытые волосы еврейской замужней (ША 75:2) или потерявшей невинность (МБ там же, 11) женщины.
  4. Если слышно женское пение (ША 75:3).

Давайте попробуем понять причину этого запрета мудрецов. В Торе сказано: «Когда выйдешь станом против врагов твоих, остерегайся всего дурного» (Дварим 23:10). Мудрецы (Авода зара 20б и др.) объяснили это так: Тора обязывает нас воздерживаться от непристойных мыслей. Наши учителя – ришоним (мудрецы раннего средневековья) подчеркивают, что запрет нарушается, даже если человек уверен, что эти мысли не доведут его до поллюции. Однако очевидно, что запрет относится только к мужчинам[4].

Легко заметить, что все вышеперечисленное с большой вероятностью может пробудить запретные мысли и вожделения (МБ 75:1). Поэтому можно сказать так: наши мудрецы запретили в этих ситуациях произносить слова, связанные со святостью, так как из вышеприведенного стиха видно, что подобные мысли противоречат святости стана, то есть, делают это место непригодным для святых слов. Как вышеупомянутый стих, так и добавление мудрецов касаются только мужчин, так как именно на них имеют влияние неприкрытые места на теле женщины. К женщинам же это постановление мудрецов не относится (МБ 75:8).

 15. Тот, кого посетили дурные мысли во время молитвы, должен предпринять все усилия, чтобы отвлечься. Если же это не удается, то следует продолжить молитьсяа.

Теперь рассмотрим детали этого постановления.

Неприкрытые места на теле женщины

Какие места должны быть прикрыты? Существуют следующие правила:

1) Руки должны быть покрыты как минимум до локтей включительно («Алихот бат Исраэль» 4:9).

2) Ноги – как минимум до колен включительно (МБ 75:2)[5].

3) Верхняя часть тела должна быть закрыта до шеи («Алихот бат Исраэль» 4:9).

Волосы

14. По закону Торы каждая замужняя еврейская женщина, или женщина, которая прежде была замужем, обязана покрывать свои волосы. Ее волосы становятся эрва. Поэтому, если женщина их не покрывает, напротив них запрещено произносить святые слова (ША 75:2).

15. Это правило остается в силе даже в тех местах, где женщины не соблюдают закон и ходят с открытыми волосами. В любом случае их волосы являются эрва, так как по алахе они обязаны их покрывать (МБ 75:10).

16. Однако волосы женщин, не обязанных покрывать голову, эрвой не являются. Поэтому разрешено произносить святые слова напротив незамужних девушек[6] (ША 75:2).

17. Так как нееврейские женщины не обязаны покрывать свои волосы, их волосы не являются эрвой («Игрот Моше», Орах Хаим 4:15). Это касается только закона о неприкрытых волосах, однако относительно остальных непокрытых частей тела нет разницы между еврейками и нееврейками (ША 75:4).

18. По мнению Рамо, на мужчину большее действие оказывают неприкрытые места на теле посторонних женщин, чем у жены или близких родственниц, поэтому в отношении жены, бабушки, матери, дочери и внучки этот запрет вступает в силу, только если открыто место площадью не менее тефаха (т. е. 8х8 см) (ША 75:1). Однако напротив других женщин запрещено произносить святые слова, даже если открыто менее тефаха (Рамо там же).

19. Сефардские евреи придерживаются мнения «Шулхан Аруха», согласно которому, если площадь неприкрытого места на теле женщины меньше тефаха, разрешено произносить святые слова даже напротив посторонней женщины (ША там же)[7].

20. По поводу возраста девочки, с которого начинается этот запрет, мнения законоучителей разделились. Согласно «Мишне Бруре» («Биур Алаха», «тефах мегулэ»), это три года.  Однако, по  мнению Хазон Иша,  до возраста 6-7 лет этого запрета нет («Алихот бат Исраэль» 4:3).

21. Мы уже упоминали, что недостаточно не смотреть на эрву, нужно отвернуться от нее всем телом, чтобы она оказалась сбоку или сзади (МБ 75:29). В случае, когда отвернуться всем телом затруднительно, или же это может обидеть женщину (р. Ц. Вебер)[8], если речь идет об эрве, установленной мудрецами, а не об интимных органах (см. п. 1), достаточно закрыть глаза (МБ 75:1) или отвести взгляд («Ишей Исраэль» 55:15).

22. Если же площадь неприкрытого места меньше тефаха, или открыты только волосы, разрешено просто закрыть глаза, даже если есть возможность отвернуться (МБ 75:5).

23. Также запрещено произносить святые слова при виде реклам, афиш и т. п., в которых используются нескромные женские фотографии. Однако в этих случаях достаточно просто закрыть глаза, как в предыдущих примерах («Ве-зот а-Браха» гл. 16, п. 4 от имени нескольких законоучителей последних поколений).

24. Как мы упоминали выше, этот закон относится к ситуации, когда видны неприкрытые участки на теле не только посторонних женщин, но и ближайших родственниц. Поэтому, даже находясь в кругу семьи, следует остерегаться произносить святые слова, если у них видны части тела, которые должны быть прикрыты.

25. Под этот запрет подпадает и супруга, как упоминалось выше. Поэтому не следует молиться или произносить святые слова напротив жены, кормящей ребенка грудью (МБ 75:3).

26. Отцу разрешается произносить святые слова при виде недостаточно одетой дочери до 11 лет (БА, «Тефах мегулэ») (если, конечно, прикрыты ее причинные места, как мы говорили в 1-м законе этой главы). А начиная с этого возраста ее статус такой же, как у остальных ближайших родственниц (там же).

27. Постфактум, если человек помолился, когда перед ним была нескромно одетая женщина, не нужно молиться повторно (в противоположность случаю, когда перед ним была эрва, запрещенная Торой). Однако если он сознательно рассматривал неприкрытое место, нужно прочитать еще раз Шма Исраэль, ведь этим не нарушается запрет на напрасное благословение[9] (МБ 75:4).

28. В заключение следует отметить, что все вышесказанное относится к запрету, связанному с эрвой. Однако мудрецы учат нас, что когда человек произносит благословение, и тем более, когда он молится Шмонэ эсрэ, он удостаивается особого присутствия Всевышнего. Поэтому следует стараться, чтобы одежда его соответствовала торжественности момента, т. е. покрывала все тело (кроме запястий и щиколоток). Относительно молитвы это правило еще строже: есть такие законоучители, которые считают, что лучше вовсе не молиться Шмонэ эсрэ, если нет возможности облачиться в такие одежды («Ишей Исраэль» 10:1, 2).

Женское пение

29. Мудрецы запретили мужчине слушать женское пение ради наслаждения, так как это может вызвать запрещенные мысли (МБ 75:16). Этот запрет не распространяется на ближайших родственниц, таких как мать, бабушка, дочь, внучка, и на еврейских девочек до того, как у них впервые начнутся месячные (МБ 17), а также не касается жены (за исключением периодов, когда она запрещена мужу).

30. Запрет относится только к пению и не распространяется на женский голос при обычном разговоре (Рамо там же), так как вероятность, что это вызовет нескромные мысли, невелика.

31. Также мудрецы запретили произносить слова, связанные со святостью, когда слышно женское пение (ША 75:3).

32. Запрет на произнесение святых слов строже, чем на то, чтобы просто слушать женское пение: произносить святые слова нельзя даже во время пения близких родственниц (ША 75:3). Поэтому нельзя молиться и произносить благословения, когда жена напевает что-нибудь, занимаясь домашними делами или убаюкивая ребенка.

33. Более того, даже если слышен голос маленькой девочки, не достигшей возраста одиннадцати лет, запрещено произносить святые слова (МБ 75:17).

34. Тем не менее, многие современные законоучители разрешили петь субботние песни, содержащие слова Торы, в семейном кругу, если в доме нет посторонних, а только прямые родственники: родители, дети и дедушки с бабушками («Ишей Исраэль» 55:32, см. там аргументы). Разумеется, женщине нельзя петь в присутствии свекра.

35. Однако относительно данного запрета есть послабление, которое упоминают наши учителя. В те времена было принято, что нееврейские женщины пели во время жатвы, стирки на реке, или же просто по вечерам. И если так, то как же вообще молиться, учиться и вести еврейский образ жизни, ведь даже находясь внутри синагоги можно было слышать женское пение? Поэтому наши учителя не запретили произносить святые слова в то время, когда слышно женское пение, в том случае, когда некуда уйти – иначе не осталось бы возможности молиться и изучать Тору (МБ 75:17). Конечно, необходимо постараться максимально сосредоточиться на молитве или учебе и не обращать внимания на помехи (там же).

Другими словами, в случае, когда человек оказался в месте, где слышно женское пение, следует найти другое место для молитвы, когда есть такая возможность. Если же это невозможно, следует молиться и учиться на месте и стараться не отвлекаться.

36. По поводу женского голоса, записанного на электронный носитель, мнения законоучителей разделились: одни запрещают его слушать, а тем более произносить святые слова, когда он звучит, а другие разрешают. Так как речь идет о запрете мудрецов, то при необходимости можно положиться на облегчающее мнениеб, разумеется, только при условии, что это не вызывает у слушающего нескромных ассоциаций.

 

[1] Кроме Рамбама, приведенного в книгах законоучителей, есть еще ряд ришоним, которые считают ягодицы эрвой. А именно – Раавье (Брахот параграф 70), «Ор Заруа» от имени Раха («Алахот таарат криат Шма вэ-тфила» гл. 133), Меири и Шита Мекубецет (на Брахот 24а). Поэтому очевидно, что желательно устрожить.

[2] Но все же лучше прижать запястья к животу, так как есть мнение, что и у женщины сердце «видит» ее эрву (МБ там же, 15).

[3] Правда, нужно прикрыть чем-то голову, собственная рука в данном случае не годится (Рамо 74:2). Если рядом есть товарищ, можно прикрыть голову его рукой.

[4] Есть другой стих, запрещающий женщине думать о непристойных вещах, см. «Хинух», мицва 387, но это не относится к нашей теме.

[5] Разумеется, женщина должна подбирать одежду такой длины, чтобы ее колени были прикрыты во всех случаях – например, когда она сидит или заходит в автобус.

[6] Хотя мы не говорим девушке, потерявшей невинность, чтобы она прикрывала волосы, они все равно имеют статус эрва (МБ 75:11).

[7] Очевидно, что мы говорим только о добавлениях мудрецов. К интимным местам, перечисленным в 1-м пункте, данное послабление не имеет никакого отношения.

[8] Здесь уместно заметить, что общаясь с матерью, человек должен постоянно помнить о том, что ему заповедано ее уважать, и уж тем более, не дай Б-г, не обижать. Поэтому если нет шанса, что мать уступит его просьбам одеться скромнее, он должен просто смотреть в другую сторону или закрыть глаза, когда произносит святые слова, чтобы у нее не возникло неприятного чувства. Однако, если есть надежда, даже слабая, что мать послушает его, нужно очень вежливо и деликатно попросить ее одеваться так, чтобы были прикрыты те места, которые следует прикрыть по Алахе. И даже если мать не соблюдает Шабат и кашрут, следует говорить с ней о том, что она готова принять, ведь каждая исполненная заповедь или отказ от нарушения запрета имеют свою самостоятельную ценность. И кто знает, может быть, благодаря этой заповеди несоблюдающая мама все же удостоится доли в грядущем мире. Кроме того, любой шаг в сторону святости порождает желание сделать еще один, и вполне вероятно, что вслед за соблюдением каких-то «мелочей» человек начнет продвигаться в исполнении других заповедей.

[9] Дело в том, что есть учителя, по мнению которых в таком случае заповедь не выполнена и следует прочесть молитву или благословение заново. «Мишна Брура» считает, что хорошо учесть это мнение, если речь идет о Шма, а благословения или Шмонэ Эсрэ повторять не следует из-за опасения упомянуть имя Б-га напрасно.

 

Примечания

а Так пишет «Лешем» (приводится в «Шаарей Лешем», ч. 2, 2:2), он также приводит Агра в «Тикуним» 42а и 59г. В Мишне (Брахот 5:1) сказано, что не следует прерываться во время Шмонэ Эсрэ, даже когда змея обвилась вокруг ног молящегося. А Гмара (30б) приводит брайту, которая добавляет, что это касается только змеи, но если человеку угрожает скорпион, следует прерваться. Зоар в нескольких местах, упоминая эту брайту, говорит, что змея символизирует вожделения, а скорпион – мысли об атеизме или идолопоклонстве. Агра и Лешем говорят, что кроме глубокого смысла, заложенного в словах Зоара, оттуда можно сделать и практический вывод: если человека одолевают распутные мысли, он может продолжать молитву. Однако с мыслями о верности атеизма или о существовании идолов молиться нельзя. (Рав Х. Каневский сказал мне, что это верно с точки зрения Закона.)

б «Ве-зот а-Браха» в 15-й главе от имени р. Эльяшива, см. также «Циц Элиэзер» 5:2, там он приводит и обсуждает мнение тех, кто запрещает, а затем разъясняет причины, по которым можно разрешить.