ЗАПРЕТ МОЛИТЬСЯ В МЕСТЕ, ГДЕ ЕСТЬ НЕЧИСТОТЫ

ЗАПРЕТ МОЛИТЬСЯ В МЕСТЕ, ГДЕ ЕСТЬ НЕЧИСТОТЫ

Сказано в трактате Брахот (24б):

<Если человек> идет по нечистым улицам, <ему> нельзя читать Шма. Мало того, даже если человек начал читать Шма и подошел к такому месту, он должен прерваться. А что, если продолжил? Сказал рабби Миаша, внук рабби Йеошуа бен Леви: о нем сказано – «Так и Я дал им нехорошие указы, и законы, по которым невозможно жить» (Йехезкель 20:25). (Раши приводит комментарий мудрецов: «<Как будто Всевышний говорит:> Я отдам их в руки их дурного побуждения, поэтому законы станут для них «плохими». То есть, несмотря на то, что удержаться от нарушения запрета, о котором говорит Гмара, было легко, человек все равно нарушил его). Рав Аси сказал: «Горе вам, притягивающим к себе грех слабыми веревками» (Йешая 5:18) (т. е. было легко сдержаться, а он согрешил). Рав Ада бар Аава сказал: <мы  это  учим>  отсюда  –  «Потому   что  опозорил  слово  Г-сподне» (Бемидбар 15:31).

А если прервался, какова его награда? Сказал рабби Абау: «За это удостоитесь долголетия…» (Дварим 32:47).

Вернемся к стиху, который мы привели в прошлой главе.

«И будет, когда присядешь вне стана и выкопаешь ей (лопаткой) и вернешься и покроешь свои нечистоты. Ведь Г-сподь, Б-г твой, находится в стане твоем…» (Дварим 23:14-15). Мы видим, что нечистоты отталкивают святость от стана, и, следовательно, делают его непригодным для произнесения святых слов, как мы упоминали в прошлой главе. Однако, в отличие от того, что мы учили в законах эрвы, в присутствии нечистот запрет распространяется  также  и  на  мысли  о  Торе,  кроме случаев, которые мы укажем отдельно (Вступление МБ к гл. 79).

На что распространяется данный запрет?

В самом стихе говорится только о человеческих испражнениях, однако наши учителя объяснили, что запрет распространяется и на другие вещи, которые мы сейчас перечислим.

Общее правило «Мишна Брура» (79:23) формулирует так: «…все, что имеет неприятный, причиняющий страдание, запах, вызванный разложением».

Если же эта вещь имеет неприятный запах по своей природе, например, ацетон или краска, удаляться от нее не нужно.

Под определение «Мишны Бруры» подпадают:

  1. Человеческие экскременты. Даже если в данный момент они не имеют запаха, все равно запрещено произносить святые слова рядом с ними (МБ 79:1). Только если они высохли до такой степени, что рассыплются при попытке их бросить или перекатить, тогда их статус меняется, и они считаются обычным песком (ША 81:1).
  2. Человеческая моча, имеющая резкий запах (МБ 77:2), см. об этом ниже отдельный параграф.
  3. Сильно пахнущие нечистоты животных и птиц (ША 79:4). Однако запах помета большинства животных не очень резок и не входит в категорию запрещенных. Поэтому если нам неизвестно, какова сила запаха конкретного помета, не нужно опасаться помета собак, свиней и других домашних животных и птиц (ША 79:5), кроме:
    1. помета кошек и индюков (там же, 6), а также красного помета домашних птиц (там же, МБ 27),
    2. помета птиц, высиживающих яйца (там же),
    3. жидкого навоза и мочи осла, пришедшего с дороги (там же, 5, 6).
  4. Сильно пахнущие останки животного (там же, 5).
  5. Так как рвотные массы – это не сгнивший продукт, возле них можно произносить святые слова (МБ 76:20). Однако если их запах очень силен, то следует отойти на такое расстояние, где он не будет чувствоваться («Ишей Исраэль» 51, прим. 52).
  6. Относительно всех вышеперечисленных нечистот, за исключением человеческих, «Мишна Брура» сомневается, останется ли у них статус запрещенных в случае, когда они потеряли дурной запах (МБ 79:24). Поэтому изначально следует устрожить и не произносить рядом с ними святые слова. Но постфактум, если еврей уже произнес определенное благословение или помолился, то повторять не следует из опасения произнести напрасное благословение.
  7. Если от коровника, курятника и прочих мест содержания животных исходит сильный запах, и они вызывают отвращение (МБ 79:28), то Алаха приравнивает их к нечистотам. Однако в наше время, когда можно встретить относительно чистые коровники и курятники, все зависит от их обычного состояния (см. там же БА «Аваль луль…» в конце). То есть, если они обычно содержатся в относительной чистоте и не вызывают отвращения, вышесказанное к ним не относится.
  8. Мусорная куча, издающая резкий запах испорченных остатков еды или разложения животных, даже если там нет экскрементов, также приравнивается к нечистотам (МБ 79:29). Особенно если туда выбрасывают использованную туалетную бумагу. (Закон о современном мусорном баке см. ниже.)
  9. Протухшая вода, имеющая специфический запах гниения (ША 86:1). Поэтому, если в доме засорилась канализация, и из раковины идет сильный неприятный запах, запрещено произносить вблизи нее слова, связанные со святостью.
  10. Экскременты ребенка, который достиг возраста, в котором дети начинают есть продукты из злаков, или даже  если  не  достиг,  но случилось,  что  он  съел  кезайт (27 см3) злаковых за 9 мин (ША 81:1, «Ишей Исраэль» 51, прим. 2). Рядом с экскрементами детей младше этого возраста по Закону разрешено произносить святые слова, однако по возможности желательно отдалиться и от них (МБ 81:3).

В дальнейшем мы будем писать просто «нечистоты», имея в виду все, что перечислено выше.

В каких случаях вышеперечисленные нечистоты запрещают произнесение святых слов?

После того, как мы перечислили, что входит в категорию запрещенных нечистот, нужно понять, когда именно они не позволяют произносить святые слова, и на какое расстояние следует от них удаляться.

Но прежде всего следует вспомнить сказанное во вступлении: когда речь идет о постановлении мудрецов, можно спокойно положиться на мнение р. Хаима Ноэ. В данной главе это касается 4-х локтей, так что нет надобности отдаляться более, чем на 1 м 92 см. Если же речь идет о запрете Торы, следует устрожить и учитывать мнение Хазон Иша, т. е. удаляться на 2 м 30.4 см, и только если нет другого выхода, можно положиться на мнение р. Хаима Ноэ. Поэтому в каждом случае в скобках мы будем писать, о каком расстоянии идет речь, так как не всегда читатель будет помнить, идет ли речь о запрете Торы или о запрете мудрецов.

По отношению к человеку, вся территория делится на две категории в рамках этого закона:

  1. Область, которую человек видит перед собой, не поворачивая головы. Нельзя произносить святые слова, если нечистоты находятся в поле зрения[1]. Однако мысли о Торе разрешены[2] (Вступление МБ к гл. 79). Даже если сейчас ночь или туман, и в силу этого их не видно, запрет остается в силе, если человек увидел бы их ясным днем (ША 79:1). Поэтому в случае, когда человеку неизвестно о наличии таких нечистот, а проверить нет возможности, то он должен подумать о том, какова вероятность найти их в данном месте. Если есть такая вероятность, то произносить святые слова нельзя (ША 76:7). Но нет необходимости удаляться от предполагаемого место-нахождения  нечистот  на  расстояние  более  4-х локтей[3] (2 м 30.4 см) (БА 79 «У-мильфанав»). Следовательно, если вы находитесь, например, в Улан-Баторе, то следует быть особо осторожными – говорят, что монголы «не делают культа из туалетов» и справляют свои потребности прямо на улице. С другой стороны, в Бат-Яме и Ашкелоне много собачьего помета, но он не относится к категории запрещенных. А кошки закапывают свои испражнения, поэтому я думаю, что там можно поизносить святые слова. Мне кажется, что возле ночевок иностранных рабочих можно встретить нечистоты, поэтому следует остерегаться в таких местах. То же относится и ко многим стройкам.
  2. Есть мнение, что все вышесказанное относится только к случаям, когда еврей находится в одном алахическом месте[4] с нечистотами. А если они находятся в разных местах, например, если человек дома, а нечистоты на улице (или наоборот), или их разделяет дверной проем, или нечистоты находятся на крыше дома или на столбе высотой хотя бы в метр (или, наоборот, человек находится там, а нечистоты внизу), то достаточно просто их не видеть. То есть, когда еврей, скажем, находится на балконе или на крыше жилого дома, ночью или в туман ему нечего опасаться, а днем достаточно просто закрыть глаза (МБ 79:14). При большой необходимости можно положиться на это мнение (79:2, БА «Вэ-давка…»)а. Мысли о словах Торы в данном случае разрешены по всем мнениям (там же, БА «Давка...»).
  3. Если же нечистоты видны только через стекло, например, из окна, то можно произносить святые слова, находясь в другом владении, даже не закрывая глаз (там же), так как для нейтрализации запрета произносить святые слова в присутствии нечистот достаточно их накрыть, как сказано прямым текстом в самом стихе.
  4. Если в поле зрения есть нечистоты, то изначально нужно постараться повернуться настолько, чтобы они остались сзади, прежде чем начать произносить святые слова. Если это затруднительно, то достаточно, чтобы они оказались сбоку (ША 81:2). При этом следует учитывать исходящий от них неприятный запах и отдалиться на 4 локтя (2 м 30.4 см) от места, где он перестал чувствоваться (МБ 79:2), как мы объясним ниже.

 Законы положения головы и тела относительно нечистот подобны тем, которые мы упомянули в разделе про эрву:

  1. Если человек высунул голову в окно, а тело его находится вблизи нечистот (или запаха, от которого нужно отдаляться на 4 локтя), то Закон считает его находящимся там, где находится большая часть его тела (МБ 79:12).
  2. Если, наоборот, в том месте, куда он высунул голову, есть нечистоты, то мы устрожаем в другую сторону и запрещаем произносить слова святости, так как голова по важности приравнивается ко всему телу (там же).

Покрытия

Еще раз приведем вышеупомянутый стих. «И будет, когда присядешь вне стана и выкопаешь ей (лопаткой), и вернешься и покроешь свои испражнения. Ведь Г-сподь, Б-г твой, находится в стане твоем…» (Дварим 23:14-15). Из стиха видно, что покрытие испражнений возвращает стану прежнюю святость.

  1. Поэтому если нечистоты покрыты даже прозрачным материалом, можно произносить святые слова (ША 76:1), при условии, что запах не чувствуется вне покрытия.
  2. Соответственно, когда человек несет герметично закрытую баночку с калом или мочой, чтобы сдать на анализ, он может произносить благословения или молиться. Однако, если запах выходит наружу, от него нужно отдалиться на 4 локтя (1 м 92 см)б (МБ 87:3, БА во вступлении[5]).
  3. Даже если покрытие не герметизирует нечистоты, но находится ниже 3-х тфахим (24 см) относительно поверхности, на которой лежат нечистоты, они считаются накрытыми. Например, если человек видит перед собой автомобиль, под которым лежат нечистоты, он может произносить благословения при условии, что дно машины ниже 24-х см от земли (МБ 87:9).
  4. Снег и лед считаются достаточным покрытием, чтобы разрешить произнесение святых слов (МБ 82:1).
  5. Вода не может служить покрытием, если она прозрачна, однако если она настолько мутна, что нечистоты в ней не видны, этого достаточно (МБ 76:21).
  6. Можно прикрыть нечистоты одеждой, в которую человек одет в данный момент (ША 76:4). Поэтому если они размазаны по стене, можно прикрыть их рукавом, при условии, что запах не будет чувствоваться снаружи.
  7. Более того, если на самой одежде есть нечистоты, но они прикрыты другой одеждой, то можно произносить святые слова, при условии, что запах не чувствуется снаружи (МБ 76:10).
  8. Собственное тело не может служить покрытием, поэтому если нечистоты находятся в ямке, наступить на нее босой ногой не поможет (МБ там же, 4).
  9. Обувь имеет средний статус между телом и одеждой. Если нечистоты находятся в ямке, можно наступить на нее туфлей. Однако если обувь касается нечистот, то произносить святые слова нельзя (ША 76:2). Поэтому, посетив, например, туалет, где не вымыт пол, обязательно нужно проверить обувь, включая подошвы, прежде чем сказать благословление.
 

Нечистоты на теле человека

  1. Законоучители спорят о том, относятся ли вышеупомянутые законы ко всему телу, т. е. ко всем внешним органам, включая пальцы рук и ног, или только к носу и рту (ША 76:4 и МБ 12). Поэтому если на теле человека есть нечистоты, покрытые одеждой, или он стоит рядом с туалетом и рука его (или нога) находится внутри (как будет сказано ниже, в туалете и еще в некоторых местах нельзя произносить святые слова) – не следует говорить святые слова, если возможно обойтись без этого. Только в случае крайней необходимости можно положиться на облегчающее мнение (МБ там же, 14).
  2. Есть мнение, что Закон приравнивает мужское семя к нечистотам (Рамо 76:4), поэтому желательно следить за тем, чтобы смыть семя с выпачканных им частей тела[6], прежде, чем произносить святые слова.
  3. Если анальное отверстие выпачкано калом, даже если он не виден снаружи, когда человек стоит, и виден только когда он сидит, то по всем мнениям запрещено произносить святые слова (ША 76:5).
 

Запрет на произнесение святых слов, когда чувствуется запах

Выше мы говорили о самих нечистотах. Однако запрет относится также и к их запаху.

  1. Если ощущается запах, исходящий от вышеперечисленных нечистот, запрещено произносить святые слова. В рамках этих законов все неприятные запахи разделяются на две категории: запах, связанный с источником, и не связанный. Запахом, связанным с источником, считается запах, идущий от самих нечистот, а запах, оставшийся в комнате, когда их вынесли – это запах без источника (таковым же является и запах кишечных газов). Первый запрещен Торой, второй – мудрецами (БА во вступлении к гл. 79, п. 7).
  2. От  места,  где  перестал  чувствоваться  запах  из  1-й категории, нужно отдалиться на 4 локтя[7] (2 метра и 30.4 см). Даже если конкретный человек не чувствует запаха из-за болезни, все равно ему запрещено читать в радиусе 4-х локтей от того места, где здоровый человек почувствовал бы этот запах (ША 79:1).
  3. В случае наличия запаха без источника запрет произнесения святых слов распространяется только на того, кто чувствует этот запах. Кроме того, нет необходимости удаляться на 4 локтя. Достаточно отдалиться настолько, чтобы не чувствовать запах (МБ 79:32). Более того, если человек не чувствует запах из-за болезни, или из-за того, что есть другой запах, заглушающий первый (например, если в помещении воспользовались освежителем воздуха), тоже можно произносить святые слова («Ишей Исраэль» 52:15 от имени многих современных законоучителей).
  4. Из-за того, что, как правило, Тору учат в общем бейт-мидраше («доме учения»), и часто случается, что кто-то не может удержаться, чтобы не выпустить газы, мудрецы разрешили продолжать учебу в таких случаях (ША 79:9), так как иначе нужно было бы постоянно прерываться, и это сильно затруднило бы учебу. Сказанное относится и к другим запахам без источника («Ишей Исраэль» 54:9). Однако сам человек, с которым это произошло, должен отойти в сторону, пока не перестанет чувствовать запах, или дождаться, пока запах пройдет. К молитве и благословениям данное разрешение не относится (ША там же).
  5. Есть спор законоучителей относительно случая, когда человек и источник запаха находятся в разных владениях. Есть мнение, что достаточно не чувствовать запаха, так как, находясь в другом владении, он имеет статус «запаха без источника». По мнению тех, кто считает этот запах имеющим источник, от него нужно отдалиться на 4 локтя (там же, МБ 17 и БА «И не…»). Поэтому нужно устрожить и не произносить святые слова в радиусе меньше 4-х локтей (1 м 92 смв) от места, где запах перестает чувствоваться. С другой стороны, если человек нарушил это правило и помолился или произнес благословение, находясь ближе 4-х локтей, благословлять еще раз не следует.
  6. Сказанное в предыдущем пункте относится и к запаху, исходящему от прикрытых нечистот: изначально нужно отдалиться на 4 локтя (1 м 92 см) от места, где он перестал чувствоваться, постфактум же, если человек был ближе к запаху, но не чувствовал его, то благословения или молитву повторять не надо (БА во вступлении к 79-й главе), а Шма стоит сказать без благословений (МБ 76:8).

Горшок

В алахе есть понятие «граф шель рэи» (ночной горшок).

  1. Сосуд из дерева, глины или резины («Ишей Исраэль» 53:33), в который справляют нужду, большую или маленькую, имеет тот же статус, что и нечистоты, даже когда он абсолютно чист (ША 87:1). Поэтому наши унитазы имеют статус нечистот (МБ там же, 5).
  2. Запах, исходящий от него, даже если в нем ничего нет, и он хорошо вымыт, имеет статус исходящего из источника (там же, МБ 8, «Ишей Исраэль» 53:32).
  3. Бытовая посуда, которую используют и для других целей, например, ведро, не имеет этого статуса («Ишей Исраэль» 53:33).
  4. Горшки, сделанные из стекла, металла, пластика, целлулоида и прочих материалов (за исключением перечисленных в пункте 35), такого статуса не имеют, поэтому если внутри ничего нет, то запах, исходящий от них, имеет статус запаха без источника (там же, МБ 8).
  5. А если такой горшок содержит нечистоты, но он закрыт крышкой или другим предметом, и, кроме того, нам точно известно, что снаружи он и его покрытие чисты, находящиеся внутри нечистоты считаются накрытыми.
  6. Если ребенок или больной справил нужду в одноразовый подгузник, подгузник не становится «горшком», а нечистоты считаются закрытыми («Ишей Исраэль» 52:18). О том, как себя вести в случае, когда запах от прикрытых нечистот выходит наружу, см. в п. 34.
  7.  Однако ведро, в которое выбрасывают использованные туалетную бумагу и подгузники, имеет статус горшка, ведь иногда подгузники выпачканы снаружи. Кроме того, в Шабат подгузники нельзя закрывать, используя скотч или клей на «ушках», так как мы закрываем их навсегда, и это входит в понятие тфира (шитье). Поэтому обычно они остаются открытыми. Получается, что такое ведро мало отличается от обычного горшка. Однако большинство горшков в наше время пластиковые, поэтому нужно только следить, чтобы они были прикрыты («Ишей Исраэль» 53:37).

Мусорная куча

  1. Во времена Гмары в мусоре подолгу находились нечистоты и остатки продуктов, распространяя ощутимый запах разложения. Поэтому статус такой мусорной кучи приравнивался к статусу туалета (ША 76:7, 79:8).
  2.  Однако на сегодняшний день муниципальные службы регулярно очищают мусорные баки, и там, как правило, нет сильно разложившихся продуктов, поэтому их статус зависит только от того, откуда вынесли мусор. Если его вынесли из ресторана или столовой, или из тех мест, где дети – редкость, нет причин опасаться нечистот. Так как даже если там есть подгузник или использованная туалетная бумага, мусор находится в полиэтиленовом мешке, а эти мешки рвутся довольно редко, поэтому нечистоты прикрыты. А если так, нет смысла устрожать, и если запах не чувствуется, можно произносить рядом святые слова.
  3.  Тем более это относится и к строительному мусору.
  4. Если же есть вероятность, что в мусоре есть подгузники маленьких детей или больных, использованная туалетная бумага или просто нечистоты, и все это не находится в хорошо завязанном полиэтиленовом пакете, то к нему относятся законы, связанные с туалетом.
  5. Если от мусорных баков, сделанных из пластика и металла, не исходит запрещающий запах (см. в начале главы, какие запахи входят в этот разряд), то рядом с ними можно произносить святые слова («Ишей Исраэль» 53:36). О случае, когда такой запах есть, см. п. 34.

Как вести себя в случае сомнения, изначально и постфактум

  1. В связи с вышесказанным, прежде чем молиться в месте, где есть вероятность нахождения нечистот (например, там, где есть маленькие дети, с которых могут упасть подгузники, или рядом со стройкой), следует сначала его проверить, как в отношении любого другого запрета (ША 76:6). Следует осмотреться кругом и обдумать, нет ли вероятности, что в радиусе 4-х локтей (2 м 30.4 см) от человека есть нечистоты, или исходящий от них запах, при наличии которого запрещено произносить святые слова. После чего следует проверить, нет ли у него в поле зрения нечистот, или стен, на которые мочатся, а также сосудов, используемых в качестве ночных горшков. Евреям, придерживающимся ашкеназской традиции, стоит обратить внимание также на туалеты с тонкими стенками («Ишей Исраэль» 53:5). При наличии сомнительных элементов следует отвернуться в другую сторону.
  2. Если поблизости есть маленькие дети, то хорошо бы проверить, чисты ли они, прежде чем начать молиться, так как от запаха, исходящего от подгузников, следует отдалиться на 4 локтя (1 м 92 см)[8] (БА во вступлении к 79 главе).

Постфактум. Что делать, если в результате оказалось, что место было непригодно

  1. Мудрецы постановили, что если человек был обязан проверить место молитвы, и не сделал этого, а затем обнаружилось, что там нельзя было молиться, он должен заново прочитать молитву, благословение или Шма (ША 76:7, БА «должен...»). Это постановление – определенный «штраф» за халатность, поэтому, если не было причин предполагать, что там найдутся нечистоты, то заново читать не надо (ША там же).
  2. Проверять следует даже в случаях, о которых есть спор законоучителей, можно ли произносить святые слова, если нечистоты будут найдены, так как речь идет о запрете Торы, а в случае сомнения, связанного с законами Торы, нужно устрожить. Повторение же благословений и молитв – это лишь постановление мудрецов, поэтому, если есть спор законоучителей о том, был ли нарушен запрет, возвращаться к началу молитвы не надо (БА во вступлении к 79-й главе). Однако Шма «Мишна Брура» советует все же перечитать без благословений (МБ 76:8). Теперь перечислим такие случаи:
  3. Если найден помет индюка или красный помет домашних птиц (МБ 79:26).
  4.  Если найдены нечистоты ребенка, о котором точно известно, что он не ел зерновых уже долгий период (так что нет сомнений, что его нечистоты, которые не заметили сначала, не содержат отходов от зерновых) (МБ 81:2).
  5. Если перед молитвой или Биркат а-мазон от ребенка в подгузниках не пахло, даже если сразу после молитвы или благословения обнаружилось, что он испачкан (см. «Ишей Исраэль» 52:18).
  6. Если еврей не удалился на 4 локтя от запаха накрытых или находящихся в другой комнате нечистот, но запаха их не чувствовал (БА во вступлении к 79-й главе).
  7.  Мы приводили выше спор законоучителей, относятся  ли  законы  отдаления  от  нечистот  ко  всему  телу (т. е. ко всем внешним органам, включая пальцы рук и ног) или только к носу и рту (ША 76:4 и МБ 12). Поэтому нужно устрожить и отдалить все тело на 4 локтя от нечистот и от места, где перестал чувствоваться запах. Но возвращаться к началу молитвы нужно, только если не было 4-х локтей (1 м 92 см) от носа и рта.
  8. Если же нечистоты находились в поле зрения человека, даже на расстоянии 4-х локтей (1 м 92 см), так, что ему нужно было только отвернуться, а он сознательно продолжил молиться на том же месте, молитва не засчитывается, и он должен молиться заново (так выходит из МБ 81:13). Но если он не знал, что в этом месте есть нечистоты, и просто не проверил его по халатности, то возвращаться не надо (МБ там же). Однако, если речь идет о Шма, то стоит повторить ее без благословений (как во всех случаях, о которых спорят законоучители).

Обнаружение нечистот во время молитвы

  1. Если во время молитвы человек обнаружил рядом присутствие нечистот или почувствовал дурной запах, ему следует прерваться и поменять место молитвы, или прикрыть нечистоты (если этого достаточно), даже находясь в середине Шмонэ Эсрэ (ША 81:2, МБ 7).
  2. Можно ли ему продолжить молитву с того благословения, на котором он прервался, зависит от того, насколько вероятно было найти нечистоты в этом месте. А именно: если он был обязан проверить это место перед молитвой, так как можно было предположить, что здесь окажутся нечистоты, тогда нужно начать заново, так как предыдущая часть его молитвы не засчитывается (ША 81:2). А если не было обязанности проверять, то следует продолжить с того места, где он прервался (там же).

Моча

Гмара в трактате Брахот (25а), сопоставляя стихи: «Место будет у тебя вне стана, и будешь выходить туда», «И будет, когда присядешь вне стана и выкопаешь ей (лопаткой) и вернешься и покроешь свои испражнения» (Дварим 23:13, 14) – спрашивает:

Каким образом <объяснить это противоречие>? (Ведь в первом стихе не требуется покрытия, а во втором – требуется.) – <И отвечает:> Здесь (во 2-м стихе) <говорится> о большой нужде, а здесь (в 1-м) – о маленькой. <Гмара продолжает:> следовательно, Тора запретила <произносить святые слова> только напротив струи (во время справления маленькой нужды). А если моча уже на земле, то можно. Но мудрецы запретили, <даже когда она> на земле, однако запретили лишь тогда, когда точно известно, <что в этом месте есть моча>, а если <в этом> есть сомнение, то не запретили.

  1. Из приведенного отрывка Талмуда видно, что струя, исходящая от справляющего малую нужду, приравнивается Торой к нечистотам, но только до того, как она попадает на землю, одежду и т. п., мудрецы же придают ей статус нечистот и после этого (ША 76:7).
  2. Если моча имеет резкий запах, то он тоже включается в обсуждаемый запрет Торы (МБ 77:2). Однако, в отличие от кала, мочу можно залить водой в таком количестве, что запах перестанет чувствоваться, и тогда запрета не будет (там же).

В дальнейшем мы будем говорить только о моче, не имеющей резкого запаха.

  1. От открытой мочи нужно отдаляться так же, как и от нечистот: нельзя произносить святые слова, если она в поле зрения, а если она сбоку и сзади, то достаточно отдалиться на 4 локтя (1 м 92 см) (МБ 83:1).
  2. Мочу в сосуде или на земле можно «нейтрализовать», залив в нее ревиит воды (86 см3 по мнению р. Хаима Ноэ или 150 см3 по мнению Хазон Иша) (ША 77:1). По мнению «Шулхан Аруха» (которого придерживаются сефардские евреи) нужно доливать ревиит каждый раз после того, как справили малую нужду. А «Мишна Брура» считает, что если там есть лишь немного мочи, то достаточно залить ее чуть бóльшим объемом воды. Если же мочи больше ревиита, то даже если в этот сосуд (или на этом месте) справляли малую нужду несколько раз, достаточно добавить один ревиит воды (МБ там же, 8). Разумеется, что все вышесказанное справедливо только при трех условиях: нет резкого запаха, сам сосуд не имеет статуса горшка, а место – статуса туалета.
  3. Если моча уже впиталась в землю или в одежду, то запрета на произнесение святых слов вблизи нет. Однако, если место, куда она впиталась, все еще влажное настолько, что может намочить то, что до него дотронется, следует вылить на это место немного воды, или даже просто провести влажной тряпкой или рукой (МБ 82:4).
  4. Из вышеупомянутого отрывка Гмары следует, что даже в случае сомнения, есть ли в данном месте моча, нет необходимости его проверять, и можно произносить святые слова (ША 76:8). Например, в квартире, где ходят маленькие дети без подгузников, можно взять малыша и проверить, чист ли он сзади. Если ребенок чист, то проверять всю квартиру не нужно, хотя есть вероятность, что ребенок помочился где-нибудь поблизости.
  5. Соответственно, если после молитвы или благословения все же была обнаружена моча в радиусе 4-х локтей, повторять их все равно не нужно (ША 77:8).
  6. Если у человека во время молитвы началось непроизвольное мочеиспускание, то ему следует прерваться на все время, пока оно продолжается, (ША 78:1), ведь струя, как и испражнения, запрещена Торой.
  7. Если после этого намокла только нижняя одежда, накрытая сухой верхней, то можно произносить святые слова (ША там же), а если намокла и верхняя, необходимо переодеться или хотя бы прикрыть намокший участок чем-нибудь сухим. А если это произошло во время Шмонэ Эсрэ, и нет возможности накрыться, следует продолжить молитву (МБ там же, 2).
  8. Если за время, на которое человек был вынужден прервать молитву, он мог бы успеть прочесть ее полностью – от начала до конца, он должен начать молитву заново, а если нет – то нужно продолжить (ША 104:5).
  9. Поэтому, если ребенок помочился рядом с тем, кто молится Шмонэ эсрэ, то следует отойти от лужи на 4 локтя (1 м 92 см) (Рамо 90:27). Если же это невозможно, нужно прерваться (ША там же).
  10. Так как есть мнение, что в данном случае можно продолжить молитву, то если он боится, что пауза продлится больше времени, чем длится его молитва, по мнению «Мишны Бруры» следует продолжить дальше (МБ там же, 85). И если человек уже произнес благословения, повторять их не надо (там 86).
  11. В отношении Шма есть спор между «Шулхан Арухом» и Рамо. Сефардские евреи в любом случае продолжают с того места, где прервались (ША 78:1). А для ашкеназских евреев Закон аналогичен сказанному о Шмонэ Эсрэ: если человек вынужден был прерваться на время, за которое он мог бы успеть прочесть все три главы Шма, то он обязан заново начать с первого отрывка. А если перерыв был короче, следует продолжить (Рамо там же, и БА «Хозер лерош»)
 

Места, в которых запрещено произносить святые слова

  1. Святые слова требуют «святости стана», и нельзя произносить их в помещениях, где обычно находятся нечистоты или обнаженные люди. Понятие святости предполагает осознание важности и возвышенности, а подобные места вызывают противоположные ассоциации. Поэтому Тора запретила произносить в таком месте святые слова, даже если в данный момент помещение чисто и обнаженных людей там нет (ША 83:1, МБ 2).

Какие места имеют статус, подобный туалету?

  1. К таким местам относятся туалеты (ША 83:1) и бани, душевые и такие раздевалки, где обычно люди обнажаются, и куда входит пар из душевых (ША 84:1). Кроме того, под этот закон подпадают коровники, курятники и прочие места, где живут и испражняются животные, если там обычно стоит сильный запах (ША 79:7, МБ 28).
  2. Туалетом может считаться и открытое место, например, какая-нибудь полянка, если ее используют соответствующим образом (ША 83:1).
  3. Место, предназначенное для отправления потребностей, приобретает статус туалета лишь после того, как стало ясно, что оно предназначено для этого[9]. Например, если наметили место, где поставят стены. Или если человек справил нужду в определенном углу и решил, что здесь он будет это делать постоянно.
  4. Пока же такого решения не было, то даже если случилось, что там справили нужду несколько раз, разрешено произносить святые слова, если нет запаха и нечистоты накрыты (МБ 83:6).
  5. Если решили, что в определенном месте будут справлять нужду только в течение некоторого времени, например, на стройке или в палаточном лагере, то даже на это время место не получает статус туалетаг. Тем более можно облегчить, если есть какое-то сомнение, например, действительно ли было принято твердое решение использовать это место как туалет.
  6. Если туалет находится не в доме, а в отдельном здании с тонкими стенами, например, деревянными или пластиковыми, то, в случае, когда туалетом уже пользовались для больших нужд, по мнению многих ашкеназских законоучителей, даже снаружи эти стены имеют статус горшка (МБ 83:5, 10).
  7. Если помещение, в котором справляют нужду, используется и для других бытовых целей, у него нет статуса туалета («Ишей Исраэль» 53:13). Например, если в одной комнате находятся унитаз и стиральная машина. Или если в туалете стоят шкафчики, в которых хранится одежда и другие вещи.
  8. В тех местах, где запрещено произносить святые слова, не разрешается даже размышлять на темы, связанные с Торой (ША 85:2). Исключением является раздевалка.
  9. Однако если кто-то собирается нарушить запрет, то можно сказать ему ровно столько, сколько необходимо, чтобы остановить его, если это невозможно сделать по-другому (там же).
  10. Так как еврею запрещено думать о том, что может привести   к   сексуальному   возбуждению   (ША   «Эвен   а-эзер» 23:3), если нет возможности устранить мысли иным способом (например, подумать о дне смерти, как сказано в Брахот 5а), то можно начать размышлять о словах Торы (МБ 85:13), ведь остановить самого себя от нарушения запрета не менее важно, чем других.
  11. Принято не вносить в туалет продукты, но если их внесли по ошибке, они разрешены к употреблению снаружи («Ишей Исраэль» 3:7).
  12. Выйдя из туалета, следует омыть руки, даже если человек там ничего не сделал, потому что в таком помещении есть духовная нечистота, которая остается на руках[10] (МБ 4:40). Однако если нет возможности омыть руки, все-таки можно произносить святые слова. Если еврей дотронулся до тех участков тела, которые должны быть закрыты, или запачкал руки нечистотами, нужно предварительно их очистить: ополоснуть водой, если она есть, отереть о стену или вытереть полотенцем (ША 4:23). После этого можно учиться и молиться, а когда появится возможность, следует сделать омовение (там же).
  13. В  помещения, имеющие статус туалета, запрещено вносить тфиллин или святые книги (ША 43:7). Однако разрешается вносить туда тфиллин при условии, что они завернуты в два покрытия, хотя бы одно из которых не является для них индивидуальным[11] (МБ 24). Для книг же достаточно одного покрытия[12] (там же, 25).

Бани и душевые

Те места, где моются горячей водой, имеют статус бани, который подобен статусу туалета (ША 85:2), даже если там нет сейчас обнаженных людей, и место совершенно чистое. Однако в отличие от туалета, само место, приготовленное для этого, не получит статус бани, пока там не помоются, даже если оно полностью готово к использованию (ША 84:1).

  1. На раздевалку, если в нее попадает пар от душевой или из банной комнаты, распространяются все запреты, относящиеся к бане, кроме следующих: там можно думать о святых вещах, слушать святые слова и отвечать амен на благословения, произносимые евреем, который находится  в  месте,  где  можно  их  произносить (МБ  там же, 7).
  2. Современную ванную, в которой не осталось пара после мытья, раввины нашего времени приравнивают к раздевалке, если она не является также и туалетом («Никайон ве-хавод бе-тфила» стр. 116, «Пискей тшува» 84:4). Поэтому там можно омывать руки перед едой, только благословение нужно сказать снаружи. Тем более не нужно делать омовение, как после туалета, тому, кто вышел из ванной, если он не дотрагивался до обычно закрытых частей тела (там же).
 

 
 

[1] Это мнение «Элия Раба», а «Маген Авраам» считает, что этот закон относится ко всему пространству перед человеком. Имеется в виду следующее: если мы представим себе линию, проходящую прямо перед ним – нечистоты, расположенные по другую сторону этой линии, препятствуют молитве (и т. п.) (МБ 79:5). Разумеется, речь идет только о случае, когда между человеком и нечистотами нет никакой преграды. Поэтому по возможности нужно постараться, чтобы во время произнесения святых слов не было нечистот в этом пространстве («Ишей Исраэль» 52:24).

[2] Есть устрожающее мнение.

[3] Есть устрожающее мнение, согласно которому в случае сомнения нужно опасаться всей видимой области.

[4] Алахические места, так называемые «владения» – это важная тема, связанная со многими разделами еврейского Закона, и очень полезно ее изучить. Однако она не входит в рамки нашей статьи. Поэтому мы ограничимся несколькими примерами.

[5] Там написано, что есть спор законоучителей о том, каков статус этого запаха. Мы будем говорить об этом в разделе, посвященном запаху.

[6] Очевидно, что замужняя женщина не может соблюдать этот запрет. И так я слышал от одного раввина, ученика р. Мойше Альберштама, что к женщинам этот запрет не относится.

[7] Мы уже приводили выше, что существует спор законоучителей о том, относится ли данный запрет ко всему телу, или только к носу и рту. Этот же спор относится и к нашей теме: по первому мнению нужно отдалить на 4 локтя все органы тела, а по второму – только рот и нос.

[8] Некоторые современные законоучители считают, что нет обязанности проверять, так как это «сфек сфека» – «двойное сомнение»: во-первых, если мы не чувствуем запах, то маловероятно, что ребенок запачкан. Кроме того, может быть, правы те, кто утверждает, что запах накрытых испражнений имеет статус запаха без источника, и не запрещает произносить святые слова тому, кто его не чувствует («Ишей Исраэль» 52:18). Но мне кажется, что поскольку ребенка легко проверить, то к этому случаю относятся слова мудрецов: «отдались от сомнения», и эти раввины тоже согласятся, что нужно проверить, прежде чем молиться. И, действительно, большинство Б-гобоязненных евреев проверяют детей, скажем, перед Биркат а-мазон. Однако нет необходимости заглядывать внутрь подгузника, ведь даже если там не чисто, подгузник прикрывает испражнения, и пока запах не выходит наружу, этого достаточно. Если же проверить сложно, например, если есть гости с маленькими детьми, а просить их проверить своих детей неудобно, то можно молиться и благословлять, не проверяя.

[9] Однако пока там ни разу не справили нужду, все еще разрешено рассуждать о словах Торы, находясь внутри (МБ 83:10).

[10] Так как есть спор современных законоучителей о статусе современных туалетов (в которых экскременты обычно не задерживаются в унитазе, а уходят в канализацию), то некоторые учителя считают, что хотя следует устрожить и запретить произносить в них святые слова, нет необходимости делать омовение, если человек не дотронулся до прикрытых частей тела. Однако большинство набожных евреев по возможности совершают даже ритуальное омовение рук из сосуда по очереди 3 раза на каждую руку.

[11] «Индивидуальным» мы называем покрытие, предназначенное только для данного предмета (в отличие от обычного пакета или кармана, куда сейчас в данный момент положили книгу или тфиллин, но при этом туда могут положить и другие предметы). Например, целлофановая обложка книги, мешочек тфиллин или коробочка мезузы. Если пакет предназначен только для тфиллин, то он считается «индивидуальным», а если помимо тфиллин там обычно лежат краска и зеркало, то нет.

[12] Есть мнение, что и для книг нужно два покрытия.

 

Примечания

а Хотя там же, в МБ 14, написано, что можно положиться на него, лишь «если нет другого выхода», из «Биур Алаха» («Аваль ле-Рашба») видно, что это справедливо, только если не будет установлено, какое из двух вышеприведенных мнений является главным. Однако в 21-м пункте «Мишны Бруры» написано, что «Шулхан Арух» установил закон в соответствии с облегчающим мнением, поэтому так мы и поступаем на практике.

А если читатель спросит: какова принципиальная разница между «только если нет другого выхода» и «при большой необходимости»? Мы ответим примером: я нахожусь в гостях, или у меня гости, которые пока далеки от Торы, и им невозможно объяснить эту проблему (и тем более, если есть опасность, что такая «мелочность» вызовет у них насмешку над соблюдающими заповеди). Тогда, согласно первой формулировке, все равно нужно изменить положение так, чтобы нечистоты остались сзади, или хотя бы сбоку, а согласно второй – достаточно просто закрыть глаза.

б Далее в главе приведено мнение, согласно которому запрет на запах закрытых нечистот установлен мудрецами, поэтому можно положиться на мнение рава Хаима Ноэ.

в Так как существует спор о том, запрещено это или нет, можно положиться на мнение рава Хаима Ноэ.

г Респонса «Увахарта бахаим» гл. 26. Правда, «Биур алаха» (83, «измино...») сомневается – может быть, мудрецы все же присвоили этому месту статус туалета, но в случае необходимости можно положиться на мнение тех, кто разрешает, ведь БА только предполагает, у него нет твердых оснований, а речь идет о постановлении мудрецов.