Ноябрь 2017 / Хешван 5778

ПОСТОРОННИЕ ЗАНЯТИЯ ПЕРЕД УТРЕННЕЙ МОЛИТВОЙ

ПОСТОРОННИЕ ЗАНЯТИЯ ПЕРЕД УТРЕННЕЙ МОЛИТВОЙ

Запрет на еду и питье

  1. Сказали наши мудрецы, благословенной памяти (Брахот 10а): «Запрещено есть и пить до утренней молитвы». Причина этого запрета указана там же в Брахот: не подобает человеку приниматься за еду, не помолившись о своих насущных нуждах. Другие мудрецы добавляют, что есть до молитвы – это проявление гордыни. Наши мудрецы, благословенна их память, запретили начинать день с удовольствий и удовлетворения собственных нужд, и обязали нас прежде помолиться. Этот запрет вступает в силу с того времени, когда уже позволено молиться Шахарит.
  2. Поэтому после зари следует ограничить себя и не есть даже фрукты, и не пить безалкогольные напитки (ША 232, МБ 35), даже тому, кто уже прочитал утреннее Шма (ША 89:3, БА там же).

Этот запрет не распространяется на питье воды (ША, там же). А «Мишна Брура» (там же, 22) приводит, что принято разрешать пить кофе и чай даже вприкуску с сахаром, ведь их пьют, чтобы лучше сосредоточиться на молитве, и это не является проявлением гордыни. Более того, некоторые современные законоучители считают, что поскольку в наше время принято добавлять сахар и молоко в чай и кофе, это тоже уже не является проявлением гордыни, и поэтому разрешено («Тфила ке-илхата» 2, прим. 26).

  1. Кроме того, еда до Шахарита подпадает под общий запрет мудрецов, связанный с заповедями, время которых ограничено (Орах Хаим 232:2). Согласно трактовке Раши (Сукка 38а), запрет связан с опасением, что человек за трапезой может забыть о заповеди и пропустить время ее выполнения.

Молиться Шахарит (в крайнем случае) можно начиная с зари. Поэтому уже за полчаса до нее (ША 89:5, МБ 27) запрещено есть хлеб или другую выпечку в количестве более чем ке-бейца (по р. Х. Ноэ – около 55 см3) (МБ 89:27), или такое количество выпечки вместе с другими видами еды, которое входит в разряд «квиут сеуда»[1]. Также нельзя выпить ке-бейца алкогольных напитков (МБ 232:35).

В каких случаях разрешается есть и пить до молитвы?

  1. Тот, кто очень голоден и в силу этого не сможет сосредоточиться во время молитвы, может перекусить что-нибудь перед ней, так как он делает это не для удовлетворения желаний, а для лучшей концентрации на молитве (ША 89:4, БА там же).
  2. Больному тоже разрешено есть и пить до утренней молитвы, если это необходимо для его выздоровления, ведь это не является проявлением гордыни (ША 89:3, МБ 24).
  3. Разрешение относится и к тому, кто очень слаб и не может простоять всю утреннюю молитву в синагоге, если не поест или не попьет перед этим (там же, БА «Ве-хен…»).
  4. Во всех этих случаях предпочтительнее помолиться дома в одиночестве, а поесть только после этого и затем пойти в синагогу, чтобы ответить на Кадиш и другие особые части молитвы, нежели молиться в миньяне и есть перед молитвой (БА там же). Кроме того, очевидно, что предпочтительнее по возможности не есть хлеб или выпечку в количестве кедей квиут сеуда[2], чтобы не нарушить первый запрет, упомянутый в п. 1.
  5. Во всех случаях, когда разрешено есть и пить, перед этим стоит произнести благословения на Тору и прочесть Шма, чтобы принять на себя власть Небес (БА «Ве-ло…»).
  6. Есть мнение (Рамо 89:3), что для того, чтобы избежать нарушения вышеуказанного запрета, достаточно сказать какие-нибудь благословения и личные просьбы, так как даже согласно Рамбаму (в книге «Заповеди», 5-я заповедь гласит, что Тора обязывает нас молиться каждый день) по Торе достаточно какой-нибудь просьбы и восхваления Всевышнего. На это мнение полагаются не только женщины, которые из-за заботы о детях не могут молиться Шахарит, но и многие девушки, которые не столь обременены заботами, и все же хотят поесть перед молитвой. По этому мнению достаточно сказать благословения на Тору, так как в них есть и хвала, и просьба. Кстати, в любом случае не стоит затягивать с благословениями на Тору, так как нельзя заниматься ею, не благословив прежде, а любой религиозный еврей постоянно связан с Торой.

Запрет на занятия личными делами до молитвы

  1. Запрещено заниматься личными делами до молитвы (ША 89:3).
  2. Причина этого запрета в том, что мудрецы не хотели, чтобы человек отвлекался перед утренней молитвой. На основании этого некоторые законоучители утверждают, что данный запрет относится только к существенным занятиям. Однако простые действия, такие, как загрузка стиральной машины или вынос мусора, не подпадают под этот запрет («Алихот Шломо», «Тфила ке-илхата» гл. 2:32 и другие).
  3. Мудрецы запретили заниматься только личными делами. Однако дела, относящиеся к категории «ради исполнения заповеди», которые невозможно сделать потом, не подпадают под этот запрет. Поэтому в случае, когда есть опасение, что после молитвы в магазинах не останется продуктов или товаров, нужных на Субботу, разрешается делать покупки еще до Шахарита, так как подготовка к Субботе сама по себе является заповедью, и, соответственно, не может быть исключительно «личным» делом (ША 250:1, МБ 1). Перед этим все же желательно сказать благословения на Тору и Шма, чтобы принять на себя власть Небес. Обычные покупки запрещено делать перед Шахаритом, кроме случая, когда человек потеряет из-за этого серьезную для него суммуа.
  4. Также, добавляют современные законоучители, разрешается сделать до молитвы все необходимое, чтобы отправить детей в учебные заведения. Тем более, если этим человек помогает жене, так как это не является исключительно его «личными» делами, ведь помочь супруге – это большая мицва («Тфила ке-илхата» 6, прим. 39). Понятно, что если супруга может справиться сама, то с ее стороны будет правильным освободить мужа от посторонних дел до молитвы.
  5. Запрет заниматься «личными делами» также начинается с зари, когда в некоторых случаях уже разрешено молиться Шахарит. До этого можно делать будничные дела. Однако начиная с получаса до зари, следует сначала произнести какие-нибудь благословления[3], и лишь затем перейти к своим делам (ША 89:3, МБ 17). См. ниже, в специальном разделе, когда можно молиться тому, чей рабочий день начинается раньше времени молитвы.

Запрет на приветствие до молитвы

  1. Также мудрецы запретили специально подходить к знакомым до утренней молитвы, чтобы поприветствовать их (ША 89:2, МБ 13), так как не подобает отдавать приоритет человеку перед Всевышним.
  2. Если человек встретил кого-то по дороге, или ему необходимо пройти через двор знакомого, можно поприветствовать его, но нельзя говорить ему «Шалом», так как это имя Святого, благословен Он (ША, там же).
  3. Однако если человек уже произнес какие-нибудь благословения, то он может сказать и «Шалом» (МБ 89:16).  
  4. К разговорам по телефону относятся те же законы, что и в предыдущих пунктах («Ишей Исраэль» 13, примечание 40).
  5. Разрешается пойти перед молитвой утешить находящихся в трауре, и проводить товарищей (а тем более родителей), которые уезжают в дальнюю дорогу, так как это относится к заповеди делать добро. При расставании с ними можно попрощаться, даже благословив их на дорогу словом «Шалом» («Ишей Исраэль» 13, примечания 32, 33).
  6.  Если знакомый поздоровался первым, следует ответить ему. И если он сказал «Шалом», нужно ответить ему тем же (МБ 89:16).
  7. После молитвы разрешается подойти к знакомому, который еще не молился, чтобы сказать ему «Шалом», хотя тому придется ответить (там же).

Запрет отправляться в дорогу до утренней молитвы

  1. Начиная с алот а-шахар, человеку запрещено отправляться в дорогу, пока он не помолится Шахарит (ША 89:3), так как это тоже относится к «личным делам». Поэтому даже если там, куда он направляется, будет возможность помолиться вовремя, все равно запрещено это делать (МБ 20). Правда, если человек едет прямо на молитву в какое-то конкретное место, а оттуда уже по своим делам, это разрешено, ведь он держит путь на молитву, а не занимается посторонними деламиб.
  2.  Выйти в дорогу до молитвы разрешается в следующих случаях:
  1. Если человек из-за того, что останется на молитву и выйдет позже, будет вынужден отправиться один или ночью, и тем самым окажется в опасности (ША 90:17);
  2. Если он отправляется выполнять заповедь, ведь это не является «личными» делами, как было упомянуто выше (МБ 90:53). Но это разрешено только при условии, что после молитвы не будет возможности выполнить эту мицву (МБ 250:1);
  3. Если иначе человек пропустит нужный ему транспорт, и это приведет к денежным потерям («Тфила ке-илхата» 27:1);
  4. Если есть сильная необходимость приехать куда-либо вовремя (там же).
  1. Во всех этих случаях следует произнести перед выходом часть утренних благословений (МБ 90:17) и, если пришло время (т. е. после мишеякир) – прочесть и Шма (МБ 250:1).

Что делать тому, кто вынужден отправиться в путь, пойти на работу и т. п., и не успевает помолиться до восхода?

Чтобы разобраться, как правильнее себя вести в данном случае, напомним сказанное в разделе о временах суток.

  1.  Оптимальным моментом для начала молитвы Шмонэ Эсрэ является восход (ША 89:1), а именно, момент, когда диск солнца появляется на горизонте[4]. Это так называемая молитва «ке-ватикин», награда за которую велика, и любому человеку, у которого есть возможность, стоит молиться именно так. Лучше помолиться ватикин в одиночку и даже без тфиллин, чем позже в миньяне (БА 58:1 «Мицва…»в).
  2.  Если нет возможности молиться ватикин, следует помолиться в течение четырех временных часов после восхода солнца (ША 89:1). Однако время Шма ограничивается тремя дневными часами (ША 58:1), а мудрецы постановили читать Шма с благословениями. Поэтому желательно помолиться до конца трех часов (МБ 46:31). Если это сложно, нужно прочитать хотя бы первую главу Шма (а лучше все три) до трех часов[5] (там же), а потом помолиться до конца четвертого часа.
  3. Если же, наоборот, невозможно молиться ватикин или позже, можно помолиться после мишеякир, но это уже относится к разряду бэдиавад (постфактум, здесь – нежелательно) (МБ 89:4), и разрешено только в случае необходимости. Однако человеку, который начинает работать до восхода, предпочтительней помолиться перед работой, чем прерваться потом («Тфила кэилхата» 3, прим. 63) из-за запрета на будничные дела до молитвы.
  4. Если человек не помолился до четырех часов, он может молиться до полудня (ША 89:1). И хотя в этом случае награда за молитву в положенное время будет потеряна, останется награда за обычную молитву (там же).
  5. В случае, когда задержка произошла без уважительной причины, желательно мысленно обусловить: если эта молитва уже не может быть засчитана как обязательная – Шахарит, то пусть она будет засчитана, как добровольная – внеочередная (МБ 89:6).
  6. Нужно очень постараться молиться Шмонэ Эсрэ стоя (ША 89:8).
  7.  Есть мицва «соединить молитву с темой избавления», т. е. Шмонэ Эсрэ с благословлениями после Шма. И это очень серьезный закон относительно Шахарита[6] (МБ 89:42), который можно нарушить только в случае, если человек неожиданно вынужден прерваться прямо перед началом Шмонэ Эсрэ.
  8. Основное время чтения Шма начинается со времени мишеякир, читать его в промежутке между зарей и мишеякир разрешили только в самом крайнем случае (ША 58:1), однако постфактум заповедь считается выполненной, даже если это было сделано без веской причины. Если же человек повторил эту ошибку еще раз в течение тридцати дней, то, по мнению «Мишны Бруры», заповедь не засчитывается, и ему придется прочитать Шма заново (там же, 58:19) без благословений (67:1 БА «Сафэк…»).
  9. Очень важно читать Шма (см. Брахот 14б) и молиться Шмонэ Эсрэ в тфиллин[7], а благословлять на них можно только после мишеякир. Правда, в крайнем случае человек может облачиться в талит и тфиллин раньше, если нет опасения, что он уснет. Поэтому разрешается сделать так: прочитать все части молитвы вплоть до первого благословения Шма, затем надеть талит и возложить тфиллин с благословениями после Иштабах в конце псукей де-зимра. Также можно надеть их заранее, а когда наступит мишеякир, просто потрогать их и благословить между главами псалмов или после Иштабах (см. подробнее на стр. 69, п. 9-11), и продолжить молитву (см. «Ишей Исраэль» 18:11).

Теперь можно перейти к разъяснению законов, как вести себя в различных ситуациях.

Как и когда правильней молиться Шахарит человеку, который вынужден с утра отправиться в дорогу (или заняться другими делами)?

  1.  Понятно, что желательно помолиться вовремя, то есть не раньше ватикин и не позднее четырех часов, а затем выйти в дорогу.
  2. Если нет такой возможности, следует помолиться со времени мишеякир, а именно: можно сказать утренние благословения, надеть талит и тфиллин без благословений и прочитать псукей де-зимра (завершить их благословением Иштабах можно и до мишеякир). А после мишеякир взять в руки цицит, произнести соответствующее благословение, затем потрогать тфиллин и благословить на них, и начать благословения Шма (см. «Ишей Исраэль» 18:11)[8].
  3.  Даже если в пути будет возможность помолиться в миньяне, все же следует молиться в одиночестве после мишеякир, чтобы не нарушить запрет заниматься посторонними делами перед молитвой (МБ 89:20).
  4. Если все вышеперечисленное невозможно, то следует помолиться в дороге, при условии, что удастся остановиться для Шмонэ Эсрэ до полудня (точнее, закончить его к этому времени) (ША 89, МБ 42).
  5. В случае, когда у человека есть возможность помолиться стоя только рано утром, так, что сказать Шма с благословениями придется до времени мишеякир (например, если после мишеякир он будет находиться в самолете), предпочтительнее все же молиться сидя, но вовремя, чем молиться стоя раньше положенного времени (там же).
  6. Более того – если нет никакой возможности молиться в месте назначения, например, если к тому времени пройдет время молитвы, разрешено молиться в пути, даже на ходу (там же). (См. ниже о том, как себя вести в таком случае.) Если человеку пришлось молиться, например, в автобусе, он не обязан пропускать свою остановку, и имеет право выйти прямо в середине Шмонэ Эсрэ и продолжить молитву (ответ р. Х. Каневского, приведенный в конце «Ишей Исраэль»). В крайней ситуации, когда человек не сможет помолиться ни в дороге, ни в месте назначения, например, потому что никак не сможет сосредоточиться, ему разрешено надеть талит и тфиллин без благословения, и произнести утренние благословения еще до зари (начиная с полуночи), кроме первого из пятнадцати – «дающий петуху разумение», которое можно произносить только после зари (ША 47:13). Псукей де-зимра тоже можно прочесть до зари, а потом, сразу после них, начать благословения Шма (по мнению «Мишны Бруры», первое благословение Шма можно произносить только после мишеякир, поэтому следует начать со второго благословения) (там же, МБ 17), и молиться дальше по порядку до Шмонэ Эсрэ включительно (ША 58:1). А уже в дороге после мишеякир нужно потрогать кисти талита и тфиллин и благословить на них, и затем произнести благословение «дающий петуху разумение» (а по мнению «Мишны Бруры», также и первое благословение перед Шма) («Ишей Исраэль» 18:10).
  7.  Если человек уже вышел в дорогу с намерением помолиться в подходящем месте, но по какой-то причине задержался настолько, что не успеет попасть туда до окончания времени Шма, следует прочесть Шма без благословений, а по прибытии на место повторить его, уже с благословениями, и помолиться Шмонэ Эсрэ (ША 89, БА «Бешаат а-дхак»). Если же есть опасение, что пока он находится в дороге, пройдет также и время Шмонэ Эсрэ, пусть помолится на ходу или сидя в транспорте[9] (ША 89, МБ 42).
  8.  Для того, кто летит в самолете, время молитв Шма и Шмонэ Эсрэ определяется в соответствии со временем восхода солнца в том месте, над которым самолет пролетает в данный момент («Тфила ке-илхата» 27:25).

В заключение добавим, что мудрецы, благословенна их память, в трактате Брахот (14а) говорят так: тот, кто молится и лишь затем отправляется в путь, получает особую помощь от Всевышнего. Поэтому если человек собирается выйти в дорогу до молитвы, он должен хорошо взвесить, насколько это необходимо.

Как вести себя тому, кто вынужден молиться в дороге

  1.  Отправляясь в дорогу, человек должен заранее учесть, что молитву Шмонэ Эсрэ произносят стоя, и спланировать оптимальное время и место для своей молитвы.
  2.  Мудрецы, зная, что есть ситуации, когда, остановившись в дороге, человек не сможет сосредоточиться во время молитвы (МБ 94:13), облегчили правила и разрешили в данном случае молиться сидя или даже на ходу (ША 94:4, 5). Однако, если есть возможность встать хотя бы на первом благословении Шмонэ Эсрэ, а также в местах, где нужно поклониться – следует это сделать. А также отступить три шага в начале и в конце молитвы Шмонэ Эсрэ (ША 94:5).
  3.  Как тот, кто молится стоя, так и тот, кто вынужден молиться сидя, во время Шмонэ Эсрэ должен держать ноги вместе (МБ 95:2).
  4.  По возможности нужно повернуться в сторону Иерусалима. Если такой возможности нет, то хотя бы повернуть в ту сторону лицо (МБ 94:15).
  5.  Если и это невозможно, например, если человек не знает, в какой стороне находится Иерусалим, то пусть хотя бы направит свое сердце к Всевышнему (ША 94:3).
  6. Современные раввины говорят, что ни в коем случае нельзя молиться за рулем («Тфила ке-илхата» 27:21). Помимо того, что, управляя автомобилем, человек не способен сосредоточиться на молитве, это также создает опасность как для жизни окружающих, так и для его собственной.
  7.  Если человек вынужден молиться в автобусе, и посреди молитвы автобус приехал на место назначения – можно прерваться, чтобы сойти с него, как мы говорили выше («Тфила ке-илхата» 27:22, р. Х. Каневский).

Какие утренние благословения разрешено произносить затемно

  1. Тот, кто встал затемно, может прочитать все утренние благословения, кроме одного – «дающий петуху разумение», которое разрешено произносить только после зари (ША 47:13, «Ишей Исраэль» 5:6). Однако, если он все же произнес его после полуночи, то после рассвета повторять его не следует (там же, МБ 31).
  2. Нельзя благословлять на тфиллин и талит до времени мишеякир (ША 30). Тот, кто вынужден начать молитву раньше, пусть наденет тфиллин и талит (без благословения), а когда подойдет время мишеякир – потрогает кисти цицит и скажет соответствующее благословение, а потом потрогает тфиллин и скажет на них оба благословения («Тфила ке-илхата» 27, прим. 8). Если он все же благословил на них сразу с зарей, постфактум заново благословлять ни на то, ни на другое не нужно («Тфила ке-илхата» 3:4 и в прим. 12).
 

 

[1] Так как нужно владеть этим понятием в нескольких алахических темах, то мы рассмотрим его поподробнее. Словами кедей квиут сеуда обычно обозначают такое количество выпечки, съев которое, человек насытится.   В таком случае по Торе полагается   читать   Биркат а-мазон. Нельзя есть такое количество за полчаса до наступления времени Маарива, за полчаса до зари в Суккот, когда нужно вознести лулав, и за полчаса до наступления времени для исполнения любой другой заповеди, связанной со временем. Такое же количество нельзя есть вне сукки в течение всей недели Суккота (ША 639:2, о меньшем количестве см. там же МБ 16, 17).

Что же это за количество – кедей квиут сеуда? Есть мнение (в книге «Шиурей Тора»), что уже после 200 см3 мучной выпечки нужно говорить Биркат а-мазон («Ве-зот а-браха» 4:2, стр.30). Однако есть мнение, что можно облегчить и не читать его, если съел менее такого количества, которое нормальный человек в этом возрасте ест вместо трапезы. А если данный еврей ест меньше других, то его собственная обычная порция в это время дня и станет определяющей (БА «Аф ал пи…»). Например, если это утро – надо знать, сколько он обычно съедает на завтрак.

А есть законоучители, которые считают количество выпечки менее 200 см3 недостаточным для квиут сеуда, даже если это соответствует аппетиту данного человека. И даже если он насытился,  съев  с  мучной  выпечкой  и  другие  продукты  («Шулхан  Арух а-рав» 168:8).

Поэтому, изначально не следует съедать за один раз более 200 см3 выпечки, чтобы не входить в сомнение относительно обязанности благословлять Биркат а-мазон. При необходимости пышные пироги можно сжать рукой, чтобы уменьшить их размер («Ве-зот а-браха» 4, стр. 37). Когда же следует читать Биркат а-мазон – это отдельная, сложная тема, которую нужно изучать по книгам о законах благословений.

Сефардские законоучители считают, что независимо от того, ел человек другие продукты или нет, нельзя съедать за раз более 170 см3 (или грамм, по некоторым мнениям) выпечки, так как есть мнение, что это уже кедей квиут сеуда. (Биркат а-мазон не читают, если съели меньше 230 см3 (или грамм), так как по другому мнению это количество еще не называется кедей квиут сеуда – «Ве-зот а-браха» 4, стр.39).

[2] См. предыдущее примечание.

[3] Как мы говорили выше, стоит сказать благословения на Тору. Кроме того, если человек справил нужду, следует произнести благословение ашер яцар.

 [4] Поэтому начало общей молитвы стоит рассчитать таким образом, чтобы начать молиться Шмонэ Эсрэ одновременно с первым лучом солнца.

[5] Если возможно, стоит при чтении быть в тфиллин (там же, МБ 33).

[6] В Маариве это не так. Если человек опоздал и не успевает закончить Шма с благословениями вместе с цибуром, ему следует начать вместе со всеми Шмонэ эсрэ, а потом произнести Шма и благословения (ША 236:3).

[7] «Мишна Брура» (66:40) приводит от имени «Маген Авраам», что молитва в тфиллин важнее молитвы с миньяном.

[8] Необходимые благословения можно произнести и между главами псалмов псукей де-зимра. Поэтому, если настало время, можно облачиться в талит и наложить тфиллин между псалмами (МБ 53:5).

[9] Если там, где он вынужден молиться, находятся нескромно одетые женщины, см. в главе «Законы Эрвы» 21-й параграф, гласящий, что следует отвернуться от такой женщины всем телом. А если это невозможно, достаточно просто не смотреть на нее.

 

Примечания

а См. МБ 90:29. Там написано, что нельзя молиться без миньяна, чтобы не упустить возможность заработать, но если из-за молитвы в миньяне человек потеряет то, что у него уже есть, то можно пропустить. Из приведенной там истории видно, что обсуждался только вопрос о потере заповеди молитвы в миньяне, а в том, что человек собирается заняться своими делами до молитвы, проблемы не было. Кроме того, мудрецы разрешили выйти в дорогу до молитвы, если караван не будет ждать, как мы приведем ниже, а, как правило, в дорогу выходили на заработки.

б Так сказал мне р. Пфойфер, составитель книги «Ишей Исраэль», а потом я видел это в ответе р. Х. Каневского.

в Там в «Биур Алаха» написано слово «привычен», что создает впечатление, будто это можно разрешить только тому, кто привык молиться ватикин регулярно. Но я слышал от р. Моше Эльяшива (и так приводят от имени Хазон Иша и рава Йосефа Шалома Эльяшива), что написанное там слово «привычен» не имеет смысловой нагрузки. И так приводят от имени р. Хаима Каневского (см. «Диршу» на «Мишну Бруру» 59:10).