ЗАПРЕТ НА РАЗГОВОРЫ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ

ЗАПРЕТ НА РАЗГОВОРЫ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ

  1. Запрещено произносить посторонние слова от начала молитвы, т. е. от Барух ше-амар (благословен, Который сказал) и до окончания Шмонэ Эсрэ (ША 51:4). А если после молитвы «падают на руку», то до окончания соответствующих стихов (МБ там же, 9).
  2. Даже если необходимость произнести эти слова связана с исполнением заповеди, все равно это запрещено (Рамо там же).

Существует ряд исключений из этого правила, как будет показано ниже.

  1. Во всех случаях, когда нужно прерваться, чтобы ответить амен или по другим причинам, о которых пойдет речь далее, желательно закончить стих или хотя бы отрывок, завершенный по смыслу, до того, как другой человек закончит говорить благословение, на которое нужно отвечать (ША 66:1, МБ 10).

На что нужно отвечать и что следует произносить во время молитвы?

Чтобы читателю было легче усвоить материал, мы будем говорить только о часто встречающихся ситуациях.

Все ситуации, о которых пойдет речь, можно поделить на три группы в соответствии с уровнем строгости запрета на то, чтобы прерваться и что-либо сказать или сделать в этих ситуациях.

  1. К 1-му уровню относятся: все псукей де-зимра (МБ 51:8), длинное благословение в конце Барух ше-амар (кроме завершающего благословения, начинающегося словами «Благословен Ты…», которое прерывать нельзя[1]) (МБ там же, 2), а также промежутки между: Иштабах и 1-м благословением Шма, между 1-м и 2-м благословениями Шма, межу 2-м благословением и самим Шма, между 1-м отрывком Шма (кончается «в твоих воротах») и 2-м («И будет»), между 2-м отрывком (кончается «на земле») и 3-м (который говорит о заповеди цицит) (ША 66:5). Эти отрывки, как правило, отмечены в молитвеннике отдельными абзацами. Также к этому уровню относится все, что читается после Шмонэ Эсрэ.
  2. В этих частях молитвы можно отвечать все амен, всю кдушу и все, что отвечают во время чтения кадиша (МБ   66:22,   23),   однако   нельзя   произносить   «барух   у  у-варух шмо» (МБ 51:8).
  3. Во время псукей де-зимра произносят полностью модим де-рабанан (модим, предназначенное для общины), когда ведущий молитву начинает благословение «Модим...» (там же), а во всех остальных частях молитвы, перечисленных выше – только три слова: «модим анахну лах».

Также можно произнести следующие необходимые благословения, если не было возможности сказать их прежде:

  1. Благословение после справления нужды (ашер яцар), однако желательно подождать до конца главы (там же)а.
  2. Благословение, которое полагается произносить на гром и молнию (МБ 66:19).
  3. Если не было возможности ранее облачиться в тфиллин и талит, то можно надеть их и благословить (ША 66:2).
  4. По мнению Рамо, если человек получил талит только после барху, следует обернуться в него, но благословить на него после Шмонэ Эсрэ (там же).
  5. Если человек получил талит или тфилин перед Иштабах, то следует подождать и надеть их с благословениями после завершения Иштабах (ША 53:3), поскольку последнее установлено как заключительное благословение на псукей де-зимра, и разделять между ними нежелательно (МБ 5, 6).
  6. Если человека вызвали к Торе, он должен подняться к ней и благословлять, как обычно (МБ 51:10).
  7. Если еврей вспомнил, что не сказал утренние благословения на Тору, то следует сказать их во время чтения псукей де-зимра, так как есть мнение, что запрещено читать стихи Торы, не благословив на них (там же).
  8. Благословение коэнов приравнивается к кдуше и кадишу, поэтому в моменты молитвы, относящиеся к данному уровню, можно ответить амен на все благословения (так мне сказал мой учитель р. Моше Эльяшив от имени его отца р. Йосефа Шалома, благословенна память о праведнике).
  9.  Кроме этого, если человек находится в месте, где молящиеся читают Шма, по мнению «Мишны Бруры» нужно сказать с ними Шма и «благословенно имя…» (МБ 65:10, 11). Если он еще не читал Шма, то стоит мысленно поставить условие: «Если я потом выполню заповедь Шма лучше, чем сейчас, то я не хочу, чтобы это прочтение Шма было засчитано, как исполнение заповеди. А если не получится, то пусть оно засчитается как исполнение заповеди» (МБ там же, 8)[2].
  10.  2-й уровень: середина длинных благословений, например: благословения Шма (то есть, два перед Шма и одно после – в Шахарите, и два после Шма – в Маариве) (правда, в концовках благословений прерываться нельзя, как мы указали выше) и собственно текст Шма. А также между двумя «Йеи рацон» после Шмонэ Эсрэ – до того, как отступают 3 шага. В этих частях молитвы следует:
  11. Отвечать на кдушу: «Кадош…», «Барух квод…» (МБ 66:17), и амен после «…а-Эль (а-мелех) а-кадош» (Рамо там же, 2),
  12. Отвечать на кадиш, а именно – амен, йе шмей раба и амен после «…ве-номар амен» в конце основного текста кадиша (МБ там же),
  13. Ответить амен после «…шомеа тфила» (Рамо там же),
  14.  В то время, как все произносят модим, сказать три первых слова «модим анахну лах», (МБ там же, 20),
  15. Ответить  на  барху  –  произнести  «барух  а-Шем   а-меворах леолам ваэд» (ША 66:3),
  16. Ответить амен на благословение коэнов, а именно – после трех стихов Торы, которые они произносят. На благословение о мицве, которое коэны говорят, еще не повернувшись, отвечать нельзя.
  17. Более того, если сзади нет молящегося, даже во время чтения дополнительных просьб после Шмонэ Эсрэ человек может отойти назад, чтобы получить благословение коэнов[3].
  18. Если человек получил тфиллин, произнося одно из благословений, предшествующих Шма, следует завершить это благословение, а затем наложить тфиллин с соответствующими благословениями (ША 66:2). А если получил тфиллин после того, как успел произнести первый стих Шма и «барух шем…» хотя и следует наложить их сразу же и с благословением (МБ там же, 14)[4], по мнению «Мишны Бруры» (там же, 47) ашкеназским евреям тоже следует ограничиться первым благословением – «…и повелел нам накладывать тфиллин».
  19. Если человека уже вызвали к Торе, то следует пойти и произнести все, что положено. Однако желательно, по возможности, дочитать до конца благословение или отрывок, который он начал до того, как его вызвали (МБ там же, 26).
  20. В новомесячье и в холь а-моэд Песаха законы прерывания в алеле подобны законам псукей де-зимра (Рамо 422:5, «Ишей Исраэль» 39:46). А в другие праздничные дни – законам Шма и относящихся к нему благословений, т. е. в середине псалмов и благословений прерываться можно лишь на тех условиях, как и в середине отрывков Шма, а между псалмами – как между отрывками (ША 488:1).
  21. 3-й уровень: между концом благословения «… гааль Исраэль» и началом Шмонэ Эсрэ (ША 111:1)[5], во время Шмонэ Эсрэ, от Шма до «…леолам ваэд» («Слушай Израиль…» до «…во веки веков») (ША 66:1) и посредине фразы, завершающей Шма – «…Ашем Элокэйхем – эмэт» (Г-сподь, Б-г ваш – истина)[6] (ША там же, 5), а также короткие благословения и концовки длинных, а именно, после того, как сказал: «Барух ата, Ашем…» (благословен Ты, Г-сподь…), например, «благословен Ты, Г-сподь – Царь, воспетый прославлениями» (МБ 51:2, 54:3).
  22. В этих частях молитвы следует прерваться и слушать – но не отвечать – кдушу, а именно – «Кадош…» и «Барух квод…», кадиш – от «йе шмей раба…» до «…ве-имру амен», и «Барху…» (МБ 104:26), и тогда засчитывается слушающему, как будто бы он произнес это сам (ША 104:7).
  23. Следует поклониться во время модим (ША 109:1) и барху, если молящийся находится в середине благословения. В начале и конце благословений, в которых мудрецы не установили поклоны, кланяться нельзя (там же).
  24. Так же следует прервать свою молитву, чтобы молча слушать благословение коэнов.
  25. Если молящийся закончил 2-е благословение (и даже начал 3-е), а цибур произносит кдушу, он должен ответить на кдушу вместе со всеми (БА 109 «Если…»).

На что разрешено отвлечься во время Шмонэ Эсрэ

Во время Шмонэ Эсрэсоставлены на основе книги «Ишей Исраэль» (гл. 32).

  1. Запрещено отвлекаться во время Шмонэ Эсрэ на посторонние вещи, и нельзя делать намеки другому человеку даже жестами (13).
  2. Однако если ребенок мешает молиться, разрешается попытаться унять его жестами. Если это не получилось, следует перейти в другое место, где можно сосредоточиться (там же).
  3. Это же относится и к другим помехам. Если человек не может сосредоточиться на этом месте из-за разговоров тех, кто находится рядом, из-за музыки или звука телевизора, следует перейти в другое помещение, где возможно сосредоточиться (3).
  4. Если ребенок плачет в синагоге и мешает другим, отец должен вывести его из синагоги. Однако ничего говорить ему нельзя (там же). (Зачастую стоит просто выслушать ребенка, чтобы он успокоился.) Продолжить молитву отцу следует с того места, где он остановился, нет надобности возвращаться обратно.
  5. Если звонит мобильный телефон и мешает другим молиться, следует немедленно выключить его[7].
  6. Показывать ребенку в сидуре место, где нужно читать, разрешается только, если иначе отец не сможет сосредоточиться на молитве (там же).
  7. Если с молящегося человека сполз талит, то пока он хотя бы частично висит на нем, можно вернуть его на место, однако когда он уже спал полностью (даже если остался в руках), его следует отложить, облачаться в него во время Шмонэ Эсрэ нельзя (12). Объяснение этому следующее: если талит упал полностью, то его одевают с благословением. Если же он все еще висит на теле, то его возвращают без благословения.
  8. Если упала книга, поднимать ее не следует. Но если это мешает сосредоточиться на молитве, разрешено ее поднять (7).
  9. Если человек молился по памяти и в какой-то момент забыл продолжение молитвы, можно подойти и взять сидур, однако возвращаться на место не следует (8).
  10. Если есть сомнение относительно того, какой текст положено читать сейчас в молитве, можно подойти и взять необходимую книгу, чтобы узнать, каков закон (там же). Более того, если нет другого выхода, можно спросить у знающего человека (там же), разумеется, если тот сам не молится Шмонэ Эсрэ в этот момент. Если во время Шмонэ Эсрэ зазвонил телефон или постучали в дверь, и это мешает сосредоточиться, то можно открыть дверь или поднять трубку по окончанию того благословения, которое человек сейчас произносит. Однако говорить ничего нельзя (5).
 

 

[1] Благословение в конце Иштабах, хотя оно и длиннее обычного, считается завершающим, соответственно, его тоже нельзя прерывать.

[2] Дело в том, что с одной стороны важно сказать Шма с благословениями (там же), а с другой – всегда может случиться так, что потом ему что-нибудь помешает выполнить эту заповедь.

[3] Дело в том, что во время благословения коэнов наши мудрецы предписали следующее: если провести воображаемую линию перед коэнами, в идеале вся община должна находиться по другую сторону от этой линии (ША 128:24). На тех, кто мог отступить за линию, и не сделал этого, благословение не распространяется (МБ там же, 95, 96).

[4] За исключением промежутков между первой строчкой Шма и «барух шем…» и между словами «Ашем Элокэйхем» и «эмэт» (Г-сподь, Б-г ваш – истина), как будет сказано далее.

   [5]  По мнению Рамо (там же) в Шабат (но не в праздник) можно прерваться в этом месте для всего, что перечислено относительно 2-го уровня (МБ 66:50).

[6] По возможности желательно еще сказать «ве-яцив» (и неизменный) (МБ там же, 30).

[7] Разумеется, очень желательно выключить его еще до прихода в синагогу.

 

Примечание

а «Мишна Брура» (66:23) пишет, что после барху желательно не говорить ашер яцар, а отложить до окончания Шмонэ Эсрэ. Мне кажется, что это может быть правильным только по мнению «Шулхан Аруха», согласно которому, даже если человек снова почувствовал нужду, он не теряет предыдущее благословение ашер яцар (ША 7:3). Но по мнению ахроним, приведенному там в «Мишне Бруре» (6), в этом случае благословение теряется, поэтому правильнее сказать его между разделами. В любом случае (т. е. даже если эти два параграфа «Мишны Бруры» не противоречат друг другу) очевидно, что если есть вероятность, что за это время снова возникнет нужда, или он забудет, то следует благословить между разделами. Поэтому в наше время, когда люди рассеянны и легко забывают такие вещи, и вероятность новой потребности не исключена, по всем мнениям правильно поступать так, как мы написали.