ОБЯЗАННОСТЬ МОЛИТЬСЯ В МИНЬЯНЕ

ОБЯЗАННОСТЬ МОЛИТЬСЯ В МИНЬЯНЕ

Существует заповедь мудрецов – молиться в миньяне. (Слово миньян переводится дословно как «количество», но в узком смысле означает собрание как минимум десяти совершеннолетних (т. е. достигших 13-летнего возраста) евреев. Иногда вместо слова миньян мы используем как синоним слово цибур, община.) Поскольку бытует ошибочное мнение, что молиться в миньяне – не обязанность, а только рекомендация, помогающая повысить уровень молитвы, мы сначала приведем доказательства того, насколько важна эта заповедь, а потом вернемся к связанным с ней законам.

В «Шулхан Арухе» в разделе «Орах Хаим» в гл. 90, закон 8, написано следующее:

«Человек должен очень стараться молиться в синагоге вместе с цибуром. Если он по какой-то причине не может прийти в синагогу, то пусть помолится в то же время, когда молится цибур». А Рамо добавляет: «Это же относится и к тем, кто живет в поселениях, где нет миньяна – они тоже должны молиться утром и вечером в то время, когда молится общество. А также, если человек не смог помолиться вместе с цибуром, и вынужден молиться в одиночестве, все равно пусть помолится в синагоге».

Из слов «должен стараться» можно было бы понять, что это только очень желательно, но обязанности нет. Однако в 15-м законе «Шулхан Аруха» написано так:

«Тот, кто находился в пути и прибыл в город, где собирается ночевать – если до места, где можно помолиться с десятью <евреями>, ему придется продлить свой путь не более чем на 4 миль (в главе про времена мы объясним, что имеется в виду время – 72 минутыб), он должен пойти туда. А если <для этого> нужно вернуться, <то он> должен вернуться на расстояние миль, чтобы помолиться с 10-ю <евреями>». (Комментаторы говорят, что слово «вернуться» следует понимать не только как «вернуться назад», но и как «пойти в другое место и вернуться».)

Слово «должен» показывает, что это обязанность, а не просто рекомендация. И действительно, источник этого закона — комментарий Раши на трактат Псахим (46а, начиная со слов «легабель»), где написано прямым текстом, что мудрецы обязали еврея поступать так. Следовательно, молиться в миньяне – это заповедь мудрецова. А если так, что же написано в 8-м законе? Очевидно, что его нужно понимать напрямую: хотя мы не обязаны идти в синагогу или другое место, где собираются на молитву 10 или более евреев, если дорога займет более 18 минут, однако это настолько важная заповедь, что нужно очень постараться приложить все усилия, чтобы все-таки помолиться в миньяне. И, действительно, так вели и ведут себя евреи во всех местах и во все времена: приходят на миньян даже в больших городах, даже в Субботу, когда приходится идти пешком иногда час и более, и даже в плохую погоду.

Почему молиться в миньяне настолько важно, что «Шулхан Арух» просит приложить для этого больше усилий, чем требуется по Закону для выполнения заповеди мудрецов? Написано: «А я молюсь Тебе в пору благоволения» (Теилим 69:14). Комментируя этот стих, мудрецы объясняют, что пора благоволения – это время, когда молится цибур (Брахот 8а). А о стихе «И вот, Б-г могуч и не возгнушается...» (Ийов 36:5) они говорят, что Всевышний не отвергает общественную молитву (там же). Раши в трактате Таанит (8а) поясняет: (начиная со слов «цибур»): хотя есть среди молящихся те, кто не смог настроиться на молитву надлежащим образом, и их мысли недостаточно четкие во время молитвы, все равно Творец принимает их молитву вместе с молитвой всего цибура.

Кроме того, придя на миньян, человек сможет произнести надлежащие кадиши и кдушу, награда за которые очень велика. Этим он выполнит заповедь Торы освящать имя Всевышнего, как сказано: «И освящусь в среде сынов Израиля» (Ваикра 22:32) (так пишет Хафец Хаим в конце книги «Шмират а-лашон»).

Есть и еще одна очевидная причина приходить на миньян, которая особенно актуальна для евреев, живущих в нерелигиозном или вообще в нееврейском окружении. Человек — существо социальное, и те люди, с которыми он общается, несомненно, на него влияют. Если он будет приходить на миньян, то, скорее всего, у него появятся знакомства среди евреев, соблюдающих заповеди, что необходимо для поддержания его религиозного уровня.

Все сказанное выше относится к случаю, когда в городе есть постоянный миньян и без этого еврея. Однако если без него может и не быть миньяна, обязанность приходить на общественную молитву намного серьезнее. Пишет Рамо (55:22): «А также <жители> города, где нет постоянного миньяна, имеют право заставить друг друга с помощью штрафов постоянно приходить в синагогу, чтобы не прекращалась «постоянная жертва» (так он образно называет молитву, которая в наше время призвана частично восполнить отсутствие постоянного жертвоприношения, «тамид»).

Теперь перейдем собственно к деталям закона.

  1. В нашем контексте молитва в миньяне – это когда десять совершеннолетних мужчин вместе молятся Шмонэ Эсрэ (МБ 90:28), по мнению «Мишны Бруры» и многих других законоучителей (см. «Ишей Исраэль» 12, прим. 17), другими словами, чтобы выполнить заповедь молиться в цибуре, нужно начать Шмонэ Эсрэ вместе с ними (МБ 52:3, 6, 7).
  2. Однако по мнению некоторых законоучителей достаточно шести, молящихся Шмонэ Эсрэ вместе, при условии, что в данном помещении присутствуют еще как минимум четверо взрослых евреев («Шулхан Арух а-рав» 69:5, так выходит из «Кицур Шулхан Аруха», также см. «Ишей Исраэль» 12, прим. 15).
  3. Есть законоучители, по мнению которых человек, молящийся слово в слово с кантором, выполняет заповедь молиться в цибуре («Ишей Исраэль» 12:9).
  4. Если в течение 18 минут человек может достичь места, где будет миньян, он не имеет права молиться в одиночку, а обязан пойти молиться туда (ША 90:16).
  5. Поэтому если человек хочет помолиться без миньяна, чтобы не опоздать на автобус, это разрешается в том случае, если в результате опоздания время его пребывания в пути увеличится как минимум на 36 минут. Если потерянное время будет меньше 36 минут, то он обязан молиться в миньяне («Авней Яшпэ» 6:4 от имени р. Эльяшива, приведен в нескольких сборниках).
  6. Если в планах у еврея прибыть туда, где будет миньян, и он может попасть туда в течение 72-х минут, мудрецы обязали его продолжить свой путь, чтобы молиться в миньяне, даже если по каким-то причинам он предпочел бы остановиться и помолиться раньше (там же).
  7. Человек не должен терять деньги из-за молитвы в миньяне (МБ 90:29). Но если речь идет только о том, что из-за участия в общественной молитве он не сможет заработать то, чего пока у него нет, то он обязан пойти на миньян («Авней Яшпе» 6:4).
  8. Если опоздание на работу или на учебу (даже в колель) приведет к тому, что будут вычтены деньги из его зарплаты, то можно молиться без миньяна, так как это считается потерей (там же).
  9. Однако по возможности, всегда нужно стараться молиться в миньяне (ША 90:9).
  10. Рабочие и служащие тоже должны прервать свою работу, чтобы помолиться в миньяне, если хозяева не возражают (МБ 110:12).
  11. Если нет возможности выяснить мнение хозяина, то нужно выяснить, как ведет себя большинство служащих или рабочих данного предприятия, так как тот, кто принимал человека на работу, не ожидал от него большего прилежания, чем от остальных подчиненных. Поэтому, если большинство устраивает перерывы дольше, чем предписано правилами, то любой, кто нанялся на эту работу, тоже может себе это позволить, если он полагает, что хозяину было известно об этом явлении, когда его принимали на работу[1].
  12. Однако даже если на работе есть возможность помолиться вовремя в миньяне, тот, кто не успевает помолиться с миньяном до работы, должен молиться в одиночку, даже если придется сделать это еще до восхода (но не ранее мишеякир[2]), из-за запрета заниматься посторонними делами до молитвы («Тфила ке-илхата» 3, прим. 63).
  13. Изучающие Тору должны прервать учебу, чтобы помолиться в миньяне (ША 90:18).
  14. Если у человека нет возможности прийти в синагогу, то ему следует помолиться в то же время, когда молится цибур (там же).
  15. Даже если еврей живет в месте, где нет миньяна, он должен узнать, в какое время молятся в городе, где есть миньян, чтобы молиться в это же время (Рамо там же, см. «Тфила ке-илхата» 8, прим. 16).
  16. Жители такого поселения обязаны предпринять усилия, чтобы у них был постоянный миньян (Рамо 55:22), и стоит учесть, что если в положенное время миньян не собрался, то Святой, благословенно Его имя, гневается («Тфила ке-илхата» 8:1).

В заключение приведем цитату из книги Хафец Хаима «Шмират а-лашон», в конце которой он приводит дополнительные резоны, чтобы молиться в миньяне:

1) Еврей получает награду за каждый шаг по дороге в синагогу.

2) Благодаря этому он удостоится встретиться со Шхиной  (так  как  в  синагоге,  как   и   в   любом  месте, где   собираются   10   евреев,   есть Шхина,  т.  е.  особое  Б-жественное присутствие).

3) Тем самым он подает пример другим, и получит награду за тех, кто придет благодаря его влиянию.

4) Когда выполняют заповедь в коллективе, то ценность заповеди каждого отдельного еврея повышается.

5) Кроме того, ему обещана часть награды за эту заповедь еще при жизни[3], как сказано в брайте, которую мы произносим после благословения на Тору каждое утро.

6) Там же в трактате Брахот написано, что эта мицва приводит к долголетию.

К сказанному Хафец Хаимом можно добавить, что в том же трактате еще написано: тому, кто учит Тору, делает добро евреям и молится с цибуром, Всевышний засчитывает, как будто бы он выкупил Его Самого и Его сыновей (из плена) среди народов.

 

Обязанность молиться в синагоге

  1. Кроме заповеди молиться в миньяне, есть заповедь молиться в синагоге (а еще лучше там, где учат Тору). Это написано в законе, приведенном в начале главы. Кроме того, в трактате Брахот (там же) сказано, что если в городе есть синагога, то тот, кто в нее не заходит, называется «плохим соседом». Более того, тем самым он подвергает риску быть вынужденным уйти в изгнание и себя, и своих детей. Об этом упоминается в «Шулхан Арухе», в той же главе, в 11-м законе.
  2. Даже если дома есть возможность молиться в миньяне, предпочтительнее молиться с миньяном в синагоге (МБ там же, 27). Объяснение этому простое: святость синагоги выше, поэтому там увеличивается сила воздействия молитвы.
  3. Получается, что хотя и можно оправдать молящихся на свадьбе или на бар-мицве в зале, каждый отдельный человек должен постараться помолиться не там, а в миньяне в синагоге (например, заранее).
  4. Даже если нет возможности молиться в миньяне, все равно нужно постараться молиться в синагоге (ША 90:9)

 
 

[1] Я говорил об этом с несколькими даянами, и они со мной согласились. Один из них, однако, добавил, что не всегда точно известно, как поступает большинство, и при малейшем сомнении стоит посоветоваться со знающим раввином.

[2] См. объяснение этого термина на стр. 82

[3] В то время, как награду за выполнение большинства других заповедей человек совсем не обязательно получит при жизни.

 

Примечания

а Так выходит и из сказанного в ША 52:1.

б В главе о временах будет упомянуто, что существует спор ришоним о том, что означает миль – 18 минут или 22.5. Так как это постановление мудрецов, здесь можно допустить послабление.