Законы Лашон Ара глава 1

ЗАКОНЫ ЛАШОН АРА ГЛАВА 1

1. Позорящие слова - правда и ложь

Запрещено говорить любые слова, унижающие других. Если унижающее заявление правдиво, оно считается лашон-ара. Если оно лживо, то перед нами клевета. Во втором случае нарушение намного страшнее (ведь известно, что чести оклеветанного человека наносится больший урон, чем если бы о нем говорили правду).
Надо из раза в раз повторять, что лашон-ара - это правда, унижающая другого человека. Наиболее распространенная форма защиты от упрека в этом грехе звучит так: "Но ведь я сказал истинную правду!" Наш ответ: если ты сказал правду, то знай, что именно правда превращает твои слова в злословие, т.е. лашон-ара.
Постоянное повторение
Известно, что шохет (еврейский резник скота) обязан постоянно повторять законы шхиты (правила правильного убоя), чтобы знать их наизусть и никогда не забывать. Точно так же каждый из нас должен тщательно изучать законы о лашон-ара. Когда мы что-то произносим, надо четко знать, что можно говорить, а что - запрещено (Хафец-Хаим в книге "Ховат Ашмира" 3).

«СЕФЕР ШМИРАТ АЛАШОН»

Предисловие

«Кто хранит свои уста и язык, хранит от бед свою душу» (Мишлей, 21:23).

«Кто человек, что хочет жизни и любит долголетие, чтобы видеть добро? Береги свой язык от зла и уста свои - ото лжи» (Теилим, 34:13-14).

Почему эти строки Танаха1 (царя Давида и его сына, мудрейшего Шломо) выделяют шмират а-лашон, контроль над речью, из всех заповедей, как путь, который несет благо человеку в земной жизни («...любит долголетие...») и в грядущем мире («.. .от бед свою душу»)?

Тело человека, как и душу, в определенном смысле, по учению мудрецов, составляют 248 «органов» и 365 «жил». Каждый орган тела соответствует особому аспекту души. Сказано в Тана-хе: «Кожей и плотью Ты одел меня, костями и жилами покрыл меня» (Иов, 10:11). Тело - «одежда», облекающая душу.

Заповеди, которые дал нам Творец, содержат 248 положительных предписаний, повелевающих нам совершать конкретные действия. И 365 запретов, зависящих от различных обстоятельств. Это числовое совпадение не случайно. Каждая заповедь связана с определенными частями тела, участвующими в ее исполнении, и с адекватными аспектами души. Выполняя заповедь, мы привлекаем духовный свет к данной части души, и этот свет для нее - источник вечной жизни.

Так человек, исполняющий все заповеди Торы, становится адам а-июлем - цельным, духовно совершенным человеком, который всем телом и душой предан, посвящен Творцу.

И наоборот. Если человек нарушает какой-то запрет и не раскаивается впоследствии, часть души, связанная с этим запретом, страдает.

1 Танах - акроним слов: Тора, Невиим, Ктувим - Тора, Пророки, Писания.

2. Тридцать одна заповедь

Произнося лашон-ара, человек нарушает целый ряд заповедей Торы, а именно, 31 заповедь, из которых 17 - запреты, а 14 - постановления, и все они впрямую или косвенно касаются лашон-ара. Они перечислены в первой части книги.
"Кто хочет жизни?"
В Талмуде (Трактат Авода Зара 19) говорится о рабби Александре, который шел по улице и кричал: "Кто алчет жизни? Кто хочет жить?" Привлеченная этими криками, собралась большая толпа. Люди попросили: "Дай нам жизнь, мы хотим жить". Тогда рабби Александр начал читать отрывок из Псалмов (Теилим 34:13-14): "Кто тот человек, жаждущий жизни, любящий дни (т.е. желающий, чтобы они продлились, ибо он мечтает) увидеть хорошее? (Такой человек - это тот, кто следует следующему правилу.) Береги свой язык от плохого и свои уста от обмана".
На первый взгляд, в поведении рабби Александра мало смысла. Что нового он открыл собравшимся людям, цитируя слова, известные каждому?
Хафец-Хаим комментирует: когда люди услышали, что рабби Александр предлагает им жизнь, то подумали, что он торгует чудесным эликсиром, способным укрепить здоровье и продлить годы жизни. Но он всего лишь напомнил им о духовном лекарстве, которое действительно может обеспечить любому долгую и прекрасную жизнь как в этом мире, так и в грядущем. (Сам Хафец-Хаим прожил почти 100 лет.)
Каждое слово лашон-ара - отдельный грех, помноженный на число нарушенных при этом заповедей. Если человек произносит всего лишь десять слов лашон-ара в день - в течение года их накапливается много тысяч. Впрочем, тот, кто не боится произносить лашон-ара, говорит за день сотни запрещенных слов. Посчитайте, сколько их будет за год!
С другой стороны, если человек осторожен, то каждый раз, удерживаясь от произнесения лашон-ара, он выполняет заповедь. Поэтому воздержание от лашон-ара всегда благотворно влияет на состояние души человека, соответственно, на его здоровье и продолжительность жизни (Ховат Ашмира 1).

3. Нарушители лашон-ара

Нарушителями лашон-ара называют людей, для которых произнесение лашон-ара - привычное действие.
Даже тот, кто злословит случайно, по недомыслию, виновен в серьезном грехе. Но тот, кто постоянно сплетничает и говорит о недостатках других, гораздо более грешен, поскольку он постоянно пренебрегает одной из заповедей Всевышнего.
Самые "злостные" нарушители - это те, кто из раза в раз унижает окружающих, позволяя себе пренебрежительное отношение к людям. Вот несколько примеров излюбленных ими речей:
"Реувен ни на что не способен. Послушайте, что он учинил вчера..."
"Не думайте, что в Лее есть что-то особенное. Она из семьи, которая..."
"Знаете, что я недавно услышал о Шимоне?"
Перечень можно продолжать без конца.
Наши мудрецы называли подобных людей "баалей лашон-ара" (дословно - обладатели злого языка; люди, для которых злословие стало второй натурой).
В Талмуде (Трактат Арахин 15) сказано, что грех произнесения лашон-ара считается более серьезным нарушением, нежели идолопоклонство, убийство и измена супружеской верности. В Иерусалимском Талмуде(Трактат Пеа 11) говорится, что "бааль лашон-ара" не будет иметь места в будущем мире до тех пор, пока не совершит тшуву (не раскается искренне).


Телефон и лашон-ара
Изобретение телефона дало человеку еще одну возможность превратиться в "бааль лашон-ара", не выходя из своего дома и не расходуя лишней энергии.
Если наш телефонный собеседник настаивает, чтобы мы рассказали ему что-нибудь дурное о ком-то, нам следует упрекнуть его. Если он не реагирует на наши упреки и продолжает просить с большей настойчивостью, надо срочно найти повод и повесить трубку: "Извините, ко мне пришли (что-то кипит на плите, меня зовут...)"

4. Вынужденный лашон-ара

Нет разницы между тем, говорим ли мы лашон-ара свободно, по желанию, или делаем это по принуждению. Скажите, разве можно есть не- кашерную пищу только потому, что кто-то настойчиво нам ее предлагает и мы боимся его обидеть или утратить его расположение? Безусловно, нельзя. То же самое - с запретом на лашон-ара.
Давид сгорает от любопытства, желая установить личность человека, который совершил некий дурной поступок: "Ты можешь мне смело все рассказать. Ведь мы с тобой приятели много лет. Обещаю, не скажу об этом ни одной живой душе, дай лишь намек. Но если не скажешь, то еще пожалеешь... Я с места не сдвинусь, пока не услышу от тебя всю правду".
Друг Давида должен, не обращая внимания на его настойчивость, твердо стоять на своем и ничего не рассказывать.

5. Отказать своим родителям или учителю

Если ваши родители или учитель просят рассказать о каком-то происшествии и вы знаете, что ответ будет содержать лашон-ара, запрещено исполнять их просьбу, несмотря на повелевающую заповедь их уважать. Конечно, сама форма отказа должна быть предельно вежливой, мягкой и сдержанной. Надо уметь отказывать с уважением.
Но если информация нужна им для полезных целей, если они, получив ее, могут как-то исправить создавшееся тяжелое положение или решить трудную проблему, вы можете сообщить ее им, не впадая в грех лашон-ара. В таком случае позволено выполнить их просьбу и пересказать им то, о чем они просят.

6. Финансовые издержки и лашон-ара

Лашон-ара нельзя оправдать даже тогда, когда нарушение запрета на злословие спасает от большой финансовой потери. Тора требует от человека, чтобы он не нарушал ее запретов, даже если есть риск потерять все состояние.
Глава фирмы, где служит Гольдберг, любит, когда работники в разговоре с ним посмеиваются над сотрудниками конкурирующей фирмы. Чем язвительнее высказывания, тем лучше босс относится к работнику. Гольдберг в этих разговорах участия не принимал - и вот его увольняют. Он не желает участвовать в лашон-ара. В результате он теряет свои доходы, что не может не создать трудности ему и его семье. Но в данной ситуации он не может поступить иначе.

7. Когда тяжело хранить молчание

Если вы оказались в группе людей, злословящих о других, и нет никакой возможности покинуть их компанию (например, все происходит на высоте десяти километров в салоне самолета, совершающего трансатлантический рейс), то, извините, вам придется хранить молчание, даже если вы будете испытывать при этом сильный дискомфорт, оставаясь единственным человеком, не участвующим в общем разговоре. Ведь никому не нравится выглядеть в глазах остальных людей скучной или малообщительной личностью.
Но вы получите награду за это - молчание в прямой пропорции к перенесенным трудностям. Запомните, лучше человеку всю жизнь выглядеть неумным, чем на одно мгновение предстать перед Создателем злословящим и порочным.
"За каждую секунду молчания человек получает награду такой величины, что ее не способны оценить даже ангелы", - так говорили наши мудрецы о ситуациях, одну из которых мы только что описали.

8. Лашон-ара в письменном виде

Унижающая чье-то достоинство информация, содержащаяся в личных письмах, книгах, газетах, рекламных проспектах, настенных плакатах, афишах и т.д., - также является грехом лашон-ара.
"Дорогая Сара! С тех пор как ты уехала, наша подруга Лея стала еще невыносимей, чем раньше. Хана и Рахель продолжают не успевать по многим предметам. Впрочем, их трудно винить, т.к. учителя плохо готовятся к урокам. Не забудь написать обо всех новостях, которые происходят вокруг тебя. Твоя Ривка".
Прежде чем отправить свое письмо, проверьте, нет ли там лашон-ара!

9. Передача письма другим с целью унизить
его автора

Запрещено не только читать чужие письма, но и показывать адресованное вам письмо другим людям, чтобы унизить его автора. Даже если мы не комментируем письмо, у читателя может возникнуть представление о настоящих или мнимых недостатках автора. В данном случае лашон-ара проявляется в виде косвенного намека или упоминания.
Мордехай получил от Хаима письмо, изобилующее неправильно приведенными цитатами, а также логическими и грамматическими ошибками. Ему запрещено показывать это письмо кому-либо с целью поднять Хаима на смех.

10. Язык намеков

Запрещено передавать лашон-ара посредством намеков, знаков, движения пальцев или мимики лица.
"Господин Зюскинд - тактичный человек, я (саркастическим тоном) уверен в этом. Ицхак тоже очень честен (покашливание). Сара образованна и умна (подмигивание)".
Если мы произносим нечто, унижающее человека, то фразы типа: "Я не хочу ничего сказать", "Я не говорю ничего дурного, но..." - нас не оправдывают.

11. Когда вы не щадите даже себя...

Если мы, злословя о ком-либо, прибавляем унижающую информацию также и о себе, это не меняет положения, - все равно мы говорим латок-ара, даже если рассказ о дурном поступке, совершенной глупости, бестактности или некомпетентности мы начинаем с самих себя.
"Мы с Ури Капланом в молодости занимались магазинными кражами".
"Честно говоря, в нашей группе никто не учится как следует".
"Я мало помогаю бедным, но и Левитан тоже скуповат".