Как приблизить освобождение

КАК ПРИБЛИЗИТЬ ОСВОБОЖДЕНИЕ

Сокращенное изложение предисловия из книги "Хафец Хаим"

Еврейский народ обладает особым достоянием - он избран Создателем Вселенной для получения Его Учения. В этом мы усматриваем главное отличие от остальных народов, но вместе с тем и бремя колоссальной ответственности. Однажды из-за грехов народа Израиля был разрушен Храм, а народ изгнан из Эрец Исраэль, причем изгнание длится по сегодняшний день. И, поскольку мы продолжаем жить в изгнании, давайте спросим: какие наши грехи стали основной его причиной? За что нас изгнали и что надо сделать, чтобы вернуться?
Многое указывает на то, что основным грехом явился лашон-ара (злословие или, еще точнее, язык зла). Лашон-ара - источник ненависти, споров, а подчас и кровопролития. В Талмуде отмечается, что именно лашон-ара - причина нашего изгнания. Таким образом, до тех пор пока мы не перестанем совершать этот грех, нет у нас возможности заслужить освобождение.
И Тора, и Талмуд подчеркивают важность законов о лашон-ара. Тора налагает проклятие на тех, кто злословит о других. Талмуд приравнивает грех лашон-ара к атеизму. Грех злословия тяжел и очень серьезен, потому что повторяется постоянно. Человек, неосторожный в речи, способен нарушать этот запрет сотни раз на дню. Поэтому мы, народ Израиля, не удостоимся благословения, пока не перестанем совершать грех лашон-ара.
Путем тщательных наблюдений я пришел к следующему выводу: многие не догадываются о том, что, если высказанные в адрес человека и порочащие его честь слова являются абсолютной правдой, все равно эти слова - лашон-ара, а значит, они запрещены. И даже те, кто с этим положением знакомы, все равно умудряются найти сотни причин, позволяющих им оправдать свое злословие: "такой-то известен как злодей" или "он со всеми ссорится", - как будто подобных людей можно поносить за глаза. Другие уступают соблазну посудачить о людях, ссылаясь на "природу" человека, которая якобы не позволяет против такого соблазна устоять. А есть такие, что, уклоняясь от разговоров, с удовольствием слушают отрицательные отзывы о людях, не догадываясь, что тем самым преступают тот же самый запрет. Эти и ряд других причин привели к тому, что злословие получило такое распространение. Если человек и заинтересован в прояснении законов о лашон-ара, до сегодняшнего дня ему было трудно это осуществить, поскольку они не были собраны в одной книге. Теперь, с Б-жьей помощью, мной собраны воедино все законы о ла- шон-ара из Талмуда, работ мудрецов последующих эпох и в первую очередь Рамбама, из сборников "Смаг"(Сефер Мицвот гадоль - Большая Книга заповедей), "Шаарей тшува" (Ворота раскаяния), составленного рабену Йоной, и многих других.
Отныне, внимательно и скрупулезно изучая эти законы, человек может постепенно избавиться от привычки злословия. Так, благословленные этим достижением, мы ускорим окончательное освобождение...

* * *

Возможно, некоторые попытаются умалить важность этой книги, цитируя изречение наших мудрецов: "Человеку предпочтительней грешить, находясь в неведении о греховности своих действий, нежели грешить сознательно". Это ошибка, поскольку указанный принцип неприменим к заповедям, которые подробно описаны в Торе (на-пример, лашон-ара или сплетни, рехилут). Сама Тора предписывает нам постоянно помнить о том, какое наказание получила Мирьям за произнесенные ею осуждающие слова в адрес пророка Моше (Эпизод, о котором рассказывается в Торе, произошел посреди Синайской пустыни, в еврейском стане, когда народ, вышедший из Египта, направлялся в сторону Святой земли. Мирьям, сестра Моше, позволила себе негативную реплику, бросающую тень на брата. За это она была наказана особой болезнью: на ее теле выступили язвы, и она должна была провести некоторое время вне стана. Вылечил ее Всевышний после молитвы Моше, заступившегося за сестру..) Если рассуждать подобным образом, лучше всего было бы предать весь тот эпизод забвению, но Тора почему-то так не поступила.
На самом деле, если человек постоянно изучает указанные законы, он начинает замечать, как постепенно дурная привычка к злословию исчезает из его речи.
Встречаются люди, чье желание сплетничать и злословить о других столь сильно, что они предпочитают по-своему трактовать рассказанное в этой книге, чтобы оправдать свой грех лашон- ара. Они выдирают цитаты из контекста и опираются на них, не выполняя всех необходимых условий. По этому поводу наши мудрецы (См. трактат Бава Батра 79.), комментируя стих Танаха (Ошеа 14:10): "Прямы пути Всевышнего, праведники пойдут по ним, а преступники на них споткнутся", - сказали, что правда не скроется от того, кто ее ищет.