Ноябрь 2017 / Кислев 5778

1 глава. В чем состоит запрет йихуда?

1 глава. В чем состоит запрет йихуда?

«Сказал раби Иеуда бен Пази: А почему раздел о запрещенных связях следует сразу после раздела о святости? Чтобы сообщить тебе, что всякий, кто отделился от запрещенных связей, называется святым».

(Иерушалми, Иевамот 2:4)


ИСТОЧНИК ЗАПРЕТА ЙИХУДА

♦    Законы йихуда в основном обсуждаются в конце трактата Кидушин, в главе «Десять уровней чистоты происхождения».

♦    В трактате Санхедрин (21б) говорится:

Сказал раби Иоханан от имени раби Шимона бен Иеоцедека: «Где мы видим в Торе намек на запрет йихуда? Сказано в Писании: «Когда станет соблазнять тебя твой брат, сын твоей матери...» (Дварим 13:7). Но разве только сын матери соблазняет, а сын отца не соблазняет? (Поэтому на самом деле сказано так), чтобы научить тебя: сын может уединяться с матерью, и никто другой не может уединяться с женщинами, которых Тора определяет как запрещенных, арайот».

См. также трактат Кидушин (80б) и трактат Авода зара (36б). Там, в Талмуде, в трактатах Санхедрин и Авода зара, сказано: «Запрет йихуда - это запрет Торы».

♦    Законы йихуда приведены у Рамбама (Законы запрещенных связей, гл. 22), в Туре и в Шульхан арухе (Эвен аэзер, гл. 22).

♦    Запрет йихуда относится как к мужчине, так и к женщине1. На каждого из них возложена обязанность избегать уединения с человеком противоположного пола, даже если тот человек не соблюдает этого запрета или не знает о его существовании. 


1 Сэфер ахинух, заповедь 188.


ЧТО ТАКОЕ ЙИХУД?

♦    Йихуд - зто ситуация, когда мужчина и женщина (или мужчина и две женщины, как будет объяснено ниже) находятся в уединенном месте, и ничто извне не может им помешать. Другими словами, в этом месте или поблизости от него нет людей, которые могут войти и нарушить их уединение.1

♦    Следует подчеркнуть, что йихуд запрещен как таковой. Тора запретила уединение мужчины и женщины, даже если разумно предположить, что они не нарушат запрета (из-за своей праведности или по другим причинам). Само нахождение в ситуации йихуда уже запрещено2.

♦    Запрет йихуда действует в случае, если мужчина и женщина находятся физически близко друг к другу, даже если они не разговаривают друг с другом3.


1    Хохмат Адам и Хазон Иш. В таком уединенном месте возникает опасение, что во время йихуда они соблазнят друг друга на преступление.

2    Ави эзри.

3    Шав Яаков и Двар алаха.


ВОЗРАСТ, В КОТОРОМ ЗАПРЕЩЕН ЙИХУД 

♦    Мужчине, начиная с возраста 13-ти лет и старше, запрещено уединяться с женщиной или девочкой в возрасте трех лет или старше1. Если девочке меньше трех лет, с ней разрешено уединяться.

♦    Женщине в возрасте 12-ти лет и старше запрещено уединяться с мужчиной или мальчиком в возрасте девяти лет и старше. С мальчиком, чей возраст меньше девяти лет, разрешено уединяться2.

♦    Даже если мужчина и женщина очень пожилые3, и даже если они больны и прикованы к постели4, им запрещено уединяться.


1    Шульхан арух.

2    В сборнике респонсов Шевет а-Леви (ч. 5, 204) написано, что следует препятствовать мальчику младше 13-ти лет уединяться с девочкой младше 12-ти лет. В книге Петах абаит (стр. 27-28) доказывается, что заповедь воспитания детей требует приучать маленьких детей внимательно относиться к запрету йихуда. А в книге Двар алаха (2:8 и там же, параграф 1) выносится другое постановление.

3    Диврей Малкиэль, Игрот Моте, Двар алаха. А в Заит раанан написано, что для них возможно облегчение запрета в случае йихуда, запрещенного по постановлению мудрецов.

4    Шульхан арух. В конце книги Петах абаит (2-е изд.) подробно обсуждается эта тема и приводятся подходы различных поским, а также мнения экспертов в области заболеваний и их отношения к законам йихуда.


МЕСТО ЙИХУДА

Приведем примеры мест, в которых существует ситуация запрещенного йихуда.

♦    Комната, рядом с которой присутствуют люди, если:

(1)    комната заперта2;

(2)    снаружи невозможно увидеть, что происходит внутри (через окно, балкон и т.д.).

♦    Отдаленное место, где не ходят люди и не ездят машины (поле или участок дороги вне населенного пункта).

♦    Уединенное место, происходящее в котором не видно снаружи, считается местом, в котором действует запрет йихуда, даже если оно открыто и расположено близко к населенному пункту.

Особо отметим, что нет никакой возможности установить в этой области точные алахические определения. Закон одного и того же места может меняться в зависимости от времени суток в соответствии с тем, присутствуют ли там люди в это время или их нет.

Если в связи с некоторым сомнительным местом возник алахический вопрос, следует обратиться к раввину, имеющему право выносить постановления, который укажет, как следует поступать3.


1    Мы записали здесь только общие правила. В следующих главах будут приведены дополнительные подробности этих законов.

2    Ситуация, когда дверь закрыта, но не заперта, будет обсуждаться в главе 6.

3    В сборнике респонсов Шевет, а-Леви (ч. 5, 202) написано, что иногда вне населенного пункта бывают дороги, по которым ходит множество людей, и наоборот, внутри города есть районы, где никто не ходит. Поэтому каждое место следует изучать отдельно. В книге Петах абаит (5:7-8) разъясняется, какая именно дорога считается местом, где запрещен йихуд днем или ночью.


МЕСТО ЙИХУДА В НОЧНЫЕ ЧАСЫ

Приведем примеры мест, в которых запрещен йихуд в ночные часы1 (в дополнение к тем, которые перечислены на предыдущей странице):

♦    Комната или квартира, куда не принято заходить ночью, считаются местами, где запрещен йихуд, даже в случае, когда дверь закрыта, но не заперта, так что в это место можно зайти снаружи.

♦    Часто встречаются открытые места, которые в дневные часы не являются местами, где запрещен йихуд (поскольку люди проходят неподалеку от них или поскольку снаружи можно увидеть, что происходит внутри), а ночью считаются местами, где запрещен йихуд.

Речь идет о темных или укромных местах в черте города, в которых не принято ходить ночью.

«Ночные часы», когда в этих местах запрещен йихуд — это не какое-то определенное время. Есть места, где люди ходят даже поздно ночью, а есть и такие, где не ходят уже ранним вечером. В следующих главах эта тема будет раскрыта полнее2.


1    См. Беэр эйтев на Эвен аэзер от имени Кнессет агдола и в Двар алаха

2    В начале главы 6 и в других местах.


ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЙИХУДА

♦    Продолжительность йихуда, то есть минимальная длительность йихуда, которая уже является запрещенной — это время, в течение которого можно оскверниться1.

♦    Запрещено уединяться даже на очень короткое время (даже на секунду!), если есть вероятность того, что йихуд без помехи продолжится в течение времени, которое сделает его запрещенным2.

♦    Если мужчина и женщина находятся в таком месте, где не смогут продолжать свое уединение без помехи (например, в лифте, который сам останавливается на каждом этаже и т.д.), им, по некоторым мнениям, разрешено продолжать уединение в течение 35 секунд3; уединение в течение большего времени запрещено. Есть и другие мнения по этому вопросу (см. примечание)4. Подробности закона о поездке в лифте будут рассмотрены в главе 9.

♦    Если люди будут подозревать данную пару в том, что она уединилась на долгое время, уединение будет запрещено из-за подозрения5.


1    Шульхан арух, Двар алаха, Двар айихуд.

2    Маариль Дискин, Минхат Ицхак, Шевет а-Леви, Двар алаха.

3    Новые добавления в книге Двар алаха.

4    В сборнике респонсов Минхат Ицхак, часть 4, главы 94 и 95, написано, что, возможно, минимальное время йихуда более длительно; однако (йихуд — перев.) в лифте он разрешает только в тяжелой ситуации. См. также Игрот Моше. А в книге Петах абаит доказывается, что минимальное время йихуда очень мало.

5    Игрот Моше.


ЗАПРЕТ ЙИХУДА: ЗАКОН ТОРЫ ИЛИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МУДРЕЦОВ?

♦    По мнению алахических авторитетов йихуд запрещен по закону Торы1.

♦    Рамбам2 пишет, что запрет уединяться с запрещенными женщинами выводится из слов пророков. Комментаторы спорят, имел ли Рамбам в виду, что запрет йихуда является запретом Торы3, или, по его мнению, йихуд запрещен постановлением мудрецов4.

♦    Законом Торы запрещен йихуд одного мужчины с одной женщиной. В других запрещенных ситуациях (как будет разъясняться ниже), йихуд запрещен постановлением мудрецов5.

♦    Ниже, в главе 2, подробно перечислены случаи, когда йихуд запрещен по закону Торы, и другие случаи, в которых йихуд запрещен постановлением мудрецов.


1    Приведем некоторые из мнений ришоним, которые считают, что йихуд запрещен по закону Торы: Раши и Тосафот (Шабат 13б, Сота 7а, Санхедрин 37б); Сэфер амицвот агадоль (Смаг), запреты 126; Респонсы Рашбы, 587; Сэфер ахинух, заповедь 188; Тур, Эвен аэзер, начало главы 22; и другие. Меири в Кидушин (80б) пишет, что, несмотря на то, что запрет йихуда не входит в число 613 заповедей, йихуд, тем не менее, запрещен по закону Торы. См. также Двар алаха 1:1.

2    Рамбам.

3    Мишнэ лемелех, Кирьят сэфер и Хида в книге Яир озен.

4    Смаг, Трумат адэшен, Бейт Иосеф, Бах и Биур а-Гра.

5    Респонсы Рашбы, Хавот Яир, Хохмат Адам. О йихуде одного мужчины с двумя женщинами см. Мааршам.