Ноябрь 2017 / Кислев 5778

7 глава. Отдельные комнаты (внутренняя, внешняя и т.д.)

7 глава. Отдельные комнаты (внутренняя, внешняя и т.д.)

«И спросили у него: Где Сара, жена твоя? Он сказал: Вот, в шатре» (Берешит 18), - нам сообщается, что наша праматерь Сара была скромной.

Сказал рав Иеуда от имени Рава, а возможно, от имени раби Ицхака: «Знали ангелы Служения, что наша праматерь Сара была в шатре, а что же тогда значит (их вопрос и ответ) «в шатре»? (Он был задан), чтобы сделать ее еше привлекательней для мужа, (сообщив ему, что она скромнее остальных ее подруг).

(Бава меция 87а)


 ЙИХУД В ОДНОЙ КВАРТИРЕ, В РАЗНЫХ КОМНАТАХ

♦    Мужчине и женщине запрещено находиться вдвоем в одной квартире, даже если они находятся в разных комнатах. Несмотря на то, что никто из них не заходит в комнату другого, они нарушают запрет йихуда, когда пользуются общей кухней и т.д.1

♦    По этой причине мужчине не следует снимать комнату в квартире женщины, потому что в этом случае возникает постоянная угроза нарушения запрета йихуда.

♦    Запрет сохраняется и в том случае, когда каждый из них запирается в своей комнате и не собирается выходить до тех пор, пока в квартиру не придет кто-то еще2.

По некоторым мнениям, если женщина заперла разделяющую их дверь таким образом, что мужчина не в состоянии войти в ее комнату (и комната останется запертой, пока в квартиру не придет кто-то еще или пока внешняя дверь не будет открыта в общественное владение), запрет йихуда не действует (см. примечание)3.

♦    Если ключи от запертых дверей хранятся у других людей, находящихся снаружи, и женщина и мужчина, находящиеся в комнатах, не в состоянии отпереть их, - запрет йихуда не действует4.


1    Игрот Моше, и см. Двар алаха относительно внутренней и внешней комнат.

2    Там же. И см. ниже закон о ситуации, когда две расположенные рядом квартиры соединены запертой дверью.

3    Так следует понимать слова Мишны бруры в Шаар ациюн. И см. Петах абаит о том, что такое же разрешающее постановление вынесли раби Йосеф Хаим Зонненфельд и Хазон Иш.

4    Хазон Иш.


ПРОЖИВАНИЕ В ОТДЕЛЬНОЙ КОМНАТЕ В КВАРТИРЕ ДРУГОЙ СЕМЬИ

♦    Семье (состоящей из матери, отца, сыновей, дочерей и т.д.) разрешается принимать в гостях у себя в доме человека, который будет спать в одной из комнат, несмотря на то, что в другой комнате будет спать женщина (например, их дочь и т.д.), при условии, что члены семьи могут в любое время и без ограничений заходить в комнату1.

♦    В этом случае нет опасения, что один из мужчин семьи уединится с женщиной или что одна из женщин семьи уединится с мужчиной, поскольку у членов семьи принято входить в комнаты всегда, когда они захотят, и это снимает опасность йихуда.


1   См. Бейт Меир, Нехпа бакесеф, Хида, Диврей Малкиэль, Паним меирот, Хелкат мехокек. См. также Двар алаха и источники, перечисленные в Петах абаит.


ЙИХУД В ДВУХ СОЕДИНЕННЫХ КВАРТИРАХ

♦    Если две квартиры соединены (в каждой квартире есть отдельная кухня и туалет, но у них только один общий выход в общественное владение), то, если дверь между квартирами открыта, они считаются одной квартирой и там действует запрет йихуда1.

♦    Выше в этой же главе приведен закон для случая, когда дверь заперта со стороны женщины, см. выше.

♦    Запрет йихуда в двух соединенных квартирах действует, как уже сказано выше, в случае, когда у них есть один общий выход в общественное владение. Но если две соединенные квартиры имеют каждая свой отдельный выход во двор или в общественное владение, в них нет запрета йихуда.

♦    Поэтому если между двумя квартирами установлена дверь (даже если она закрыта, но не заперта), они считаются двумя отдельными домами, и мужчине и женщине разрешено жить каждому в своей квартире2.

♦    В книге Петах абаит написано, что разрешение действует только в случае, когда каждая квартира представляет собой отдельное место для проживания (с отдельными кухней и туалетом) и в каждой квартире живут отдельно (но существует дверь, ведущая из одной квартиры в другую). Однако, если с точки зрения типа проживания речь идет о месте для совместного проживания, имеющем два выхода, мужчине и женщине запрещено жить там3.


1    Диврей Малкиэль и Шаар Йосеф. И см. в Двар алаха о том, что внутренняя и внешняя комнаты, когда дверь из внутренней комнаты во внешнюю открыта, рассматриваются как одна комната.

2    Двар алаха. И см. там же о том, что Хазон Иш запретил уединяться с молодой женой в состоянии ниды, если квартиры организованы таким образом.

3    См. Петах абаит.


ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ КОМНАТЫ

♦    Предваряющие соображения: как уже сказано выше, нахождение мужчины и женщины в одной квартире, «которая используется как одно целое» (как квартиры, существующие в настоящее время), запрещено как йихуд. Другими словами, квартира, представляющее собой одно место для проживания, когда все жители квартиры пользуются общими кухней и туалетом, считается одним местом. Поэтому, несмотря на то, что мужчина и женщина находятся в разных комнатах, - это запрещено.

♦    Если речь идет не об одной квартире, объединяющей обе комнаты, а о двух разных комнатах, каждая из которых используется независимо, действует закон «внутренней и внешней» комнат, который будет разъяснен ниже:

♦    Если имеются две смежные комнаты, и для того, чтобы выйти из внутренней комнаты, необходимо пройти через внешнюю, некоторые разрешают мужчине жить в одной из этих комнат, а женщине - в другой. Нахождение в двух комнатах, организованных таким образом, по этому мнению, не считается йихудом1.

♦    Некоторые запрещают мужчине и женщине находиться в этих комнатах, даже если никто из них не заходит в комнату другого2. Хазон Иш устрожает в соответствии с этим мнением (см. примечание).

♦    Если мужчина находится во внутренней комнате, а женщина - во внешней, и женщина заперла свою комнату таким образом, что мужчина не может ее открыть, их нахождение там не приводит к нарушению запрета йихуда3.

♦    Если двери заперты, а ключи находятся у другого человека, который там не присутствует — нет запрета йихуда4.

♦    Если внешняя комната открыта в общественное владение, запрет йихуда не действует, если мужчина находится во внутренней комнате, а женщина — во внешней, или наоборот5.


1    Разрешающие: Рамбам, Тур и Шульхан арух, Таз согласно мнению Роша (он запрещает в случае, когда один прошел в комнату другого), Бейт Йосеф и другие.

2    Запрещающие: Раши, Тосафот Ри Азакен, Меири, Ран, Ритва, Ям шель Шломо, Шаарей Йосеф согласно мнению Роша, Пискей Роил, и см. Двар алаха, Шевет а-Леви и Петах абаит, где приводятся различные подходы к проблеме.

Следует устрожать согласно этому мнению, кроме как в случае, когда речь идет о человеке, который всегда руководствуется мнением Рамбама и нашего господина Мехабера (например, о представителе восточных общин). В нашем случае Рамбам и Шульхан арух высказывают облегчающее мнение.

3    См. Двар алаха. Это разрешение не действует в случае молодой жены — ниды.

4    Хазон Иш.

  Баал Галохойс Гдойлойс и Петах абаит.


 ДВЕ ОТДЕЛЬНЫЕ КВАРТИРЫ В ОДНОМ ЗДАНИИ

♦    Мужчине и женщине разрешено проживать в одном и том же здании в двух разных квартирах. Даже если двери этих квартир расположены вплотную друг к другу и не заперты, им разрешено жить в этих квартирах, и мы не опасаемся, что эти мужчина и женщина войдут в квартиры друг к другу1.

♦    Если по лестнице проходит много людей (например, в здании, в котором проживает большое число людей, или в гостинице, где по коридору, в который выходят номера мужчины и женщины, ходит много людей), комнаты считаются открывающимися в общественное владение. Поэтому в этом и подобных случаях мужчине и женщине разрешается находиться в своей квартире или комнате даже тогда, когда двери открыты, так как в этом случае нет опасения йихуда2.


1    Таз и Хазон Иш.

Когда две эти квартиры, расположенные вплотную друг к другу, находятся в таком месте, где не ходят люди, существует опасение, что мужчина и женщина все-таки зайдут друг к другу в квартиры, и поэтому необходимо внимательно следить, чтобы двери этих квартир были постоянно заперты. (См. Хохмат Адам и Шевет а-Леви).

2   Шевет а-Леви.