Ноябрь 2017 / Кислев 5778

8 глава. Охранник, избавляющий от йиехуда

8 глава. Охранник, избавляющий от йиехуда

«И зажмуривающий глаза, чтобы не видеть зла» (Иешая 33). Сказал раби Хия бар Аба: «Этот тот, кто не смотрит на женщин в тот момент, когда они стоят над стиркой». В каком случае (восхваляет его стих)? Если есть другая дорога, а он пошел (по этой) - он злодей! (Несмотря на то, что зажмурил глаза, поскольку ему вообще нельзя было приближаться, а следовало, наоборот, отдалиться от преступления). А если нет другого пути - он нарушает запрет вынужденно! Несомненно, говорится о случае, когда нет другого пути, и даже в этом случае он должен избегать нарушения (отвести глаза).

(Бава батра 57б)


ПРЕДИСЛОВИЕ К ЗАКОНАМ «ОХРАННИКА», ИЗБАВЛЯЮЩЕГО ОТ НАРУШЕНИЯ ЗАПРЕТА ЙИХУДА

♦    Запрет йихуда действует в случае, когда имеется опасение, что мужчина и женщина вдвоем согрешат. Поэтому, если вместе с ними находится еще один человек, присутствие которого заставляет их стесняться и не дает согрешить, или если они опасаются, что этот человек раскроет их секрет (расскажет, что они согрешили, и т.д.), - в этом случае запрет йихуда не действует.

♦    Охранники, избавляющие от нарушения запрета йихуда, делятся на несколько групп:

(1)    Отец, сын или брат уединяющейся женщины.

Мать, дочь или сестра уединяющегося мужчины.

(2)    Мальчик или девочка (их возраст будет указан ниже).

(3)    Пять женщин, которые недолюбливают друг друга и потому не станут покрывать друг друга, (а всем расскажут о совершенном преступлении). Вот список этих женщин:

(а)    Две йевамы (жены двух братьев по отцу).

(б)    Две цары (жены одного мужа).

(в)    Женщина и ее свекровь (мать мужа).

(г)    Женщина и дочь ее мужа (дочь мужа от другой жены).

(д)    Женщина и дочь ее свекрови (сестра мужа).

Ниже будут приведены дополнительные алахические подробности этой проблемы.


 ЙИХУД С ДВУМЯ ЖЕНЩИНАМИ, ОДНА ИЗ КОТОРЫХ - РОДСТВЕННИЦА УЕДИНЯЮЩЕГОСЯ

♦    Мужчине разрешено уединяться с двумя женщинами, одна из которых — его мать, дочь или сестра. Мать, дочь и сестра считаются охранниками, избавляющими от нарушения запрета йихуда с другой женщиной1 (см. примечание).

♦    Это разрешение действует только в случае, когда одна из этих женщин является родственницей уединяющегося мужчины. Но если она является родственницей уединяющейся женщины (например, если две эти женщины - мать и дочь или сестры), йихуд с ними запрещен2.

♦    Ночью или в далеком пути вне города для избавления от йихуда нужны два охранника, как будет разъясняться ниже. Каждая из этих женщин рассматривается только как один охранник3.


1    Таково мнение Рамбана и Рашбы, Бейт Шломо, раби Хаима Фаладжи в его книге Хаим вешалом, Игрот Моше и других. Двар алаха пишет, что Хазон Иш тоже разрешал это, и см. Петах абаит, где сказано, что великие раввины выносят разрешающее постановление.

Есть мнение, по которому эти женщины не помогают сделать разрешенным йихуд с другой женщиной. Хида, Баал Аафлаа, Питхей тшува и другие считают, что родственницы станут покрывать его и не раскроют его секрета, а потому они не являются охранниками при йихуде с другой женщиной.

2    Петах абаит в качестве источника этого закона приводит Диврей Мал-киэль и книгу Маарама Зискинда. См. Игрот Моше, который разрешил йихуд с матерью и дочерью.

3    Двар алаха приводит мнения раввинов относительно того, нужен ли дополнительный охранник в случае матери и сына.


ЙИХУД С ДВУМЯ МУЖЧИНАМИ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ - РОДСТВЕННИК УЕДИНЯЮЩЕЙСЯ ЖЕНЩИНЫ

♦    Женщине разрешено уединяться с двумя мужчинами, один из которых - ее отец, сын или брат. Эти родственники считаются охранниками, избавляющими второго мужчину от нарушения запрета йихуда. (См. примечание)1.

♦    Двое мужчин, которые не являются родственниками женщины, но являются родственниками друг другу (отец и сын, два брата и т.д.), не считаются охранниками. Закон йихуда с ними — это обычный закон йихуда женщины с двумя мужчинами (по мнению большинства раввинов, йихуд с ними разрешен, как сказано выше, глава 3; см. там).


1   Даркей Моте, Маари Вайль, Хелкат мехокек. И см. Петах абаит, где сказано, что даже согласно подходу Рамбама и Шульхан аруха, которые запрещают йихуд с двумя мужчинами, в данном случае это будет разрешено, так как родственник охраняемого считается охранником и для других уединяющихся.

2   Питхей тшува пишет, что родственник женщины не считается охранником для второго мужчины, и закон этого йихуда будет таким же, как закон йихуда одной женщины с двумя мужчинами, как разъяснялось выше, глава

3   Выше сказано, что основное мнение раввинов по этому поводу - разрешающее.


ЙИХУД С ЗОЛОВКАМИ, СВЕКРОВЬЮ, НЕВЕСТКОЙ И ДРУГИМИ РОДСТВЕННИЦАМИ

♦    Мужчине разрешено уединяться с двумя золовками1.

Это разрешение включает йихуд с двумя женщинами, которые замужем за двумя братьями по отцу2 (на языке алахи: две йева-мы), а также йихуд с двумя женщинами, одна из которых — сестра мужа другой (на языке алахи: «женщина и дочь ее свекрови»).

♦    Кроме того, разрешено уединяться с двумя женщинами, одна из которых - свекровь (мать мужа) другой3.

♦    Кроме того, разрешено уединяться с двумя женщинами, одна из которых - дочь мужа другой (то есть приемная дочь этой женщины)4.

♦    Эти законы на языке алахи называются: «йихуд с пятью женщинами, которые недолюбливают друг друга». (См. выше, в предисловии к Законам охранника). Здесь мы не привели закон двух жен одного мужа, так как в наше время мужчина не женится на двух женах)

♦    Присутствие этих женщин (перечисленных на предыдущей странице) разрешает йихуд даже в следующих случаях:

♦    Когда мужчина — развратный, а не кошерный, или когда он близко знаком с этими женщинами (на языке алахи: «он не стесняется их»), а также, если его профессия связана с женщинами5.

♦    В дальней дороге. Причина разрешения в том, что эти женщины рассматриваются, как два охранника (см. примечание)6.

♦    Даже если в месте уединения присутствует еще одна женщина, там разрешается уединяться, поскольку эти женщины охраняют от нарушения запрета йихуда и ее7.


1    Трактат Кидушин и Шульхан арух. Этот закон действует все то время, пока муж жив и не развелся. Дополнительные подробности относительно жен двух братьев и женщины и сестры ее мужа - в Двар алаха.

2    Как сказано выше, причина, по которой йихуд разрешен, состоит в том, что эти женщины недолюбливают друг друга и не станут покрывать друг друга. Из слов раввинов можно сделать вывод, что и в наше время, когда не делают йибум, а только халицу (и они не опасаются оказаться женами одного мужа - перев.), йихуд с «двумя йевамот» разрешен. Левуш, Яшаш, Таз, Бейт Шмуэль, Хохмат Адам и Хафец Хаим приводят этот закон без оговорок. Подробное изложение см. в Летах абаит.

3    Разрешение действует только для матери мужа, но не для жены свекра (мачехи мужа). Питхей тшува и Двар алаха.

4    Закон этих пяти женщин приведен в Шульхан арухе. И см. Двар айихуд.

5    Левуш, Бейт Шмуэль, Шевет а-Леви и Двар алаха. Йихуд с развратным мужчиной и т.д. разрешен, пока нет опасности изнасилования, а есть только опасность соблазнения.

   Ям шель Шломо и Таз. И см. Шевет а-Леви и Двар алаха. Относительно йихуда с этими двумя женщинами ночью, Бейт Моше запрещает, а Перах матэ Аарон разрешает. См. обсуждение различных подходов в Петах абаит.

7    Иосеф омец и Эзер мекудаш. И таково же мнение и других раввинов, основанное на том, что, «поскольку они защищены, они охраняют».


ЙИХУД С ДВУМЯ ЖЕНЩИНАМИ, МУЖ ОДНОЙ ИЗ КОТОРЫХ НАХОДИТСЯ В ГОРОДЕ

♦    Разрешено уединяться с двумя женщинами, муж одной из которых находится в городе1, несмотря на то, что мужа второй в городе нет, так как первая женщина считается охранником для второй.

Алахические подробности йихуда с женщиной, муж которой находится в этом же городе, приведены в главе 4.

♦    Ночью или в дальней дороге вне города требуются два охранника, как сказано в этой же главе.

♦    Кроме того, мужчине разрешено уединение с женщиной, если, кроме них, в том же месте находится еще одна женатая пара. Это разрешение действует также в случае, когда мужчины определяются как развратные или когда они близко знакомы с этой женщиной2.

♦    Принцип, применяемый к этим случаям, состоит в том, что «защищенный охраняет». Другими словами, человек, йихуд с которым разрешен и который тем самым «защищен» от запрета, охраняет и других и делает разрешенным йихуд с ними.


1    Хохмат Адам, Баал Аафлаа, Нехпа бакесеф. В Петах абаит доказывается на основании мнения раввинов, что и к этому случаю относится правило, по которому «всякий, кто защищен, — охраняет». См. Двар алаха.

2    Рамбам, Хохмат Адам, Шульхан арух.


ЙИХУД В ПРИСУТСТВИИ МАЛЬЧИКА ИЛИ ДЕВОЧКИ

♦    Мужчине и женщине разрешено уединяться, если в том же месте присутствуют мальчик или девочка1. Мальчик и девочка считаются охранниками, избавляющими от нарушения запрета йиху-да, так как мужчина и женщина опасаются, что их секрет станет всем известен, когда дети расскажут о нем.

♦    Мальчик и девочка считаются охранниками относительно других людей. Однако, как сказано выше, глава 1, когда они одни, женщине запрещено уединяться с мальчиком девяти лет и старше, а мужчине запрещено уединяться с девочкой трех лет и старше.

♦    Ночью, начиная со времени, когда детей принято отправлять спать, необходимы два охранника (два мальчика, две девочки или мальчик и девочка)2.

♦    Возраст детей, избавляющих от нарушения запрета йихуда, будет обсуждаться на следующей странице.


1    Трактат Кидушин, Шульхан арух, Шах и Хохмат Адам.

2    Двар алаха.


ВОЗРАСТ МАЛЬЧИКА ИЛИ ДЕВОЧКИ, КОТОРЫЕ СЧИТАЮТСЯ ОХРАННИКАМИ

Данные о возрастах, приведенные на этой странице - это средние данные, указанные в соответствии со средним развитием мальчика и девочки. Возможны, однако, изменения, как в ту, так и в другую сторону. Иногда мальчик в возрасте шести лет еще недостаточно развит и недостаточно внимателен, чтобы считаться «охранником», избавляющим от нарушения запрета йихуда. А иногда, наоборот, мальчик младше девяти лет уже очень развит и потому не считается охранником1.

Девочка:

С пяти или шести лет2. Хазон Иш постановил, что девочка продолжает считаться охранником до десяти или одиннадцати лет (см. примечание)3.

Некоторые раввины придерживаются мнения, что девочка считается охранником только до девятилетнего возраста4.

Мальчик:

С возраста пяти5 или шести6 лет. (См. примечание7 относительно верхней границы возраста мальчика).


1    Двар алаха и Петах абаит.

2    В Двар алаха приводятся различные мнения на этот счет. Макне в конце трактата Кидушин говорит, что она считается охранником, начиная с 3 лет, а Цемах Цедек полагает, что она не считается охранником даже в 4 года. Он выносит постановление, согласно которому в случае йихуда, запрещенного по Торе, девочка считается охранником с 5 лет и старше.

3    В сборнике респонсов Паним меирот приводится постановление, что девочка продолжает считаться охранником до 12 лет, и таково же мнение Крейти уфлейти, Амакне, Хохмат Адам и Хафец Хаима. В Петах абаит сказано, что Хазон Иш постановил, что девочка 10 лет считается охранником, и ему задали на это вопрос о противоречии его постановления с подходом Баха, по которому девочка считается охранником только до 9 лет. Он ответил, что в наше время все возрастные критерии сдвинулись вверх, а потому девочка считается охранником до 10 или 11 лет.

4    Бейт Шломо, Шитхей тшува, Хохмат Адам, Шевет а-Леви.

5    Бах и Хохмат Адам.

6    Хазон Иш (приводится в Двар алаха) постановил, что мальчик старше 6 лет рассматривается как охранник.

7    По мнению Рамы и большинства раввинов, чье мнение приведено выше, в главе 3, одной женщине разрешено уединяться с двумя мужчинами. Поэтому верхней границы возраста мальчика нет, так как уединяющийся мужчина и мальчик вместе рассматриваются как двое мужчин, йихуд с которыми разрешен. Напротив, по мнению Рамбама и тех, кто с ним согласен, женщине запрещено уединяться с двумя мужчинами, а потому мальчик считается охранником, избавляющим от нарушения запрета йихуда, до 12 лет (согласно мнению Амакне в трактате Кидушин и других). А Бах и Хохмат адам говорят, что мальчик рассматривается как охранник до 9 лет.


 ЗАКОН «ОХРАННИКА» В ПУТИ

♦    Ночью или во время далекого путешествия вне города разрешено уединяться только с тремя или более мужчинами.

Во время недалекого путешествия (в Земле Израиля большинство путешествий именно таковы) нет необходимости в дополнительном охраннике.

В примечании1 разъясняется, что считается долгим, а что — коротким путешествием.

♦    В долгом путешествии мужчине и женщине запрещено уединяться при одном охраннике, так как мы опасаемся, что кто-то из них захочет в туалет и отойдет, а мужчина и женщина останутся наедине. Поэтому в дороге необходимы два охранника2.


1    Разъясним различие между дальним и коротким путешествием. Долгим путешествием называется такое, во время которого возникает опасение, что одному из участников понадобится в туалет, а второй станется с женщиной наедине. Путешествие называется коротким в случае, если можно отложить посещение туалета до его окончания, или если на пути есть остановки, на которых можно посетить туалет. Согласно этим критериям, заметная часть путешествий в Земле Израиля — короткие. См. также Петах абаит и Ма-цевет Рахель.

2    Рама, Бейт Шмуэль, Хелкат мехокек, Хохмат Адам. См. также Двар алаха и Петах абаит.

Поским упоминают мнение, что в дороге нет необходимости в двух охранниках, поскольку если охранником является ребенок, ситуации йихуда не создастся, так как мужчина (уединяющийся) просто пойдет с ним, а женщина останется одна. Речь при этом идет о ситуации, когда женщина не побоится остаться в одиночестве.

Согласно этому мнению, если в качестве охранника выступает девочка, с ней вместе будет отходить женщина, а мужчина останется в одиночестве, так что йихуда не возникнет. (Рабейну Йерухам, Даркей Моше, Дриша и другие. Подробно см. в Двар алаха).

Практическая алаха требует устрожать требования закона и требует наличия двух охранников. Таково мнение Баха и Бейт Шмуэль. Амакне написал, что таково мнение большинства поским. См. Петах абаит. 


ЗАКОН «ОХРАННИКА» НОЧЬЮ

♦    Как сказано выше, ночью, когда уединяются или спят вместе, возникает опасение, что охранник заснет, поэтому для избавления от нарушения запрета йихуда необходимы два охранника1.

♦    Если имеются два охранника, йихуд разрешен, даже если они спят, поскольку они в любой момент могут проснуться2.

♦    Иногда даже ночью достаточно одного охранника - в следующих случаях:

      (1)    В ранние ночные часы, когда еще не принято идти спать3.

      (2)    Когда люди пришли просто в гости и имеют в виду вернуться домой, а не оставаться ночевать4


1    Рама, Хатам софер, Эзер мекудаш, Хохмат Адам и другие.

2    Раавад, Дриша, Эзер мекудаш, и см. Двар алаха и Петах абаит.

3    Хатам софер и Паним меирот, приводится в Двар алаха.

4    Так следует понимать слова Раавада. Шевет а-Леви.


НАЗНАЧЕНИЕ «ОХРАННИКА»

♦    Мужчина и женщина имеют право оставаться в месте, где возможен йихуд, если они попросили другого человека (соседа и т.д.) заходить в квартиру, когда ему захочется, не предупреждая

о своем приходе1.

♦    Дверь в квартиру должна быть не заперта, чтобы сосед мог войти. Если дверь заперта, необходимо, чтобы у соседа был ключ, с помощью которого он мог бы войти без предварительного предупреждения.

♦    Чтобы йихуд был разрешен, необходимо, чтобы человек, которого попросили заходить, на самом деле время от времени заходил бы в квартиру2. Одного того, что его попросили об этом, недостаточно.


1    Рама, Довев мейшарим, Двар алаха. Этот закон называется: «охранник, который входит и выходит». Прочтите, что написано об этом в респонсе Рашбы. Брит Яаков, Эзер мекудаш, а также Петах абаит разъясняют, что при «входящем и выходящем охраннике» йихуд разрешен. Но в сборнике респонсов Маариля Дискина вынесено решение, запрещающее йихуд при «входящем и выходящем охраннике».

2    Сам охранник должен тоже следить за тем, чтобы не нарушить запрет йихуда.


НАЗНАЧЕНИЕ «ОХРАННИКА» В НОЧНЫЕ ЧАСЫ

♦    В поздние ночные часы йихуд разрешен, только если двоих людей попросили входить в квартиру, так как ночью необходимы два охранника. Как сказано выше, необходимо, чтобы охранники действительно время от времени входили в место, где происходит йихуд (не принято, чтобы охранник входил в чужую квартиру в ночные часы).

♦    В ранние ночные часы, до того времени, когда принято идти спать, достаточно одного охранника.

♦    «Входящий и выходящий охранник» позволяет разрешить мужчине и женщине только находиться в одном месте, но ночевать вместе им запрещено.


Сказано в барайте: Тот, кто отсчитывает монеты женщине из рук в руки, чтобы посмотреть на нее, даже если он располагает заслугой изучения Торы и совершения добрых дел, сравнимой с заслугой Моше-Рабейну, не избежит суда в Геиноме, согласно сказанному: «Из руки в руку - не очистится от зла» (Мишлей 11), другими словами - не очистится от суда в Геиноме.

(Брахот 61а)