Введение

Введение

В этой книге предпринята попытка довести до сведения каждого еврея серьезные запреты, связанные с йихудом. Материал расположен таким образом, что изучение этих законов, сложных и состоящих из многочисленных деталей, становится достаточно простым делом.

Сегодня, когда условия жизни изменились, знание законов йихуда стало еще более важным. С одной стороны, в наши дни во многих местах проломлены «ограды скромности», существовавшие в прошлом: во множестве мест работы и торговли мужчины и женщины находятся вместе; люди активно перемещаются в черте города и вне ее; значительно больше посещают поликлиники, офисы и другие общественные места. В этих новых ситуациях возрастает и опасение нарушения закона. «Весь почет царской дочери — внутри!» - тот принцип, который поколениями хранил святость и скромность еврейского народа, сегодня забыт многими его социальными слоями.

С другой стороны, увеличилось число различных факторов, усиливающих опасность нарушения закона:

♦    Знание законов йихуда не распространено в нашем обществе. Очень многим людям неизвестны многие запреты, например, запрет йихуда с двумя женщинами, запрет йихуда мужчины и девочки в возрасте больше трех лет, а также женщины и мальчика в возрасте больше девяти лет, различие в законах йихуда между дневным и ночным временем (двое «сторожей», дверь, открытая в общественное владение) и многие другие.

♦    Отметим, что обручившемуся мужчине запрещено уединяться с обрученной, как будет рассказываться в главе 2. Люди очень часто нарушают этот запрет по ошибке или по незнанию. Хафец Хаим в своей книге Аават хесед (ч. 3, гл. 6, в примечании) тоже предостерегает против этого нарушения.

♦    Многие неправильно понимают сущность запрета йихуда. Некоторые полагают, что этот запрет представляет собой не более, чем хороший обычай (а не настоящий алахический запрет), а потому и нарушают его из стеснения и т.д.

Другие же полагают, что йихуд запрещен из-за опасности совершения греха и полагаются на себя в том, что не согрешат. Эти люди и ошибаются сразу в двух пунктах: (1) Иихуд представляет собой самостоятельный запрет (и действует даже случае, когда очевидно, что нет опасности согрешить). (2) Хазаль сказали, что «в отношении запретных связей никто не может ничего гарантировать». Простой смысл этого утверждения в том, что человек не в состоянии представить себе агрессивность и огромную силу злого начала в момент, когда испытание достигает пика!

♦    Многие люди стесняются открыть дверь или попросить об этом человека, с которым они уединились в таком месте, где нарушается запрет йихуда. На человека возложена несомненная обязанность избегать ловушки греха и не стесняться в те моменты, когда он оказывается в ситуации, чреватой потенцией преступления.

♦    Иногда бывает, что женщинам законы йихуда неизвестны, и они обижаются, когда им указывают на необходимость оставить дверь открытой и т.д. В такой ситуации человеку следует проявить в своих поступках понимание, однако ему запрещено опускать руки перед злым началом.

♦    В конце трактата Кидушин говорится, что наши великие мудрецы говорили своим ученикам: «Предостерегайте меня относительно моей дочери; предостерегайте меня относительно моей невестки...», — чтобы научить своих учеников не стесняться этого и отдаляться от йихуда (формулировка Рамбама).

Это показывает нам, что не следует стесняться, если речь идет о грехе: следует стараться отдалиться от него как можно дальше, а также учить этому и других.

♦   Законы йихуда приведены в Талмуде во многих местах, в основном, в конце главы «Десять уровней чистоты происхождения» трактата Кидушин. В этом отрывке приведены многие слова хазаль, указывающие на особую внимательность, которой требуют проблемы йихуда.

Приведем часть их высказываний:

♦    Сказал Рав раву Йеуде: «Будь быстрым (букв: легконогим - перев.), (убегая) от Геинома». (Другими словами, следует торопиться, отдаляясь от запрета йихуда, как отдаляются от Геинома).

♦    Об избавлении от запрета, достигнутом ценой сильного стыда, рав Амрам Хасида сказал мудрецам: «Лучше, чтобы вы стыдились Амрама в этом мире, но не стыдились его в Будущем мире». (Другими словами, стыд, перенесенный в этом мире, предпочтительнее того ужасного стыда, который грех причинит в Будущем мире).

♦    В Талмуде там же говорится, что сила и притягательность злого начала столь велики, что человек, даже самый великий, не может быть уверен, что он гарантирован от соблазнения злым началом.

Эти слова имеют особое значение для последних поколений, в которых способность выдерживать испытания ослабла, а «грех лежит у входа».

♦  

Во время написания этой книги мы пользовались различными источниками. Отметим названия книг и брошюр, занимающихся вопросами йихуда:

-    Раздел по законам йихуда в книге Шевет а-Леви, часть 5, гаона раби Шмуэля А-Леви Вознера.

-    Раздел Мацевет Рахель в книге Циц Элиэзер, часть 8, гаона раби Элиэзера Вальденберга.

-    Двар Алаха рава Авраама а-Леви Гурвица.

-    Петах абаит рава Цви Авраама Вайля.

-    Двар айихуд рава Хаима Менахема Хайльбруна.

-    Диврей софрим рава Нахума Яброва.

-    Брошюра Законы йихуда рава Зэева Богорада.

-    Йихуд - законы вкратце рава Лейба Тропера.

Мы от всего сердца благодарны всем, кто самоотверженно помогал нам. Благодаря им эта книга вышла в свет.

Особенно мы благодарны раву Цви Аврааму Вайлю, автору книги Петах абаит о законах йихуда, который самоотверженно помогал нам, и чьи многочисленные и важные замечания вошли в нашу книгу.

Вознесем молитву Обитающему в Небесах, чтобы эта книга не послужила препятствием, Б-же упаси, и чтобы она внесла вклад в расширение знаний законов йихуда, усиление внимания к этому вопросу и соблюдение Алахи в этой важной области.


«Человеку подобает смирить свое злое начало в этой области, приучить себя к исключительной святости, чистоте мыслей и правильным суждениям, чтобы они спасали его. И пусть остерещепи ся йихуда. так он - важная причина (нарушений). Наши великие мудрецы говорили своим ученикам: «Предостерегайте меня относительно моей дочери; предостерегайте меня относительно моей невестки...», - чтобы научить своих учеников не стыдиться этого и отдаляться от йихуда.

И также ему следует приучить себя отдаляться от увеселений, от пьянства и от похотливых речей, так как все это - важные причины (нарушений) и ступени, ведущие к запретным связям. И пусть не живет без жены, так как этот обычай (быть женатым) приводит к дополнительной чистоте. И самое важное то, о чем сказали: пусть направит себя и свои мысли на слова Торы и расширит свой разум мудростью, так как мысль о запретных связях приобретает силу только в сердце, свободном от мудрости. А о мудрости сказано: «Серна любящих, прекрасная видом, ее груди напоят тебя во всякое время, в ее любви будешь ты всегда возвышаться».

(Рамбам, в конце Законов запрещенных связей)