Предисловие

СЧАСТЛИВОГО ПРАЗДНИКА ПЕСАХ!

Введение и комментарии написаны Главным Раввином Москвы, Главой Раввинского Суда СНГ,
Пинхасом Гольдшмидтом

Издано при содействии
Российского Еврейского Конгресса
Конгресса Еврейских Религиозных Общин и Организаций России


Нам хотелось издать Московскую Агаду, способную в наши дни вызвать к жизни всю силу воздействия, заложенную в Пасхальном Седере, с присущими ему смыслом и радостью. Все, кто участвовал в издании этой Агады осознавали, что любая нить повествования, даже самая короткая, должна быть крепкой и добротной, в том чудесном переплетении прошлой и настоящей жизни, из которой и создается прочная связь нашей традиции. Каждый религиозный символ восходит к небесам, и подобно неопалимой купине, он горит не сгорая, освещаясь изнутри неисчерпаемым смыслом. Подлинный седер — это непосредственное переживание освобождения, исхода из Египта — события, с которым связано зарождение евроиеной истории и здесь же содержатся создававшиеся веками комментарии к атому основополагающему событию. В каждую эпоху и в каждой стране евреи видели себя в повествовании Агады и вносили свой собственный уникальный вклад в ежегодный рассказ об Исходе.

В Мишне — труде, созданном на рубеже третьего века — описывается Седер, но многом похожий на наш. Празднование начиналось с произнесения Кидуша, провозглашавшего святость этого дня. Детей побуждали задавать вопросы относительно необычности трапезы. Ответом на яти вопросы служило описание Исхода и комментарии, связывающие это описание с современностью. Объяснялся символизм Седера, распевались псалмы Галдела (Псалмы II3 – II8), изначально использовавшиеся левитами в Храме, и заключительные молитвы приводили седер к завершению. И хотя из года в год повторяется этот праздник с четырьмя бокалами вина, мацой, горькой зеленью и рассказом, составленным мудрецами, жизнь каждый раз наполняет этот праздник новым содержанием, особым сегодняшним смыслом. Каждая Агада несет в себе мысли, чувства, время, судьбы своих создателей, населявших различные города и страны, свидетелей, участников, а зачастую и жертв мировой истории, в которую еврейская судьба вплетена нитью надежды, терпения, мудрости и страданий. Алия из Советского Союза началась с бесстрашной демонстрации у здания Моссовета. "Шелах эт ами" — отпусти народ мой — и море страха расступилось и сначала десятки, сотни, тысячи, миллион евреев сделали алию. Слова Агады "В следующем году в Иерусалиме" стали руководством к действию. Иудаизм и есть действие. Время вновь бросает нам вызов. В Советском Союзе еврейская идентификация определялась пресловутым "пятым пунктом", сегодня новая Россия оставляет за евреями "право выбора" — ассимилироваться, слиться со своим окружением, бесследно исчезнуть в конгломерате наций или остаться верными заповеди "Почитай родителей".

Зиновий Коган
директор Конгресса Еврейских Религиозных Общин и Организаций России