Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Восхваления Г-спода

Глава 8

Благословен грядущий во имя Г-сподне, благословляем вас из дома Г-сподня. Всемогущ Б-г, Он просветил нас. Привяжите ветвями праздничную жертву к рогам жертвенника. Ты — Б-г мой, Тебя благодарю. Ты — мой Б-г, Тебя превозношу. Благодарите Б-га, ибо Он благ, ибо милость Его вечна! (40)

Каждый из последних стихов повторяется дважды.

Славьте Г-спода, ибо Он благ, ибо милость Его вечна,

Славьте Б-га богов, ибо милость Его вечна,

Славьте Владыку владык, ибо милость Его вечна,

Того, Кто один творит великие чудеса, ибо милость Его вечна,

Кто сотворил небеса премудро, ибо милость Его вечна,

Кто разостлал землю над водами, ибо милость Его вечна,

Кто сотворил великие светила, ибо милость Его вечна,

Солнце, чтобы властвовать днем, ибо милость Его вечна,

Луну и звезды, чтобы властвовать ночью, ибо милость Его вечна,

Кто поразил Египет и первенцев его (41), ибо милость Его вечна,

И вывел из Среды Его Израиль, ибо милость Его вечна,

Рукою крепкою и мышцею сильною, ибо милость Его вечна,

Кто рассек Чермное море на части, ибо милость Его вечна,

И провел среди его народ Израиля, ибо милость Его вечна,

А фараона и войско его низверг в Чермное море, ибо милость Его вечна,

Кто провел народ Свой через пустыню, ибо милость Его вечна,

Кто поразил великих царей, ибо милость Его вечна,

И казнил могучих царей, ибо милость Его вечна,

Сихона, царя аморейского, ибо милость Его вечна,

И Ога, царя Башана, ибо милость Его вечна,

И отдал землю их в наследие, ибо милость Его вечна,

В наследие Израилю, рабу Своему, ибо милость Его вечна,

Который вспомнил нас в унижении нашем (42), ибо милость Его вечна,

И избавил нас от врагов наших, ибо милость Его вечна,

Который дает пищу всякой плоти, ибо милость Его вечна,

Славьте Б-га небес, ибо милость Его вечна!

Душа всего сущего (43) благословляет имя Твое, Г-споди, Б-же наш, и дух всякой плоти славит и провозглашает постоянно память о Тебе, Царь наш. От века и до века Ты — Б-г, и кроме Тебя нет у нас Царя, избавляющего и помогающего, искупляющего и спасающего, кормящего и сострадающего во всякую годину бедствий и притеснений. Нет у нас Царя, кроме Тебя, Б-га первых и последних (поколений). Б-га всех творений, Владыки всех родов, прославляемого обильными восхвалениями, ведущего мир Свой с любовью и творения Свои — с милосердием. Г-сподь не дремлет и не спит. Он пробуждает спящих, подымает дремлющих, наделяет речью немых, освобождает узников, поддерживает падающих и выпрямляет согбенных. Тебя одного мы благодарим. Если бы гортань наша была полна песен, как море, и язык наш песнопений, — как гул его волн, и уста наши восхвалений, как ширь небес; и если бы глаза наши светили, как солнце и месяц, а руки наши были бы распростерты, как орлы в поднебесье, а ноги наши — легки, как у газели, — и тогда мы бы не смогли отблагодарить тебя, Г-споди, Б-же наш и Б-г наших предков, и благословить имя Твое даже за одну миллионную частицу благодеяний,

которые Ты оказал предкам нашим и нам.

Из Египта Ты нас вызволил, Г-споди, Б-же наш, из дома рабов освободил, в голод Ты нас питал и в сытости содержал, от меча спасал и от лютых и неотступных болезней охранял. Доселе нам помогало милосердие твое и не оставляли нас милости Твои; так не покидай нас, Г-споди, Б-же наш, вовек! А за это все члены, которыми Ты наделил нас, дыхание и душа, которые Ты вдохнул в ноздри наши, язык, который Ты вложил в рот наш, — все они будут благодарить и благословлять, восхвалять и возвеличивать, превозносить и освящать, славословить и воцарять имя Твое, Царь наш, Ведь все уста благодарят Тебя, всякий язык присягает Тебе, всякое колено преклоняется, всякая высота падает ниц пред Тобою. Все сердца благоговеют и все нутро наше воспевает имя Твое, как сказано: “Все кости мои говорят — Г-споди, кто, как Ты, спасающий бедняка от того, кто его сильнее, и нищего -от его грабителя?”. Кто подобен Тебе, кто равен тебе, кто схож с Тобою, Б-г великий, могучий и грозный. Б-г Вс-вышний, создавший небо и землю? Будем славить, восхвалять, провозглашать Тебя и благословлять имя Твое святое, как сказано: “От Давида. Благослови, душа моя, Г-спода и все нутро мое — Его святое имя”.

Б-г во всей мощи Своего могущества, великий во славе имени Своего, всесильный навеки, грозный в устрашениях Своих, Царь, восседающий на престоле, высоком и возвышенном. Вездесущий, вознесенный и святой — имя Его. И написано: “Воспевайте, праведники, Г-спода, благочестивым подобает славословить”. Устами справедливых возвеличен, Словами богобоязненных благословен, Языком благочестивых прославляем, И среди святых освящен.

И в многочисленных собраниях народа Твоего, дома Израиля, с песнопениями величают имя Твое, Царь наш, из рода в род, ибо таков долг всех творений пред Тобою, Г-споди, Б-же наш и Б-г наших предков — благодарить, прославлять, восхвалять, величать, освящать, превозносить, благословлять, славословить, возвеличивать сверх всех песен и восхвалений Давида, сына Йишая, слуги и помазанника Твоего.

Да будет прославлено навеки имя Твое, Царь наш. Боже, Царь великий и святой на небе и на земле. Ибо Тебе, Г-споди, Б-же наш и Б-г наших предков, подобают песнь и хвала, славословие и песнопение, мощь и владычество, победа, величие и могущество, слава и краса, святость и царство, благословения и благодарения отныне и во веки веков. Благословен Ты, Г-споди, Б-же, Царь, величаемый в славословиях. Б-г благодарений. Владыка чудес, благоволящий к песнопениям. Царь — Б-г, живущий вечно.

Тебя восславляют, Г-споди, Б-же наш, все Твои творения, и Твои приверженцы, и праведники, исполняющие волю Твою, и весь народ Твой, дом Израиля, с пением благодарят и благословляют, прославляют и возвеличивают, чтят и величают, освящают и воцаряют имя Твое, Царь наш, ибо приятно хвалить Тебя, и имя Твое достойно воспевать, так как ты Б-г на веки вечные. Благословен Ты, Г-споди, Царь прославляемый в славословиях.

Пьют четвертый бокал, предварительно произнеся бенедикцию:

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.

Благословен ты, Г-споди, Б-же наш. Царь вселенной, за виноградную лозу и за плод виноградной лозы. За урожай полей, за землю желанную, хорошую и просторную, которую ты соблаговолил дать в наследие нашим предкам, дабы они питались ее плодами и насыщались ее добром. Сжалься, Г-сподь Б-г наш, над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, градом Твоим, над си-оном, обиталищем Твоей славы, над жертвенником Твоим и над Храмом Твоим! И отстрой Иерусалим, город святой, вскорости, в наши дни. И введи нас в него, и мы будем радоваться его возрождению и будем вкушать плоды его и насытимся его благами. И благословим Тебя за них в святости и чистоте. (И соблаговоли укрепить нас в этот Субботний день.) Порадуй нас в сей праздник опресноков, ибо Ты, Г-сподь, добр и творишь добро для всех. Мы же поблагодарим тебя за землю и за плод виноградной лозы.

Благословен ты. Г-сподь, за страну и за плод виноградной лозы.


Комментарии

(40) Благодарите Б-га, ибо Он благ, ибо милость Его вечна

Зачем народам мира прославлять имя Г-спода, спасшего Израиль? Этому есть многочисленные объяснения. Самое простое из них заключается в том, что, когда спасается народ Израиля, спасается и весь мир. А когда народ Израиля, не приведи Г-сподь, оказывается в беде, страдает все человечество. Здесь можно провести аналогию с сердцем человека, органом, от которого зависит целиком самочувствие человека. Когда сердце здорово, человек чувствует себя хорошо. Но когда сердце не функционирует как положено, это отражается и на голове. Человек не может при этом хорошо себя чувствовать, потому что сердце — это сам человек. Так же и народ Израиля. Когда он поднимается, с ним поднимается и весь мир. А когда он опускается, весь мир опускается. Второе объяснение приводится в этом абзаце. Только сами антисемиты знают, какие замыслы, направленные против народа Вс-вышнего, рождаются в их головах. И когда их злодеяния не удаются, никто этого не знает, кроме Г-спода и их самих. И оба эти объяснения дополняют одно другое.

(41) Кто поразил Египет и первенцев его — ибо милость Его вечна.

В Египте первенцы находились на верху иерархической лестницы, и поэтому они были наказаны сильнее, чем все остальные. “Который умертвил первенцев Египта” — самая большая казнь для египтян было то, как ими управляли, и сами их начальники.

(42) Который вспомнил нас в унижении нашем.

Вс-вышний делает чудеса народу Израиля, несмотря на то, что евреи не достойны этого. Также и в нашем поколении: мы удостоились увидеть падение железного занавеса без крови и без жертв. Это не что иное, как настоящее чудо.

(43) Душа всего сущего.

В этой молитве есть много от поэзии и от псалма, излияние души и чувств благодарности ко Вс-вышнему за его повторное вмешательство в историю человечества, изменившее ее на благо Израиля. Это религиозное поэтическое произведение подчеркивает: если бы гортань наша была шина песни, как море, и губы наши были бы псины хвалы тебе, как просторы неба, то и тогда мы не смогли бы достаточно возблагодарить Тебя, даже за мириадную часть тех благодеяний, которые Ты сделал отцам нашим и нам. И далее поэт продолжает поэтому наши органы и наш дух, все они будут благодарить и восхвалять Тебя. Здесь возникает естественный вопрос: возможно ли возблагодарить Вс-вышнего или невозможно, как это решил поэт. Магид из Дубны дает очень красивый ответ на этот вопрос. Он делает это, приведя рассказ и делая из него вывод. Один человек упал в колодец с водой и начал тонуть. Мимо шел его товарищ и спас его. Сказал ему спасенный: “Все, что бы я не сказал тебе, недостаточно, чтобы выразить даже одну тысячную величины твоего поступка. Но суть в том, что я нахожусь здесь, существую, живу и дышу. Это самое сильное доказательство колоссальности содеянного тобой”. Также и в молитве о душе. В действительности, мы не можем даже и начать благодарить Вс-вышнего да чудеса, которые он сделал для народа Израиля. Но сам факт существования еврейского народа после тысяч лет изгнания и преследований — это самое большое прославление и восхваление Б-га Израиля.