О благодарности Творцу

Глава 5

Сколько благодеяний оказал нам Вс-вышний!

Если бы Он вывел нас из Египта, но не судил бы их (египтян), —
нам было бы достаточно.

Если бы Он совершил над ними суды, но не над их богами, —
нам было бы достаточно.

Если бы Он судил их богов, но не умертвил их первенцев, —
нам было бы достаточно.

Если бы Он умертвил их первенцев, но не передал бы нам их достояния, —
нам было бы достаточно.

Если бы Он передал нам их достояние, но не рассек перед нами море, —
нам было бы достаточно.

Если бы Он рассек перед нами море, но не провел бы нас по нему, как по суше, —
нам было бы достаточно.

Если бы Он провел нас среди него, как по суше, но не пустил бы ко дну наших врагов, —
нам было бы достаточно.

Если бы Он пустил ко дну наших врагов, но не удовлетворял наших нужд в пустыне сорок лет, —
нам было бы достаточно.

Если бы Он удовлетворял наши нужды в пустыне сорок лет, но не питал бы нас манной небесной, —
нам было бы достаточно (14)

Если бы он питал нас манной небесной, но не дал бы нам Субботы, —
нам было бы достаточно.

Если бы Он дал нам Субботу, но не приблизил бы нас к горе Синай, —
нам было бы достаточно.

Если бы Он дал нам Тору, но не ввел бы нас в страну Израиля, —
нам было бы достаточно.

Если бы Он ввел нас в страну Израиля, но не соорудил бы для нас богоизбранного Храма, —
нам было бы достаточно.

Как же неизмеримо велика должна быть наша благодарность за Его бесконечные благодеяния, оказанные нам! За то, что Он вывел нас из Египта, и совершил суды над египтянами и их богами, и умертвил их первенцев, и отдал нам их достояние, и рассек для нас море, и провел нас по нему, как по суше, и пустил ко дну наших врагов, и удовлетворял наши нужды в пустыне сорок лет, и питал нас манной небесной, и дал нам Субботу, и приблизил нас к горе Синай, и дал нам Тору, и ввел нас в страну Израиля, и соорудил для нас богоизбранный Храм для отпущения всех грехов наших.

До сих пор читают в Великую Субботу.

Рабан Гамлиэль, бывало, говорил:

— Тот, кто в пасхальный вечер не упомянул трех вещей, не выполнил своих обязанностей. Они суть следующие:

пасхальный агнец, опресноки и горькая зелень.

Почему, когда существовал Храм, предки наши вкушали пасхальную жертву (агнца)? Потому что Пресвятой, благословен Он, миновал дома наших предков в Египте (15), как сказано: “И провозгласите: эта жертва пасхальная Г-споду, который миновал дома сынов Израиля в Египте, когда Он поражал египтян, а наши дома спас (16). И поклонился народ, и пал ниц”.

Указывая на опресноки:

Почему мы вкушаем опресноки? Потому что не успело закваситься тес-то наших предков, когда явился пред нами Царь царей. Пресвятой, благословен Он, и вызволил их, как сказано: “И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, лепешки опресноки, ибо оно еще не заквасилось, так как были изгнаны из Египта и не могли медлить, и даже припасов не приготовили себе”.

Почему мы вкушаем горькую зелень? Потому что египтяне сделали горькой жизнь предков наших в Египте. Как сказано: “И сделали горькой их жизнь трудом тяжким над глиной и кирпичами и всяким трудом в поле, всякой работой, к которой принуждали их с жестокостью” (17).

В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта, ибо сказано: “И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Г-сподь при исходе моем из Египта”. Не только наших предков вызволил Всесвятой, благословен он, — и нас также вызволил вместе с ними, как сказано: “И нас Он вывел оттуда, чтобы повести нас и дать нам землю, о которой Он клялся нашим предкам”.

Прикрывают мацу, подымают бокалы и торжественно провозглашают:

Потому мы обязаны благодарить, прославлять, восхвалять, славословить, превозносить, чтить, благословлять, величать и возвеличивать Того, кто сотворил для предков наших и для нас все эти чудеса: вывел нас из рабства на свободу, из скорби — к радости, из траура — к празднику, из тьмы к великому свету, и порабощения — к вызволению, и да провозгласим перед ним новую песню. Аллилуйя! (18)

Ставят бокалы на стол

Аллилуйя! хвалите, рабы Г-сподни, хвалите имя Г-сподне! Да будет имя Г-сподне благословенно отныне и вовеки. От восхода солнца и до его заката благословенно имя Г-сподне. Возвышен Г-сподь над всеми народами, над небесами слава Его. Кто, как Г-сподь Б-г наш, восседающий высоко, взирающий вниз на небеса и на Землю? Из праха подымает Он бедняка, из отбросов возвышает нищего, чтобы посадить его со знатными людьми, со знатными людьми народа Своего. Он превращает бесплодную, пребывающую дома в радующуюся мать детей. Аллилуйя!

Когда Израиль вышел из Египта, дом Яакова — из народа иноплеменного, Иегуда стал Его святыней, Израиль — царством Его. Море увидело и убежало, Иордан обратился вспять. Горы скакали, как бараны, долины — как ягнята. Что с тобой, море, что бежишь, Иордан, почему обратился вспять? Горы, чего скачете, как бараны, холмы — как ягнята? Перед Г-сподом трепещи земля, перед Б-гом Яакова, Который превращает скалу в водоем, кремень — в источник вод.

Закрывают салфеткой опресноки и, подняв бокал, произносят:

Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш. Царь вселенной, который вызволил нас и наших предков из Египта и довел нас до сей ночи, чтобы вкушать опресноки и горькую зелень. Так доведет нас Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших и до других праздников и (19) торжественных дней, грядущих нам навстречу с миром. Будем радоваться строительству града Твоего, веселиться на храмовой службе. Там будем вкушать от закланий и пасхальных жертв, чья кровь коснется Тебе в угоду стены жертвенника. И возблагодарим Тебя новой песней за свое избавление и искупление душ наших. Благословен Ты, Г-сподь, вызволивший Израиль (20).


Комментарии

(14) Если бы Он удовлетворял наши нужды в пустыне сорок лет, но не питал бы нас манной небесной — с нас было бы достаточно”

Песах — праздник физического освобождения нашего народа, который избавился от руки египтян. Посредством счета омера праздник Песах связан с праздником Шавуот, который наступает через 50 дней после него. В Шавуот празднуют дарование Торы на горе Синай. Он символизирует завершение периода духовной зависимости нашего народа от египетской культуры, и начало времени расцвета еврейского народа, который готовился ко входу в страну Израиль и основанию государства свободного народа по законам Торы, дарованной евреям на горе Синай. Израильтяне вышли из Египта как народ рабов, лишенный своей религии и культуры, и в течение нескольких месяцев он превратился в избранный народ и в царство когенов. Поистине огромное изменение за такое короткое время? Неужели такое возможно? Неужели может народ рабов приготовиться к войне с семью царями и основать суверенное государство на земле своих отцов за несколько месяцев? Действительность доказала, что это и в самом деле невозможно. Переход из Египта в страну Израиль происходил не в течение одного-двух лет, а на протяжении жизни целого поколения. Можно освободить рабов одним движением руки, но невозможно по мановению руки превратить раба в свободного человека. Рабство не только порабощает тело, но и закрепощает дух. Рабство не сводится лишь к отношению между двумя людьми, но, что самое главней;, включает в себя форму мышления самого человека. Мне помнится, когда в 1996 году в России проходили выборы, существовало опасение, что на этот раз, в результате свободных выборов, коммунисты вернутся к власти. Западный мир не мог понять, как образованные люди, которые так страдали от деспотизма власти коммунистов, вновь хотят вернуться под ее покровительство? Но ответ на это уже дан в Торе. 12 разведчиков, которых Моше и народ послали осмотреть страну, возвращаются с известием: мы не сможем завоевать эту землю, потому что “и мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах”. Народ сразу же упал духом и захотел вернуться в романтический и прекрасный Египет, жизнь в котором была так прекрасна, так легка и столь удобна. Насколько же избирательная память? Помнят баклажаны и арбузы, и не помнят кнуты и побои, глину и солому. Нет еще поколения, достойного построить свой еврейский дом. Только сыновья, которые придут после них, поколение, которое не видело и не ощущало ярма рабства на своей шее, будет избрано, чтобы основать еврейское государство на святой земле. Б-г снабжал нас всем необходимым, вынудив евреев 40 лет блуждать по пустыне, чтобы подготовить к получению Земли отцов с помощью сыновей.

(15) Дома наших предков в Египте.

Дома отцов наших — дом еврейской семьи. Дом еврейского народа. Дом с отцом и матерью. Дом, в котором знают, кто такой отец и кто такая мать. Дом, который стал примером для всех пришедших в мир. В то время, пока существует ячейка общества, никакому, даже самому жестокому тирану не по силам полностью поработить своих подданных. Сталин, в своей беспощадной мудрости, знал это и решил разрушить общинную и семейную жизнь в Советском Союзе, чтобы установить безграничную власть над своими подданными. Наша задача сегодня — построить то, что было разрушено. Мы открываем школы для наших детей, организовываем бесплатные столовые для голодных, строим синагоги и религиозные учебные заведения. Но нельзя забывать, что основа основ нашего народа — это жизнь еврейской семьи, которая основана на союзе “кидушин вэнисуин” — посвящения и свадьбы, сою-за во имя жизни, союза, цель которого — вырастить новое поколение.

(16) Который миновал дома сынов Израиля в Египте” а наши дома спае.

Две заповеди получили наши отцы перед выходом из Египта:

1) каждому человеку взять себе в дом ягненка, чтобы приготовить жертву к ночи Песаха;

2) помазать притолоку и косяки дома кровью пасхальной жертвы. Раби Моше Софер, благословенна его память, известный как автор книги “Хатам Софер”, объясняет: каждый, кто выполнил две эти заповеди, удостоился выйти из Египта, а тот, кто не выполнил, остался там. Для того, чтобы выйти из Египта, надо было захотеть этого, а каждый, кто не хотел, так в действительности и не вышел. Совсем неслучайно в Агаде почти не упоминается имя величайшего из пророков, руководившего выходом из Египта — Моше-рабейну. Если бы Агаду писали в наше время, его имя упоминалось бы в ней по меньшей мере раз \м. В исчезновении из Агады имени Моше-рабейну скрыта очень глубокая информация: выход из Египта был личным решением каждого еврея самоидентифицироваться и присоединиться ко всему еврейскому народу. Мы уже говорили, что Тора в книге “Дварим” в главе “Вэатханен” называет выход из Египта делом всего народа: “явиться взять себе народ из Среды всего народа”. Евреев призвали в строй. В период выхода из Египта еще не была дана Тора, и еще не были известны заповеди иудаизма. И поэтому Б-г дал народу Израиля две особые заповеди с особенной символикой. Одна — принесение пасхальной жертвы. И вторая — помазание притолоки и косяков. Принесение пасхальной жертвы во времена египтян символизировало убийство египетского божества. Рамбан объясняет, что египтяне поклонялись ягненку как богу, потому что ягненок считался звездным символом месяца нисан, а египтяне ставили все события, происходящие в мире, в зависимость от звезд и планет. Первый шаг, который сделали евреи в Египте, был общим пробуждением от египетского культа. У евреев нет еще религии и заповедей, но они уже знают, во что они не верят. Шаг первый, но очень важный. Шаг второй — помазание притолоки и косяков. Еще нет мезуз и еще нет “Шма, Исраэль”, нет еще ничего позитивного, что объединяло бы израильское общество, кроме крови и страданий от антисемитизма, проявляемого другими народами. Тот, кто сделал эти два маленьких, но очень важных шага, удостоился участвовать в исходе из Египта. Быть евреем — это не только биологическое событие. Чтобы разделить долю в истории нашего народа, необходимо стать достойным этого, и у каждого из нас есть свобода выбора. После этого праздновался первый в еврейской истории Песах, который называется “египетский Песах”. Евреи отмечали его, еще будучи в Египте, одетые в дорожные одежды, обутые в тяжелую обувь и с уложенными пожитками. Еврейская семья собралась вся вместе, когда смерть властвовала на улицах. На столе — пасхальная жертва и все остальное для трапезы. Евреи смотрят друг на друга и боятся поверить, что действительно настал момент, которого они ждали из поколения в поколение, и народ рабов вновь удостоится стать свободным народом, выходящим на дорогу к земле своих отцов.

(17) И сделали горькой их жизнь трудом тяжким над глиной и кирпичами.

Народ Израиля можно угнетать разными способами. “Глиной” — материальностью, т.е. материализмом, подавляющим дух народа Израиля. Но он направлен против всех народов, и против веры в царя небесного. Но есть также и преследование “кирпичами” — учениками Лавана* , арамейца, который являлся тестем Якова, нашего праотца. Лаван хотел поработить Якова и всех, кто был с ним. “Просил искоренить всех”, как сказано в Агаде, потому что здесь — основа еврейского народа. Это — расистский антисемитизм, и он направлен исключительно против народа Израиля. Мы видим, что на протяжении всей истории сопротивление сил зла в мире иногда используется в религиозном антисемитизме, а иногда — в расовом. Так же во время существования Советского Союза наш народ страдал от преследования веры вообще, и также от антисемитизма ради самого антисемитизма в частности. От “глины” и от “камней”.

(18) Вывел нас из рабства на свободу, из скорби к радости, из траура к празднику.

Известно, что три праздника — Песах, Шавуот и Суккот отменяют траур, если человек скорбит по умершему родственнику. Не принято соблюдать траур в эти праздники. Радость этих трех праздников — противоположность трауру. И так же, как эти праздники, кроме Шавуота, продолжаются семь дней, дни траура тоже продолжаются семь дней. Положение, когда народ Израиля порабощен другим народом, приводит к скорби и стенаниям. Как сказано в молитве “Шмонэ эсрэ” для будней: “Верни нам судей, подобных тем, что судили нас прежде, и советников, какие были раньше, и будем мы избавлены от скорби и печали. И Ты Сам царствуй над нами, Г-споди”. Когда даже самая маленькая часть нашего народа находится в плену, нет у него возможности прийти к свободе — и это причина для национального траура. Также наоборот: когда израильтяне освобождаются от ига рабства — это праздник для всего еврейского народа.

(19) Так доведет нас Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших, и до других праздников и торжественных дней.

Эта молитва показывает, что евреи, живущие сегодня, не знают о своем еврействе ничего, кроме праздника Песах. Но придет день, и эти дорогие евреи придут и 6удут отмечать все праздники и праздничные даты вместе со всем народом Израиля.

(20) О нашем избавлении и об искуплении наших душ.

Избавление от физического рабства, и от рабства духовного. Танцующий раввин, рабби Шломо Карлебах, благословенна его память, однажды задал вопрос: о чем говорится в молитве “Шахарит” — “освобождает узников помогает бедным, и выкупает скромных”?. Понятно, что человека, сидящего в тюрьме, надо освободить от кандалов и вывести на свободу. Также бедным — нищим — надо помогать и давать им пропитание. Но скромные -почему надо их выкупать? Я много думал и решил, что все, сказанное в этой молитве, говорится о евреях Советского Союза. “Освобождает узников” — они сидят в тюрьмах за железным занавесом и необходимо помочь им выйти на свободу. “Помогает бедным” — все бедные и неимущие нуждаются в хлебе насущном. Кроме того, они еще и скромные. Они отнюдь не испытывают гордость за свое еврейство, а скрывают его, и необходимо избавить их от этого чувства. Евреи должны видеть в иудаизме источник гордости. В них необходимо пробудить еврейское самосознание. И об этом сказано: “выкупает скромных”. Сейчас, когда открылись ворота железного занавеса, и каждый, кто хочет, может уехать из России, и уже многие евреи стали зарабатывать денег столько, сколько им надо, нам осталась работа только по третьему направлению...