Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Вкушение зелени, мацы, трапеза

Глава 6

Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы

Пьют второй бокал, опираясь на левую руку.

СОВЕРШИ ОМОВЕНИЕ РУК

Участники Севера совершают омовение рук, произнося при этом соответствующую бенедикцию:

Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам совершать омовение рук.

ПРОИЗНЕСИ БЛАГОДАРЕНИЕ, ВКУСИ МАЦУ

Это благодарение произносится над верхними опресноками, лежащими особо перед тем, кто проводит Седер. Но все вкушают по кусочку от мацы, которую раздает глава семьи, лишь после второй бенедикции.

Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, извлекающий хлеб из земли.

Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш. Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам вкушать мацу.

ВКУСИ ГОРЬКУЮ ЗЕЛЕНЬ

Участники Седера съедают щепотку хрена, обмакнув его в харосет и произнеся предварительно следующую бенедикцию:

Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам вкушать горькую зелень.

ВКУСИ МАЦУ ВМЕСТЕ С ТЕРТЫМ ХРЕНОМ

От нижней мацы глава семьи раздает всем участникам Седера по два кусочка, между которыми кладут горсточку тертого хрена. Перед едой произносят:

В память Храма и по обычаю Гилеле. Так, бывало, делал Гилель, когда Храм существовал: он накладывал на мацу горькую зелень и съедал их вместе, дабы выполнить сказанное в Библии: “с мацой и горькой зеленью вкушайте его”.

ПРАЗДНИЧНАЯ ТРАПЕЗА (“накрытый стол”)

Праздничный ужин, во время которого пьют вино сверх предписанных четырех бокалов. Ужин должен быть завершен до полуночи, так как, когда существовал Храм, пасхальная жертва съедалась до полуночи.

ОТВЕДАЙ “АФИКОМАН” (21) (кусочек от спрятанной мацы)

Обычно в это время обнаруживается, что кто-то из детей “похитил” его. За то, что он отвращает “афикоман” главе семьи, проводящему Седер, дети получают “вознаграждение” в виде сладостей, игрушек и т.п. “Афикоман” съедается без какой-либо бенедикции. После этого еда в этот вечер запрещена.

Песнь восхождения. Когда возвратил Г-сподь пленников Сиона, мы были как во сне. Тогда наполнились уста наши смехом и язык наш — пением. Тогда говорили между народами: “великое совершил Г-сподь с нами!” Великое совершил Г-сподь с нами, нам было радостно. Возврати, Г-споди, наших пленников, как потоки в Нег Еве. Сеющие со слезами будут пожинать с песнопениями. Идет и плачет несущий сумку с семенами, вернется с песней несущий свои снопы.

ПРОИЗНЕСИ ЗАСТОЛЬНУЮ МОЛИТВУ

Предварительно моют, не вставая из-за стола, кончики пальцев и наливают третий бокал вина. Если среди участников Седера не менее трех мужчин — застольную молитву произносят совместно (“бимзуман “). Глава семьи или один из почетных гостей провозглашает:

— Г-спода поблагодарим Б-га! Остальные отвечают главе семьи: “Да будет имя Г-спода благословенно отныне и вовеки!”

Глава семьи повторяет эту фразу вслед за ними и продолжает: — С позволения (господ ученых, раввинов, отца моего) благословим (Б-га нашего), дающего нам пропитание! — Остальные отвечают: — Благословен (Б-г наш), дающий нам пропитание и по благости Которого мы живем.

Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, Который питает весь мир по благости Своей; благожелательно, милостиво и с со страданием дает Он хлеб всякой плоти, ибо вечна милость Его. По великой Его благости мы не чувствовали и никогда не будем чувствовать недостатка в пище во веки веков, ради великого имени Его, ибо Он, Б-г, кормит и питает всех, благодетельствует всем и готовит снедь для всех существ, которые сотворил. Благословен Ты, Г-сподь, питающий всех.

Благодарим Тебя, Г-споди, Б-же наш, за то, что Ты дал в наследие предкам нашим землю прекрасную, благодатную и обширную (22) за то, что Ты вывел нас, Г-споди, Б-же наш, из земли Египетской и освободил нас из дома рабства; за Союз, запечатленный на нашей плоти, за Закон Твой, которому Ты научил нас; за уставы Твои, который Ты сообщил нам; за жизнь, благодать и милость, которыми Ты одарив нас, и за пищу, которой Ты питаешь и кормишь нас всегда, ежедневно, в любое время и в любой час.

За все это, Г-споди, Б-же наш, благодарим Тебя и благословляем тебя. Да будет благословенно имя Твое в устах всего живущего, всегда и во веки веков, как сказано: “И будешь Ты есть и насытишься, и будешь благословлять Г-спода, Б-га Твоего, за хорошую землю, которую Он дал тебе” (23). Благословен Ты, Г-споди, за землю и за пищу.

Сжалься, Г-споди, Б-же наш, над Израилем, народом Твоим, над градом Твоим Иерусалимом, над Сионом, местом пребывания величия Твоего, над царством дома Давида, помазанника Твоего, над великим и святым Храмом, названным именем Твоим. Б-же наш, Отче наш! Паси нас, корми нас, питай нас, содержи нас, облегчи наше положение и избави нас. Г-споди, Б-же наш, немедля ото всех бед наших. Не допусти, Г-споди, Б-же наш, дабы мы нуждались в дарах и ссудах людей, но только в Твоей руке, полной, открытой, святой и щедрой, дабы мы не были пристыжены и посрамлены во веки веков.

По Субботам.

Благоволи укрепить нас, Г-споди, Б-же наш, в заповедях Твоих и в заповеди о седьмом дне, этой великой и святой Субботе, ибо день этот велик и свят пред Тобою, дабы покоиться и отдыхать в любви, согласно заповеди и воле Твоей. Дай нам, Г-споди, Б-же наш, по воле Твоей такой покой, чтобы день отдохновения не нарушило никакое несчастие, печаль и стенание. Доставь нам, Г-споди, Б-же наш, утешение узреть Сион, город Твой, и восстановление Иерусалима, святого града Твоего, ибо Ты Владыка, дающий спасение и утешение.

Б-же наш и Б-г отцов наших! Пусть вознесутся, взойдут и достигнут Тебя, явятся к Тебе и будут приняты благосклонно и выслушаны, и замечены, и не забыты пред лицом Твоим, память и воспоминание о нас, память о предках наших, память о Мессии, сыне Давида, рабе Твоем, память о Иерусалиме, святом граде Твоем, память о всем народе Твоем, доме Израиля — на спасение, благоденствие, милосердие, на жизнь и на мир в день этого праздника опресноков. Вспомни о нас в этот день, о Г-споди, Б-же наш, добром, одари нас благословением и спаси нас для жизни. Ради спасения и милосердия сжалься и помилуй нас; умилосердись над нами и помоги нам, ибо к Тебе обращены глаза наши, ибо Ты — Б-г (Царь) жалостливый и милосердный.

И отстрой вскорости, в наши дни, Иерусалим, святой город! Благословен Ты, Г-сподь, отстраивающий в милосердии Своем Иерусалим. Аминь!


Комментарии

(21) Афикоман.

У грузинских евреев есть обычай называть специальную мацу “шмуру” ручной выпечки “афикоманом”, несмотря на то, что это название зарезервировано за пасхальной жертвой и за мацой, которую ели с этой жертвой и в память о ней, после трапезы. Я долгое время удивлялся этому, думал, что может быть, эта община имеет ошибочный обычай. Но при этом я понимал, что ведь и все остальные еврейские обычаи имеют какие-то свои корни. Ведь и Тора — тоже еврейский обычай. И если не пророки они, то дети пророков. И Вс-вышний открыл мне глаза, и я нашел в “Шульхан арухе” в галахе “Песах” в разделе 482: тот, у кого нет кусочка мацы “шмуры” хотя бы размером с маслину, (и нет у него достаточно для благословения “на еду мацы” в начале трапезы, и также для “афикомана” после еды), тот должен сначала съесть марор, и когда он закончит трапезу обычной мацой, он должен есть мацу “шмуру” в качестве афикомана с благословением “на еду мацы”. Значит, в грузинской общине этот обычай сложился, видимо, в те тяжелые времена, когда коммунисты были у власти, и евреи не имели достаточно мацы шмуры, поэтому ели ее только как Афикоман, как и написано в “Шульхан арух”.

(22) Землю прекрасную, благодатную и обширную.

Страна Израиль называется “вожделенной страной”. В Торе, уже в десяти заповедях, появляется понятие “вожделенная”, в частности, в заповеди “не возжелай”. Также в заповедях о ней, где в Торе приводится обещание, что когда весь народ соберется в Израиле, “не возжелает человек земли твоей”. “Вожделенная”, — на первый взгляд, понятие отрицательное. Наша страна — страна Израиль. Весь мир желает ее, и весь мир завидует народу Израиля, который удостоился ее. Давайте посмотрим: Иерусалим — святой город, и народы мира не успокоились, пока не построили на место разрушенного Храма мечеть. А на расстоянии буквально нескольких шагов находится могила основателя христианства. Весь мир, и даже многие евреи Израиля, до сегодняшнего дня не готовы признать Иерусалим вечной столицей народа Израиля. Вся мировая политика и конфликт между основными религиями вертится вокруг этой маленькой оси в Иерусалиме. И это потому, что Г-сподь поместил вожделение к земле Израиля в сердце всего человечества, чтобы еврейский народ почувствовал особый и постоянный надзор Вс-вышнего за этой землей, как сказано в Торе: “очи Г-спода, Б-га твоего, непрерывно на ней: от начала года и до конца года”. И при всем при этом достойная она, земля Израиля, как написано: “земля вожделенная, хорошая”.

(23) Как сказано: и будешь ты есть, м насытишься, и благословлять будешь Г-спода, Б-га твоего, за землю хорошую, которую Он дал тебе.

Живет себе поживает еврей в холодной Сибири, ест пустой хлеб, пьет чай без сахара”. Неужели он благословляет Вс-вышнего за землю добрую? Что общего между его скудной пищей и благословением за землю Израиля? Представим себе человека, сидящего в застенке, и знающего, что дни его за тюремными стенами сочтены, скоро он опять увидит дневной свет, будет свободным, и сможет идти, куда пожелает его сердце. Тогда, даже несмотря на то, что хлеб его скуден и совершенно не утоляет голода, он не падает духом, так как мысли его будут о первой трапезе после выхода из тюрьмы, о приближающейся свободе и о его родных, которых он скоро увидит. Но не похож на него узник без надежды, которого ничего впереди не ждет. Он каждый день ест свой хлеб, чувствуя голод и обиду, горечь и тяжесть хлеба неволи. Поэтому Тора соединяет нерушимой связью благословение после еды и землю Израиля. И всегда хлеб, который мы едим даже в самом горьком изгнании, даже в самое тяжелое время, будет подслащен улыбкой, улыбкой надежды на возвращение в землю Израиля.