Хамец

глава 1

Хамец

Хамецом в пасхальные дни является зерно или продукты пяти хлебных злаков, подвергшиеся прорастанию или брожению. Эти злаки следующие: пшеница, полба, рожь, ячмень и овес. Другие съестные продукты — полевые, садовые, огородные, лесные, питательные минеральные вещества, а также всякая животная пища, не подходят под запрет хамела и могут быть использованы в Пасху. Но, чтобы исключить недоразумения, во многих еврейских общинах распространяют запрет также на бобовые, рис, пшено, кукурузу, гречиху, из которых также изготовляют муку.

Пиво, квас, виски относятся к напиткам, содержащим хамец, и их употребление в дни Пасхи категорически запрещено. Так же, как горчицы, фалафеля, некоторых соусов и сортов майонеза и других приправ. На всех продуктах, употребляемых в Пасху, должна быть надпись (на упаковке, этикетке и т.д.) “кашер ле-Песах” и печать раввината.

Нельзя есть хамец от 9 часов утра 14 нисана до исхода праздника. Все это время запрещено даже смотреть на хамец и хранить его.

Запрещены как наличный хамей, так и вкус его, перешедший в другую пищу, даже мизерные добавки хамела к другим яствам. И после Пасхи нельзя извлекать из хамеца какой бы то ни было пользы, если он незаконно хранился у еврея в течение праздника.

Освобождение дома от хамеца

Перед Пасхой хамец удаляется из хозяйства путем отчуждения и сожжения и, мысленно, через аннулирование его.

1. Крупные запасы хамеца отдаются в дар или продаются иноверцам. Это совершается не позднее 10 часов утра 14 нисана (или днем раньше, если 14-е приходится на Субботу). Не отчуждаются лишь те незначительные припасы, которые нужны семейству 14-го числа на ужин и 14-гo на завтрак.

2. Неотчуждаемые припасы хамеца подбираются 13-го числа (или днем раньше, если 14-е выпадает на пятницу) в одно место. Хамец, не израсходованный до 10 часов утра 14 нисана (или 13-го, если 14 — Суббота), отдается в дар иноверцу или сжигается.

Забытые и завалявшиеся остатки хамела аннулируются мысленно: хозяин признает их ничтожными и бесхозными.

Благословен Ты, Г-споди, Б-же наш, Царь вселенной, освятивший нас своими законами и заповедовавший нам устранение хамеца.

Сложив хамец в одно место, хозяин произносит:

Все непресное и квашеное, находящееся в моем владении, не замеченное и не уничтоженное мною, и о котором я не знал, да считается упраздненным и бесхозным, подобно праху земному.

14 нисана позволено есть хамец до 9 часов утра. Остатки завтрака и крохи, припрятанные со вчерашнего вечера, сжигаются не позднее 10 часов утра.

Все непресное и квашеное, находящееся в моем владении, замеченное и незамеченное, устраненное и не устраненное мною, да будет сочтено упраздненным, бесхозным, подобно праху земному.

“Сценарий” пасхального Седера изложен на иврите предельно кратко, да к тому же в стихотворной форме.

Порядок Пасхального Седера

Освяти праздник

Умой руки

Вкуси салат

Раздвои среднюю мацу

Читай Агаду

Соверши омовение рук

Произнеси благодарение

Вкуси мацу

Вкуси горькую зелень

Вкуси мацу вместе с тертым хреном

Праздничная трапеза (буквально “накрытый стол”)

Отведай “афикоман” (кусочек спрятанной мацы)

Произнеси застольную молитву

Читай Галель (подборку Псалмов Давида)

Кто все это совершил — тому благоволение Божье

Как накрыть Пасхальный стол для Седера

Ритуал Седера детально разработан много веков назад и зафиксирован в Пасхальной Агаде. Проводит Седер обычно глава семьи.

К праздничному столу, кроме родных и знакомых, также осиных, неимущих, прислугу, семейные — холостых. Принадлежности вечерней трапезы перечислены ниже.

1. Маца. Кроме опресноков, приготовленных на ужин, ставят перед хозяином особый прибор с тремя цельными опресноками, завернутыми в салфетку (нижний — Исраэль, средний — Леви, верхний — Коген).

2. Вино — в количестве не меньше четырех бокалов для каждого.

З. На особой тарелке помешаются:

а) “зероа” — пропеченный кусок мяса с косточкой — память о пасхальном агнце;

6) “бейца” — крутое яйцо, служащее, как полагают, эмблемой праздничной жертвы;

в) “марор” — горькую зелень, напоминающую горькую жизнь израильтян в Египте;

г) “харосет” — смесь из тертых яблок, орехов, корицы и вина. Своим внешним видом он походит на глину, из которой израильтяне изготовляли в Египте кирпичи;

д) “карпас” (1) — сельдерей, петрушку, картофель, лук или другую съедобную огородную зелень;

е) “хазерет” — растертый хрен.

Комментарии

(1) Карпас

При изменении порядка букв в слове “карпас” получается “пэ pax” — “мягкий, нежный” -намек на то, что начало рабства было нежным, мягким, как бы незаметным. Мидраш рассказывает о фараоне, который устроил “кирпичное” соревнование в Египте и сам принимал в нем участие. И когда увидели сыны израильские царя Египта, принимавшего участие в соревновании, сразу все захотели поучаствовать и, конечно рыцари Израиля сумели выиграть несколько медалей в этой “кирпичной олимпиаде”. А уже через день началось рабство, где дневной нормой было количество кирпичей, которое смог поднять победитель этого соревнования.

Как и все, этот мидраш можно понять в простом и переносном смысле. Он напоминает об истории, не менее неприятной, чем история вышеизложенная. Кто, если не евреи, стояли во главе экономической силы в Советском Союзе только лишь для того, чтобы увидеть самих себя в конце концов порабощенными жестокой, беспощадной властью деспота. Действительно, не однажды в еврейской истории, как, например, до инквизиции в Испании, так и перед становлением 3-го рейха в Германии, мы видим, что период угнетения еврейского народа наступает после активизации деятельности евреев на пользу их государства. Начало рабства в Египте подобно “пэ pax”. Поэтому ночь Пасхального Седера мы начинаем с того, что едим не горькую зелень, чтобы наглядно показать факт, постоянно повторяющийся в еврейской истории, что нет абсолютной прочности в жизни еврейского народа. Возможно, в определенный момент евреи и будут на вершине их политической силы, но за этим обязательно последует их угнетение. Евреи уподоблялись звездам на небе и песку на земле. Когда они поднимаются наверх, они действительно поднимаются над всеми, но когда они спускаются, то спускаются до праха земного.