Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Йом Тов

Йом Тов

Различные Диним и Минхагим, уже упомянутые ранее в связи с приготовлением к Шабату, относятся также и к приготовлению к Йом Тову. Справедливо также и то, что касается зажигания свечей, за исключением некоторых особенностей, приведенных ниже.

При зажигании свечей перед Йом Товом большинство произносят Браху перед зажиганием (в отличие от Эрев Шабат, когда Браха говорится после зажигания). Причина этого различия в том, что нет необходимости, чтобы Кабалат Йом Тов (принятие на себя законов Йом Това) произошло уже после зажигания, так как свечи разрешается зажечь также и в Йом Тов. И по тем же соображениям, поскольку Браха произносится перед зажиганием, нет необходимости при этом закрывать глаза. После того, как женщина произнесла Браху, она не должна говорить ничего до тех пор, пока не будут зажжены все свечи. Нет необходимости указывать, что если Йом Тов начинается в пятницу вечером, все Алахот, касающиеся Шабата, имеют приоритет над Алахот, относящимся к Йом Тову. Но некоторые и в Йом Тов произносят Браху после зажигания.

Принято (но не обязательно) произносить Биркат Шеехийану при зажигании свечей в Йом Тов (кроме последних двух дней Песаха).

Относительно времени зажигания: некоторые зажигают свечи в вечер первого Йом Това перед заходом солнца, как в Эрев Шабат.  Другие ждут до наступления темноты или до возвращения мужчин из Шула. (В наши дни большинство женщин зажигают свечи, как и в Шабат, перед заходом солнца и до ухода мужчин в Шул).

В начале же второго дня Йом Това (в странах рассеяния) свечи не зажигают до наступления ночи, если не нуждаются в их свете раньше. И также запрещено зажигать свечи до наступления темноты, когда Йом Тов начинается в Моцаей Шабат.

Женщины, которые обычно молятся Маарив, в вечер второго дня Йом Това или в Йом Тов, приходящийся на Моцаей Шабат, должны зажигать свечи после произнесения Маарива.

Когда Йом Тов начинается в Моцаей Шабат, женщина не может зажечь огонь, начать варить или заняться любыми другими приготовлениями, пока не скажет Барух Амавдиль Бейн Кодеш Лекодеш.

Женщине, которая в Эрев Йом Тов рано зажгла свечи, собираясь еще сделать некоторые дела, запрещенные в Йом Тов, не следует произносить самой Шеехийяну, но "присоединиться" к Шеехийяну в Кидуше.

Если Шабат и Йом Тов совпадают, а женщина, произнося Браху, забыла добавить слова "Шель Йом Тов", ей не еледует повторять Браху.

Если зажигают масло (а не свечи), фитили следует приготовить перед Йом Товом. Даже разрезать фитиль пополам запрещено в Йом Тов. Лучше, если для каждого дня будут приготовлены отдельные фитили. Если же используются старые фитили, то их надо ненадолго зажечь и потушить перед Йом Товом. Если же этого не сделали и под рукой нет новых фитилей, то во второй день Йом Това старые фитили нужно зажечь с другого, неиспользованного конца. Но если это неудобно, женщина может зажечь фитиль и с уже использованного конца.  Во всем этом нет необходимости, если второй день Йом Това приходится на Шабат. Соответственно, если третий вечер — Шабат, необходимо приготовить новые фитили только для двух дней. Кое-где есть обычай обжигать фитили для второго дня даже в том случае, если они новые.

Сказанное о зажигании свечей в Шабат в комнате, освещенной электрическим светом, также относится и к Йом Тову. Если для выключения света используется реле времени, то рекомендуется поставить его так, чтобы оно включило свет после зажигания свечей в Йом Тов, или использовать более длинные свечи. (Другой совет: перенести потом одну или несколько свечей в другую, не освещенную электричеством комнату).

Алахот Кидуша в Йом Тов подобны таким же Алахот Шабата, за исключением того, что в Йом Тов (и вечером и днем) любой может стать Йоце, послушав Кидуш, произнесенный мальчиком в возрасте Бар Мицвы или девочкой в возрасте Бат Мицвы. (Это, само собой разумеется, не касается случая, когда Йом Тов совпадает с Шабатом). Сомнительно, может ли женщина в Йом Тов быть Моци для мужчины (а, возможно, и для мальчика, не достигшего возраста Бар Мицвы).

Женщина, произносящая Кидуш для себя, должна быть внимательна и не повторить Шеехийану, если она уже сказала эту Браху при зажигании свечей.

Если женщина становится Йоце после произнесения Кидуша ее мужем или кем-нибудь другим, она не должна отвечать Амен после того, как он благословил Шеехияну (за исключением ночи Первого Седера или других вечеров, когда между зажиганием свечей и Кидушем проходит довольно много времени).

Аллель произносить необязательно, но женщины могут это делать, включая и Браху.

Относительно Мусафа смотри раздел о Шабате. В Йом Тов мужчины обязаны участвовать по меньшей мере в двух трапезах (а не в трех, как в Шабат), а по поводу того, является ли это обязательным для женщин, мнения расходятся.  Существуют также различные мнения относительно того, касается ли женщин предписание о необходимости Лехем Мишне (двух целых буханок хлеба, Халы или Мацы) для каждой трапезы.

Хотя для мужчины, забывшего сказать в Биркат Амазон Яале Веяво, считается обязательным повторить весь Биркат Амазон, многие авторитеты полагают, что женщине этого делать не надо,  за исключением ночи Седера.

В вечер второго дня Йом Това нельзя варить, мыть посуду или делать любые другие приготовления к трапезе до наступления темноты.

Когда устанавливают свечи в подсвечник в Йом Тов (например, во второй день Йом Това или в первый день после наступления Йом Това), нельзя оплавлять их, чтобы подогнать по размеру или закрепить в подсвечнике.  Но разрешается соскоблить и удалить застывший воск из подсвечника.

Когда Йом Тов приходится на пятницу, нужно не забыть сделать Эрув Тавшилин, чтобы можно было готовить в Йом Тов для Шабата. (Смотри обсуждение этого вопроса дальше).

В Йом Тов есть специальная Мицва Весамахта — веселиться.  По этой причине и одежда, и трапеза должны быть в Йом Тов более праздничными, чем в Шабат. И особенно обильно подают в праздники мясо и вино.

На главе семьи лежит обязанность подчеркнуть праздничность Йом Това для своих домочадцев (Бней Байт), купив для малышей конфет, орехов и других сластей, а для дочерей и жены — новые платья или украшения (в зависимости от его возможностей).

Мицва Весамахта относится также и к Холь Амоэд — промежуточным дням праздников Песах и Суккот. Поэтому эти дни также следует выделить более нарядной одеждой и более обильными трапезами, хотя и в меньшей степени, чем Шабат или Йом Тов.

Хотя в Холь Амоэд не разрешается стричь волосы, замужняя женщина, волосы которой выбиваются из-под платка или парика, может их обрезать. Ногти можно подстричь при подготовке к Твиле.

В Исру Хаг (день, следующий за последним днем Песаха, Шавуот или Суккот) существует обычай увеличивать трапезу, чтобы придать ей несколько праздничный характер. Но, в отличие от Рош Ходеша и Холь Амоэд, в эти дни не воздерживаются ни от какой работы.