Изучение Торы женщинами

Изучение Торы женщинами

Обязанность женщины изучать Тору отличается от той, которая возложена на мужчину. Мужчине заповедано погрузиться в изучение Торы до максимально возможной для него степени, даже если изучаемый предмет не имеет для него практической ценности (хотя предпочтение следует отдать областям, имеющим практическое приложение).

Женщине же, с другой стороны, рекомендуют изучение в качестве практического руководства, то есть ознакомление с касающимися ее законами и обычаями для правильного их соблюдения. Изучение Торы сверх этого не требует Алаха и, в действительности, не одобряют алахические авторитеты,  хотя женщин и девушек поощряют читать и изучать Сифрей Мусар (книги на этические темы) и подобную литературу.  Вот как выразил это Рав Ш.Р.Хирш в своем комментарии к Шма: "Дело в том, что хотя женщины не вовлекаются в специальное изучение Торы и теоретических аспектов Закона, которые оставлены еврейским мужчинам, такое знание нашей священной литературы, которое может научить страху перед Г-сподом и осознанному исполнению наших обязанностей, — все эти знания (как существенно необходимые для надлежащего исполнения нами наших задач) должны составлять часть воспитания ума и души не только наших сыновей, но также и наших дочерей" (Сидур Хирша).

Это объясняет, почему — до начала этого столетия — систематическое образование для девушек было скорее исключением, чем правилом. Оно действительно не было необходимо, поскольку девушки редко отваживались покидать дом и во многих случаях дома же получали воспитание, духовные ценности и те еврейские знания, которые были им необходимы.

Однако все изменилось.

С появлением светского образования для девушек и увеличением возможности воздействия нерелигиозных влияний дом больше не в состоянии нести свою традиционную функцию — быть основой надлежащего воспитания еврейских дочерей.

Ответом на этот вызов было учреждение в Европе различных школ и образовательных систем для девушек. Эти институты, санкционированные и активно поддержанные большинством ведущих авторитетов Торы нашего времени, впоследствии распространились по всему миру и сейчас дают многим девушкам из религиозных семей надлежащее образование, которое предназначено воспитать в них внутреннюю устойчивость и силу духа, столь необходимую для противостояния чуждым влияниям, атакующим их постоянно.

Обширная программа обучения в большинстве школ основывается на мнении, выраженном Хофец Хаимом и другими авторитетами, считающими, что из-за угрозы, порожденной изменившимися обстоятельствами, женщины не только могут, но и должны изучать Письменную Тору, а также ту часть Устной Торы и других Писаний, которая усилит их благочестие или придаст им надлежащее воодушевление.

Следует также сказать, что хотя женщины не обязаны учить Тору, наши Мудрецы утверждают, что в огромной награде, причитающейся тем, кто занимается изучением Торы, они имеют свою долю, помогая и побуждая своих сыновей и мужей исполнять их обязанность учиться.

 

Приготовления к Шабату

Среди важных обязанностей, доверенных еврейской женщине — созидательнице дома, приготовление к Шабату и зажигание свечей Шабата.

Нам заповедано оказывать почести Шабату и в соответствии с этим существует многовековая традиция печь специально к Шабату Халы, а не покупать готовые в магазине. Более того, женщина, пекущая Халы, автоматически получает возможность исполнить еще одну Мицву, вверенную именно женщинам, — Афрашат Хала (отделение теста).

Но следует внимательно проследить, чтобы количество теста было достаточным для произнесения Брахи. Минимальное количество муки для этого 2,25 кг (согласно мнению Хазон Иша) или 1,82 и 1,66 кг (согласно другим авторитетам). Если муки меньше указанного количества, но не менее 1,196 кг, Халу отделяют без Брахи. (Детали законов об отделении Халы смотри дальше).

Приготовления к Шабату должны начинаться в пятницу утром как можно раньше, независимо от того, насколько длинен день. Если времени в пятницу недостаточно, как бывает, например, в короткие зимние дни (или когда женщина работает или занята чем-то другим), желательно начать приготовления уже в четверг вечером.

Считается Мицвой пробовать каждое приготовленное к Шабату блюдо, чтобы убедиться, что оно готово и достаточно вкусно. Если женщина немедленно выплевывает пищу, а не глотает ее, она не становится "поевшей мясного" и может есть молочное сразу после этого. Таким же образом пищу, не глотая ее, можно попробовать в Таанит (пост), кроме постов Тиша Беав и Йом Кипур. Если пищу не проглатывают, на нее не произносят никакой Брахи. Если же пищу проглатывают, лучше это делать с намерением получить удовольствие от пробования, чем просто проверить вкус. В противном случае возникает сомнение относительно Брахи.

Мицва помыться или принять ванну перед Шабатом относится как к мужчинам, так и к женщинам, но если остается мало времени, достаточно помыть только руки и лицо, чтобы не идти на риск и не пропустить время зажигания свечей.

Стол должен быть покрыт скатертью и накрыт перед Шабатом и оставаться покрытым скатертью весь Шабат. (Предпочтительнее использовать белую скатерть в память о Манне, которая была белого цвета).