Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Часть первая

Часть первая

Исследовательская дискуссия (маса у-матан), это разбор некоего высказывания (маамар) или мнения (деа) ради выяснения его истинности. Выяснение это производится посредством приведения доводов (таанот), подтверждающих истинность предмета дискуссии или опровергающих и отвергающих его, так, чтобы оценить весомость доказательств и опровержений и принять сторону, наиболее приемлемую разумом.

Такая дискуссия может быть многосторонней, когда один из её участников занимает одну позицию, а другой — противоположную, то есть, один поддерживает высказывание, а другой — опровергает и отвергает его, и они выстраивают свои доводы друг против друга. А может быть и так, что, восполняя все стороны, рассуждает один человек. Сначала он берёт это высказывание как предположение, и сам выдвигает против него аргументы, которые мог привести человек, имеющий мнение, противоположное высказанному, а затем, он же и опровергает выдвинутые аргументы, поддерживая первоначальное высказывание.

И мы находим в Талмуде споры и рассуждения (пилпулим) двух этих видов. Ведь бывает, что по некой теме дискутируют многие, один видит трудности в этом высказывании, а другой на них отвечает. А бывает, что и то и другое делает сам Талмуд4, как будто несколько человек обсуждают предмет. И бывает, что Талмуд прямо говорит: «Он опроверг, и он же ответил», то есть сам же возражающий и ответил на своё возражение.

Однако все эти варианты стремятся к одному — прояснению истины посредством выстраивания противоположных аргументов. Значение трудности, найденной кем-то в чужом высказывании, и трудности, найденной в высказывании собственном — одинаково. И так же одинаково значение ответа на затруднение, высказан ли он самим увидевшим трудность или кем-либо другим. И таким же образом во всех остальных вариантах рассуждений мы обращаем внимание на аргументы, а не на тех, кто их выдвигает.

4 Когда говорят, что сам Талмуд задаёт вопрос или отвечает его, имеется в виду, что вопрос или ответ приводятся без указаний имени автора; как правило, такие безымянные высказывания принадлежат ученым Бейт-мидраша, в котором происходило составление и редактирование Геморы.