Часть вторая

Часть вторая

Есть семь основных элементов, из которых строятся дискуссии во всём Талмуде. Меймара (высказывание), шейла (вопрос), тшува (ответ), стира (противоречие), рэайя (доказательство), кушия (трудность) и теруц (разъяснение трудности). Вот их объяснение: Меймара (высказывание) — это когда некто выдвигает некое утверждение. Шейла (вопрос) — это когда некто просит другого сообщить ему некие сведения. Тшува (ответ) — .есть собственно ответ вопрошаемого на заданный вопрос. Стира (противоречие) — полное отрицание и опровержение некоего высказывания. Рэайя (доказательство) — приведение того, что проясняет истинность некоего высказывания или мнения. Кушия (трудность) — демонстрация неудовлетворительности некого высказывания или мнения. Разъяснение трудности (теруц) — снятие трудности, найденной в этом высказывании или мнении.

Каждый из этих элементов, в свою очередь, подразделяется на составляющие, которые, с Б-жей помощью, будут объяснены далее.

Необходимо знать, что вся дискуссия базируется на первоосновах, заложенных в природу нашего разума, в соответствии с которыми происходит понимание любого высказывания и принятие любого мнения, или их отрицание. Ведь на этих основах строятся все трудности и их разъяснения, доказательства и возражения против них, и все остальные элементы, различаемые в дискуссиях. Например, когда сказано (Брахот 15а): «Читающий — постфактум (бэдеавад) — да, априори (лехатхила) — нет»5, это основано на образе создаваемом в нашем разуме этим высказыванием, то есть, мы понимаем, что его автор имел в виду того, кто уже читает [«Шма»]. И обратный пример (Хулин 2а): «Все совершают убой (скота) — лехатхила (априори)»6, поскольку природа языка указывает нам на это. И так же затруднение в трактате Псахим (4б): «Вот это [фраза]: “всем доверяют” (то есть на всех можно полагаться) [трудна] — “можно быть уверенным, что все дома проверены” требовалось сказать ему!» Это затруднение основано на том, что природа фразы «всем доверяют», указывает на то, что упомянутый закон основан на доверии в отношении проверки и попытке Талмуда связать этот закон именно с тем, что по отношению ко всем домам есть уверенность в том, что они проверены. Тогда как природа [языка] указывает нам, что если бы мудрец хотел выразить это, он должен был бы сказать: «Можно быть уверенным, что все дома проверены»7. И если исследуешь все затруднения, разъяснения и все остальные элементы рассуждений, то увидишь, что они таким же образом базируются на природных законах логических рассуждений, порождаемых человеческим разумом без необходимости предварительного обучения.

Функций разума, задействованных в осмыслении три. Первая — восприятие образов (понятий) и понимание высказываний и логических построений как таковых; вторая — извлечение выводов из них следующих; третья — их принятие или отторжение. И во всех этих действиях разум проявляется в соответствии с заложенными в него законами, как уже упоминалось, и ещё, с Б-жей помощью, будет рассмотрено далее. А сейчас объясним их подробно, каждую из упомянутых функций в отдельности.

5 Речь идёт о Мишне в трактате Брахот: «Читающий «"Шма" и не слышавший (сам себя) своими ушами - "вышел"» (то есть исполнил заповедь чтения «Шма»). Анализируя эту Мишну, Гемора делает уточнение из сказанного в ней: «"Читающий" - постфактум (бэдеавад) - да, априори Слехатхила) - нет». Это значит, что изначально (априори - лехатхила) человек, читающий «Шма», должен делать это так, чтобы самому слышать то, что он говорит, однако, если он уже произнес текст и не слышал себя, то постфактум (бэдеавад) этого достаточно для исполнения заповеди, и он не должен читать повторно. Вывод об этом делается из того, что автор Мишны употребил слово «читающий», описывающее человека, который уже совершает это действие, тем самым как бы говоря: «Если уж он читает 'Шма' таким образом, что не слышит себя - он исполнил заповедь».

6 Мишна в трактате «Хулин»: «Все совершают убой (скота) и зарезанная ими (скотина) - кшера (пригодна в пищу)». Автор мишны хочет сказать, что даже человек, нечистый ритуально, имеет право резать скотину, предназначенную для еды, даже если есть её собираются в ритуальной чистоте, как будто это кода-сиим (мясо жертв, которые запрещено есть, находясь в состоянии ритуальной нечистоты). Как объясняет Гемора (там 26): «Берёт длинный нож и режет так, чтобы не коснуться (руками) мяса». Рамхаль же цитирует Гемору ради первоначального анализа слов автора Мишны, когда Гемора говорит, что приведённый закон: «Все совершают убой (скота)...» - сформулирован так, что из него следует, будто это разрешение действует даже априори {лехатхила), то есть, если человек, находящийся в ритуальной нечистоте спросит, имеет ли он право резать скотину, предназначенную для еды в ритуальной чистоте, мы должны позволить ему сделать это (с оговоренными условиями).

7 Речь о фрагменте Геморы в трактате «Псахим», которая задаётся вопросом: «Если дом сдан в аренду 14-ого Нисана; в то время, когда все дома уже должны быть проверены на отсутствие квасного, запрещённого перед наступлением Песаха после полудня 14-го нисана, можем ли мы быть уверенными, что он проверен (на отсутствие квасного)? По сути, этот вопрос содержит в себе подтекст, насколько мы уверены в серьёзном отношении к этой проблеме со стороны каждого исполняющего заповеди еврея. Уточняет Гемора: «Для чего ты спрашиваешь? Спроси хозяина дома, проверил он его или нет! - И отвечает, например, когда нет его (хозяина) здесь, чтобы спросить, и нам необходимо понять, должны ли мы затруднять арендатора проверкой или можно быть уверенным, что хозяин уже проверил дом. Гемора отвечает на заданный вопрос так: «Сказал рав Нахман бар Ицхак - учили! То есть ответ на этот вопрос уже находится в известной нам мишне: "Мы доверяем всем, когда они свидетельствуют об уничтожении квасного, даже женщинам, рабам и детям” - какова причина, что мы доверяем им? Разве не потому, что мы уверенны в том, что все дома проверены? Рав Нахман бар Ицхак считает эту мишну, позволяющую полагаться на свидетельство рабов женщин и детей, основанием для подтверждения закона о том, что относительно каждого еврея, исполняющего заповеди, можно быть уверенным, что он проверил свой дом в установленный срок. Поскольку женщины, рабы и дети не могут быть свидетелями в полном смысле этого слова, он считает, что истинная причина доверия в данном случае, это упомянутая уверенность. На что Гемора возражает: «Вот это: "Мы доверяем всем?!", сказанное в мишне, противоречит выводу р. Нахмана бар Ицхака, поскольку, если бы автор мишны действительно полагался на упомянутую уверенность, то - "можно быть уверенным, что все дома проверены", требовалось сказать ему!» То есть язык автора Мишны заставляет нас считать, что в данном случае мы действительно полагаемся на свидетельства тех, кто в большинстве случаев не может являться свидетелем, а не на некую уверенность, что каждый еврей уже проверил свой дом. Все три приведённых отрывка из Талмуда являются примерами того, как анализ текста закона является основанием для одних утверждений или опровержением для других. Такого рода анализ возможен благодаря тому, что существует универсальная для всех людей логика использования языка.