Ноябрь 2017 / Кислев 5778

6. Тохен - молоть

6. Тохен - молоть

Одной из работ при возведении Мишкана была покраска шерстяных тканей, которыми покрывали все сооружение. При этом использовались растительные красители. Чтобы их получить, надо было растения собрать, высушить и перемолоть в порошок. Вот этой последней работой - перемалыванием - мы сейчас и займемся.

Перемалывание в цикле строительного процесса шло сразу после отбора (растения надо было отсортировать, изъяв из них мусор и некачественные экземпляры). Суть мелахи, которую мы называем перемалыванием, или помолом (от слова молоть), состоит в механическом размельчении натуральных продуктов, т.е. путем их дробления, толчения или разрезания на мелкие кусочки. При этом, как считают большинство комментаторов Талмуда, нет существенной разницы между продуктами сухими и содержащими жидкость. Например, давить сочные фрукты, так чтобы в результате получалась однородная масса, или пюре, тоже нельзя, поскольку такая работа входит в категорию тохен, перемалывание.

Впрочем, определение мелахи, названной нами тохен, требует уточнения. Дело в том, что в самом обычном процессе - в принятии пищи - мы постоянно размельчаем продукты: сначала режем их на куски или разламываем, потом откусываем зубами, пережевываем. Тем не менее, Тора не запрещает есть в Субботу! Более того, она вроде бы не указывает нам, каким образом потреблять еду: отрезать ее понемногу от одного большого куска или предварительно нарезать все блюдо на маленькие кусочки и только затем есть. Следовательно, необходимо провести границу между размельчением продуктов в ходе еды (по-еврейски дерех-ахила), что разрешено, и созидательной мелахой, которая безусловно запрещена. Тут снова на помощь приходят комментаторы Талмуда, которые дают нам несколько критериев для класса работ тохен.

Первый критерий: продукты земли. В указанный класс входит любая работа по размельчению веществ и материалов, называемых "продуктами земли", поскольку именно их перемалывали при сооружении Мишкана. Правда, понятие "продукты земли" в алахе несколько шире, чем то, к которому мы привыкли: в него входят не только растения, но и сама земля, а также ее ископаемые. Поэтому нельзя измельчать в Субботу, например, комья земли или засохшей глины, натирать металлы напильником для получения порошка и т.д. Но размельчение таких продуктов как сыр, яйца или мясо не входит в категорию тохен, поскольку их нельзя отнести к "продуктам земли". Впрочем, мудрецы во избежание ошибок запретили молоть их тем же способом, что и в будни, т.е. пользоваться ступками, терками, мясорубками и т.п. Но можно использовать яйцерезки (и аналогичные приспособления для резки помидоров, лука и т.п. на тонкие кружочки), т.к. они не предназначены для помола.

Второй критерий: степень помола. Очевидно, что перемалывание — это дробление продукта на очень мелкие части или даже в порошок (классический пример -помол муки). Тем самым разрезание на кусочки входит в категорию тохен только если эти кусочки действительно мелкие. Вывод: резать продукты на крупные куски можно, потому что это действие не похоже на помол, который производился при сооружении Мишкана.

Третий критерий: время. В процессе еды мы размельчаем продукты (например, при помощи вилки и ножа) для того чтобы съесть их немедленно. Но если продукты нарезают на мелкие части, чтобы подать нарезанное к столу позже, ибо до начала трапезы еще остается время, то такое действие нельзя назвать дерех-ахила, обычным потреблением пищи. Обычное потребление пищи, и мы об этом знаем, разрешено. Так вот, к обычному процессу еды можно отнести только такое размельчение, которое происходит во время еды или непосредственно перед едой, но не до нее.

Последнее замечание надо расшифровать. Пример: иногда требуется нарезать к трапезе настолько много салатов, что приходится начинать заблаговременно. Так вот, такое приготовление будет считаться интегральной частью процесса еды, если оно закончится незадолго перед тем, как сядут за стол. Если, конечно, при этом не пользуются специально предназначенными для помола приспособлениями, типа упомянутой выше терки и мясорубки. Использование подобных приспособлений несовместимо с понятием дерех-ахила: перед нами уже не процесс еды, а процесс ее приготовления, т.е. совсем другое действие.

Мы привели третий критерий. С ним согласно подавляющее большинство законоучителей. Однако его использование ограничено. Во-первых, существует противоположное мнение, запрещающее размельчение даже в том случае, когда оно производится непосредственно перед едой. Во-вторых, среди тех, кто разрешают тохен в процессе еды, есть такие, что относят это разрешение к нарезанию на кусочки, но запрещают настоящий помол (на очень мелкие фрагменты) даже непосредственно перед едой. Поэтому там, где нет особой необходимости в перемалывании пищи, даже непосредственно перед едой не принято толочь и резать продукты земли на мелкие кусочки.

Четвертый критерий: созидательный характер. Перемалывание, не приводящее к серьезным изменениям пищи - например, повторный помол однажды размельченных продуктов, - не входит в категорию тохен. Даже если человек вновь соединил размельченные продукты, допустим, замесил из муки тесто и испек его, то полученный продукт можно раскрошить на крошки. Запрет помола действует только там, где нарушается естественное единство исходного продукта, но, повторяем, размельчение искусственного соединения не рассматривается как тохен. Впрочем, как и в первом критерии, мудрецы запретили в подобных случаях пользоваться специальными приспособлениями.

Теперь, когда правила более или менее упорядочены, можно перейти к конкретным вопросам.

Допустим, мы хотим приготовить овощной салат для субботней трапезы. Как это сделать? Поскольку овощи -продукты земли, то к ним, очевидно, применим запрет тохен (критерий 1), а значит, их нельзя мелко резать (критерий 2), даже если мы собираемся это сделать непосредственно перед едой, - с маленьким добавлением: если в том нет особой необходимости (см. финальное замечание в тексте критерия 3). Однако можно нарезать овощи на крупные куски, поскольку такое размельчение помолом не считается. И все же, поскольку мы точно не знаем, где проходит грань между мелкими и крупными кусками, рекомендуется приготовить салат непосредственно перед едой (перед самым началом трапезы, даже если она длится несколько часов, а салат, пусть на этот раз фруктовый, мы планируем подать среди завершающих блюд). Отметьте, что наша рекомендация опирается одновременно на второй и третий критерии. Именно одновременно, поскольку каждый из них в отрыве от другого не достаточен. Но если возникает необходимость (например, для людей, испытывающих затруднение при жевании), то можно опереться только на один третий критерий и незадолго до трапезы нарезать еду на мелкие кусочки.

Другой случай. Можно ли сделать в Субботу картофельное пюре (ведь и здесь мы имеем дело с продуктом земли)? Ответ: если овощи сильно разварились, нам помогает четвертый критерий: раз в процессе варки картофель стал мягким настолько, что его внутреннее единство нарушилось, то запрет тохен на него не распространяется. По той же причине можно намазать на хлеб конфитюр или повидло. Но если картофель не разварился, то четвертый критерий неприменим и делать пюре нельзя.

Относительно того, можно ли в Субботу размять банан для маленьких детей, мнения разошлись: одни авторитеты разрешают размять плод непосредственно перед едой, другие требуют, как минимум, делать это измененным образом - скажем, не вилкой, как в обычные дни, а ложкой. Аргументируется такое "устрожение" тем, что близость к трапезе разрешает только резку на мелкие кусочки, но молоть или толочь продукты земли даже непосредственно перед едой нельзя (помните, мы говорили, что есть такое ограничение?). Вывод: поскольку вопрос остается спорным, стоит придерживаться более строгого мнения; но, если кто-то испытывает при этом неудобство, ему следует обратиться за консультацией к знающему раввину.

Сказанное про банан, в принципе, относится и к авокадо. Различие заключается в том, что спелое авокадо обычно настолько мягко, что напоминает пасту, а значит, его можно намазывать на хлеб. Причина проста: нет размельчения, операцию намазывания нельзя назвать помолом.

В Субботу разрешается толочь печенье, сухари и другие мучные продукты - в соответствии с четвертым критерием; единственное ограничение: при этом нельзя пользоваться терками, ступками и т.п. приспособлениями. То же самое относится к сахару-рафинаду, шоколаду и к столовой соли. Внимание: на каменную соль (если ею кто-то пользуется в бытовых целях) разрешение не распространяется, поскольку каменная соль - "продукт земли" и цельность ее кристаллов - естественная.

Закончим обзор примеров традиционным еврейским блюдом, подаваемым во многих семьях субботним утром, -рубленные яйца с луком. Яйца — не продукты земли; значит, их можно размять вилкой, т.к. вилка не является специальным приспособлением для помола. Причем размять яйца можно и задолго до начала трапезы. Но вот с луком проблема! Мелко порубить его нельзя (продукт земли); придется резать на более крупные кусочки, да и то лишь перед началом еды (согласно критериям 2 и 3). 

ПОМОЛ В ПРАЗДНИК (ЙОМ-ТОВ)

По поводу праздников в Торе сказано (Шмот 12:16): "Не делайте никакой работы (мелаха). Только то, что служит пищей (охелъ-нефеш[1]), только это можно вам делать". Получается, что законы праздника отличаются от законов Субботы исключительно в одном пункте: в Йом-тов разрешается делать мелахот, которые необходимы для приготовления праздничной трапезы.

И все же мудрецы Талмуда запретили операции, которые в силу их трудоемкости принято совершать сразу с большим объемом, такие как жатва, молотьба и помол. Понятно, что человек, обнаружив недостаток муки, не выходит в поле с серпом, чтобы нарезать колосков ровно на два батона хлеба. Скорее всего, он скосит большое количество растений, все их обмолотит, провеет и перемелет жерновами, - не возиться же ради двух килограммов муки! Поэтому, если бы мудрецы не запретили такие работы, то так, в трудах и заботах, прошел бы весь Йом-тов. Согласитесь, ни настоящего веселья, ни духовного возвышения не получилось бы.

Из всего сказанного ясно, что молоть пищевые продукты в Йом-тов нельзя. Это следует сделать накануне, до наступления праздника. И все же на некоторые виды помола запрет не распространяется - при условии, что обрабатывается только такое количество, которое необходимо для праздничной трапезы. Что это за исключения?

Прежде всего можно молоть продукты, которые могут испортиться, если помолоть их заранее. Сюда относятся бананы, лук и чеснок, яблоки. Их можно измельчить привычным, принятым в будни способом, даже пользуясь запрещенными в Субботу специальными приспособлениями, например, теркой. Также можно молоть и продукты, которые не испортятся, но способны потерять вкус и аромат, -правда, с одним обязательным исключением: молоть их надо несколько измененным по сравнению с буднями способом. По-еврейски такая форма работы называется бешинуй, "путем изменения". Например, хрен надо натирать не так, как это принято в будни, а, скажем, прямо на столе либо на бумаге вместо привычного натирания на тарелке; причем можно использовать обычную терку.

Разрешение специальных приспособлений в Йом-тов не распространяется на жернова, поскольку они предназначены для квалифицированного помола продуктов в больших количествах. Скорее всего, это ограничение не касается домашних мясорубок и кофемолок, но, т.к. полной ясности в этом вопросе нет (авторитеты не пришли к единому выводу), фарш и подобные вещи лучше готовить заранее. Если же приготовить их заранее не удалось, то можно использовать мясорубку (только не электрическую!) - но бе-шинуй: над бумагой или столом. Кофемолкой же лучше вообще не пользоваться.

Салат в праздник, и этим Йом-тов отличается от Субботы, можно приготовить, нарезав овощи на мелкие кусочки, причем нет необходимости делать это непосредственно перед едой.

Не портящиеся продукты, повторяем, следует молоть накануне праздника. И лишь, когда забыли это сделать заранее - можно измельчить их измененным способом. Говоря о помоле мучных продуктов, вспомним, что такая операция не входит в категорию тохен, а поэтому их можно размельчать самым обычным способом, т.е. как мы это делаем в будни.

[1] Перевод: "еда для живого организма".