“И будет..."

“И будет..."

Всевышний дал еврейскому народу Эрец-Исраэль в награду за исполнение заповедей. И оставляя путь Торы, мы лишаемся награды: "...И будете вы оторваны от земли, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею" (Дварим, 28:63). Земля Страны Израиля - тоже участник договора между Б-гом и еврейским народом, она обладает загадочным свойством цвести и плодоносить, "течь молоком и медом", когда на ней живут евреи, и превращается в бесплодную пустыню, когда на ней поселяются чужаки.

В израильском политическом жаргоне широко используется термин "зеленая линия": так называют границу, до 1967 года отделявшую области Эрец-Исраэль, вошедшие в состав Израиля, от тех, что остались под арабской оккупацией. Почему эта граница называете;; "зеленой линией"? Очевидцы говорят, что линия эта с вертолета действительно выглядела зеленой - на израильской стороне зеленели леса, сады и поля, а на захваченной арабами не было ничего, кроме голых камней, и граница цветения в точности повторяла государственную границу. Почва по обеим сторонам границы была, разумеется, одинаковой...

Веками не переставали люди удивляться тайне Страны Израиля. Вот как описывал свои впечатления известный французский востоковед К. Вольней, посетивший Эрец-Исраэль в конце XVIII века:

"Повсюду я видел лишь разбой и опустошение, тиранию и нищету. Каждый день я встречал на своем пути заброшенные поля, опустевшие деревни, города, лежащие в развалинах... Перед моим духовным взором оживала история прошедших времен... Что стало с этой страной изобилия и бурной деятельности? Где пахари и возделанная ими земля, где стада, где все то, что составляло гордость и украшение этой страны? Увы! Я объехал всю эту пустыню, посетил места, где некогда пышно цвела жизнь, и не видел ничего, кроме запустения и безлюдья... Великий Б-же! Отчего произошли столь роковые перемены? По каким причинам так разительно изменилась судьба этой страны?.. В чем причина проклятья Небес, тяготеющего над нею?" (Цит. по книге р. Ицхака Зильбера "Пламя не спалит тебя", Иерусалим, изд-во “Шамир", 1989, стр. 106-107.)

Слова эти читаются как прямая иллюстрация к пророчеству Торы: "И опустошу Я страну вашу, и изумятся ей враги ваши, которые поселятся в ней. А вас рассею между народами и обнажу меч вслед вам, и будет страна ваша пуста, и города ваши будут руинами" (Ваикра, 26:32,33). "И скажут все эти народы: за что поступил Б-г так с этой страной? Чем вызван великий гнев этот? И скажут: за то, что оставили они союз Г-спода, Б-га отцов их" (Дварим, 29:23,24).

Но в этих же словах Торы Рамбан (р. Моше бен Нахман), великий мудрец, комментатор Торы, философ и кабалист, живший в XIII в., находил и утешение. "Эти слова -добрая весть для нас, - писал он, - ведь Тора говорит здесь, что во время нашего изгнания наша страна не будет принимать наших врагов. А доказательство тому: нет в мире страны, кроме Эрец-Исраэль, которая раньше столь процветала, а теперь так разрушена и пустует. Ведь с тех пор, как мы покинули ее, многие народы хотели утвердиться здесь, но не удалось это им, так как не принимает она чужеземцев".

Сам Рамбан побывал в Эрец-Исраэль в 1267 году и мог наглядно убедиться в исполнении древних пророчеств. "Что могу я рассказать об этой стране? - писал он. - Она пустынна и запущена. Самые святые места в ней подверглись, как правило, наибольшим разрушениям. Иудея пострадала больше всего, а в Иудее самая страшная судьба постигла Иерусалим".

Кто мог представить себе, что опустошенная страна восстанет к жизни, что из развалин поднимутся города, а в пустыне расцветут сады? Только евреи верили, что это чудо произойдет, потому что вся наша история - не меньшее чудо. Евреи знали, что настанет час и Страна Израиля возродится, как сказано в книге пророка Йехезкеля: "А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему, Израилю, ибо скоро придут они" (Йехезкель, 36:8).

Никакие трудности жизни в изгнании не могли погасить в еврейском народе глубокой веры в то, что Всевышний вернет Свой народ в Сион и восстановит Иерусалим. Никогда евреи не забывали слова Торы:

И будет, когда сбудутся на тебе все слова эти, благословение и проклятье, которые изложил я тебе, и примешь это к сердцу своему среди всех, народов, к которым забросил тебя Г-сподь, Б-г твой, и обратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и исполнять будешь волю Его во всем, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои, всем сердцем твоим и всей душой твоей. И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнание твое, и смилостивится над тобой, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Г-сподь, Б-г твой. Если будет изгнанник твой на краю неба, то и оттуда соберет тебя Г-сподь, Б-г твой, и оттуда возьмет тебя, и приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в страну, которой овладели отцы твои, и овладеешь ею, и облагодетельствует Он тебя, и размножит тебя более отцов твоих (Дварим, 30.1-5).

Самый закоренелый скептик не сможет отрицать, что предсказание это начинает сбываться на наших глазах, ибо мы находимся в конце галута. Мы понимаем, что удостоились этого отнюдь не за наши собственные заслуги - ведь наше поколение далеко от совершенства. Предсказание это сбывается потому, что так обещал Всевышний нашим протцам - Аврааму, Ицхаку и Яакову.

Кабала говорит, что поколение, которое будет жить накануне прихода Машиаха, будет "поколением наглецов", и, на первый взгляд, ему положено будет суровое наказание. Это поколение будет исполнять всего лишь одну заповедь - заповедь обрезания. И вот что пишет по этому поводу Рамбан: «...Поясню слова пророка Зхарьи [9:11,12]: "И ты - ради крови союза твоего выпустил Я узников из ямы, в которой нет воды. Возвращайтесь в крепость, узники надежды". Здесь содержится намек о временах перед приходом Машиаха, - что то поколение будет полностью виновным, и забудется Тора в Израиле, и умножатся наглость и дерзость, как сказано: "из ямы, в которой нет воды", и что не останется у них никаких заслуг, кроме исполнения заповеди обрезания».

Несмотря на то, что это недостойное поколение оставит путь Торы, одну заповедь - заповедь обрезания - все же будут соблюдать и благодаря ей будут спасены. И мы видим, что сегодня даже самые далекие от религии родители делают своим сыновьям обрезание. Почему же они исполняют именно эту заповедь, одну из труднейших? Ведь проще, наверное, воздержаться от поездки к морю в субботу, чем отдать на операцию крошечное любимое существо? Еще одна загадка еврейского народа?

Разгадка заключается в том, что обрезание - это знак вечного союза между еврейским народом и Б-гом. Союза, который никто не может расторгнуть.