На восьмой день

На восьмой день

Первым евреем, исполнившим заповедь обрезания, был наш праотец Авраам. Он совершил обрезание в возрасте 99-ти лет.

Рассказывают наши мудрецы, что Авраам сидит у входа в ад и спасает от него каждого еврея, который обрезан. Тот же, кто необрезан или осквернил знак священного союза связью с нееврейкой, соединив свою жизнь с дочерью необрезанных, и не исправляет своего поведения, - такой человек приравнивается к необрезанным.

Почему Всевышний ждал, пока Авраам состарится, и только тогда повелел ему совершить обрезание? Всевышний сделал это ради тех евреев, которых не обрезали вовремя, на восьмой день, чтобы они не боялись пройти эту операцию в зрелом возрасте, говоря: “Я уже немолод, прожил жизнь без обрезания сейчас уже поздно...". Не поздно же было Аврааму в его 99 лет! Другая причина: чтобы не закрывать двери перед прозелитами, неевреями, которые хотят присоединиться к нашему народу.

Обрезая ненужную в сущности крайнюю плоть, человек устраняет “необрезанность сердца". Сердце его открывается для любви к Б-гу, в нем рождается желание служить Всевышнему. Мидраш рассказывает, что после обрезания тело и дух Авраама пришли в состояние пблной гармонии. Теперь он мог управлять своим телом с помощью разума. И когда, много лет спустя, в критический момент рука Авраама отказалась ему повиноваться и поднять нож на любимого сына Ицхака (проще говоря, отнялась, онемела), Авраам усилием воли послал руку выполнять повеление Б-га. Известно также, что именно после обрезания Авраама Сара, его жена, забеременела и родила Ицхака, что само по себе было чудом - ведь Саре было тогда 90 лет! Ицхак был первым евреем, которого обрезали на восьмой день.

Обрезание - вторая из 613 заповедей, которые Всевышний дал евреям. Отсрочить ее исполнение не может ни суббота, ни Йом-Кипур, если они выпадают на восьмой день после рождения ребенка. Но Всевышний дал нам заповеди не для того, чтобы мы умирали, но для того, чтобы мы жили по ним, как сказано в Торе: "...исполняя которые, человек живет ими" (Ваикра, 18:5). Поэтому важнее заповеди обрезания только спасение жизни человека (пикуах нефеш): если ребенок родился слабым, больным или недоношенным, обрезание откладывают.

Тора говорит, что когда Всевышний повелел Моше-рабейну вернуться в Египет и вывести оттуда народ Израиля, он так спешил отправиться в путь, что не успел сделать обрезание своему новорожденному сыну. "И было в пути на ночлеге - настиг Б-г Моше и хотел умертвить его". За что же? За то, что тот торопился исполнить волю Б-га? Нет, за то, что пренебрег заповедью "союза крови". Ципора, жена Моше, взяла тогда каменный нож и сама обрезала ребенку крайнюю плоть, тем самым отведя смерть от Моше.

Поскольку в пустыне делать детям обрезание было опасно, евреи, родившиеся в пустыне после исхода из Египта, не были обрезаны и не могли вступить во владение обещанной им страной - Страной Израиля. Поэтому Всевышний повелел вождю народа Йегошуа бин Нуну сделать обрезание всем мужчинам, родившимся в пустыне, прежде чем они ступят на землю Эрец-Исразль.

Обязанность совершить обрезание сыну лежит на отце. "Нет у человека ничего более дорогого, чем сын, - говорил раби Шимон бар Йохай, - и он должен сделать ему обрезание, а ведь это болезненная процедура! Почему же так?“ Сказал раби Нахшон бен Шмуэль: “Чтобы исполнить волю Всевышнего". Отец видит, как течет кровь, - и радуется. Более того, он собирает гостей, принимает поздравления, устраивает богатую трапезу с песнями и плясками, одним словом, отмечает обрезание сына, как праздник. Что же это за обычай у евреев - устраивать празднество по случаю хирургической операции? Разве пляшут, когда человеку, скажем, вырезали аппендицит? А мы празднуем совершение обрезания, радуемся вступлению еще одного еврея в священный союз. Как сказал рабан Шимон бен Гамлиэль: каждую заповедь, которую евреи приняли с радостью, они и исполняют с радостью. Даже если ее исполнение причиняет боль любимому созданию.

Тот, кого не обрезали в детстве, обязан позаботиться о собственном обрезании, когда вырастет. Каждый день, который он прожил, будучи необрезанным, является новым днем нарушения, которое карается очень строго. Поэтому делать обрезание надо немедленно, как только представится возможность.

Время исполнения заповеди обрезания - дневная часть суток, от восхода солнца до его заката. Принято совершать обряд утром, чтобы как можно скорее исполнить заповедь. Если обрезание по ошибке сделали ночью, после появления звезд и до восхода зари, то как только наступит день, необходимо выпустить капельку крови во имя исполнения заповеди обрезания.