“Союз Мой с тобою..."

“Союз Мой с тобою..."

Сказано в Торе:

И Аврам пал ниц, и говорил с ним Б-г так: "...И заключу Я союз Мой между Мною и между тобою и между потомством твоим после тебя, во всех поколениях их, вечный союз, чтобы быть Б-гом тебе и потомству твоему после тебя. И дам тебе и потомству твоему после тебя страну твоего пребывания, всю Страну Кнаан, во владение вечное, и буду им Б-гом". И сказал Б-г Аврааму: "Ты же соблюдай союз Мой, ты и потомство твое после тебя, во всех поколениях их. Вот союз Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомством твоим после тебя: обрезан пусть будет у вас каждый мужчина. Обрезайте крайнюю плоть вашу, и будет это знаком союза между Мною и между вами. Восьми дней от роду да будет обрезан у вас каждый мужчина во всех поколениях ваших... И будет союз Мой в вашей плоти запечатлен - вечный союз. А тот мужчина, который не обрежет свою крайнюю плоть, будет наказан: душа его будет отторгнута от народа ее - потому что союз Мой расторг он!"(Брейшит, 17:3-14).

Итак, ответ на загадку известен с тех пор, как существует на земле Тора. Авраам всю свою жизнь убеждал людей, что наш мир создан Б-гом и что Он - Владыка Вселенной. Именно с Авраамом и заключил Всевышний Свой союз, “чтобы быть Б-гом тебе и потомству твоему после тебя” - ты станешь родоначальником вечного народа, который никому не дано уничтожить и который будет продолжать твое дело - нести человечеству веру в единого Б-га. И второе: “И дам тебе и потомству твоему... всю Страну Кнаан, во владение вечное" - после всех изгнаний Всевышний вернет еврейский народ на Родину, в Эрец-Исраэль, в страну, которую Он дал нам в вечное владение.

Союз - обязательство двустороннее. Б-г, как мы можем убедиться, выполняет Свое обещание. Мы же должны выполнять свою часть договора - соблюдать заповеди: "Ты же соблюдай союз Мой".

Всевышний объясняет, чтб именно является знаком этого союза: "Вот союз Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомством твоим после тебя: обрезан пусть будет у вас каждый мужчина. Обрезайте крайнюю плоть вашу, и будет это знаком союза между Мною и между вами".

Это означает, что еврей не может забыть о своем союзе со Всевышним: знак этого союза запечатлен на его теле.

Три заповеди Тора называет знаком союза между евреями и Б-гом: суббота, тфилин и обрезание. Одна из этих заповедей - обрезание - не ограничена ни пространством, ни временем.

Но что вообще такое заповедь? Разве Б-г нуждается в каких-то наших поступках? Или Он указывает, чтб нам надо делать для нашей же пользы, но из-за ограниченности нашего разума мы не в состоянии понять это сами?

Эти вопросы упираются в другие, еще более глубокие: "Зачем Всевышний создал мир? Почему мир таков, каков есть?"

Вот какой ответ дают наши мудрецы. Б-г -источник добра. Сущность добра состоит в том, что оно стремится к распространению, ведь не может же добро изливаться на самое себя! Но если добро распространяется, значит, нужен кто-то, кто может его получать. Поэтому Всевышний создал человека, наделил его душой и разумом и сделал так, чтобы человек получал добро не в качестве незаслуженного подарка, но как награду за свои поступки. Сказано в Иерусалимском Талмуде (трактат Орла, гл. 1): "Сказал раби Юдан бен Ханина: тот, кто ест не свое, стыдится взглянуть на попечителя". Чтобы человек не чувствовал себя нищим, живущим на подаяние, Всевышний и создал мир несовершенным, пожелав, чтобы мы исправляли себя и все, что нас окружает. А наградой за это будет высшее и вечное добро.

Избранность же еврейского народа состоит в том, что лишь он один, получивший Тору и заповеди, действительно знает и понимает волю Творца и потому может достойно выполнять предназначение человека. Но это - внутреннее отличие евреев от других народов. А внешнее его проявление в материальном мире -это обрезание.

Награда евреям за исполнение именно этой заповеди — страна, называвшаяся когда-то Кнаан, а затем ставшая называться Эрец-Исраэль, Страна Израиля. И страна эта была дана еврейскому народу благодаря тому, что его сыны исполняют заповедь обрезания.