Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Стимулы

Стимулы

Услышав слово "стимул", девять из десяти учителей скажут: "Я ими пользовался, но они не помогают".

Однако всем нам известны случаи эффективного использования стимулов, как в школе, так и в других сферах деятельности. Например, в бизнесе, где успех и неудача определяются по объему реализованной продукции, стимулы хорошо зарекомендовали себя. Убедившись, что стимулы помогают, мы должны теперь найти оптимальные возможности для их создания и использования на уроках.

Я считаю, что самое важное и эффективное средство использования таких стимулов - это энтузиазм самого учителя. Если учитель испытывает искреннее воодушевление на уроке, он сумеет "заразить" своей энергией учеников и побудить их к действиям. Если же план стимулирования спущен ему из канцелярии директора, и он формально реализует его в классе, от таких стимулов не приходится ожидать пользы.

Здесь я хотел бы отступить на минуту от темы. Каждому опытному преподавателю младших классов известно, что детей невозможно обмануть. Если вы говорите искренне, они поймут и оценят вашу честность. Но если вы ведете себя претенциозно, напоказ, вам не удастся скрыть это от детей. Стимулируя класс, старайтесь проявить личную заинтересованность и энтузиазм. Это вдохновит детей; они заразятся вашим воодушевлением. Иначе никакие стимулы не помогут.

Если учитель твердо знает, что успех занятий целиком зависит от его личного энтузиазма, материальная ценность стимула уже не важна. Я видел, как дети радовались простым листам цветной "конструкторской" бумаги, потому что их учитель относился к этой бумаге как к чему-то очень ценному. Но бывали случаи, когда ученики отворачивались от дорогих игрушек всего через пять минут после начала урока, и виноват в этом был учитель, сам не проявивший достаточной заинтересованности.

Пример.

С первых уроков Пятикнижия учитель понял, что несколько учеников нуждаются в дополнительных занятиях. Посвятив им десять минут классного времени, он должен был следить за тем, чтобы другие дети продолжали учиться самостоятельно. С этой целью он выделил дальний угол класса под "бейт-мидраш" (так называется помещение иешивы, где учатся самостоятельно и попарно), оградив его веревкой и повесив на нее табличку. Чтобы попасть в "бейт-мидраш", ученик должен был преуспеть в учебе и затем, оказавшись за веревкой, вести себя тихо и прилежно учиться со своим партнером. Дети очень старались попасть в "клуб избранных".

Один воспитатель детского сада научил меня приему, который я потом много раз использовал с неизменным успехом. Он резал цветную бумагу на квадраты размеров восемь на восемь сантиметров, пробивал дырку в углу каждого квадрата и нанизывал их на резинку. Получались своеобразные бирки или знаки отличия, на которых можно было делать надписи и затем вручать детям, чтобы они прикрепляли их к пуговице на курточке или на рубашке. С помощью таких "знаков отличия" он формировал различные "клубы". Ребенок, заслуживший членство в "клубе", получал бирку, на которой цветным фломастером было выведено его имя, прицеплял ее к одежде и шел с ней в столовую, чтобы вся школа видела его достижение.

Следите за продолжительностью стимулов.

Даже самые удачные стимулы могут наскучить, если применять их слишком долго. В младших классах лучшие результаты достигаются, когда цикл стимулирования начинается в первый день учебной недели и завершается в четверг или пятницу. Награды вручаются перед шаббатом.

Своевременно выполняйте обещания.

Нет нужды напоминать учителям о необходимости выполнять свои обещания. Практика, однако, показывает, что многие дети ждут своей награды неделю, а то и несколько недель. Надо ли после этого удивляться, что следующая программа стимулирования не находит отклика в классе? К сожалению, в некоторых школах администрация выдает поощрительные награды и призы, не вступая в непосредственный контакт с детьми и, в отличие от учителей, не заботясь о сроках их вручения. Поэтому еще раз подчеркну: давая обещания детям, надо быть уверенным, что вы сможете своевременно их выполнить.