Ноябрь 2017 / Хешван 5778

Классная доска

Классная доска

Учителя начальных классов часто пользуются классной доскойв процессе урока, находя ей все новые применения: она помогает объяснять, демонстрировать, уточнять, перечислять, а также привлекать и удерживать внимание детей.

Можно обойтись и без художественных способностей.

Прежде всего, спешу успокоить вас: вы можете быть прекрасным учителем, не обладая талантом художника. Всякий, кто видел мои рисунки на доске, безусловно согласится, что я начисто лишен самых элементарных способностей к рисованию. Однако, умение рисовать никак не связано с тем, что мы обсуждаем. Для визуального объяснения достаточно провести черту или изобразить человечка, состоящего из кружочков и палочек. Дети вас поймут. Перед каждым трудным уроком подумайте над тем, как лучше использовать рисунки на доске для раскрытия темы.

Визуальные объяснения.

Давайте посмотрим, как можно использовать классную доску для объяснения абстрактных концепций ученикам младших классов.

Им бывает трудно усвоить элементарные понятия, столь привычные и естественные для нас, взрослых. Но если объяснить такую концепцию с помощью иллюстрации на доске, урок станет для них легким, понятным и радостным.

Простой пример - звучание шофара. Если вы попытаетесь объяснить ученикам, в чем отличие между тремя звуками шофара, они в лучшем случае поймут лишь часть сказанного. Можно, конечно, взять шофар и воспроизвести эти звуки, чтобы дети восприняли их на слух. Но вы можете дать и визуальное объяснение: начертите три диаграммы, показывающие прерывистость этих звуков и их продолжительность. Тогда вся концепция трубления станет более ясной и понятной для большинства учеников, в чем и состоит главная цель при использовании наглядных средств обучения.

Приведем еще один пример. На каждое услышанное благословение полагается отвечать "амен". Но отвечать можно по-разному:

1) до того, как благословение будет произнесено;

2) сразу после его произнесения (правильный вариант);

3) после слишком долгой паузы.

Я впервые продемонстрировал эту разницу в такой ситуации. Один из учеников делал вид, что он произносит благословение, а я отвечал "амен" правильно и неправильно. Дети, как будто, понимали, но мне хотелось, чтобы они еще лучше запомнили разницу. Поэтому я придумал и нарисовал на доске простую схему. Детям она понравилась, и на следующем уроке, когда мы повторяли пройденный материал, они вспомнили ее и с удовольствием обсуждали правила чтения благословений. Вот эта схема:

х - слишком быстрое "амен",

х - своевременное "амен",

х - запоздалое "амен".

В доказательство приведем еще один пример. Однажды я объяснял в классе правила чтения благословений на еду. Когда мы дошли до "брахи а-моци", благословения на хлеб, дети не могли понять, почему произнеся перед едой эту "браху", мы не должны дополнять ее благословениями на другие виды продуктов - кроме "брахи" на вино.

Я дал обстоятельное объяснение, но не получил внятного отклика. Тогда я решил проиллюстрировать свою мысль на доске: я сравнил "браху а-моци" с зонтиком, под которым умещаются все другие продукты, и поэтому, когда мы едим их после хлеба, другие благословения не требуются. Однако в зонтике была одна дырка - для вина, которое, находясь под зонтиком "хлебного" благословения, требует все же своей "брахи".

Вы скажете, наивный прием? Возможно, но зато эффективный.

Рассказ на доске.

Классная доска кажется, на первый взгляд, примитивным средством обучения, но при ее умелом использовании учитель может удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Долгое время я, как и другие учителя, рассказывал детям занимательные истории: притчи на тему недельного раздела Торы, рассказы о еврейских мудрецах, об исторических событиях. При этом я сидел за столом, лишь изредка вставая и прохаживаясь по классу. Уроки шли своим чередом, но им чего-то постоянно не хватало.

Однажды я был на уроке, который вел другой, более опытный учитель. Когда он рассказывал классу какую-нибудь историю, дети слушали его с открытыми ртами. Секрет такого внимания был прост: учитель пользовался классной доской.

Убедившись, что доска удваивает наш потенциал общения с учащимися, позволяет устанавливать с ними контакт через звук и зрительные образы, я стал часто ею пользоваться, и благодаря этому легко овладевал вниманием класса. К тому же, когда мы рисуем и пишем на доске, мы совершаем физические движения, которые интригуют, завораживают детей.

Но что значит само выражение "рассказать историю на доске"? Описывая какой-нибудь эпизод, я пытаюсь изобразить его очень схематично на доске, и тем самым как бы вбиваю визуальный "колышек", за который может зацепиться детская память.

В еврейских школах, как известно, Тору изучают весь учебный год, по одному разделу в неделю. Стараясь увлечь детей, мы ежедневно рассказываем им понемногу что-нибудь из недельного раздела, а не выкладываем весь материал за один день. К концу недели мы обычно завершаем изучение большинства главных тем раздела.

Например, раздел "Лех леха" начинается с истории о том, как царь Нимрод бросил нашего праотца Авраама в огнедышащую печь. В процессе рассказа мы чертим на доске такой схематический рисунок.

Конечно, эта история далеко не столь проста, как наш рисунок, но и этих скупых штрихов вполне достаточно, чтобы дать ученикам общее графическое представление о том героическом эпизоде из жизни Авраама. Благодаря рисунку они запомнят историю и смогут легко пересказать ее на уроке или дома, потому что у них останется визуальная память о ней.

Затем мы рассказываем о Терахе и его "магазине идолов". Аврам, сын Тераха, разбил маленьких идолов в этом "магазине", а вину свалил на самого большого идола. Тем самым он доказал отцу, что идол не обладает никакой сверхъестественной силой и поэтому не может служить объектом поклонения. Говоря об этом, мы рисуем такую картинку.

Наша следующая история - о том, как Б-г обратился к Аврааму и велел ему "уходить из страны своей". Получив такой указ, Авраам покинул Харан и отправился в страну Ханаан с женой Сарой, племянником Лотом, прихватив с собой имущество и многочисленных учеников и последователей, которым он передавал знания о Едином Б-ге.

Еще одна история касается спора между пастухами Авраама и Лота. Как и в предыдущих случаях, детям будет легче понять ее благодаря простому и ясному рисунку на доске.

Похожие иллюстрации можно придумать и к другим сюжетам из этого недельного раздела.

Чего мы достигли с помощью этих рисунков?

Во-первых, нам удалось привлечь и прочно удерживать внимание учеников.

Во-вторых, мы помогли детям лучше понять смысл этих сюжетов. Мы, взрослые, воспринимаем многие концепции как нечто само собой разумеющееся. Но детям бывает трудно разобраться в них.

Изображения помогают ликвидировать эту преграду. Достаточно нарисовать овечку с намордником и без намордника, чтобы дети поняли, о чем идет речь.

Кроме того, рисунки на доске показывают хронологическое развитие истории, последовательность действий. Пересказывая какой-нибудь эпизод, многие ученики часто путают его начало, середину и конец. Рисуя события по порядку, учитель помогает детям лучше ориентироваться в них; в результате они правильно запоминают историю и способны дать ее связный пересказ.

И, наконец, этот метод позволяет ученикам младших классов повторять услышанную историю, глядя на доску. Можно дать им листы с рисунками (пусть они их раскрасят) и ключевыми словами для каждого сюжета. Тогда ученик сможет пересказать историю дома, глядя на рисунки.

Если вы до сих пор не пользовались этим методом, попробуйте его у себя в классе хотя бы два-три раза. Ваши усилия окупятся сторицей.

Не отказывайтесь от него даже при пересказе такого сложного для маленьких детей раздела, как "Итро", посвященного дарованию Торы у горы Синай. В "Мишпатим", где излагаются законы Торы, есть несколько мицвот, которые можно объяснить изобразительными средствами. Но что делать с разделами "Трума" и "Тецаве", в которых дано "техническое" описание переносного Храма, Мишкана, и одежд священников?

Недавно я предпринял осторожную попытку рассказать ученикам младших классов о строительстве Мишкана.

Я начал с балок и даже нарисовал их на доске, пользуясь иллюстрациями из книги "Маасе а-Мишкан". Мы не спеша обсуждали по одной детали в день, и дети буквально влюбились в этот рассказ. В результате мне удалось охватить почти все элементы Мишкана и его убранства.

Через две недели, когда эта тема была завершена, дети взахлеб рассказывали о Мишкане, как будто видели его перед собой. Нам даже удалось раздобыть скульптурную копию Мишкана, и мы собрали ее всем классом. Трудно описать восторг и чистую радость, которую испытывали дети, завершив строительство нашего собственного мини-Святилища.

Какие выводы можно сделать из этого опыта?

1) Дети способны выучить гораздо больше, чем мы предполагаем.

2) Они могут разобрать любую сложную, на первый взгляд, техническую тему, если ее правильно подать на уроке, и даже получить удовольствие от ее изучения.

Хотя некоторые мои коллеги с недоверием отнесутся к самой возможности преподавания младшим классам столь сложного материала как строительство Мишкана и порядок храмовых жертвоприношений, я все же считаю, что эти темы надо изучать с раннего возраста, поскольку маленьким детям гораздо легче воспринять необычные понятия и идеи, чем ученикам старших классов.

Если малыши умеют так хорошо ориентироваться в вымышленной реальности суперменов и батманов, почему бы учителю, наделенному хорошим воображением, не ввести их в высшую реальность святости - познакомить их с Мишканом, Иерусалимским Храмом и порядком жертвоприношений, дать им возможность вжиться в эти понятия, думать о них и мечтать. Профессиональное мастерство и энтузиазм помогут педагогу увлечь этими концепциями даже самых маленьких школьников, привить им не только навыки учебы, но и любовь к учебе.