Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Речь

Речь

Это самое известное и распространенное средство, обеспечивающее контакт учителя с учениками. Но вы, конечно, не раз слышали: "Я им все рассказал, все подробно объяснил... а они все равно не понимают". Вот несколько рекомендаций.

Примеры.

Как можно чаще пользуйтесь примерами, но лишь такими, которые помогают ребенку усвоить урок, а не осложняют понимание. Вы спросите, что это значит. Постараюсь объяснить.Много лет назад, когда я только начал преподавать, я подготовил однажды красивую притчу, чтобы объяснить детям материал урока. В ней речь шла о министре и колеснице. По ходу рассказа эти два слова много раз повторялись: министр и колесница. Когда я закончил свой, как мне казалось, образцовый урок, ясный и понятный для всех учеников, один мальчик поднял руку и спросил: "Ребе, кто такой министр?" Я не успел ответить, как поднялась еще одна рука: "Объясните нам, пожалуйста, и что такое колесница!" Отсюда мораль: надо пользоваться только теми примерами, которые вносят ясность в урок, а не мешают его пониманию. Пусть это будут примеры из личного опыта детей, те предметы и явления, которые их окружают. Избегайте рассказов, которые только запутывают их, в которых им труднее разобраться, чем в самом материале урока.

Хороший пример ребенок поймет легко и быстро, не нуждаясь в дополнительных объяснениях.

Свои объяснения приберегите для самого урока.

Инсценируйте пример.

Чтобы извлечь максимальную пользу из примера, сделайте его более наглядным, сценическим.Допустим, вы говорите, что Тору надо изучать так же увлеченно, взахлеб, как мучимый жаждой человек пьет воду. Теперь для наглядности приведите такую сценку:"Кто из вас совершал трудный поход или тяжело работалв очень жаркий день? Представьте, что вы два часа игралив футбол или работали под палящим солнцем, а потом вернулись домой. Вам жарко, вы потеете. Вы берете стакан с чистой прохладной водой. Как вы будете пить эту воду? Маленькими глотками, понемножку? И мама будет вас поторапливать:"Хаим, скорее пей"? Нет. Вы скажете благословение и выпьете воду одним залпом. Вам будет так жарко, что, возвращаясь домой, вы будете мечтать о стакане прохладной воды".

После такой инсценировки (разумеется, на том уровне, который понятен классу), вы сможете легче и быстрее объяснить материал урока.

Не "говорите", а "спрашивайте".

Учителя из собственного опыта знают, что дети лучше всего учатся не по лекциям и объяснениям, а в ходе личного участия в уроке. Когда мы отвечаем ученику на его вопросы и на вопросы его одноклассников, он активно вовлекается в учебный процесс, дискуссия становится для него более осмысленной, и есть основания предположить, что урок запомнится ему надолго.

Учитель начальной школы должен не только поощрять детей задавать вопросы на занятиях, но и объяснять им новый материал через вопросы. Один опытный преподаватель первого класса так сформулировал свою методику: "Я всегда учу с помощью вопросов, даже если вижу, что ответить на них могут только один-два ученика".

Если вы до сих пор не пользовались в классе этим методом, возьмите его на вооружение, и вы сами удивитесь, как живо откликнутся на него ученики. Используйте любую тему, найдите общую точку понимания и, отталкиваясь от нее, задавайте вопросы, вводя учеников в изучаемый материал.

Допустим, вы хотите рассказать ученикам о строительстве сукки и "облаке Славы", сопровождавшем и защищавшем евреев во время 40-летний странствий по Синайской пустыне.

"Кто из вас видел когда-нибудь пустыню? Вы знаете, как выглядит пустыня? Скажи ты, Моше. Правильно: там нет ни деревьев, ни улиц, ни домов, ни дорог, - ничего, а только один песок. Что будет, если там подует ветер? Тогда начнется песчаная буря. (Объясните и инсценируйте.) А теперь скажите, что происходит под жарким солнцем?"

Получая ответы от детей, делайте схематичные зарисовки на доске. В результате у вас получится ясная картина, составленная по их ответам. (О том, как надо делать такие зарисовки, будет рассказано в одной из следующих глав.)

Конечно, у этой методики есть свои недостатки и ограничения. Некоторые ситуации, возникающие на уроке, не поддаются разбору с помощью вопросов; иногда мы просто отклоняемся от темы, когда предоставляем детям свободу самовыражения и инициативу на уроке.

И все же я смею утверждать, что вопросами можно пользоваться гораздо чаще, чем это сегодня принято. При минимальном опыте (и достаточном терпении) вы научитесь применять этот метод с максимальной эффективностью.

Применяйте письменные вопросы с пропусками слов.

Для закрепления изучаемого материала рекомендуются упражнения с пропусками слов. Это один из самых эффективных вариантов вопросной методики. Вызовите ученика к доске и предложите ему устно вставить пропущенные слова в написанной фразе.

Например:

"Аврам отправился из___________ в Страну________. Он взял с собой свою жену________ и сына своего брата, которого звали ___________".

Здесь действует тот же принцип: вопрос пробудит интерес у многих учеников, которым недостаточно одной констатации фактов. Для эксперимента возьмите какую-нибудь тему и напишите вопросы к ней, которые помогут вам полнее раскрыть ее в классе. Затем проверьте, насколько помогла вам новая методика. Попробуйте, и результаты удивят вас!