Ноябрь 2017 / Хешван 5778

Использование песен

Использование песен

Однажды, слушая, как поют мои ученики, я вдруг понял, что в пении скрыты огромные учебные возможности. Мы пользуемся пением при чтении и заучивании материала, для запоминания слов и укрепления "духа Торы", чтобы развеять скуку на уроках, для поднятия настроения, при повторении материала, в поощрительных и других целях. Когда дети впервые открывают молитвенник ("сидур"), многие из них не могут прочесть вначале ни единой строки. Обычно после двух-трех попыток класс теряет всякий интерес к этому занятию. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, мы выбираем для чтения такие отрывки, которые можно читать нараспев, например, "Леха доди", "Кель Адон", субботние песнопения и др. Пение ломает рутину, избавляет от скуки, возникающей при обычном чтении молитв. Пауза (или смена темы). При смене темы урока, особенно, в большом классе (когда дети достают учебники, тетради, карандаши), возникает короткая пауза, которую можно использовать для коллективного пения. Некоторые учителя дают детям "маленький отдых" в эти минуты, но я считаю, что класс лучше отдохнет, если будет петь. Старайтесь использовать вне учебное время - паузы при смене темы занятий; перемены; минуты ожидания во время дождя; классные утренники; коллективные трапезы в честь окончания изучения одного из разделов Торы ("сиюм"); совместные встречи еврейских праздников или шаббата - для укрепления духа Торы и радости приобщения к ней. Поднимайте настроение класса с помощью песен. При достаточном количестве звукозаписей - магнитофонных и на компакт-дисках - вы сможете разработать специальный репертуар для своего класса, ориентируясь на вкусы учеников. Исполнение. Короткие песенки особенно удобно использовать для обучения новым буквам алфавита и стихам из Пятикнижия. Это помогает детям воспринимать новые знания возвышенно, творчески и создает условия для более заинтересованной учебы. Обучение новым словам и понятиям с помощью пения дает немалый эффект, но требует освоения сложной методики. Пример. Мы берем песню "Барух Элокейну", пишем ее текст на доске и поем вместе с учениками. Затем, если позволяет уровень класса, мы переводим какую-нибудь фразу из песни, например, "Ве-натан лану Торат-эмет" ("И дал нам Тору-истину"), и объясняем ее. В следующий раз можно разобрать другую строчку и т.д., пока не будет освоен весь словарный состав и понятия, соответствующие уровню класса. Этот метод приносит двойную пользу. С одной стороны, он вносит разнообразие в наше будничное, "прямое" преподавание, а с другой стороны, не только позволяет обучать детей любви к Б-гу увлеченно и ненавязчиво, но и дает им "зацепку", конкретную фразу из Торы или молитву, по которой они запоминают урок. Для этого существует множество молитвенных напевов и субботних песен. Зарубка для памяти. Использование песен как средства запоминания учебного материала известно всем. В еврейских школах песни помогают заучивать символы Пасхального седера, имена сыновей Яакова и т.д. При минимальном воображении учителя могут сами импровизировать, вставлять в известные мелодии те слова, которые требуется запомнить, например, чтобы выучить порядок недельных разделов Торы, имена и ключевые слова в той или иной книге ТАНАХа (десять главных слов в книге Рут и пр.). Но, пожалуй, самая ценная особенность пения состоит в том, что оно поднимает настроение детей. Пение способствует также эмоциональному сближению учителя и его учеников. Иудаизм как образ жизни приятен и человечен, и надо использовать каждую возможность, чтобы показать детям эту приятную сторону еврейской традиции. Пение как ни одно иное средство предоставляет учителю такую возможность. Я был искренне польщен, когда мой бывший первоклассник (ныне ученик четвертого класса) сказал мне: "Ребе, у нас был самый поющий класс".