Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Вы задаете тон

Вы задаете тон

Один известный педагог писал: "Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Все зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения".

Да, учитель способен на многое. Одна преподавательница рассказала, что ей удалось поднять настроение своих питомцев и даже повысить уровень их оценок с помощью простейшего приема: каждое утро она встречала их у дверей класса, широко улыбалась и каждого тепло приветствовала. Приятное, дружелюбное поведение учителя поднимает настроение ученика: он чувствует себя спокойнее, увереннее в себе, он лучше относится к учебе и всему окружающему миру.

Учитель, который считает, что "моя работа - давать информацию, учить с детьми материал", видит только одну грань своей работы. Главное в преподавании это, конечно, передача информации, но важно также, как подается эта информация.

Когда мать кормит ребенка, ей недостаточно лишь утолить его голод. Надо, чтобы ему понравилась еда, чтобы он ел охотно, с удовольствием. Тогда и питательные вещества будут лучше усвоены его организмом. Учитель тоже должен стремиться так подать классу учебный материал, чтобы пробудить у детей интерес, "аппетит" к знаниям.

Эта "гастрономическая" аналогия была использована известным комментатором Торы Раши в толковании фразы "Вот законы, которые ты разложишь перед ними" (книга "Шмот" 21:1). "Так накрывают стол перед едой", - пояснил он.

Ни одна мать не вывалит макароны из кастрюли прямо на стол перед голодным ребенком: на, мол, ешь! Прежде чем подать еду, она принесет ему тарелку, вилку, салфетку, возможно, также кетчуп или масло. Разница существенная.

За тридцать лет общения с директорами школ, учителями и родителями я понял, как мало мы еще знаем о своей профессии. Роль директора и учителей в учебном процессе неоспорима. Но родители тоже могут внести свой вклад. Кто как не они знают привычки и особенности своих детей, их сильные и слабые стороны в учебе. В молодости я видел в родителях своих противников и часто вступал с ними в споры. Но по мере приобретения педагогического опыта я понял, что учителя и родители должны не соперничать, а наоборот, сотрудничать. Ведь мы, учителя, не только преподаем детям религиозные предметы, но и воспитываем их, формируем их личность. Поэтому нам требуется помощь от родителей, а родителям - наша помощь.

Необходимо как можно раньше установить тесный контакт с родителями, чтобы не ждать возникновения проблем, а предупреждать их. Каналы общения должны быть открыты.