Обучение житейским приемам

Обучение житейским приемам

Мы привыкли к прямым методам обучения: "У меня, учителя, есть тема и текст. Я хочу, чтобы вы, ученики, поняли и запомнили факты и понятия". Точно так же плотник берет молоток и забивает гвоздь в доску. Чем сильнее он бьет молотком, тем глубже загоняет гвоздь в дерево. Однако в некоторых сферах требуется совершенно иная методика - не прямое, побудительное воздействие, а тонкое, ненавязчивое влияние. Второй подход особенно эффективен при освоении детьми житейских навыков, например, умения выбирать цель, распоряжаться своим временем, преодолевать трудности. Это вовсе не значит, что надо отказаться от прямого обучения таким навыкам, но косвенная методика должна занимать приоритетное место.

Очарование слова "агав".

"Агав" в свободном переводе с иврита означает "заодно".

Это слово относится к законам приобретения собственности.

Чтобы купить какую-то вещь, надо сделать "киньян". Например, если вы хотите приобрести пять книг, надо приподнять каждый том отдельно, чтобы он стал вашей собственностью. Взяв одну книгу, вы не становитесь автоматически хозяином четырех остальных книг.

Однако "киньян" с "агав" действует иначе. Например, если вы покупаете дом с его обстановкой, вам надо сделать правильный "киньян" только для дома - все остальное приобретается "заодно". Одно действие становится первым звеном в цепочке дальнейших приобретений.

В моем классе ученики "покупают" текстовые материалы, которые мы изучаем. Между прочим, я слышал от одного выдающегося педагога, что в преподавании самый лучший "киньян" - это сочетание "хагбаха" (поднять ученика на руках) и "мешиха" (прижать его к себе).

Мы, учителя, тратим много сил на прямое обучение, "вбивание" материала. Принцип "агав" может облегчить нашу задачу. Многие жизненные навыки можно преподавать "агав" - заодно, параллельно с изучением Пятикнижия, Пророков и Писаний, Мишны и Талмуда.

Тем самым ученики смогут приобрести эти навыки при минимальной затрате времени и сил. Во многих случаях уроки запоминаются на подсознательном уровне, и этот способ оказывается наиболее эффективным.

Поведение учителя на уроке в точности отражает его умение ставить цель, предвидеть результаты, готовиться к занятиям, организовать учебу, распоряжаться временем и строить шкалу приоритетов так, чтобы добиться своей цели. Необходимым для жизни навыкам можно обучать детей по методу "агав" - вместе с учебными предметами.

Один знакомый рассказал мне, что любви к точности и порядку он научился у своего учителя, наблюдая за ним каждое утро. Учитель приходил рано в класс, выравнивал столы, ставил оконные жалюзи на один уровень, вытирал доску. На его столе и в классной комнате всегда было чисто и все расставлено по местам. Затем он доставал из портфеля книги, листы с упражнениями и правилами (он их всегда держал в папке), прочие материалы и аккуратно раскладывал на столе. Глядя на него (а дети обычно внимательно следят за каждым движением учителя), можно было подумать, что перед тобой ювелир или хирург, тщательно готовящий инструменты к работе. Он редко говорил с детьми о порядке и чистоте, но ему и не требовалось говорить. Он просто жил в этой атмосфере, дышал ею, и дети исподволь, "агав", учились у него этому стилю, привыкали на всю жизнь быть точными и аккуратными.

Порядок - вещь, конечно, важная. Но в учебный "план" можно включить и другие организационные навыки, умение распоряжаться собой и временем, причем так же "агав" - попутно, заодно.

Выбор цели.

В 1932 году известный американский бейсболист Бейб Рут выполнил трюк, о котором болельщики вспоминали еще многие годы. Находясь за пределами площадки для подачи, он показал битой в левую сторону и затем нанес точнейший удар по мячу, послав его именно в то место, которое указал. Зрители взревели от восторга.

Этот восторг объяснялся не точным попаданием в цель - в конце концов, многие игроки поражали цели с не меньшей точностью в ходе самых ответственных матчей. Тот эпизод запомнился по другой причине: игрок заранее сообщил о своем намерении и на глазах у всех осуществил его. Он был не просто мастером точных ударов, а повелителем, главнокомандующим, управляющим и директором таких ударов. Именно этим качеством Бейба Рута восторгались и до сих пор восторгаются любители бейсбола.

Мы предлагаем вам привить эту идею своим ученикам, показать им, что человек способен планировать то, к чему он стремится, и по этому плану осуществлять задуманное.

Представьте, что вы - учитель первого класса и собираетесь разобрать с детьми шесть фраз из Пятикнижия за одну неделю. В понедельник вы говорите: "Давайте возьмем листок бумаги и запишем план учебы на предстоящую неделю". Этот план будет выглядеть так:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

2

1

2

1

Перед вами расписание на неделю. Еще до начала занятий вы и ваши ученики знаете свою конечную цель: выучить на этой неделе шесть фраз. В конце недели будет получен один из трех вариантов:

А. Класс выучил четыре фразы, т.е. меньше запланированного. "Почему?" - спрашиваете вы себя и учеников. - Возможно, мы потратили больше времени на повторение или на объяснение сложных понятий. Прекрасно! Это было важно знать. Теперь попробуем наверстать упущенное, пройдем больше фраз на следующей неделе". (Чувство собственного достоинства побуждает вас ценить свое время; вы несете ответственность перед самим собой!")

Б. Вы успели выучить все шесть запланированных фраз.

В. Вы прошли восемь фраз. Великолепный результат! Вы вправе (и обязаны) гордиться своим достижением. Научите детей радоваться успехам, достигнутым честным трудом. Те несколько минут, которые вы потратите на составление недельного плана в понедельник и на подведение итогов в четверг, не уйдут впустую: ваши дети научатся на всю жизнь разумно планировать свою деятельность и строго придерживаться плана.

Преодоление трудностей.

Ребенку, живущему в благополучной семье, в стране, где почти все доступно и каждое удобство обеспечено, чуждо само понятие "преодоления".

Наши дети растут в обществе, где все твердят: "Если вещь сломалась - не ремонтируй; лучше выброси и купи новую или вообще забудь о ней". Сама мысль о том, что проблемы можно решать и что человек должен биться над проблемой, ломать над ней голову, стремясь к ее успешному решению, непопулярна в окружающем нас мире.

У нас высшей ценностью считается полный комфорт; даже малейшее, мимолетное неудобство считается нетерпимым осложнением и достаточной причиной для отказа от всей затеи, от задуманного плана.

Учитывая эту тенденцию, мы должны внимательнее относиться к тем трудностям, которые стоят перед нашими питомцами. Малейшая заминка, например, когда ребенок не может найти книгу или карандаш, не понимает сразу прочитанный текст или не может разобрать значение фразы, способна вывести его из равновесия и вынудить к капитуляции. Это, конечно, крайний случай. Но даже лучшие ученики иногда пасуют перед заурядными препятствиями.

Преподаватель может научить детей правильному отношению к трудностям.

Давайте вначале составим перечень общих положений, помогающих решать проблемы, а затем обсудим, как помочь ученикам претворить в жизнь эти положения:

1. Многие проблемы можно обойти или свести к минимуму, если заранее планировать свои действия.

2. Мы учимся на своих проблемах.

3. Нет неразрешимых проблем (иначе это не проблема, а ситуация).

4. У проблемы может быть не одно решение, а больше.

5. Творческий подход, которому может научиться каждый из нас, решает многие проблемы.

6. Те слова, которыми мы описываем проблему, способны влиять на нашу способность к их решению.

7. В повседневной жизни, как и в экономике, умение решать проблемы высоко ценится и щедро вознаграждается.

Эти семь положений носят лишь "рекомендательный характер"; их главная цель - побудить нас к размышлениям. Вы можете добавить сюда любые дополнительные пункты, если они кажутся вам необходимыми. Теперь ваша задача - включить эти концепции в свою повседневную деятельность, по-деловому, без завышенных ожиданий.

Одна женщина рассказала мне, что научилась этим "жизненным приемам" у своей матери, когда готовила с ней обеды. Всякий раз, когда возникала трудность, ее мать тихо говорила, как будто убеждая себя: "Мы выросли из проблем" или "Это не проблема, а просто маленькое затруднение".

Такое "неформальное обучение" помогает и в классе. Дети учатся у своего преподавателя правильной организации своей деятельности, умению преодолевать трудности.

Хотя подобные навыки не преподают как обычные предметы, вы можете сами служить примером своим ученикам в таких важных жизненных сферах, как:

1. умелое противостояние повседневным трудностям,

2. правильная реакция на проблемы, возникающие в наших буднях.