Ноябрь 2017 / Кислев 5778

ПОСЛЕ ЕДЫ

ПОСЛЕ ЕДЫ

Зимун

Если, как говорилось в приведенной выше цитате из Мишны, трое ели за одним столом, то есть еще один закон, относящийся к ним. Если три (или более) человека ели вместе – одновременно и в одном месте, -они обязаны совершить т. н. «зимун». Намек на «зимун» есть в начале последней песни Моше-рабейну (Дварим, гл. 32): «Когда назову имя Г-спода – воздайте хвалу Б-гу нашему!» То есть один призывает воздать хвалу Вс-вышнему других – по крайней мере двоих. В соответствии с этим тот, кого почтили быть ведущим в чтении «Биркат гамазон», обращается к сотрапезникам: «Господа, произнесем благословение!» – а те отвечают: «Да будет имя Г-спода благословенно отныне и вовеки!» (Вот это обращение и называется на иврите зимун – «приглашение».) Ведущий повторяет их слова и продолжает: «С разрешения (здесь называют имя раввина – если он присутствует среди сотрапезников, или когена, или хозяина дома – если не он сам совершает «зимун») наставников, учителей и господ моих – благословим Того, Кому принадлежит пиша, которую мы ели!» Если за столом сидит не меньше десяти человек – то есть «миньян», – следует сказать: «Благословим Б-га нашего, Которому принадлежит пища, которую мы ели!», а ответить – «Благословен Б-г наш, Которому принадлежит пиша, которую мы ели, и благодаря доброте Которого мы живем!» Ведущий тоже повторяет эти слова и принимается за чтение «Биркат гамазон».

Женщины, евшие за одним столом, тоже могут совершить «зимун» для себя – потому что они тоже обязаны читать «Биркат гамазон»: ведь эта заповедь не связана с каким-то определенным временем и ее исполняют каждый раз, когда едят хлеб. Однако для совершения «Зимуна» женщины к мужчинам не присоединяются.

Есть обычай, придающий чтению «Биркат гамазон» особую красоту и торжественность: читать эту молитву, держа в руке бокал вина. Обычно так поступают в субботу и в праздники, на трапезе в честь обрезания или бракосочетания. Делается это в таком порядке: наливают бокал вина, дают его ведущему, и тот держит его в правой руке все время, пока читает «Биркат гамазон». Закончив чтение, он произносит благословение «творящий плод виноградной лозы», пьет вино (и дает пригубить всем присутствующим), а затем произносит заключительное благословение «за виноградную лозу и за плод виноградной лозы» (об этого рода благословениях мы будем говорить ниже).

Биркат гамазон

Закончена трапеза, и теперь настает время благодарить Вс-вышнего за то, что Он дал нам еду. Принято читать (или чаше – петь) отрывок из книги Тегилим перед тем, как приняться за «Биркат гамазон». В будни это гл. 137: «У рек Вавилонских сидели мы и плакали, вспоминая Сион». В субботы же, в праздники и во время трапезы по какому-либо радостному поводу (например, на свадьбе) читают гл. 126: «Песнь на ступенях Храма: Когда возвращал Г-сподь из плена детей Сиона, мы были как во сне».

Непосредственно перед «Биркат гамазон» следует омыть руки, испачканные во время трапезы. Это омовение называется «маим ахроним» (букв, «последняя вода») – в отличие от омовения перед едой, которое называется «маим ришоним» (букв, «первая вода»).

Как уже было упомянуто выше, чтение «Биркат гамазон» – заповедь, записанная в Торе. «Биркат гамазон» состоит из трех благословений, опирающихся на текст самой Торы, к которым после разрушения Второго Храма мудрецы добавили четвертое благословение -в память о погребении погибших в Бейтаре.

Первое благословение «Биркат «гамазон» – это благодарность Вс-вышнему за пищу, которую мы ели. Это т. н. «длинное» благословение: оно начинается с формулы «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш...» и заканчивается ею: «Благословен Ты, Г-сподь, питающий всех».

Второе благословение называется «благословением о стране»: в нем мы благодарим Вс-вышнего за то, что Он вывел нас из Египта, дал нам Тору и Страну Израиля. Все это обобщает заключение: «Благословен Ты, Г-сподь, за то, что дал нам землю и пищу!»

В дни Хануки и Пурима к этому благословению добавляется особая молитва «За чудеса...». Это та же самая вставка, которой дополняется в эти дни молитва «Шмонэ-эсрэ» (как упоминалось выше), – благодарность Вс-вышнему за то, что Он совершил эти чудеса для народа Израиля.

Третье благословение по своему жанру ближе к молитве, чем два предыдущих: «О, смилуйся, Г-сподь, Б-г наш, над Израилем, народом Твоим, и над Иерусалимом, городом Твоим... И не допусти, Г-сподь, Б-г наш, чтобы зависели мы от благодеяний, от одолжений людских, – но пусть лишь рука Твоя, наполненная благами, щедрая, святая и несущая изобилие, дарует нам пропитание... И восстанови Иерусалим, святой город, вскорости, в наши дни! Благословен Ты, Г-сподь, восстанавливающий по милости Своей Иерусалим! Амен!»

К этому благословению по субботам, в рош-ходеш и по праздникам мы добавляем специальные молитвы. В субботу – «Да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г наш, укрепить нас...», а в рош-ходеш, праздники (включая «холь-гамоэд») и в Рош-Гашана – «Да поднимется и придет...». Те, кому Галаха разрешает есть в Иом-Кипур (например,, больные и дети), также говорят здесь вставку «Да поднимется и придет...» и упоминают в ней «день Иом-Кипур».

Четвертое благословение называется «Добрый и творящий добро»: «добрый» – потому что сотворил чудо, и погибшие в Бейтаре были похоронены, «творящий добро» – потому что чудесным образом их тела не пострадали, несмотря на длительное время, прошедшее со дня их смерти. Это благословение заканчивается словами: «...И да не лишит Он нас всех Своих благ вовеки!», на что все присутствующие отвечают: «Амен!»

Далее идет ряд молитв, каждая из которых начинается словом «Милосердный». В них мы просим у Вс-вышнего милости ко всем присутствующим за этим столом и ко всему народу Израиля и упоминаем особенности того дня, когда мы произносим «Биркат гамазон» (субботы, праздника и т.п.).

Заканчивается «Биркат гамазон», подобно молитве «Шмонэ-эсрэ», просьбой, полной глубокого значения: «Устанавливающий мир в Своих высотах, Он пошлет мир нам и всему Израилю, и скажем: амен!»

Браха ахрона

«Биркат гамазон» мы говорим только после того, как ели хлеб. На это есть намек в Торе (Бемидбар, 8): сразу после упоминания хлеба («Страна, в которой не в бедности будешь ты есть хлеб») сказано: «И будешь ты есть, и насытишься, и благословишь...»

Благодарить Вс-вышнего после еды и питья мы обязаны всегда – в том числе и тогда, когда хлеба не ели. Однако в последнем случае мы читаем короткие благословения, которые называются «браха ахрона» -«заключительное благословение».

В сущности, «браха ахрона» – это квинтэссенция «Биркат гамазон». Она называется также «тройным благословением», потому что включает в себя в сжатом виде все три основных благословения «Биркат гамазон».

После того, как ели мучные изделия из пшеницы, ячменя, полбы, овса и ржи (так называемых «пяти видов злаков»), говорят это благословение, упоминая в нем тот вид пищи, который ели: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, за пищу и за средства к существованию...» (по этим словам это благословение обычно именуется «благословением за пищу»). Если же пили вино, то вместо слов «за пищу и за средства к существованию» говорят: «за виноградную лозу и за плод виноградной лоза». А если ели фрукты из числа «семи видов плодов», которыми славится Эрец-Исраэль, то упоминают: «за дерево и за плод дерева».

Если «заключительное благословение» мы говорим после того, как ели плоды, выросшие в Стране Израиля (или пили вино, которое приготовлено из винограда Страны Израиля), то этот факт следует упомянуть в «заключительном благословении». В этом случае мы заканчиваем благословение не так, как за пределами Эрец-Исраэль, – например, говорим не «за землю и за плод виноградной лозы», а «за землю и за плод ее виноградной лозы». Или же вместо «за землю и за плоды» говорим «за землю и за ее плоды».

Творец множества живых существ

После плодов, не относящихся к «семи видам», после всех напитков (кроме вина) и после всех остальных видов пищи (кроме изделий из «пяти видов злаков») мы говорим короткое «заключительное благословение», называемое по его первым словам «Творец множества живых существ»: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Творец множества живых существ и всего, в чем они нуждаются, – за все, что создал Ты для поддержания жизни во всем живущем! Благословен дающий жизнь мирам!»