ЧИСТОТА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

ЧИСТОТА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Как назначается дата свадьбы?

«Надежда [миквэ] Израиля Г-сподь» – как «миквэ» очищает оскверненных, так Вс-вышний очищает Израиль.
(Йома, 8,9)

В предыдущей главе мы рассмотрели законы и обычаи, связанные со свадьбой. Теперь обратимся к законам, которые регулируют семейную жизнь, и начнем с центрального вопроса: как назначается дата свадьбы?

Как уже отмечалось выше, дату бракосочетания у нас назначают, не обращая никакого внимания на возможность снять более подходящий зал, на экзамены, отпуск или приезд родных из-за границы... Все эти факторы лишь тогда принимаются во внимание, когда они совпадают с главным: с месячным циклом невесты. Следует знать, что во время месячных жениху вообще нельзя притрагиваться к невесте: она – нида, и лишь после того, как она сделает «гефсек тагара» и отсчитает «семь чистых дней» (что это такое, мы расскажем ниже), окунется в воды «миквэ», – только тогда она может вступить в брачный союз. Значит, дни, подходящие для «хупы», – это дни, которые следуют за «семью чистыми днями».

Что такое нида? Что такое «семь чистых дней»? И, наконец, что такое «миквэ»?

Прежде всего надо сказать, что вообще весь вопрос о чистоте семейной жизни – это один из самых сложных вопросов в мире еврейской семьи. Ему посвящено немало книг, вопрос этот обсуждается с самых разных точек зрения. В этой главе мы попытаемся рассмотреть суть всех этих законов в аспекте Галахи и в аспекте мировоззрения. Крайне желательно, чтобы каждая женщина имела адрес авторитетного раввина, к которому могла бы всегда обратиться за советом в этих столь индивидуальных проблемах – деликатных, требующих каждый раз внимательного изучения.

Миквэ - возвращение к источнику живой воды

Следует отметить, что законы о чистоте семейной жизни относятся к тому роду законов Торы, которые наш разум не в состоянии постичь и которые мы должны исполнять, лишь повинуясь воле Вс-вышнего.

Правда, данные статистики говорят, что с точки зрения медицины и гигиены эти законы приносят огромную пользу. Так утверждают многие всемирно известные врачи, среди которых есть и неевреи. И все-таки – так же, как в отношении кашрута и брит-мила – мы не можем сказать, что в основе системы этих законов лежит лишь забота о здоровье. Верующий еврей исполняет эти законы потому, что таково желание Вс-вышнего, которое выше нашего разумения.

Нида, – понятие, относящееся исключительно к женщинам. Это одна из трех специфически женских заповедей. Аббревиатурой их названий является слово гахейн («обаяние»): гадлакат нер («зажигание [субботних] свечей»), хала (то есть отделение от теста халы), нида. Но, конечно, и муж должен знать законы о семейной чистоте, потому что ответственность за их исполнение ложится на обоих супругов.

В рассказе о Сотворении мира мы находим намек на мировоззренческий аспект погружения в воды «миквэ». Суша еще не появилась, весь мир был объят водою и «дух Б-га витал над поверхностью вод». Во второй день Творения был создан небосвод – как следствие разделения вод на высшие и низшие, – но суша еще оставалась под водой. Только на третий день Б-г провозгласил: «Пусть соберется вода под небом в одно место, и появится суша!» И далее сказано: «И назвал Б-г сушу землею, а скопление вод – морями, и увидел Б-г, что это – хорошо».

Вода – это символ первичности, символ первоначального состояния мира сразу после того, как он был создан. У человека, осквернившегося, например, прикосновением к трупу, или у женщины, у которой началась менструация, нет лучшей возможности очиститься, чем вернуться к своему праисточнику, уничтожающему всякую скверну, – к источнику живой воды, к тем источникам, которые дают нам воду с первых дней существования мира: к родникам, к дождевой воде, собирающейся в «миквэ» без участия человека.

Омовение в водах источника или «миквэ» позволяет человеку полностью очиститься от скверны. Человек словно рождается заново. Тора говорит об этом: «Однако родник и водоем, где собралась вода, будет чист». То есть если сосуд осквернился – ничего не остается, как разбить его и лишь потом, когда он возвращается от горшечника целым, можно им пользоваться. Так и человек: осквернившись, он должен вернуться к источнику Творения, погрузиться в живую воду – и тогда он как бы рождается заново, очищенным от всех пятен.

Подчеркнем, что речь идет не о физической грязи, а о духовной нечистоте. Понятия эти близки, но отнюдь не тождественны. От физической грязи можно отмыться под душем, но духовная чистота достижима только в первобытных водах – в сокровищах естественной водной стихии, скрытой в «миквэ». Правда, очищение от физической грязи – необходимый шаг к погружению в воды «миквэ», но никоим образом не в состоянии заменить его.

Нида

Женщина, из «родника» которой вышла капелька крови – пусть даже крошечная, как зернышко горчицы, пусть даже не в обычные дни ее месячного цикла, – немедленно становится запретной для своего мужа и называется нида (букв, «отдаленная»). Само слово это указывает на то, что она обязана соблюдать известную дистанцию между собой и мужем и ни в коем случае не вступать с ним в отношения близости.

Нужно заметить, что есть возможность появления капельки крови даже в периоды, когда женщина беременна или кормит грудью (в такое время у женщины, как правило, нет менструации). И в таком случае она также становится запретной для своего супруга. Тора говорит: «И к женщине в то время, когда она нида, когда Она нечиста, не приближайся...» К мужчине и женщине, вступающим в интимные отношения в период менструации, Вс-вышний относится исключительно строго: им грозит «карет», духовная казнь по приговору Небесного суда. Об этом сказано в Торе (Ваикра, 20): «И если мужчина ляжет с женщиной в период ее нездоровья и откроет ее наготу, за то, что он обнажил ее «родник», а она обнажила источник крови своей, оба они будут истреблены из среды народа своего».

Женщина становится нидой не только тогда, когда чувствует истечение крови, – но также если обнаруживает на своей одежде пятно крови. Подчеркнем, что она запретна для мужа не только с момента, когда увидела кровь, но и с той поры суток, когда, по ее расчетам, должны начаться месячные (см. ниже).

У женщины, состояние здоровья которой нормальное, месячный цикл имеет обычно определенную регулярность. Здесь возможны четыре случая:

1. Есть женщины, у которых менструация начинается всегда в один и тот же день еврейского месяца.

2. Есть женщины, у которых менструация всегда появляется по истечении определенного количества дней (например, 30) – независимо от того, на какой день месяца это приходится.

3. У некоторых женщин промежутки времени между менструациями регулярно увеличиваются или уменьшаются. Например: 30 дней, 29, 28. Или наоборот: 28, 29, 30. Обнаружив такую прогрессию три раза, можно уже предсказать, когда менструация начнется в четвертый раз.

4. Есть женщины, у которых в течение трех месяцев менструации появлялись нерегулярно, но каждый раз перед их началом возникали какие-то определенные ощущения: боли в одних и тех же частях тела, дрожь в коленях, ощущение слабости, усталости, отрыжка, приступы чихания и др. Если так повторялось три раза, эти признаки утверждаются в качестве характерных признаков начала менструации.

Итак, при приближении вероятного дня начала менструации, определяемого одним из четырех способов, жена обязана отдалиться от мужа.

С какого момента следует прекращать отношения близости?

Галаха предписывает прекратить отношения близости на одну пору суток раньше, чем ожидается менструация, – то есть примерно на 12 часов раньше. («Пора суток» – это 12 дневных или ночных часов, то есть или светлое, или темное время суток.)

Так, если менструация ожидается утром, супружеская близость запрещена уже в предшествующую ночь; но если начало менструации ожидается лишь к вечеру – в этом случае все равно супруги обязаны отдалиться друг от друга, начиная с захода солнца предыдущего дня.

Женщина, появление месячных циклов у которой не подчиняется ни одной из указанных закономерностей, должна обратиться к авторитетному раввину с вопросом, как себя вести. К раввину необходимо обращаться также в том случае, если на одежде обнаружено пятно непонятного происхождения, и вообще в любом случае, когда есть хотя бы тень подозрения в том, что женщина продолжает оставаться в состоянии нечистоты.

Как нида очищается?

Чтобы очиститься, нида должна сделать четыре вещи: 

1. дождаться окончания месячного цикла;

2. провести «границу чистоты»;

3. отсчитать «семь чистых дней»;

4. окунуться в «миквэ», соблюдая все предписания Галахи.

Границы чистоты

После окончания месячного цикла (который обычно длится 5-6 дней), незадолго до захода солнца женщина должна тщательно вымыть тело теплой водой – и в особенности область, прилегающую к источнику крови, – а затем взять немного чистой ваты или чистую белую тряпочку и ввести ее во влагалище так далеко, как достает ее палец. Осторожно поворачивая вату или тряпочку, она ощупывает все влагалище, а потом внимательно, при дневном свете, проверяет, нет ли на ней пятнышка крови. Если оказывается, что вата совершенно чиста, то провести «границу чистоты» удалось. Если же проверка обнаружила остатки крови, то можно немедленно повторить проверку. Если и на этот раз будет обнаружена кровь – значит, нужно подождать еще один день и ту же самую проверку произвести назавтра, перед заходом солнца.

Итак, если «граница чистоты» проведена, нужно сменить постельное и надеть чистое (желательно белое) нижнее белье и начать отсчет «семи чистых дней».

Семь чистых дней

Этот период начинается от захода солнца в тот день, когда удалось провести «границу чистоты», и продолжается ровно семь суток. В каждый из этих дней – и в особенности в первый и в седьмой – женщина тщательно проверяет себя – так же, как во время проведения «границы чистоты». Она обязана делать это каждый день дважды – утром и под вечер.

Только после того, как женщина убеждается воочию, что ни разу в этот период не появилось даже пятнышка крови, ей можно отправиться в «миквэ», после чего она снова делается доступной для мужа.

Однако если после «границы чистоты» -кровь появилась снова, женщине не нужно опять выжидать пять или шесть дней до «границы чистоты». В тот же вечер она может попытаться вновь провести ее и опять начать отсчет «семи чистых дней». А предыдущие дни, от первой «границы чистоты» до появления крови, в счет не идут.

Погружение в воды миквэ

Заповедь погружения в воды «миквэ» – заповедь сложная, требующая основательного знания Галахи. Вот порядок ее исполнения.

Успешно завершив отсчет «семи чистых дней», когда все проверки показали, что кровь перестала выделяться, незадолго до захода солнца женщина идет в здание «миквэ» (которые есть в каждом городе и поселке Израиля), чтобы приготовиться к выполнению этой заповеди. Она тщательно моет голову, расчесывает волосы, чистит ногти (и если нужно, снимает с них лак), снимает с себя все украшения, чистит зубы, проверяя, нет ли между ними остатков пищи, моет все тело, тщательно проверяя, не осталось ли на нем чего-нибудь, что может воспрепятствовать свободному доступу воды. Еще мокрая после мытья, она спускается в воды «миквэ». Она окунается один раз, обращая внимание на то, чтобы ни один волос с ее головы не остался на поверхности воды. Положение тела в воде должно быть таким, чтобы вода имела свободный доступ к любой его части: нельзя ни садиться, ни выпрямляться. Лучшее положение тела – это поза матери, наклонившейся над колыбелью младенца. Необходимо также слегка раздвинуть ноги, чтобы вода омыла все складки тела.

Если волосы длинны, а в помещении «миквэ» нет другой женщины, которая снаружи бассейна наблюдала бы за тем, чтобы все волосы погружающейся окунулись в воду, – женщина должна надеть легкую сеточку, которая не преградит воде свободный доступ к волосам. Губы не следует открывать или сжимать, надо держать их в естественном положении.

Если по совету врача во влагалище вставлено кольцо, предохраняющее от зачатия, женщина обязана предварительно посоветоваться с раввином, не следует ли вынуть это кольцо перед погружением в воды «миквэ». Надо тут заметить, что Галаха разрешает пользование таким кольцом только по настоянию врача – но отнюдь не из соображений социального или экономического порядка.

Окунувшись в воду один раз и продолжая стоять по шею в воде, женщина обнимает себя обеими руками ниже уровня сердца, глаза поднимает ввысь и произносит благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам погружаться в «миквэ»!»

Сразу после этого она еще раз погружается в воду, соблюдая те же условия, что и в первый раз.

Ночь после посещения «миквэ» подобна первой брачной ночи супругов. Муж обязан проявить особое внимание, особую деликатность и любовь к жене, вернувшейся из «миквэ». А женщина, со своей стороны, не имеет права откладывать срок своего очищения -даже если он приходится на ночь с пятницы на субботу или на праздник, она обязана отправиться в «миквэ».

Если возникла какая-либо трудность объективного характера, и к тому же мужа ее нет в городе, в котором они живут, женщина может пойти в «миквэ» на следующий день. Но, во всяком случае, не следует откладывать исполнение этой заповеди надолго даже в том случае, если мужа нет дома.

Невеста

После того, как назначена дата «хупы», невеста обязана провести «границу чистоты», отсчитать семь дней и сходить в «миквэ» накануне дня свадьбы. Она готовится к погружению в воды миквэ точно так же, как и замужняя женщина, и совершает его – так же, как и та – после наступления ночи. В крайнем случае, если нет иной возможности, невеста может окунуться в воды «миквэ» и днем, при условии, что «семь чистых дней» уже миновали и она идет в «миквэ» на восьмой день после полудня. Желательнее всего, чтобы погружение в воды «миквэ» произошло как раз накануне «хупы», но допускается, чтобы невеста сходила в «миквэ» на 2-4 дня раньше. Невеста, которая не была в «миквэ»^ или окунулась в ее воды, не соблюдая правила Галахи, – нида и запрещена для своего жениха. 

Нужно подчеркнуть, что наша религия видит в первой супружеской близости после свадьбы исполнение заповеди Торы, которую обязаны выполнить оба – и жених, и невеста. Поэтому Галаха постановляет, что заповедь необходимо совершить до конца даже в том случае, если это сопровождается сильным кровотечением.

Кровь эта рассматривается как кровь нечистая, и немедленно после исполнения заповеди новобрачный обязан отдалиться от жены. Согласно мнению одних законоучителей, невеста считается нидой всего четыре дня, по мнению других – пять дней, после чего она проводит «границу чистоты», отсчитывает «семь чистых дней» и идет в «миквэ».

Беременность, рождение и кормление ребенка

У беременной женщины и кормящей грудью матери выделение менструальной крови крайне маловероятно. По истечении трех первых месяцев беременности, когда женщина убеждается, что она беременна, она разрешена для своего супруга без ограничений. Тот же статус, как было сказано, и у кормящей матери. Однако, как уже упоминалось выше, возможно все же появление и в этот период пятен крови – и тогда женщина становится нидой. Но в принципе в это время ей нечего опасаться начала менструации, и поэтому супруги не должны отдаляться друг от друга перед тем днем, в который могла бы начаться менструация по ранее выявленной закономерности. 

Роженица также считается нидой. Согласно закону Торы, есть различие между родившей мальчика и родившей девочку: после рождения мальчика роженица нечиста семь дней, после чего проводит «границу чистоты», отсчитывает «семь чистых дней» и окунается в воды «миквэ»; а родившая девочку нечиста четырнадцать дней, а после этого может очиститься.

Закономерность появления менструаций, которая существовала до беременности и родов, более не существует, и ее следует установить вновь.

В свете вышесказанного ясно, что в течение 12-13 дней в каждом месяце супружеская близость невозможна. Да, это воздержание не всем легко дается, но, поскольку так предписывает нам Тора, наши предки шли на самопожертвование ради исполнения этого указания Вс-вышнего. Были случаи, когда из-за отсутствия «миквэ» наши предки отказывались от близости с женами на весьма продолжительный срок – чтобы не нарушать законов чистоты семейной жизни, которые являются одними из основополагающих законов нашей веры.

Даже если на первый взгляд исполнение этих законов кажется очень трудным, нужно принять во внимание, что едва лишь начав исполнять их, вы убедитесь в огромной пользе, которую они приносят. Например, в окружающем нас нееврейском мире есть понятие, одно упоминание о котором вызывает целый взрыв эмоций, -«медовый месяц»... Но ведь Галаха гарантирует вам повторение «медового месяца» каждый раз, когда ваша супруга посещает «миквэ»! Период воздержания способствует обновлению чувств, и жена, пришедшая из «миквэ», столь же желанна своему мужу, как невеста после «хупы». Соблюдение законов чистоты семейной жизни надежно предохраняет супругов от пресыщения и тем самым укрепляет связывающие их узы. Оно, если можно так выразиться, создает мощное положительное напряжение, благодаря которому физическая близость освящается и поднимается на подлинно духовную высоту. «Кого можно назвать героем? Того, кто победил свои дурные влечения», – так говорит бен Зома[1] в трактате Авот. Если одна победа над своими дурными влечениями доставляет удовлетворение человеку, то соблюдение законов о чистоте семейной жизни способствует победе над ними из месяца в месяц.

Еврейское мировоззрение – в отличие от прочих религий – решительно отрицает аскетизм и ставит заповедь «плодитесь и размножайтесь» во главе всего ряда 613 заповедей Торы. Именно поэтому оно возвышает чисто физический аспект супружеских отношений, превращая их в возвышенное духовное переживание.


[1] Шимон бен Зома – танай третьего поколения, жил в 110-153 гг н. э. Не был удостоен звания «раби», так как умер в молодом возрасте. Его изречения, увековеченные в Талмуде, отличаются чрезвычайной глубиной, многие из них стали поговорками («Кто мудрец? Тот, кто учится у всех», «Кто богат? Тот, кто доволен тем, что у него есть»). Бен Зома был также выдающимся кабалистом.