Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Горские евреи на Северном Кавказе

Горские евреи на Северном Кавказе

Еврейская община Нальчика

Горские Евреи появились на Северном Кавказе достаточно поздно, во второй половине XIX в. Первыми еврейскими поселенцами были беженцы из Эндери и других аулов Кумыкской плоскости, пытавшиеся скрыться в русских крепостях во время Кавказской войны. Большинство евреев на Северном Кавказе селились не в селах, а в городах и крепостях. Было всего несколько сельских общин горских евреев в этом регионе.

На территории, вошедшей позже в Кубанскую область, в 1830-х гг. горские евреи жили в казачьей станице Джегонакская в 20 км от Баталпашинска. В 1886 г. здесь насчитывались 52 семьи горских евреев. В 1897 г. из 682 жителей станицы 322 были горскими евреями. Во время гражданской войны станица была разрушена, а евреи бежали в соседний Моздок. Точно так же покинули свои дома в годы гражданской войны горские евреи, жившие в казацкой станице Червленная, в 30 км от Грозного.

Нальчик, столица Кабардино-Балкарии, расположен в 120 км западнее Грозного. В Нальчике находится самая большая горско-еврейская община на Северном Кавказе.

В 1818 г. русские войска построили на берегу реки Нальчик крепость. Во время Кавказской войны вокруг крепости стало селиться гражданское население. Сюда же перебрались и горские евреи из Эндери и крепости Внезапная.

В 1867 г. рядом с крепостью Нальчик проживало 74 семьи горских евреев. После подавления восстания крепость потеряла свое стратегическое значение и получила статус открытого населенного пункта.

Еврейский поселок в Нальчике, Еврейская колонка или просто Колонка (то есть «Маленькая колония»), расположился в километре от центральной части города. Вот как, по словам очевидца, выглядела Колонка в 1871 г.:

Вокруг каждого дома — плетень, плетнем огорожен и весь поселок, улицы большую часть года покрыты пылью, которая легко поднимается в воздух при малейшем дуновении ветра. В дождливые дни дороги превращаются в топь. В отличие от казацких станиц, здесь на почетном месте, на возвышении стоит не церковь, а синагога. Дома построены в ряд, очень близко друг к другу, улицы узкие — как это принято во всей Азии. Перед каждым домом — завалинка, в каждом дворе небольшая пристройка — кладовая. Домики снаружи побелены. Вдоль улиц, во двориках — много деревьев.

С 1870-х гг. и до середины 1920-х гг. еврейское население Нальчика неуклонноросло. В 1874 г. в Еврейской Колонке жило 600 человек, в 1897 г. — 1040 (около трети населения Нальчика), в 1926 г. — 1500 человек (11,3% всего населения города).

Несмотря на рост населения, территория Еврейской Колонки не увеличивалась, ее внешний облик менялся очень медленно. И в середине 1920-х гг. улицы не были вымощены, не имели освещения, не было водопровода, жители пили воду из речки, стекавшей с гор. В речку попадали стоки из расположенного выше по течению кожевенного завода, неудивительно, что за 8 месяцев в 1926 г. здесь было зарегистрировано 1778 случаев инфекционных заболеваний.

Дома в Еврейской Колонке были в основном глинобитными, в них жили обычно 3—4 семьи. Плохое питание, неблагоприятные санитарные условия были причиной высокой смертности в этом районе, особенно — среди детей и новорожденных. Женщины рожали в среднем по 5—6 детей, но более 20% новорожденных умирали в первый год жизни, еще 25% погибали в возрасте от года до 14 лет. 10% населения умирало в возрасте от 10 до 30 лет.

Перед второй мировой войной часть горских евреев стала переселяться в другие районы города, и в Еврейской Колонке появились семьи русских, немцев, кабардинцев. Во время оккупации Нальчика немцами Еврейская Колонка почти не пострадала (об этом рассказано выше). Посетивший Нальчик в конце 1950-х гг. X. Погорельский пишет:

Еврейская Колонка расположена слева от железнодорожного вокзала на площади в 4—5 гектаров. Главная улица покрыта булыжником, переулки не вымощены ничем. В поселке — около 950 домов, свыше 100 из них — весьма ухожены. Возле этих домов — сады в 3—4 сотки: в них выращивают кукурузу, дыни, огурцы и прочие овощи. Остальные дома — маленькие, глинобитные, состоят из двух комнат. Площадь каждой комнаты — 14—16 кв. м.

Поданным на конец 1980-х гг. Нальчик являлся одним из важнейших центров проживания горских евреев, здесь их насчитывалось до 10 тыс. человек.

В перестроечные годы в Нальчике возникло еврейское культурное общество, еврейская школа, детский фольклорный ансамбль. Горско-еврейская община издает газету.

В конце 1980-х гг. началась массовая эмиграция евреев из Нальчика в Израиль, которая продолжается до сих пор. Одной из причин алии, также как в Дербенте, послужил высокий уровень преступности. В настоящее время еврейское население Колонки насчитывает не более 5 тыс. человек.

Горские евреи в Грозном

Грозный, столица Чеченской республики, расположен в 150 км северо-западнее Махачкалы. Вырос он из крепости Грозная, построенной в 1818 г. Первые горские евреи в Грозном — беженцы из аула Эндери (Андреевка).

В 1867 г. в Грозном насчитывалось 932 горских еврея. В 1869 г. Грозному был присвоен статус города, и это привело к переселению сюда большого числа евреев. В 1874 г. здесь проживало уже 1260 горских евреев (при общем населении 8450 человек). Но очень скоро еврейское население заметно сократилось — одни не нашли себе заработков, другие не получили статуса постоянных жителей. К 1877 г. здесь осталось всего 576 горских евреев. В 1893 г. под Грозным обнаружили нефтяные залежи, что привело к быстрому развитию города. Сюда стали прибывать и русские евреи. В 1897 г. здесь проживало 1710 евреев (горских и ашкеназов), составлявших 11% городского населения. В начале XX в. здесь было уже 2300 евреев, в 1912 г. — 3200 евреев.

Первый молитвенный дом был построен в 1875 г., а в 1900 г. его заменила большая купольная синагога, построенная из кирпича. Горские евреи имели свой отдельный квартал, который был полностью разрушен в годы гражданской войны. Тем не менее, в это время еврейская община Грозного растет, туда стекаются беженцы-евреи из соседних аулов, где было еще опаснее.

В 1921 г. в Грозном было около 4000 горских евреев. Позже часть из них вернулась в свои аулы. При переписи 1926 г. в Грозном насчитывалось только 1500 горских евреев (при общей численности населения 97 000 человек).

Большинство горских евреев в Грозном жили в очень тяжелых условиях. Дома состояли из одной-двух комнате земляным полом, площадью 3—4 кв. м. В домах жили 8,10, иногда 12 человек в одной комнате. Единственная мебель в доме — циновка, в лучшем случае — невысокие топчаны, которые служили и столом, и стульями.

Тем не менее, число горских евреев в городе росло и в советское время. В начале 1930-х гг. община насчитывала 3000 человек. Евреи жили в своем районе, именуемом Слободка. В городской газете тогда писали:

Здесь <в Слободке> нет электричества, нет водопровода, жители вынуждены пользоваться грязной водой из реки Сунжа. В Еврейской Слободке нет ни одного магазина, ни одного ларька, и чтобы купить хлеб или

коробок спичек, нужно бежать в центр города. Условия жизни в Слободке очень плохие, дома старые, покосившиеся, вот-вот рухнут.

Вплоть до середины 1930-х гг. Еврейская Слобода оставалась самым запущенным районом города.

В начале 1970-х гг. в Грозном проживало около 6 тысяч евреев, большинство — ашкеназы. В последние годы, в связи с Чеченской войной, практически все еврейское население покинуло Грозный, мигрировав в Израиль и в Россию, прежде всего в города Северного Кавказа, не затронутые войной.

Кроме Нальчика и Грозного небольшие общины горских евреев существовали и существуют в других городах Северного Кавказа: в Моздоке, во Владикавказе, в Пятигорске и в Ставрополе. Кроме того, множество горских евреев живет по всей России, вне границ Кавказского региона.