14. Государство становится реальностью

14. Государство становится реальностью

Не удивительно, что в том отчаянном положении, в котором находились евреи в лагерях беженцев, и особенно после усиленной сионистской пропаганды, которая часто сопровождалась угрозами, известие об образовании государства вызвало волну радости в очень многих кругах. Понятно также, что самую шумную радость выказали сионисты Америки, которых государство ни к чему не обязывало, кроме нескольких долларов (вычитаемых из налогов). Верно также, что образование государства позволило многим евреям покинуть лагеря для перемещенных лиц и, тем самым, принесло временное облегчение. Однако отношение Торы к новоиспеченному государству не могло отличаться от ее отношения к сионизму. Государство Израиль есть не что иное, как прямое логическое следствие сионизма. Сионизм стремился к государству как к "решению еврейского вопроса" и как к составной части процесса "нормализации" еврейского народа; и вот он, наконец-то, достиг желанной цели.

Как мы уже отметили, Государство Израиль не является одной из стран, которые издревле существовали в качестве монархий, и теперь в них правит тот или иной режим. Израиль принадлежит к тем государствам, в которых режим образовывает государство и государство образовывает режим. Государство Израиль - не страна, в которой властвуют сионизм или сионисты; Государство Израиль и есть сионизм. До 5 ияра 5708 года (15 мая 1948 г.) Всемирная сионистская организация (ВСО) и Сохнут (Еврейское агенство) были организациями, а после этой даты они стали государством. Это, естественно, привело к изменению их сил и возможностей, но никак не к изменению их сущности.

На что это похоже? На рыжеволосого бедняка, разбогатевшего за одну ночь. Богатство, которого он удостоился, способно изменить всю его жизнь. Весьма вероятно, что огромные ценности, которыми он владеет, заставят его вести себя с удвоенной и утроенной осторожностью по сравнению с теми днями, когда он был бедняком. Однако его суть от этого не изменилась, он остался все тем же рыжеволосым парнем.

Понятно, что создание государства привело к возникновению новой реальности, к новым проблемам и, вместе с ними, к необходимости искать новые решения этих проблем. Основное различие между Всемирной сионистской организацией и Государством Израиль заключается в добровольности членства в ВСО. Человек, того не желающий, может в нее не вступать. Даже во время мандата, когда сионисты получили власть над признанной правительством еврейской общиной, к которой автоматически принадлежал каждый еврей, мандатное правительство в конце концов признало право каждого человека освободиться от этого автоматического членства, подав соответствующее заявление. "Выход" же из государства на первый взгляд невозможен без выезда за его пределы, и уж во всяком случае такой "выход" не так прост, как выход из организации или общины.

Таким образом, вопрос о том, как должно поступать религиозное еврейство, и особенно в Земле Израиля, в свете существования государства, очень непрост. Ведь государство - это не просто теория, а реальность. Оно состоит из евреев, и по отношению к евреям, какими бы они ни были, у религиозного еврейства есть определенные обязанности и определенная ответственность. ("Все евреи ответственны друг за друга"). В этой связи небезынтересен тот факт, что именно "Нетурейкарта", которых больше чем какую-либо другую группу обвиняют в затворничестве и сепаратизме, первыми протестуют против нарушений шабата и т. п. Единственный смысл и основа такого протеста - ответственность всех евреев друг за друга. А более "умеренные" круги, которые постоянно декларируют лозунги братства и взаимной ответственности всех евреев, именно они много безразличнее относятся к нарушениям Торы. Другими словами: именно те, кого обвиняют в обособленности и затворничестве, и можно было бы предположить, что их не волнует ничего, кроме узких групповых интересов -именно они больше всех интересуются деяниями и судьбой своих братьев, и наоборот.

Мы привели этот пример, чтобы показать, что даже действия тех, кто открыто декларируют свое непризнание государства, проникнуты чувством ответственности по отношению к другим жителям государства, и к тому же больше, чем действия многих других. Кроме того, государство находится на территории Земли Израиля, и Святая Земля остается Святой Землей, "Дворцом Царя", независимо от того, кто в ней властвует, и поэтому нарушение Торы в Земле Израиля является большим преступлением, чем в любом другом месте, и обязанность протестовать против него - если такая обязанность существует и насколько, настолько она существует - насущнее. Каким будет этот протест и в чем он будет выражаться, каковы шаги, которые должны предпринять религиозные евреи, живущие на территории государства - на этот счет есть различные мнения. И это не удивительно. "Так же, как лица людей неодинаковы, неодинаковы и их мнения". Положение, как было сказано, весьма запутанное. Дело касается сложных и тонких вопросов, и поэтому естественно, что существуют различные подходы и различные предложения по поводу практических действий, которые необходимо предпринять. Однако по поводу отрицательного отношения к государству нет и не может быть никакого спора в среде еврейства, стоящего на позициях Торы и только Торы.