Ноябрь 2017 / Кислев 5778

18. "Религиозный сионизм"

18. "Религиозный сионизм"

Наверняка найдутся читатели, которые спросят: как можно считать сионизм и Государство Израиль абсолютно противоречащими Торе, в то время как существует "религиозный сионизм", и есть соблюдающие заповеди евреи, которые полностью согласны с государством, или даже видят в нем "начало избавления"? Здесь мы затрагиваем один из самых тонких и запутанных вопросов во всей нашей теме. Особенно трудно заниматься этим вопросом в рамках нашей брошюры, ведь именно здесь так тонка грань, отделяющая полемику, которой мы хотели бы избежать, от изложения концепции. Однако мы не можем обойти этот вопрос стороной, поскольку в таком случае наше описание будет слишком уж неполным.

На самом деле, часто высказываемое "возражение", упомянутое в начале этой главы, таковым не является вовсе. Если мы проанализируем его, выяснится, что оно заключается в следующем: как могут два противоречивых мировоззрения (сионизм и Тора) уживаться вместе?! (Значит, они не такие уж противоречивые). Однако, это возражение построено на предположении, что сам по себе "религиозный сионизм" имеет прочный логический базис (т. е., что это понятие не содержит внутреннего противоречия). Но это никак не доказано. Не все явления в нашей жизни построены на логике, особенно в нашем поколении. Мудрецы кабалы и хасидизма уподобили эпоху изгнания сну ("Когда Ашем возвращал пленников Сиона, мы были как во сне" (Теплим 126:1). См. Тора ор, Ваешсв: "Сон соединяет две противоположности в единое целое"). Во время изгнания и сокрытия присутствия Всевышнего в мире может случиться, что две противоположности будут сосуществовать и уживаться вместе. Логическое противоречие этому не помеха, особенно в наши дни (предшествующие приходу Машиаха). Еврейская общественная жизнь в Америке, да и не только там, богата явлениями, нелогичность которых просто доводит до смеха. Мы уже упоминали "кашерное празднование рождества", которое, к сожалению, не простой курьез, а печальная действительность... Или, к примеру, совместные танцы мужчин и женщин, организуемые "ортодоксальной" синагогой - явление, ставшее настолько обыденным (в Америке), что никто уже не обращает на него внимания. Перед нами такой же парадокс, внутреннее логическое противоречие, но, несмотря на это, явление существует...

Вернемся к нашей теме. Существование "религиозного сионизма" еще не свидетельствует о том, что он построен на прочной логической основе. Выше мы привели аналогию со сновидением. Продолжим же ее. Когда человек видит сон, это не настоящее видение, а лишь игра воображения. Более того, в стихе из Теилим "Когда Ашем возвращал пленников Сиона, мы были как во сне", на котором построена наша аналогия, написано не "были во сне", но "были как во сне". Соединение противоположностей вместе почти никогда не бывает настоящим, оно - лишь иллюзия, лишь некая видимость, открывающаяся глазу поверхностного наблюдателя. Более глубокое исследование покажет нам, что эти противоположности на самом деле сосуществовать не могут, и их соединение - только внешнее, так же как "кашерное празднование рождества" либо не настоящее "празднование рождества", либо на самом деле некашерно. Выше мы упомянули два вида людей, которых мы не обсуждаем (злодеев и глупцов). "Не обсуждаем" -это значит, что мы не можем привести никакого доказательства и не можем сделать никаких выводов из действий таких людей, и не можем привести их в качестве примера. Но, с другой стороны, невозможно отрицать тот факт, что в мире полно и тех, и других, и хотя мы их "не обсуждаем", это еще не значит, что их не существует.

Рискнем высказать утверждение, что различные направления внутри "религиозного сионизма" можно отнести или к первому, или ко второму типу. Ведь, как было сказано, объединение двух противоположностей может быть только внешним. Если углубиться в предмет, обнаружится, что это объединение - лишь иллюзия, и на самом деле одна из противоположных сторон непременно ущемлена, ущербна или недостаточна. Либо недостаточна или фальсифицирована "сторона Торы", и тогда такое направление принадлежит к первому типу. Или же эта сторона сама по себе не ущербна, и объединение проистекает - будем называть вещи своими именами -из недостатка ума, и тогда это направление принадлежит ко второму типу.

В рамках так называемого "религиозного сионизма" можно, нам кажется, выделить четыре основных направления. Одно из направлений полностью согласно - признает оно это или нет - с целями сионизма и государства - превратить Общину Израиля в обычный народ, для которого "религия" -"личное дело каждого"; но в отличие от других сионистских кругов, они положительно относятся к этому "делу", и их "личное" мнение - "за религию". Но они тоже - признают они это или нет - видят в Торе "религию", или, используя выражение д-ра Броера, "они согласны отвести для Б-га одну комнату в громадном идолопоклонническом храме" и сами хотят жить именно в этой комнате. Они, правда, желают, чтобы этой комнате было отведено в храме почетное место и чтобы она была признана важной частью храма, но и они согласны, что "религия" - всего лишь одна "комната" в "большом национальном доме".

Верные этой теории круги "религиозного сионизма" видят в Государстве Израиль "начало избавления", и соответственно "конец изгнания". Из этого, по их мнению, вытекает необходимость в "новых религиозных стереотипах", не связанных "галутным" Шулхан арухом, и для этого нужно "воссоздать Санхедрин" и т. д. и т. п. Приверженцы этого направления сами признают, что их теория очень далеко отклонилась от "еврейства Шулхан аруха".

Требования "новых стереотипов" и отрицание "галутности" задевают основы веры традиционного еврейства. С его точки зрения, Государство Израиль - не просто "изгнание", но "двойное изгнание" - изгнание внутри изгнания; а "начало избавления" и полное избавление придут только через пророка Элияу и через Машиаха. Из этого вытекает, что требование "новых стереотипов" вследствие "начала избавления" точно так же неправомерно, как и требование "новых стереотипов" вследствие "современных условий жизни", которое выдвигали разного рода реформисты. Не нам выносить приговоры людям, но теория эта, без всякого сомнения, относится к вышеупомянутому первому типу. "Сторона сионизма" здесь цельна, а "сторона Торы" - ущербна.

Однако не все в "религиозном сионизме" столь смелы и чистосердечны, как представители вышеупомянутого направления. Есть и такие, кто из искреннего и понятного желания "добра евреям" хотят, чтобы государство стало "началом избавления"; однако, и Шулхан арух у них в крови, и они не хотят "освободиться" от этого "груза". Нет сомнения, что в их сердце есть сомнения по поводу веры в "начало избавления" и в сионизм; но они не способны или недостаточно смелы, чтобы упорядочить и продумать свое мировоззрение до конца. Так они остаются в подвешенном состоянии, отталкивая все вопросы и претензии с помощью множества фраз и высказываний Мудрецов во славу Земля Израиля, Святого Языка и народа Израиля. С точки зрения "галутного еврейства Шулхан аруха" все эти высказывания Мудрецов, безусловно, чистая правда. Как было объяснено выше, Земля Израиля, Святой Язык и народ Израиля - не просто святые вещи; они - основа мира. Однако использование этих понятий пропагандой "религиозного сионизма" есть не что иное, как подлог и демагогия. Никто не подвергает сомнению святость Земли Израиля, и меньше всех - и Негурей Карта", связанные с ней уже много поколений. Но одно другого совершенно не касается. Все это напоминает рассказ про раввина, которого спросили, кашерно ли зарезанное животное. Тот ответил: "Если это легкое, то животное кашерно", а оказалось, что это не легкое, а печень...

Все мы хорошо помним советскую "борьбу за мир". Смешно выглядел бы тот, кто стал бы приводить для нее доказательства из слов Мудрецов о важности мира. Мир, безусловно, очень важен, и все слова Мудрецов о величии и значимости мира - абсолютная истина. Однако, мир, о котором говорили Мудрецы - совсем не тот "мир", о котором говорили Хрущев и Брежнев, не рядом будь помянуты. (Во времена "застоя" в советских булочных был вывешен плакат: "Не хлебом единым жив человек. Л. И. Брежнев". Однако стих Пятикнижия, который бессовестно "позаимствовал" "знаменитый советский писатель", "Не хлебом единым жив человек, а всем, исходящим из уст Ашема, жив человек" имеет совершенно иной смысл . С таким же успехом идеологи религиозного сионизма пользуются цитатами из Писания и высказываниями Мудрецов для "доказательства" своих положений - прим. перев.)

Наше противостояние сионизму и государству следует не из отрицания святости Земли Израиля и заповеди ее заселения (хотя есть алахические авторитеты, считающие, что в наше время такой обязанности нет), и уж тем более не из ненависти, не дай Б-г, к еврейскому народу. Ровно наоборот: оно следует из тревоги за чистоту и святость этих понятий, в которые сионизм вкладывает чуждый, извращенный смысл. А все слова Мудрецов о святости Земли Израиля и т. д., которые приводит в доказательство своей правоты "религиозный сионизм", как раз противоречат сионизму. И если, тем не менее, существуют люди, которые горячо поддерживают государство и сионизм (под тем или иным именем) и в то же время держатся Шулхан аруха, то причина этому - не что иное, как недостаточная зрелость мысли, и эта группа (не переходя на личности), относится, безусловно, ко второму типу. Таким людям не хватает ясности и силы мышления в понимании внутренней сущности сионизма. Это направление, пытающееся впихнуть сионистскую идеологию в рамки Шулхан аруха, порождает иногда странные и смешные вещи, например выяснение в чисто талмудическом стиле вопроса чрезвычайной важности: как поступать в День Независимости, который пришелся на пост? Этот вопрос был поднят и удостоилась обсуждения не в рамках пуримского представления, а самым "серьезным" образом, что еще раз доказывает принадлежность сего направления в религиозном сионизме ко второму типу "необсуждаемых".

Третье направление составляет значительный "тыл" религиозного сионизма. Это следующие за ним простые люди. В принципе этот тип представляет собой лишь более примитивный уровень предыдущего, но в нем, однако, есть гораздо больше наивности. Эти люди идут за религиозным сионизмом потому, что он удобен для них как в материальном, так и в духовном смысле. В этом случае нет места для дискуссий, поскольку тут нет особой "философии" или "теории". Пока существуют первые два типа, будут существовать и массы простых людей, следующие за ними.

Четвертое направление "сделано из другого теста". Эти прекрасно знают сущность сионизма и государства и их противоречие Торе. Более того, даже в наиболее "кашерном" аспекте сионизма они почти не принимали участия. Когда им нужно, они даже не скрывают своего отрицательного отношения к сионизму. Когда они поняли, что от государства можно что-то заиметь, "впрыгнули на подножку трамвая" и из чисто ком-мерческо-политических соображений выросла новая "теория" - нечто вроде второй серии второго направления; но в то время как там решающую роль играла наивность или недостаток логики, здесь речь идет о холодном расчете. И чтобы облачить этот расчет в идеологическую оболочку, была создана теория "Нет - сионизму, да - государству". Лозунг, о котором мы говорили - "Мы за государство, но против правительства" - тоже выработан в этих кругах. С этим направлением не о чем вести идейные споры. Здесь возможны только политическо-партийные дискуссии, ведь вся эта "идеология" построена на такого рода расчетах. Но наша брошюра написана не для этого. Руководителям этого направления прекрасно известны ответы на все вопросы, и более того, когда им выгодно, они представляют эту же самую идеологию как настоящий "антисионизм". А поскольку каждый еврей желает в глубине своего сердца быть верным Торе - позвольте дать совет всем тем, кто сталкивается с представителями данного круга: когда они говорят о своем "сионизме" - не верьте им!

Резюме этой главы. Понятие "религиозный сионизм" содержит внутреннее противоречие. Сионизм и Государство Израиль противоречат мировоззрению Торы. Все высказывания наших Мудрецов во славу Земли Израиля не меняют фундаментального факта, детально обсуждавшегося здесь: государство - это прямое следствие сионизма и представляет собой важнейшее средство для достижения цели сионистского движения - изменить сущность народа Израиля, сделав его обычным народом, подобным всем остальным!