15. Государство в действии

15. Государство в действии

До сих пор мы вели наше обсуждение с идейных позиций. Несмотря на то, что мы не собираемся в рамках этой книги заниматься полемикой или обсуждать политические вопросы, мы не выполним своей обязанности, если бы хотя бы вкратце не упомянем также и практическую сторону дела. В конце концов, мы обсуждаем здесь конкретную действительность, а не просто теорию.

Д-р Ицхак Броер, один из руководителей "Агудат Исраэль", как-то определил сионизм как "национальный очаг идолопоклонства с маленькой комнаткой для Б-га". Это определение подходит также и для Государства Израиль. Руководство государства со дня его основания проводит последовательную антирелигиозную политику, пользуясь при этом любыми средствами, включая уговоры, обман, насилие, шантаж и даже кровопролитие, если в этом есть нужда. Мы, как было сказано, не собираемся приводить здесь весь список действий правительства, направленных против Торы, таких как призыв девушек в армию, осквернение могил, избиения демонстрантов и, более всего, насильственный отрыв от веры отцов - духовное уничтожение миллионов евреев. Все эти явления должны быть описаны с приложением документов (недостатка в которых нет), но эти страницы не предназначены для такого описания.

И даже в той области, в которой государство гордится своим "еврейством" - полномочия раввината в вопросах семьи и брака - ситуация, на самом деле, обратная: у раввинов (и речь идет об официальном раввинате) в Израиле не только меньше прав, чем было до войны у раввинов в большинстве стран Европы, но даже меньше, чем при английском мандате! Д-р Гойтейн, который был в свое время одним из видных дипломатов и юристов государства, опубликовал статью, в которой показал, что определенные права, которые получили раввины, были даны только как сохранение статус-кво времен мандата, и эти права из года в год урезаются.

Поскольку мы уже занимаемся этим вопросом, стоит обратить внимание еще на одну деталь, красноречиво свидетельствующую о том, что государство является верным продолжателем дела сионизма: само существование "министерства религий". Основание этого министерства еще раз подчеркнуло и стало официальным признанием того, что сионизм, и вместе с ним государство, видит в Торе "религию" - одну из многих. Этот факт, который сам по себе должен бы был открыть многим глаза, парадоксальным образом еще и используется некоторыми в качестве доказательства "религиозности" государства... Эта "религиозная" комната в большом идолопоклонническом храме действительно неопровержимо свидетельствует о всем здании в целом...

В то время как это министерство в отношении "прочих религий" выполняет чисто административные функции, подобно всем правительственным учреждениям других стран, в отношение же "еврейского вероисповедания" оно ведет себя по-хозяйски: составляет молитвы, устраивает "религиозные церемонии", издает указания когда читать алель и когда говорить слихот.

Как уже было сказано, здесь не место детально описывать "положение с религией" в государстве. Оно, по всем мнениям, в полном упадке, и это было сделано сознательно. Перед нами стоит вопрос: как рассматривать и как понимать это явление? Было бы ошибкой полагать, что проблема порождена нерелигиозностью большинства жителей страны и что если бы картина была обратной, то и положение было бы иным. Ясно, что тот факт, что власть находится в руках не- и антирелигиозных кругов, обостряет проблему, добавляя масла в огонь, но не в этом заключается ее корень, и не на этом построено наше отрицательное отношение к государству. То, что было сказано выше по поводу сионизма, тем более верно и здесь: государство противоречит Торе не только потому, что власть находится в нерелигиозных руках. Наоборот, поскольку государство само по себе противоречит Торе, понятно, что только нерелигиозные люди могли быть его основателями и руководителями; а "религиозные" просто были захвачены общим потоком... (об этом мы еще поговорим в главе о "религиозном сионизме"). Само по себе существование парламента (кнессета), которые имеет право большинством голосов принимать решения, касающиеся Торы и заповедей - диаметрально противоречит Торе, даже если исход голосования всегда будет "в пользу" Торы! Другими словами, обвинения типа "почему харейдим сами не основали государство" и т. п. просто некорректны. Сколь бы непопулярными ни были сегодня эти слова, факт остается фактом: если бы решение зависело от религиозного еврейства, государство вообще не было бы основано! (как было сказано выше по поводу сионизма). Мудрецы Торы однозначно выступили в свое время против основания еврейского государства (хотя сегодня принято скрывать этот факт и "стыдиться" его). Как было упомянуто выше, такое решение было принято на конгрессе "Агудат Исраэль" в 1937 году, хотя "Агуда" и тогда не стояла на самых крайних позициях по отношению к сионизму; а уж про тех, кто был "правее" "АгудьГ нечего и говорить... Ибо государство - не что иное, как органическая часть сионизма и его естественное продолжение, и оно могло произрасти только на почве сионизма. Государство являет собой следующий этап "нормализации" народа Израиля и превращения его из народа Б-жьего в "народ как все народы". Сионизм - это "еврейский национализм", видящий в народе Израиля "нацию" в нееврейском понимании этого слова и рассматривающий изгнание как плод "исторических процессов", а государство - как "окончательное решение еврейского вопроса". Как мы уже говорили, тот, кто видит в Общине Израиля обычный народ, такой же, как и все остальные, в Святой Земле - "национальную родину" этого народа, а в Святом Языке - "национальный язык", совершает подлог и фальсификацию. Еще большей фальсификацией и подлогом было бы объявить Государство Израиль "избавлением" или - как компромисс - "началом избавления".

Другими словами, государство тоже представляет собой не более чем еще одно звено в цепи подмены понятий, обладающих Б-жественной святостью, на их светские, нееврейские суррогаты. Нет ничего удивительного в том, что не все хорошо понимают тонкие различия между этими вещами, и поэтому в головах многих соблюдающих заповеди евреев воцарилась страшная путаница. Нужно отметить, что, к чести основателей и руководителей государства, сами они никогда не скрывали своих целей. Бен Гурион в своих речах постоянно провозглашал, что цель государства - "создать новый народ", и что израильская армия - это "фабрика для переплавки" "га-лутных" евреев в этот самый "новый народ". Автор этих строк уже давно высказал мнение, что именно в этом свете следует рассматривать усилия государства "репатриировать" в Израиль караимов, самаритян, шабтаистов и представителей различных сект, которые по еврейскому Закону не признаются евреями, а также поощрение реформистского движения, в чем нет никакой объективной нужды. Непрекращающиеся споры по поводу вопроса "кто является евреем" прекрасно показывают основную цель государства - изменить сущность народа Израиля. Ведь сточки зрения сионистского мировоззрения, видящего в народе Израиля обычный народ, такой, как и все остальные, позиция правящих кругов в этом вопросе оправдана на все сто процентов. Это нееврейское мировоззрение видит в "национальности" отдельный фактор, более важный, чем "религиозная принадлежность"; почему же тогда государство, когда оно устанавливает "национальной идентификацию" человека, должно считаться с ограничениями, которые диктует "религия"? Разве мы не видели, например, что одним из крупнейших немецких писателей был француз Шамисо? Разве мир не перестал верить в расовую теорию? Национальная принадлежность в нееврейском понимании - прежде всего культурная самоидентификация. А раз так, почему сын христианки не может быть "хорошим евреем", даже если он и принадлежит к католической церкви?

Мы не будем углубляться в партийно-политическую дискуссию, развернувшуюся вокруг этого вопроса. Можно сказать только, что, по всем мнениям, сам спор на эту тему и то, что этот вопрос вообще был затронут, символизирует и подчеркивает истинную сущность государства - продолжателя дела сионизма.

В этом свете нужно понимать образование кружка, который принято называть кнааним (хананеи). С организационной и политической точки зрения они никогда не представляли собой многочисленную или влиятельную организацию. Однако их мировоззрение выражает тенденцию, широко распространенную в кругах "сабрской" ("сабра" - уроженец Израиля) интеллигенции, признают они это или нет. Основной тезис их мировоззрения таков: еврейское население Израиля представляет собой особую национальную общность, которая имеет не более чем культурную связь с мировым еврейством. Эта новая национальная единица должна стремиться к сближению с другими окружающими ее семитскими народами. Другими словами, это призыв к выходу из еврейского народа как из "религиозной" общины. Эти люди, на самом деле, просто играют роль мальчика из известной сказки, провозглашающего: "А король-то голый!" Их мировоззрение - не что иное, как логическое следствие сионистской теории. Выросшие в "свободной" атмосфере они более чистосердечны и открыто признают истину, которую "официальные" сионисты признать не желают: что нет еврейства вне Торы. Поскольку они были воспитаны в антирелигиозном духе, вполне логично их требование освободиться и от "еврейства" тоже. На самом деле, эта "золотая молодежь" современного Израиля просто продолжает линию, начертанную первыми сионистами типа Бердичевского и Барнера (см. выше).