4. Что такое Община Израиля?

4. Что такое Община Израиля?

С точки зрения Торы, Община Израиля - это объект, который принципиально невозможно определить. Ведь чтобы определить понятие, необходимо отнести его к какому-либо определенному виду. Всякое определение состоит из имени вида, к которому относится объект, и из описания отличительных признаков объекта внутри этого вида.

Понятия "нации" и "религии" - понятия нееврейские и подходят только для народов мира. Община Израиля не является "нацией" в общепринятом смысле слова. Она - не просто "особый народ", чем-то отличающийся от всех других; ее вообще нельзя назвать "народом" в том понимании этого слова, которое принято в нееврейском мире. Община Израиля - это особое творение Всевышнего. Это "Народ, который Я Себе создал" (Йешая43:21), "Народ, который Ты приобрел (Шмот 15:16), "Твоя община, которую Ты приобрел издревле" (Теи-лим 74:2). Наши мудрецы сказали: "Мысль об Израиле предшествовала всему другому (при Сотворении мира)" (Берешит раба 1:2). Раби Йеуда Алеви пишет в книге Кузари, что Израиль представляет собой особый вид творения. Разница между ним и другими народами подобна разнице между неживой природой и растительным миром или между животными и человеком. Хасидизм {Ликутей Амарим /Тнния/тл. 2) говорит о "дополнительной душе" еврея и объясняет, что хотя телом своим сыны Израиля подобны другим народам, эта "дополнительная душа" делает их особым видом.

Тора и только Тора делает этот народ народом. Только с дарованием Торы сказано (Шмот 27:9): "Сегодня ты стал народом Ашема, своего Б-га". До Синайского Откровения они не назывались Израилем (Хулин 1116). "Наш народ является народом только в силу Торы", - сказал раби Саадия Гаон. Без Торы еврейский народ не просто ущербен - он прекращает существовать. Тора - его душа и сущность, и без Торы нет еврейства. Такое положение вещей не есть плод исторического развития - такова цель всего творения. Каждый еврейский мальчик помнит слова комментария Раши на первый стих Пятикнижия (Вначале сотворил Б-г небо и землю): "ради Израиля, который называется началом и ради Торы, называющейся началом". ("Свят Израиль Ашему, [он] - начало Его урожая" {Йирмия 2:3) - об Израиле; "Ашем приобрел меня в начале Своего пути" (.Мишлей 8:22) - о Торе).