Ноябрь 2017 / Кислев 5778

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В течение тысяч лет родители занимаются воспитанием и образованием детей, но никогда еще к этому не было такого интереса, как в наше время. О воспитании издают сотни авторитетных книг, но, похоже, у родителей еще не бывало с детьми столько трудностей. Особенно остра проблема с дисциплиной, и многие родители теряются и не знают, что с этим поделать.

В прежних поколениях матери и отцы в основном следовали примеру своих родителей. Традиционные методы не подвергались сомнению. У родителей всегда был авторитет. А дети сознавали свой долг. Но наше поколение отвергло многое из того, что было принято в прошлом, и в том числе освященные временем способы воспитания. Были сформулированы новые принципы воспитания, основанные на утверждении равенства между родителями и детьми. Появились специалисты, утверждающие, что от детей больше нельзя ожидать подчинения своим родителям, но только добровольной кооперации. Более того, психологи расстроили всех, рассказав о пагубных эффектах неподходящего воспитания на вольнолюбивую душу маленьких детей.

Так, лишенные своего авторитета, родители стали чрезвычайно неуверенными и смущенными. Если некоторые родители верят в свою способность растить детей, многие, склонные к самоанализу, пересматривают и подвергают сомнению свои решения, действия и слова, и, мучимые комплексом родительской неполноценности, передают свой невроз детям. Для таких родителей воспитание стало напряженным, полным ощущений собственной вины испытанием, а не приносящим удовлетворение творческим переживанием, каким оно должно быть.

К счастью, еврейские родители, которые руководствуются Торой, все еще считают, что быть родителями значит занимать авторитетную позицию и контролировать своих детей. Еврейская традиция не приемлет никакого отказа от родительской ответственности. Тора учит родителей воспринимать детей как дар Б-га1. Их задача — воспитывать детей для жизни в служении Всевышнему — священна2. В первую очередь это требует от родителей дать детям возвышенный пример таких черт характера, которые они хотят развить в них. Но одного этого недостаточно. Всегда будут случаи, при которых, чтобы обеспечить необходимое руководство, родители должны утвердить свой авторитет. Более того, мицва уважать и почитать родителей препятствует всяким равноправным отношениям. Хотя Тора считает родителей и детей равноценными, она предписывает им разные роли и разную ответственность.

Однако многие еврейские родители до некоторой степени попали под влияние времени, они запутаны и неуверенны в своей роди. Более того, хотя растить детей никогда не было легкой задачей, теперешнее изобилие и моральное разложение делают эту работу более трудной, чем прежде. Таким образом, многое еврейские родители нуждаются в ясном руководстве по вопросам воспитания детей, основанном на учении Торы.

Современные руководства для родителей критикуют "старые" методы воспитания как грубые, подавляющие и бесчувственные. Но если мы рассмотрим подход Торы к дисциплине детей, мы обнаружим, что, напротив, он полон тепла и любви и дарует детям великую свободу без определенных пределов. Гаон из Вильно, знаменитый мудрец Торы восемнадцатого столетия, писал, что детей следует увещевать "мягкими словами и упреками, которые они будут с охотой принимать"3. Знаменитый педагог раби Шимшон Рефаэяь Тирш пишет: "Никогда не требуйте от ребенка делать то, что не нужно и не важно; и не отказывайте в безобидных и обычных просьбах... Пусть ваш ребенок делает и имеет все, что вы ему позволяете, при условии, что это не ставит под угрозу его физическое и моральное благополучие"4.

Но руководство в практических случаях неэффективно, если родители не научились контролировать свои чувства, без чего невозможно воплотить ценности Торы. Недостаточно просто рассказать родителям, что нужно быть спокойными и не сердиться, — они обычно это знают. Им нужно научиться тому, как это делать. Хотя в Торе есть конкретные советы по проблемам воспитания детей, многим людям трудно приложить их на практике.

То, что нужно, — это метод эмоционального контроля, который открывает перспективы Торы. Когнитивная психология, недавно развитая система, отвечает этой необходимости. Она учит тому, что мы способны изменить наш основной подход и поведение, и передает контроль в руки индивидуума.

Когнитивная психология учит, что нас расстраивают на сями жизненные события, а способ, которым мы научились их интерпретировать и оценивать. Этот подход направлен на то, чтобы изменить наши основные убеждения, вызывающие проблемы, помогая нам увидеть наши жизненные события в более позитивном свете. В результате мы начинаем действовать эффективнее и жизнь приносит нам большее удовлетворение.

В ситуации с воспитанием детей родители, которые хотят изменить свой способ реагирования на ребенка, должны сначала научиться думать иначе о поведении детей. Естественным результатом этого становится иное чувство родителей, иное восприятие их поведения. Тогда им будет легче контролировать свое собственное поведение и менять его.

А когда мы начинаем менять наши привычные реакции на происходящее, мы обнаруживаем, что в результате меняются наши чувства и способ мышления. Наши мудрецы учили: "Человек формируется действиями; его сердце и мысли всегда [следуют] за его делами"5. Когда мы работаем над тем, чтобы изменить наше обычное поведение, мы утверждаем новый, более положительный образ мысли и чувств. А он уже влияет на новый стиль поведения. В сущности, так мы разрываем порочный круг, где дети неправильно себя ведут, родители расстраиваются и реагируют на это неконструктивно, и неправильное поведение продолжается.

В этой книге мы обрисуем учение Торы о воспитании, выраженное авторитетами Торы разных поколений. А открытия современной когнитивной психологии послужат для нас инструментом практического воплощения учений наших мудрецов.

ВВЕДЕНИЕ

1. Мадраш Мидией, 31:10.

2. Обязанность родителей дать детям образование имеет несколько аспектов. Обязанность приучить их к исполнению заповедей — это раввинское постановление (Сука, 42а; Хагига, 4а), а обязанность отца учить сына Торе — заповедь от Всевышнего, из Торы (Дварим, 11:19). Кроме того, отец обязан учить сына хорошим качествам и профессии (торговле) (Рамбам, комм. к мишне Маког, 2:3). См. также раби Шимшон Рефаэяь Тирш, Хорев, т.2, раздел 548.

3. Эвен шлема, 6:5.

4. Раби Шимшон Рефаэль Тирш, Йесодог 'гахинух, т.2.

5. Сефер 'гахинух, 161.