Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Скорпион - месяц Хешван

Скорпион — месяц хешван

Скорпион (Акрав). Месяц хешван, который в некоторых источниках называют мархешван (“горький хешван”), следует за тишрей. Знак месяца, восходящий в небе первого хешвана — Скорпион. Мы обращаемся к книге Цеда ледерех (1:28), которая приводит астрологическое описание этого знака, упоминая его влияние на мелкие и низкие создания:

Акрав (Скорпион) — водяной знак, женственный и ночной. Его начало влажное, средняя часть — умеренная, а завершение шумное и сияющее. Он управляет насекомыми, водными тварями, кораллами и деревьями средней высоты... Его место в виноградниках и садах, но только там, где запах плесени и гниения... Те, кто родились в этом месяце, деструктивны, они обижают и разочаровывают других, сплетничают, склонны к меланхолии, они хитрые и коварные, но щедрые. Они связаны с волками, медведями и подобными созданиями.

Этот месяц характеризуется низостью, его влияние распространяется на растения, животных и людей, как на индивидуумов, так и на народы.

Для нас события, связанные с хешваном, группируются вокруг центральной темы, заданной мидрашем: “скорпион брошен в кусты”. Это знак упадка, отраженного в событиях месяца.

Мидраш Танхума (Гаазину, 1) говорит о переходе хешвана в следующий месяц, кислеве.

Тот, кто продолжает бунтовать (не раскаивается под знаком Весов), опускается на нижние уровни — как скорпион, ползающий по земле или брошенный в куст. Но тот, кто совершает тшуву, вылетает, как стрела из лука (Стрелец — знак месяца кислее).

Суд месяца тишрей может поднять человека на более высокий уровень, если использованы возможности тшувы, или позволить ему опуститься на нижние ступени. Цель этого месяца — честное определение прожитого человеком и выявления путей самосовершенствования.

Скорпион символизирует нисхождение до состояния безгласности и ничтожества, называемого гехином — “ад”, а точнее, “чистилище”. В этом состоянии несделанное сопоставляется с тем, что сделано. Заключенная в бездеятельность душа, которая всегда жаждет движения, наказывается тем, что снова и снова проходит уже пройденный путь. Комментаторы называют это “пройти сквозь огонь”, потому что цель этого процесса — очистить душу, как очищают от примесей металл. После этого очищения душа готова войти в рай, радоваться чистым плодам своего труда.

Поскольку Скорпион символизирует возможность падения, затруднения, застревания (“скорпион, брошенный в куст”), месяц хешван — время привести в порядок дела предыдущего года. Это время, когда нужно извлечь уроки из прошлого и подготовить планы на будущее.

В хешване нет никаких праздников, но Талмуд приводит пять важных дат этого месяца:

1.    7 хешвана — ослеплен Цидкиягу, последний царь Иудеи.

2.    11 хешвана — смерть праматери Рахели.

3.    17 хешвана — начало всемирного Потопа (по одному из мнений).

4.    7—17 хешвана — время молитв о дожде.

5.    Освящение Третьего Храма, которое произойдет в хешване.

Мы обсудим все эти события в логическом, а не хронологическом порядке. Общий их элемент — спуск. Но в каждой из этих ситуаций закладывается основа последующего подъема.

Ослепление последнего царя — Цидкиягу

Снижение, характерное для Скорпиона, отражает историческое событие, о котором рассказывается в конце Книги Царей (Млахим, 2, 25:7). Перед разрушением Первого Храма сыновей Цидкиягу убили на его глазах, а ему выкололи глаза. Эту жестокость совершили шестого хешвана, и она ознаменовала конец династии потомков Давида. После этого Навухаднецар сжег Храм и изгнал евреев из их страны.

Как мы уже объясняли в связи со знаком Льва, монархия в Израиле была не просто системой правления, она отражала связь между Израилем и Богом. Царь Израиля представлял не власть суверена, но власть Творца над Его миром. Как и от всех подданных, от царя требовалось хранить Тору и ее заповеди, но он отвечал также за праведность всего общества, своего народа. Достоинство каждого царя Израиля определялось уровнем праведности народа.

Мидраш (Шемот раба, 12:26) уподобляет историю Израиля и царства потомков Давида явлению луны. Она поднимается на небосводе, растет и достигает полной силы, а потом исчезает, чтобы вновь возникнуть в начале следующего месяца. Наш праотец Авраам обнаружил, что миром правит Творец (что подробнее обсуждается в конце этой главы). Ицхак, Яаков и его сыновья продолжали расширять и углублять это представление, пока оно не достигло полного сияния при даровании Торы на Синае. С того момента власть Бога на земле стала определяющей для формирования сознания целого народа, во главе которого стояли вожди или цари — Йегошуа, Судьи, Давид, Соломон и его потомки. Им было доверено поддерживать осознание власти Бога в мире. Этот свет сиял тридцать поколений, по числу дней лунного месяца.

Когда Навухаднецар, царь Вавилона, завоевал Израиль, он изгнал евреев из их страны, а прежде убил сыновей Цидкиягу на глазах их отца и ослепил его самого. Это стало символом окончательного исчезновения света.

Произошло это в месяце глубочайшего нисхождения. То же мы видим в природе. Осенью падают листья, деревья остаются нагими, — но так готовится дерево к новому сезону, к новому плодоношению.

Астрологи считают, что характеристики Скорпиона отражаются во внешности рожденных в этом месяце. Мудрецам важнее, что нисхождение, которое приписывают хешвану, обязывает еврейский народ к грядущему восхождению.

Праматери еврейского народа

Связь между падением “скорпиона, брошенного в кусты”, и грядущим подъемом отражает и другой день этого месяца: 11 хешвана — день смерти Рахель имейну (праматери нашей). Что особенного в этом событии? Почему мы вспоминаем именно ее смерть, а не даты смерти других праматерей и праотцев нашего народа?

Наш праотец Яаков двадцать лет провел в доме своего тестя Лавана. Известно, что Яаков был им обманут. По договору, Яаков обязался отработать у него семь лет за Рахель, младшую дочь. Но во время свадьбы Лаван скрыл под фатой Лею, и пришлось Яакову работать за Рахель еще семь лет. За годы жизни семьи Яакова у Лавана Лея родила Яакову шестерых сыновей и дочь, Рахель — одного сына, и по два сына родили две служанки Леи и Рахель.

Когда Яаков, наконец, покинул Лавана и вошел в Землю Кнаан, Рахель родила ему последнего сына, Биньямина, но в родах умерла. Яаков похоронил ее на пути, “и это место погребения Рахели до сего дня” (Берешит, 35:29). До сего дня ее усыпальница в Бейт-Лехеме — место молитвы для всех, у кого есть трудности “на жизненном пути”.

Чтение соответствующих глав Берешит (29-35) помогает понять, что причиной возникших в семье Яакова трудностей была не только хитрость Лавана. Эти страницы указывают на события, которые впоследствии повторяются в замечательной истории нашего народа.

Праматери еврейского народа отличались друг от друга. Тора говорит о “чувствительных глазах” Леи, которая часто плакала (Берешит, 29:17). А Рахель была “красива лицом и станом”. Речь идет не о чисто внешнем различии, а о внутренних свойствах сестер.

Совершенство, красота и гармония внешности Рахели отражают ее роль матери народа. В истории народа такой гармонией отмечены периоды проживания на Святой Земле, когда был царь, стоял Храм и в нем пребывал Всевышний. Тогда народ Израиля не был рассеян. Жизнь народа проходила в самых благоприятных условиях, под сенью Божественного закона, когда государством управляли царь и первосвященник, а пророки раскрывали волю Бога и учили людей праведности. На языке Торы это нашло выражение в красоте и миловидности праматери Рахели.

Но повседневная жизнь народа не всегда проходит в благоприятных обстоятельствах. Наша история изобилует драматическими событиями, периодами разрушений, преследований, убийств и потерей пророчества. Вечность народа Израиля никогда не ставилась под сомнение. Но после разрушения Первого Храма жизнь на рода изменилась: больше не было царей и пророков, первосвященник не мог исполнять свою службу. В Диаспоре евреев стало больше, чем на родине. Настали новые времена: не Рахели, исполненной гармонии и совершенства, но Рахели, оплакивающей своих детей и молящейся об их возвращении, времена надежд на лучшее будущее.

Попробуем найти ответ на вопрос, почему Лея так хотела выйти замуж за Яакова. Наш праотец Яаков обладал особым свойством: в повседневной жизни, обыденных делах он своим примером учил, как можно служить Творцу, исполняя Его волю. Раскрытие духовных высот в материальном мире пророк Миха назвал “правдой Яакова” (Миха, 7:20).

Яаков в этом мире страдал. Брат хотел его убить, тесть обманывал и хитростью заставил жениться на девушке, которую Яаков не любил. Тора показывает нам, как в этом мире лжи и насилия, противостоящем высокому служению Творцу, все-таки можно идти по пути истины.

Талмуд (Бава батра, 123а) рассказывает, что Лея слышала сплетни соседок, которые говорили, что дочери Лавана должны выйти замуж за близнецов Ицхака: старшая Лея — за старшего из братьев, Эсава, а Рахель — за Яакова, младшего. Лея узнала, что ее жених — вор и злодей, и в слезах стала молиться, чтобы ее не выдали замуж за Эсава. И выплакала все глаза. Творец ответил на ее молитвы, однако не так, как можно было предположить. Обман ее отца Лавана избавил Лею от Эсава и привел к Яакову.

Мы видим, что в некоторых ситуациях ложь может открыть путь к правде! Это основание для раскаяния, когда двойственная и сомнительная дорога сменяется новым путем.

Все может произойти в мире фальши. Ложь может лгать даже самой себе. Плут Лаван выдал Лею за Яакова. Он считал себя победителем, потому что обманул Яакова. Как он ошибся, показала дальнейшая история евреев.

Лея становится праматерью еврейского народа! В смутные, трагические времена сила Леи поддерживает наш народ. Адепты материального мира пытались раньше и стараются сейчас лишить нас еврейства, иногда самой жизни, но наша способность противостоять кровавому насилию или сладкой лести помогает преодолеть тяготы жизни, иной раз самыми нетрадиционными способами, чтобы в итоге прийти к “истине Яакова”. Экзистенциальная истина еврейского выживания — факт, но способ ее достижения иногда противоречит обыденной логике и обычаям других народов. В этом исток нашей надежды на окончательное Спасение, хотя реальность может свидетельствовать о, казалось бы, совершенно противоположном развитии событий.

Можно подумать, что смерть Рахели в период восхождения Скорпиона знаменует общее падение, и Рахель — мать целостности и совершенства, позднее воплощенного в красоте Первого Храма, в деятельности царя и первосвященника, — покинула нас навсегда. Да, это был внезапный и болезненный укол Скорпиона. Но нежные глаза Леи по-прежнему полны скрытой силы, Лея тоже была женой Яакова! И когда еврейский народ после разрушения Первого Храма был вынужден отойти от прежней жизни, исполненной открытых чудес, и начать новую, потаенную жизнь, выжить ему помогла Лея.

Потоп: причины и результаты

Месяц хешван отмечен и еще более трагическим падением. За две тысячи лет до разрушения Первого Храма был разрушен весь мир! Согласно одному из мнений, 17 хешвана начался всемирный потоп — мабуль. Вначале сорок дней шел дождь, вода падала с неба, а потом продолжала течь из-под земли; вода поднималась целых сто пятьдесят дней. Потоп произошел в 1656 году от начала Творения (Берешит, 6:8). Это великое разрушение было не случайностью, а ответом Бога, наказанием за грехи человечества.

Талмуд (Сангедрин, 108а) указывает, что непосредственными причинами потопа были разврат и воровство. У людей было все, они ни в чем не испытывали недостатка. Но богатство и изобилие извратили их сознание, и они позабыли о главной цели бытия. Пренебрегая осмысленными и глубокими отношениями с Творцом, они стали предаваться наслаждениям с такой страстью, что запретные половые связи распространились по всей земле.

Мудрецы говорят, что сладострастие людей повлияло на все живое, и вне зависимости от пола и вида в разрушительные запретные связи стали вступать животные и растения. Творение изменилось до неузнаваемости, потеряв все основополагающие, предначертанные характеристики (Сангедрин. 1086). Причиной появления подобных гибридов было стремление к наслаждению без границ. Никто не думал о последствиях гибридизации, свобода выбора, дарованная людям, использовалась не по назначению.

Никто не обращал внимания на то, что погоня за разнообразием и новизной уничтожает то, что прекрасно служило раньше и зарекомендовало себя наилучшим образом. В помрачении, думая, что обогащается, человек обкрадывал себя и все творение. “Добрые и милые отношения” имели своим источником стремление к наслаждению. Это сладострастие наши мудрецы называют нечистой, извращенной добротой (Раши на Ваикра, 20:17), неконструктивным способом помощи.

Создание гибридов накануне потопа должно было доказать полную власть человека над собой и природой, его способность делать все, что ему угодно! Твари, неспособные к размножению, наподобие мулов (гибрид осла и лошади), заполнили землю. Таковы были побочные продукты злостного использования творческой способности человека.

Потоп стал конечным результатом деятельности человека. Межвидовое скрещивание оторвало поколение потопа от изначальных форм творения. Прежний мир, таким образом, был уничтожен. И в ответ на это, воды потопа уничтожили все творение — “мера за меру”.

Ноах с семьей спасся от потопа в ковчеге, который он строил сто двадцать лет. Ни одно из животных, взятых Ноахом в ковчег, как указывает Талмуд, не было гибридом, не участвовало в межвидовых связях. Ковчег превратился в место спасения изначального генофонда Земли. Спасшиеся в ковчеге люди и животные стали зародышем обновленной жизни.

Ковчег был разделен на множество маленьких отсеков, и каждый вид проживал отдельно. А после потопа возможны были уже только внутривидовые связи. Ковчег действительно строился очень долго, и это не случайно: Всевышний дал человечеству возможность раскаяться, но людей совершенно не интересовало строительство ковчега, они не верили в возможные перемены, не придавали значения предстоящему потопу, — и поэтому спаслись только восемь человек: Ноах с женой и трое их сыновей со своими женами. Ноах получил благословение по выходе из ковчега, и от него пошло все человечество.

Сфорно в своем комментарии к Торе (Берешит, 8:22) говорит, что со времени потопа изменился угол вращения земли, наклон ее оси. До потопа, указывает Сфорно, погода на всем земном шаре не менялась, круглый год была теплой, приятной, умеренной. А после него появились сезоны, с которыми мы знакомы. Потоп ослабил весь мир, его последствия были ощутимы для всего человечества. После потопа люди перестали жить сотни лет, срок жизни резко сократился (Раши к Берешит, 17:17).

Неудивительно, что эти события произошли именно в месяце хешван, под знаком Скорпиона, символа нисхождения, спуска. Мир продолжал свое существование после потопа, но на более низком уровне; человечество стало жить по-иному.

Уникальность падающего дождя

В хешване нет праздников. Скорпион, ползающий по земле, призывает человека обратить внимание на самосовершенствование, надеясь, что в лучшие времена, в следующем месяце кислее, под созвездием Стрельца, он “выстрелит” и воспрянет. Событиями этого месяца являются молитва и исправление — приближение к Богу.

В Израиле в хешване начинают молится о дожде. Потоп был воплощением гнева и разрушения, водой, сошедшей с небес. Дождь, о котором мы возносим молитвы, также посылается с небес, но эта вода несет жизнь и процветание. Сезон дождей знаменует начало скрытой активности природы, черпающей энергию от земли. Но этот процесс зависит от воды, нисходящей с небес. Когда вода приходит вовремя и в нужном количестве, она — благословение. Тогда все в природе радуется и растет на радость земледельцам и всему человечеству.

Дождь — награда за правильное поведение. Но если он выпадает не вовремя, не в том количестве или не там, где нужно, это не благословение, а проклятие. Вместо счастья — сердечная боль: наказание Владыки вселенной.

Ряд комментаторов (напр., Адерет Элиягу Га-она из Вильно к Дварим, 33:1) говорят, между прочим, и о предсказании погоды. Метеорологи отмечают: случается, что дождь выпадает одновременно в соседних регионах в совершенно разных количествах, поэтому прогнозировать дожди на основании прежнего опыта чрезвычайно трудно. Среднестатистические нормы дают некоторые основания для прогнозов, но что крестьянину до прогнозов в общем, ему важно знать, сколько дождя выпадет на его клочке поля.

На такой вопрос у метеорологов нет ответа. Наши мудрецы, делая те же наблюдения, учили, что дождь не является чисто природным явлением, он зависит от нас, от нашего отношения к людям. Мы с детства привыкли к дождю, у нас есть плащи и зонты, и все идет своим чередом. И все же представление о том, что дождь — это знак и, может быть, наказание свыше, —.не изменилось: “раскрытие небес” или “прекращение дождей” — урок для человека:

Если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам сегодня — любить Бога, Владыку вашего, и служить Ему всем сердцем и всей вашей душой — дам дождь вашей земле... Чтобы не возгорелся гнев Бога на вас, а то замкнет Он небеса, и не будет дождя (Дварим, 11:13-17).

Когда мир погряз в разврате, когда исчезла мораль, в месяце хешван на землю был послан потоп, чтобы очистить весь мир. Но, с другой стороны, хешван — это также месяц, когда мы молим о благословенных дождях и изобилии. Если до семнадцатого хешвана не выпал дождь, нужно объявлять общественный пост. Роль общественной молитвы в хешване особенно велика, потому что на самом деле Скорпион слаб, это знак подчинения. Низменное состояние бытия — еще не финал. Молитва и смирение позволяют выбраться из унижения, “из кустов”, и подняться в духовные выси.

Окончательное избавление — освящение Третьего Храма

Мы уже видели: хешван характеризует падение. Начиная с деградации отдельного человека, который не пересмотрел свою жизнь и не исправил свое поведение в тишрей, общее падение продолжается в хешване, когда угроза полного уничтожения нависает над всем миром. Так, ослепление Цидкиягу — не только личная трагедия, но и конец монархии в Израиле. Ослепла как будто и вся природа. Наша задача — молиться и просить Творца мира поднять нас из праха, из того состояния, до которого мы опустились.

Еврейские месяцы связаны не только с созвездиями и знаками зодиака, но и с буквами еврейского алфавита (см. Цадок га-Коэн из Люблина, При цадик). Буква хешвана — нун, как указывает пророк Амос, 5:2: ”Упала (нафла) и не поднимется дева Израиля”.

Эта строка оставляет ощущение безысходности. Такой смысл передает масоретская (традиционная) пунктуация текста, которая особым значком разбивает это предложение на две части. Однако его можно прочитать иначе, и тогда станет ясно, что за падением следует поворотный момент, а потом финальный подъем.

Такое прочтение дает Талмуд (Брахот, 46), иначе расставляя знаки препинания в тех же словах пророка: “Упала, и не (останется так) — поднимется дева Израиля”. Падение не сломило ее, и если ей помочь, она еще поднимется.

К этому скрытому смыслу обращается царь Давид в псалме Ашрей (Тегилим, 145), который читают три раза в день: дважды в утренней и один раз в предвечерней молитве. Строки этого псалма, который говорит о управлении мира Творцом, расположены в алфавитном порядке от алеф до тав. Пропущена только буква нун. Перед ней строчка, которая начинается на букву мем, эта строка говорит: “Царство Твое (мал-хутха) во веки веков, и правление Твое — из поколения в поколение”. А следом идет буква самех: “Бог поддерживает (сомех) всех, кто упал”.

Строчка, начинающаяся с нун, пропущена потому, что эта буква символизирует нефилу, падение, не предопределенное еврейскому народу, но происходящее вследствие его грехов. Это падение не обязательно! И, поднимаясь, мы провозглашаем: “Бог поддерживает всех падших!”. Падение временно. И если для того, чтобы подняться, нам нужна помощь и поддержка, — мы знаем, куда обратиться.

По словам Талмуда (Брахот, 46), царь Давид числил падение среди необходимых элементов мироздания, согласных воле Творца. Поэтому он не назвал падение, но указал, что, если оно происходит, “Бог поддерживает всех, кто упал”. Спасение нашего народа, которое не раз случалось в еврейской истории, следует этому описанию. Буква нун, символ хешвана, намекает не только на временное падение, но и на возможность подъема.

Эта идея воплощается и в исторических событиях, которые мы рассматривали. Поддержка падших предшествует избавлению, и на это указывает мидраш (Ялкут Шимони к Млахим, 184). Он говорит, что окончательное избавление народа, включая возведение и освящение Третьего Храма во времена Машиаха, должно произойти в месяце хешван. Под знаком “скорпиона, брошенного в кусты”, Храм будет восстановлен навеки, ибо “Бог поддерживает всех, кто упал”.

Этот процесс начался давно. Когда в хешване было закончено строительство Храма, его закрыли почти на год, чтобы освятить в тишрей. Подобно этому, Скиния в пустыне была закончена двадцать пятого кислева, а освящена через три месяца. Но Всевышний “возместил” огорчение кислеву, назначив на этот месяц освящение Второго Храма, которое мы вспоминаем во время Хануки.

А хешван еще ждет своего возмещения. Освящение Третьего Храма, да будет он скорее отстроен, произойдет в том самом месяце, который как будто должен был покончить с нашим существованием — но “Бог поддерживает всех, кто упал”.

Чтение Торы в месяце хешван. Авраам открывает Творца

Соединение упадка и подъема выражается и разделами Торы, которые читают в субботы хеш-вана. Первый из них — раздел Ноах (Берешит, 6:9-11:32), описывающий всемирный Потоп. В конце этого раздела (Берешит, 11:1-11) рассказывается о другом падении человечества: Вавилонской башне. Вначале все люди говорили на одном языке, и это помогало в совместной деятельности. Но этот дар небес был использован не по назначению: строители решили присвоить себе власть и прерогативы Творца, построив башню, которая достигнет Небес, и воспрепятствовать осуществлению Его воли. “Мы едины, и Он один” — “один на один, против Одного” — так называлась эта игра. Башней они хотели “поддержать” небо, чтобы не произошел новый потоп, причиной которого, по их мнению, была некая небесная неисправность.

Человечество не обратило внимания на простой факт, что двойственность (они и Он) конкурирует с абсолютным Единством. Новое единство было, по существу, восстанием, потому что намеревалось приравнять единицы: 1 + 1=2. Также и речь не является автономной, человек не всегда может использовать язык так, как ему придет в голову. Разделение единого языка на множество языковых групп воспрепятствовало взаимопониманию и показало, что один, подобный Одному, не значит “два” или более. У каждого человека остался тот же инструмент речи — гортань, голосовые связки. Но это не помогало понимать друг друга, человечество разделилось. За фасадом ложного единства открылась реальная разобщенность. Язык превратился в препятствие, перестал служить единению.

Одним из свидетелей происшедшего в Вавилоне был вдумчивый молодой человек, Аврам, впоследствии ставший Аврагамом, праотцем нашего народа. Рассеяние строителей башни поразило его. Грех их оказался не менее серьезным, чем грех поколения потопа. В обоих случаях людям был вынесен приговор, чтобы показать: человечество живет не в пустоте, и чтобы выжить, людям необходимы настоящее единство и мир.

Открытое воровство и безнравственное поведение, характерные для поколения Ноаха, попирали права человека, и это привело к потопу — полному прекращению жизни людей. Строители башни не были уничтожены, потому что, несмотря на недостойное поведение, сохраняли единство. Аврагам, как свидетель этого, пришел к выводу: код выживания — единство. Но единство должно быть не только между собой, но и с Творцом, это единство, обращенное к Нему.

Ему стало ясно, что идея единства с Творцом — основа творения. Для Аврагама это открытие стало началом стремления к Нему.

Идея откровения Бога в мире, которую Аврагам постепенно распространял, привела к подъему всего творения из глубины падения, вызванного поколением потопа.