Рыбы - месяц Адар

Рыбы — месяц адар

Рыбы (Дагим). Адар — последний месяц года, если отсчет начинается с нисана. Созвездие Рыб, восходящее в этом месяце на востоке, напоминает формой двух рыб.

И снова вспомним рассказ наших мудрецов об Амане, о том, как он искал в календаре “слабое место” — месяц, в котором у евреев нет особых заслуг предков. Изучив календарь и исторические события разных веков, он в конце концов остановил свой выбор на адаре. В нем ненавистник евреев не увидел заслуг предков, а, напротив, обнаружил, что в адаре, седьмого числа, умер учитель и защитник евреев, Моше. Он еще подумал, что как рыбы глотают своих жертв, так смерть поглотила Моше (Эстер раба, 7:11).

В этой главе мы подробно рассмотрим события, связанные с Аманом, и то, как Творец превратил нависшую над евреями погибель в ее противоположность — радостное спасение и смерть их врагов.

В Цеда ледерех сказано об адаре, что этот месяц характеризуется единством противоположностей, главные из которых — сокрытие и откровение:

Дагим (Рыбы) — водяной знак, женственный, ночной, порождающий в теле холод и влажность, источник болезненных жидкостей и ветров...

Месяц адар — облачный, с темными, холодными ночами. И место этого знака в природе ассоциируется с тьмой:

Он доминирует над водными созданиями и растениями, кораллами, кристаллами и ониксом...

Астрологи еще добавляют:

Те, кто родились под этим знаком... с широким лицом, большим лбом, с густой бородой, темноглазые... Они любят спать и легко впадают в гнев...

С одной стороны, негативные характеристики, а с другой — сила и физическая привлекательность.

Тора подчеркивает, что индивидуальные качества находятся под контролем человека. Негативные характеристики можно со временем превратить в положительные. Адар демонстрирует, что внутренний переворот доступен не только отдельным личностям, но и народу, обществу в целом: горе может сменить радость, а траур — праздник.

Адар — завершение годичного цикла, а круг не имеет конца. В этом месяце есть отблески первого месяца, начала года. Но, прежде всего, он символизирует реализацию, достижение цели жизни.

Двенадцать зодиакальных созвездий, о которых мы уже говорили, образуют зодиакальный круг:

Тале

Овен

Шор

Телец

Теомим

Близнецы

Сартан

Рак

Арье

Лев

Бетула

Дева

Мознаим

Весы

Акрав

Скорпион

Кешет

Стрелец

Гди

Козерог

Дли

Водолей

Дагим

Рыбы

Зодиак отражает и исторические события, и личную жизнь человека. Мы снова повторим в завершение изучения характеристику Мидраша Танхума (Гаазину, I):

Человека сравнивают с двенадцатью знаками зодиака. В начале, когда он рождается, он мягок, как Тале (Овен).

Затем достигает успехов, как Шор (Телец), а, вырастая, обретает целостность, как Теомим (Близнецы).

Но тогда в его жизни проявляется злое начало. Сначала оно не имеет большой силы, как Сартан (Рак), потом развивается и становится могучим, как Лрье (Лев). Если человек грешит, становится, как Бе-тула (Дева).

Если не перестает грешить, его поступки взвешивают на Мознаим (Весах).

Если продолжает бунтовать, его сбрасывают в чистилище, как Акрава (Скорпиона), который прячется в земле, под колючим кустом.

А если он раскается, вылетит из Чистилища, как стрела из Кешет (лук, Стрелец).

И тогда станет мягким и чистым как Гди (козленок, Козерог), таким же, как в день своего рождения.

Чистую воду прольют на него из Дли (ведра, Водолея), и он будет расти, как Дагим (Рыбы), которые радуются воде.

Погрузится он в реки афарсемона (благоухания), в молоко, оливковое масло и мед, вечно ест плоды с Древа Жизни и растет около праведников. Он сидит за столом праведника и живет вечно.

Адар — завершение жизни, выход из материальности на личном и социальном уровнях. События этого месяца дают модель восхождения, ведущего к окончательному Искуплению, к освобождению и вечной жизни.

Эту сложную тему мы разделим на три части:

1.    Рыбы (Дагим) — модель жизненного пути.

2.    День смерти Моше.

3.    Праздник Пурим.

Рыбы — модель жизненного пути

Рыбы живут скрытно в глубине вод, а жизнь в море поражает разнообразием форм и окрасок.

Благословляя Иосифа и его сыновей, Яаков говорит перед смертью:

“Да благословит ангел, который спас меня от зла, этих мальчиков, да продлится чрез них мое имя и имя моих отцов, Аврагама и Ицхака, пусть размножатся они, как рыбы (ваидгу), (среди людей) на земле” (Берешит, 48:16).

Он благословляет их на размножение в тайне, имея в виду не только многочисленность (как у рыб), но и продолжение изобилия до дней Искупления. Об этой сокровенной силе, поддерживающей жизнь в трудных условиях, пока не придет освобождение, мы уже упоминали, рассказывая о Лее и о матери Йосефа — прекрасной Рахели.

Раши в комментарии к этому стиху обращает наше внимание на два отмеченных выше аспекта благословения Яакова: “чтобы размножились и стали многочисленными, как рыбы”, — и чтобы убереглись от “дурного глаза”, и он не имел бы над ними никакой власти.

Акцент на жизни, скрытой от людских глаз, объясняется не особым любопытством людей, а тем, что взгляд неизбежно ограничивает объект рассмотрения. Любопытные смотрят лишь на внешность, а внутренние качества остаются для них скрытыми.

Мудрецы не поощряют неоправданно пристальный взгляд, из страха перед “дурным глазом”, препятствующим развитию и продолжению рода.

Изложение еврейской идеи “дурного глаза” можно обнаружить в Талмуде (см. комментарий Раши к Эрувин, 46 и Авот, 2:9, 5:19), который приводит пример гера (человека, принявшего иудаизм), умершего, не оставив потомства. Говорят, что “дурной глаз” мог повлиять на него и привести к “ущербу”, не дать ему достичь цели — оставить еврейское потомство, потому что к нему были обращены взоры многих людей.

Скрытная жизнь рыб соответствует принципу скромности, необходимой мужчинам и женщинам. А скромность — это простота, которая не стремится привлечь к себе внимание; это относится и к правилам, касающимся одежды, потому что физическая красота — не предмет всеобщего рассмотрения.

В разделе о Стрельце мы останавливались на том, что согласно эллинистической идеологии весь мир материален, все сводится к материи, в том числе и физическая потенция, все последующие поколения. А поскольку возможность продолжения рода рассматривается как материальный объект, нет нужды что-либо скрывать.

Наши мудрецы всегда рассматривали физическую красоту как способ достижения важных целей в будущем: она привлекает внимание и несет в себе потенциал создания семьи, продолжения поколений, всего человечества в целом и еврейского народа в частности.

Скромность — не уход от реальности, не аскеза в уединенном монастыре. Скромность еврейской женщины сохраняет ее красоту, чтобы она впоследствии раскрылась в соответствующем контексте для мужа, и только для него. Цель в том, чтобы внутренняя красота не опошлилась, не растратилась, не наскучила, не стала площадной красотой культуристов, выставляющих тело на всеобщее обозрение, чтобы привлечь к себе внимание.

Святость еврейского народа требует скромности в поведении и одежде — это декларация того, что жизнь не ограничена внешностью, главное скрыто внутри. Об этом говорит Талмуд (Таанит, 86):

Благословляется лишь то, что скрыто от глаз.

В этом суть благословения Яакова Йосефу: размножайся, как рыбы, над которыми не властен “дурной глаз”.

Тысячи лет еврейский народ жил скромно, и это сохраняло как отдельных евреев, так и весь еврейский народ в целом. Об этом следует задуматься в месяце Рыб.

Смерть Моше — секрет его рождения

Седьмое адара — день смерти Моше. Мы уже говорили, что он был уникальным лидером и достиг высочайшего духовного уровня, доступного человеку. Естественно задуматься, какие свойства этого человека следует упомянуть в день его смерти?

Мы уже отмечали, что, выбирая время для окончательного решения еврейского вопроса, Аман, рассмотрев все месяцы календаря, остановился на адаре, потому что не обнаружил в этом месяце никакой заслуги евреев и, более того, увидел, что в этом месяце умер Моше. Однако Моше не только умер, но и родился в адаре (Мегила, 136)! Не зная об этом, Аман решил: как рыба глотает добычу, так я проглочу их (евреев).

Он увидел, что у созвездия Рыб есть потенциал поглощения, и хотел его использовать. Но посмотрим, что дальше говорит мидраш (Эстер раба, 7,11):

Святой, благословен Он, сказал ему: “Злодей, иногда глотают рыбу, а иногда они глотают. И тот, кто поглощает, будет поглощен тем, кого поглощает!”.

Где же Аман допустил ошибку?

Моше, третий сын Амрама, сына Кеата, сына Леви, сына Яакова, нашего праотца, родился седьмого адара 2368 года от сотворения мира, по еврейскому календарю (а по общему летоисчислению, около 1390 г. до н. э.). Его рождение было предсказано астрологами фараона, которые предупредили своего господина о скором рождении спасителя Израиля.

Боясь его появления, фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных мальчиков (Шемот, 1:22, там же Раши). Девочек не трогали. Фараон надеялся, что без мальчиков народ еврейский перестанет существовать. Он не знал, что, по еврейскому закону, еврейство передается по матери. Тот, кто родился от еврейки, — еврей. Это еврейские женщины продолжили цепь нашего существования!

Как рассказывают мудрецы, фараон велел составить полный список беременных женщин и следить за ними в период, когда они должны родить, чтобы ни один из младенцев не избежал своей участи (Шемот раба, 1:18-20). Но Бог — Владыка всего — хотел, чтобы Моше остался жив, и сделал так, что его мать родила сына на три месяца раньше срока, шестимесячным! Первые три месяца она могла его прятать и тайно кормить, потому что египтяне считали, что он еще не родился.

Но когда прошло девять месяцев от начала беременности, она уже не могла прятать младенца. Боясь, что ребенка обнаружат, мать положила его в обмазанной смолой корзинке в прибрежные заросли тростника. Известно, что в это время Батья, дочь фараона, купалась в реке и услышала крик младенца. Она пожалела его и забрала к себе домой, во дворец фараона! Так, по воле Создателя, создалась парадоксальная ситуация: будущий освободитель евреев, восставший против власти тирана, вырос в его собственном дворце, на его коленях...

Моше достиг высочайшего уровня пророчества. Он передал еврейскому народу Тору и привел его к границам Земли Израиля. В пери

од его руководства царство Небесное раскрылось народу с максимальной полнотой. Шехи-на (Божественное Присутствие) постоянно пребывала в Скинии, которую построил Моше. Бог говорил с Моше всякий раз, когда он искал с Ним встречи. За заслуги его Бог давал еврейскому народу ман — хлеб с небес, которым евреи питались сорок лет странствий в пустыне.

Рамбам кратко говорит об уровне пророчества Моше (Йесодей га-Тора, 7:6):

Его сознание связалось со Скалой мира, и величие никогда не покидало его. Лицо его сияло, оно освятилось, как у ангелов.

Моше не прекращал думать о Творце, и, благодаря святости, сияние исходило от его лица. Упорным трудом, дисциплиной и преданностью Моше достиг высочайшего уровня, и удержался на нем до конца своих дней.

Когда еврейский народ был в степях Моава, настало время Моше покинуть этот мир. Тора (Дварим, 34:1-3) сообщает, что Моше поднялся на гору Нево. Оттуда он увидел всю землю, предназначенную Народу Израиля. Самому ему не пришлось войти в Страну, но его духовный уровень был так высок, что даже взор его осветил Землю Израиля.

Он мог увидеть не только племена, которые там проживали. Перед ним раскрылось будущее — разрушение двух Храмов, изгнания... Он увидел, что народ, и будучи изгнанным с этой земли, сохранит свою жизнь, — но потом вновь в эту Землю вернется.

Когда Моше покинул этот мир, он был похоронен в неизвестном месте: “И никто не знает, где он похоронен, до сего дня” (Дварим, 34:6).

Место его могилы скрыто, но, как объясняет Иерусалимский Талмуд (Шкалим, 2,5), для праведных не нужно особых мемориалов, памятниками им служат слова и деяния.

Чтобы напомнить об их существовании, не нужны камни, потому что их идеи продолжают жить и звучать в мире и после их смерти. Великие праведники не живут в мире преходящих удовольствий, в течение жизни они стараются проявить заложенную в их душу Божественную искру. И если они достигают самореализации, то физическая смерть не приводит к исчезновению их учений, скорее, наоборот. До их смерти их слова и дела принадлежат только им. Но после смерти слова праведников переживают новое рождение.

Когда великий учитель покидает этот мир, его ученики чувствуют, что теперь его учение принадлежит им. Тора, которой он учил, остается навеки. Обучая Торе, он внедряет ее в сердца своих учеников, и его смерть означает начало процесса возрождения его учения.

С этого момента каждый из его учеников ощущает себя хозяином полученного знания. До смерти только учитель выражал эти идеи, впоследствии первоисточником этих знаний становятся его многочисленные ученики. Каждый из них вкладывает свои силы в передачу, сохранение и развитие этого учения: так оживают и вновь рождаются Божественные слова.

В этом источник вечности Торы. Создатель дал нам Тору, учение, несущее материальному миру вечную жизнь. Так, после смерти Моше сила Торы и исполнение заповедей уже не зависели от одного человека. Он научил Торе весь народ и повторял ее с ними, пока они не запомнили ее наизусть.

Пока он был жив, это называлось Божественной Торой, которой учил Моше, человек Бога. А после его смерти Тора начала новую жизнь в сердцах сынов Израиля, которые знали, что теперь ее продолжение зависит от них. Они стали передавать Тору из поколения в поколение. Так, в укрытии, размножаются рыбы, и на смену одним поколениям приходят другие.

Теперь мы подходим к ошибке Амана. Он намеревался уничтожить народ, который ненавидел всем сердцем: планировал, рассчитывал, изучал, пока не нашел лучшее время для выполнения своего замысла — адар. Но седьмого адара, в день смерти Моше, стало ясно: дело Моше невозможно уничтожить, оно вечно. Секрет еврейского выживания — храниться в тайне. Аман просто не смог увидеть добычу, которую хотел проглотить. Вот почему мы смеемся и шутим в Пурим!

Пурим

Пурим празднуют в память о нашем спасении от самого страшного указа, который когда-либо угрожал евреям. В период между разрушением Первого Храма и постройкой Второго Храма поднялся жестокий и коварный враг, который решил поголовно, в один день, истребить еврейский народ. За что? За то, что они были евреями, потомками Аврагама, Ицхака и Яакова.

История, рассказанная в Мегилат Эстер, разъясняет, что Бог создал тонкий план спасения евреев от обнаженных мечей слуг Амана. Евреи спаслись, потому что собрались в синагогах и домах учения: голоса сынов Яакова слились в общей молитве, прося об отмене зловещего указа. И Бог услышал их молитвы, и месяц адар, вместо месяца траура, стал месяцем радости. Это и празднуют евреи всего мира в Пурим.

В главе о созвездии Козерога мы открыли важную закономерность: когда слышен голос Яакова, опускаются грозящие убийством руки Эса-ва. Амалек, предок Амана, был внуком Эсава (Берешит, 36:12). Молитва встала на пути Амана. И тайное, сокровенное действие победило!

Такова модель выживания в глубине моря: рыба проглатывает добычу, ее глотают другие, и все это — не для любопытных глаз наблюдателей. Пурим, праздник, установленный для последующих поколений, дает нам важный урок. Пурим будут праздновать, даже когда открытое Божественное Присутствие снова явится миру, как обещают пророки.

А теперь обратимся к Мегилат Эстер, Свитку, в котором описана история Пурима.

Исторический фон

События Пурима происходили через пятьдесят лет после разрушения Первого Храма. Империя распространила свое влияние от Вавилона до Мидии. Ее первым царем был Кир, его сменил Дарий. Наши мудрецы описывают четыре империи, каждую со своими особенностями и мировоззрением, под властью которых в различные эпохи находился Израиль.

Пока еврейский народ жил на своей земле, управляемый еврейским царем, пророками и первосвященниками, было очевидно, что Бог — Владыка всей вселенной. Стремление народов захватить Святую Землю и разрушить Иерусалим объяснялось их пониманием, что пребывающий в Иерусалиме, вместилище Храма, пребывает в сердце связи со Всевышним.

Поэтому, пока Израиль обладает полной независимостью на своей земле, ни одна другая страна не может всерьез претендовать на господство в сфере духа. Все знали, что Творец раскрыл Себя в Храме, и поэтому, пока евреи жили на своей земле вокруг Храма, он оставался центром земли!

Во второй Книге Царей (18,19) мы читаем о завоевателе мира Санхериве из Ассирии, который хотел захватить Иерусалимский Храм. Но чудесным образом его армия у стен осажденного Иерусалима оказалась убита ангелом, которого послал Владыка вселенной. Это событие предсказал пророк Йешаягу.

Так власть Создателя и значение Иерусалима остались в памяти людей на сотни лет. Однако, как объясняют мудрецы, когда ушла прежняя ясность, царившая в мире, стало возможным разрушение Храма Вавилоном.

В Торе упоминаются и другие империи, например, Ассирия и царство сынов Кедема на Востоке (см. Рамбан, Дварим, 18:9). Но порядок перечисления “четырех царств” у мудрецов начинается с Вавилона, который завладел Иерусалимом и Храмом, во исполнение мечты императора Навуходоносора (Йешаягу, 14:14): “Я поднимусь выше облаков, стану как Всевышний”.

Он представлял себя божеством, достойным поклонения, и, когда его служители-евреи Хананья, Мишаэль и Азарья отказались ему поклоняться, возомнивший себя богом царь бросил их в горящую печь (это событие можно найти в главе о знаке Девы).

За Вавилоном последовала Мидия. В Мишлей (28:15) написано: “Как рыкающий лев и жадный медведь — властитель нечестивый над бедным народом”.

Основываясь на этом определении, наши мудрецы (Мегила, 11а) сравнивают две империи: рыкающего льва Навухаднецара и жадного медведя — Мидию. Как сказано у пророка: “Лев поднялся из чащи своей, и губитель народов вышел и двинулся с места своего” (Иермиягу, 4:7).

Медведь — это Ахашверош, который сравнивается с медведем в видении Даниэля (7:5). Лев правит и разрушает, медведь, как говорит рабби Йоси в Талмуде, — это персидский народ, который “жрет и пьет, как медведь, и отращивает волосы, как медведь, и не находит покоя, как медведь”. Слова “бедный народ” относятся к Израилю.

Медведь живет только для себя и пожирает все, до чего может дотянуться. А то, что он не поглотил, лишает его покоя. Упомянув о волосах, косматой шерсти медведя, мудрецы указали на дикий, беспорядочный, иррациональный рост этой империи (см. Иешаягу, 13:17-18). Мидия не дала миру новый образ мысли, как сделали греки, она просто всех поглощала ради собственного удовольствия, по словам Раши: “Персы были заняты сами собой, строя мосты, города и воюя”.

На этом фоне становится понятнее декрет Амана об уничтожении еврейского народа.

Со времени первого изгнания еврейский народ рассеялся среди многих народов с различными укладами жизни, потеряв независимость и самостоятельность. Разумеется, это не могло не привести к конфликтам между евреями и окружающими народами. Местное население чувствовало свое превосходство над изгнанниками, однако евреи сохраняли уникальность Избранного Народа (о чем мы говорили в разделе “Близнецы”), существование которого зависит от связи с Творцом. Одни народы относились к евреям терпимо, другим — они кололи глаза.

Во времена Ахашвероша, третьего царя Мидии, появились сразу два фактора, угрожавшие существованию еврейского народа. Во-первых, Аман был потомком Амалека, а этот народ сохранил глубокую ненависть к евреям. Во-вторых, Аман служил империи, которая стремилась к поглощению всего и вся.

Так началось испытание еврейского народа. Угроза жизни евреев достигла предела. Месяц Рыб должен был раскрыть секреты выживания изгнанного народа. История, с которой знакомит Мегила, учит тому, что никто и ничто в мире не способно поглотить Божественную тайну, воплощенную в еврейском народе.

Рассказ о Пуриме

Мегила и мидраш описывают следующие события: Ахашверош устроил огромный пир, посвященный годовщине его коронации, на котором захотел похвастаться перед знатными гостями, представителями всех народов, красотой свой жены. А когда его жена Вашти отказалась явиться на пир, он, “по пьяному делу”, приказал ее убить. А потом повелел искать и найти самую красивую девушку в империи, чтобы взять ее в жены. Выбор пал на еврейку Эстер, воспитанницу Мордехая, которая скрыла свою принадлежность к еврейскому народу.

В это время Аман, потомок Агага и Амалека, чрезвычайно возвысился при царе. Он убедил Ахашвероша убить Вашти, внучку Навухаднецара, и поставить его над другими министрами, хотя он и не принадлежал к царской фамилии.

Став фаворитом царя, Аман издал указ, чтобы все в государстве ему кланялись. А на шею себе повесил изображение идола, так что для евреев исполнение этого указа стало прямым идолопоклонством.

Многие евреи подчинились этому требованию, чтобы избежать казни, но не Мордехай, дядя Эстер. То, что еврей Мордехай отказался кланяться Аману, соблюдая верность еврейской традиции, привело фаворита в страшную ярость и он, заручившись согласием царя, издал новый указ: о поголовном уничтожении всех евреев империи в один день.

Когда Эстер узнала об этом, она все рассказала дяде, а Мордехай предложил Эстер, несмотря на смертельную опасность, пойти к царю и попросить за свой народ. Царь не звал Эстер к себе уже тридцать дней, а без приглашения, как известно, никто не имел права к нему приближаться — под страхом смерти. И все же ради спасения своего народа Эстер решилась пойти к царю.

Царь приветливо принял ее и согласился прийти к ней во дворец на пир вместе с Аманом, как она просила. Эстер передала всем евреям империи, чтобы они молились и постились три дня, и поднялся к Небесам голос Яакова, и сломил власть рук Эсава.

По окончании пира Эстер вновь пригласила к себе высоких гостей на следующий день. И на втором пиру открыла царю, что она еврейка и над ней и ее народом занесен меч, который поднял Аман. Ахашверош приказал вздернуть Амана на дереве, которое тот сам и приготовил, чтобы повесить Мордехая.

Тринадцатого и четырнадцатого адара евреи открыто выступили и перебили врагов, которые готовились их убить, пользуясь указом Амана. В последующие годы эти дни были объявлены мудрецами праздником чудесного спасения еврейского народа.

Обычаи

В Пурим принято устраивать пир, и читать свиток, описывающий эти события, мужество Мордехая и Эстер. По крайней мере, одному другу нужно послать какую-то еду или вино и подарки бедным, чтобы они тоже могли праздновать.

Еще в этот день принято устраивать маскарад. Мы празднуем наше спасение изменением внешнего облика. В чем смысл этого обычая?

Еврейские дети знают, что есть по крайней мере один день в году, когда можно переодеться так, чтобы никто их не узнал. Они спрашивают друг друга перед праздником: “А какой костюм ты наденешь?”. Объяснение этого самого яркого символа Пурима мы находим в нашем своде законов — Шулхан арух (Арах хаим, 696:8). Как-то не вяжется серьезность наших законов с этим обычаем, в чем же здесь дело?

Моше, Эстер, Мордехай и Аман

Чтобы объяснить происходящее, рассмотрим загадочное высказывание Талмуда в трактате Хулин (1416), где рассматриваются намеки Торы на четыре имени: Моше, Эстер, Мордехай и Аман.

На имя Моше есть намек в рассказе о наказании поколения Потопа: “...ибо он тоже плоть, и будут дни его сто двадцать лет” (Берешит 6:3). Мудрецы отмечают, что числовые значения слов “ибо он тоже плоть” и имени Моше равны 345.

А где в Торе намек на Амана? “Разве от дерева вы ели, от которого Я повелел, чтобы вам не есть?” (Берешит, 3:11)? Первое слово этой фразы — га-мин — содержит все буквы имени Аман.

Имя Эстер можно усмотреть в следующей фразе Торы: “И Я совсем скрою Свое лицо в этот день” (Ваикра, 31:18). “Я совсем скрою” на иврите — Астер астир.

И, наконец, намек на имя Мордехая мудрецы обнаруживают в разделе о жертвах всесожжения. В чем же связь между этими персонажами и указанными фразами Торы?

Наши мудрецы хотели описать архетипы различных действующих лиц, посредством которых невидимые силы могут дать нам намек на реальное устройство мира. Как рыбы живут скрытно, так в месяце Рыб раскрывается в празднике Пу-рим то, что скрыто обычно от наших глаз.

В еврейской истории есть периоды откровения. В главах “Лев”, “Стрелец” и “Козерог“ мы рассматривали власть Небес, которая по-разно-му проявлялась в периоды Первого и Второго Храмов. А в упомянутом талмудическом высказывании говорится о таком времени, когда сокрытие Владыки побуждает злодеев уничтожить народ, который раскрывает Его власть в мире.

Адам съел запретный плод Древа Познания, и тем привнес в мир смерть (Берешит, 3:17-19). Аман хотел “трансформировать” это событие и принести смерть еврейскому народу, провозглашающему силу и славу Всевышнего. Вопрос Творца Адаму был “Разве с дерева”, где “разве” — га-мин — указывает на то, что Аман воплощает сущность рокового сомнения в Его власти, сомнение ведет к противодействию Его воле и находит воплощение в указе Амана:

Уничтожить, убить, стереть всех евреев, от мала до велика, женщин и детей, тринадцатого дня двенадцатого месяца адара, и разграбить добычу (Эстер, 3:13).

Рыба проглатывает добычу, медведь пожирает. Аман хотел проглотить весь еврейский народ, пока он в рассеянии, не оставив от него и следа.

Об этом предупреждала Тора. О судьбе народа после смерти Моше говорил ему Бог. Они станут поклоняться идолам. И тогда Он скроется от тех, кто пожелал скрыться от Него!

И в тот день возгорится на него Мой гнев, и оставлю Я их, и скрою от них Мой лик. И он будет отдан на растерзание, и постигнут его многие беды и несчастья, и он скажет в тот день: не потому ли, что нет Владыки моего среди меня, постигли меня эти беды? А я совершенно сокрою Мой лик в этот день, за все зло, что он сделал, когда обратился к иным богам (Дварим, 31:17-18).

К несчастью, все это происходило не раз. Аман увидел в таком сокрытии возможность уничтожить еврейский народ, воспользовавшись “способностью” царя Ахашвероша — его невероятной прожорливостью.

Само имя Эстер, как учит Талмуд, намекает на слова “Я сокрою”. Провидение скрыто заботилось о еврейском народе, а царица Эстер и Мордехай учили народ, как, подобно рыбам, продолжать существование в сокрытии.

Намек на сокрытие, как мы уточняли, есть и в имени Моше. А о грехе Адама, съевшего запретный плод и привнесшего в мир хаос, упоминалось в разделе “Весы”.

Поведение Амана было попыткой воспроизвести результат грехопадения, что угрожало существованию еврейского народа. Но его злодейский указ пробудил в нас осознание тайны своего существования и природы жизни. Мы поняли, что спасение может прийти только от источника жизни, от готовности принять Тору, являющуюся Торат хаим — Учением жизни, всем сердцем.

Когда Израиль подтвердил свою верность Торе постом и молитвой, вновь просияла сила Моше. Эстер показала народу, как вернуться к источнику жизни: три дня поста и молитв могли возродить свет. Из сокрытия сила Моше, а в том поколении — сила Мордехая, вновь повела евреев к получению Откровения.

Новая связь с Истоком обрекла заговор Амана на провал. Враги Израиля не сознавали мощи скрытого источника жизненности еврейского народа во всех поколениях.

Созвездие двух Рыб — указывает на сочетание скрытости и стабильности в жизни народа. Когда Аман выбирал адар для поражения Израиля, основываясь на свойстве рыбы глотать добычу, он забыл, что и ее (рыбу) тоже глотают. И, как рыба скрыта в воде, так скрыто сердце еврейского народа от других народов, его врагов. Аман так и не увидел добычу, которую хотел проглотить — вот настоящая пуримская шутка.

Устраивая в Пурим маскарад, меняя внешний облик, еврейский народ выражает верность традиции. Аман представлял серьезную угрозу для народа, потому что в этот момент евреи ослабели в вере. Но в конце выяснилось, что Аман плохо понимал реальность. Потеря веры была внешней, угроза Амана пробудила глубокую внутреннюю веру народа, и он был спасен.

Поэтому в Пурим дети и взрослые могут называть себя кем угодно: Мордехаем, Эстер или зеброй. Истина продолжающегося существования скрыта от глаз, как Рыбы. И это стоит отметить маскарадом.

Затмение и фальсификация истории

История Пурима и его отношение к созвездию Рыб отражают неповторимые черты странствия еврейского народа во времени, его прохождения через трудные моменты своего исторического пути. Эстер, вдохновляемая Сангедрином и Мордехаем, одним из мудрецов Сангедрина, сохраняет в тексте Мегилат Эстер весь ход событий. Этот свиток был включен в число двадцати четырех освященных книг, составляющих Танах, на основании того, что говорит Талмуд: “Эстер — конец всех чудес... которые следовало записать” (Йома, 29а).

В истории потом было еще много чудес, и некоторые из них, например, Ханука, случившаяся через двести лет, вошли в еврейский календарь. Но Пурим ясно показал жизненную силу еврейского народа и то, как она может противостоять мощи наших врагов.

В Мегиле ни разу не упоминается Бог, это “неупоминание” Божественного имени должно научить нас: Он является интегральной частью всего, что происходит, даже если Его имя скрыто. Каждое событие по отдельности можно объяснить само по себе, но весь ход событий, порядок истории раскрывает имя Творца, направляющего мир.

Аман вознамерился уничтожить весь еврейский народ в один день! Одним из способов осуществления его плана было искажение, затемнение истории. Он представил роль евреев в истории таким образом, что убедил Ахашвероша в обоснованности своего указа. Царь молча одобрил его план, потому что в его природе было пожирать и проглатывать, подобно тому как это делает медведь.

Мидраш (Эстер раба, 7:13) рассказывает, что Ахашверош согласился с Аманом не сразу, вначале он и слышать об этом не хотел. Он напомнил Аману всех царей, которые предшествовали ему, и их судьбу: фараона, Санхерива и Наву-хаднецара. Они были могущественнее его, но не смогли погубить еврейский народ. Хотя Ахашве-

рош понимал, что слабее этих царей и что Всемогущий любит Свой народ, Аман снова и снова настаивал на “окончательном решении еврейского вопроса”.

Тогда Ахашверош собрал мудрых людей всех стран, и все они отвергли идею Амана. Они понимали, что Тора, данная евреям Богом, — это живая Тора, и идти против тех, кто принял ее в знак вечной связи с Богом, неразумно. Они говорили: “Кто устоит против детей Творца? Он правит верхним и нижним мирами, жизнь всякой твари в Его руках. Захочет — поднимет, захочет — опустит, кого пожелает”. И они напомнили Аману о судьбе фараона и Санхерива.

Но у Амана был наготове ответ: “Да, Всемогущий утопил фараона и сделал для евреев чудеса, как вы слышали. Но теперь он состарился и ничего не может, после того как Навухадне-цар разрушил Храм в Иерусалиме и рассеял Израиль среди народов. Это божество, как и другие, имеет определенную продолжительность жизни, и его сила, как видно, ослабла. Разве их собственное Писание (и при этом он вырвал цитату из контекста) не говорит: “Больше не видит Господь, не понимает Бог Яакова?” (Те-Гилим, 94:7).

Этот аргумент убедил мудрецов, и они сняли свои возражения против его плана.

Этой ловкой лжи хватило, чтобы обмануть многих умных советников. Они охотно приняли “доказательство” того, что у Провидения больше нет сил, ибо хотели в это поверить. Легче всего победить истину ложью, и враги евре

ев с тех пор использовали эту тактику. Чтобы лишить еврейский народ права на жизнь, они распространяли ложь и клеветнические обвинения, которые воспринимали “благосклонно настроенные” уши. И нередко они облекали ложь в искаженные цитаты из Библии или Талмуда (смотри введение Мальбима к Аелет га-шахар, введение Нецива к его комментарию к Торе га-Эмек Давар и избранные сочинения Ш.Р. Гирша об аутентичности еврейской традиции).

Продолжение этой истории таково: советники царя переписали еврейскую историю и разослали свое произведение по всей стране. Несколькими хорошо подобранными фразами они смогли убедить местных правителей, что от евреев в мире нет ничего, кроме зла. Ободренный всеобщей поддержкой, Аман собрал вокруг себя своих приспешников, чтобы в самый подходящий момент перебить всех евреев в мире.

Мидраш полностью воспроизводит письмо, составленное Аманом для всего царства Ахаш-вероша, мы приведем из него только начало и конец.

Мир вам!

Вы, наверное, знаете, что есть среди нас один человек, не местный, и не из царской семьи. Он амалекитянин и один из великих провидцев этого поколения. Его имя Аман. Он обратился с маленькой и простой просьбой о народе, проживающем среди нас. Этот народ мерзок всем другим народам и самому себе. Они хотят

причинить нам зло и навести вскоре проклятие на царя, как сказано у них: “Господь — Царь вовеки веков; и исчезнут народы с его земли” (стих из Тегилим, 10:16, вырванный из контекста). И еще они говорят о том, “чтобы совершить мщение, над народами, наказание — над племенами” (Тегилим, 149:7). Они изгонят всякого, кто проявит к ним какое-либо милосердие.

Только посмотри, что они сделали бедному (!) фараону. Когда они пришли в Египет, их хорошо приняли. Им позволили поселиться в лучшей части страны. Фараон обещал предоставлять им хорошее питание даже во время засухи, обеспечил лучшими продуктами, которые производит страна. Когда он строил дворцы, он специально выбрал их, чтобы дать им работу (так Аман характеризовал порабощение евреев). Но что он ни делал для этого народа, все было мало. Они пришли к нему с жалобами и потребовали, чтобы он отпустил их на три дня. Они сказали, что принесут жертвы, а потом вернутся. Они потребовали и получили золотые и серебряные сосуды и дорогую одежду. А потом, ограбив страну, ушли из Египта (это описание Исхода).

Когда фараон понял, что его провели, он стал преследовать их, чтобы возвратить свое имущество. И что же они с ним сделали? У них был предводитель, Моше бен Амрам — волшебник. Он взял в руки по-

сох, произнес заклинание, и море перед ними расступилось. Его народ прошел по суше среди моря. А когда фараон погнался за ними, чтобы возвратить свое, Моше утопил его и его армию в море, даже не подумав о том добре, которое сделал для них фараон.

Это первая часть письма. Еврейский народ изображен в нем не знающим благодарности: поел за чужим столом, а потом убежал. Дальше письмо подробно описывает, как кровожадные евреи убивали несчастных амалекитян (знакомая тема!).

Вот заключение этого письма:

После войны (с Амалеком) они короновали царя по имени Давид бен Ишай. Он разрушил и рассеял все царства вокруг него, как сказано (Шмуэль): “И не оставил Давид в живых ни мужчины, ни женщины”. За ним последовал Шломо, который построил большое здание и назвал его Храм. Я не знаю, что в нем было, но, прежде чем идти на .войну, они шли в это здание, чтобы навестить ведьм (!), которые там находились. А потом выходили оттуда убивать и сеять разрушение. А когда дела у них пошли хорошо, они восстали против своего Владыки, который, впрочем, и так состарился. Пришел Навухаднецар и сжег их Храм, а их изгнал и привел жить среди нас.

Но они продолжали свои злые дела, даже и находясь в рассеянии среди нас.

Они смеялись над нами и нашими богами. Так что мы, бросив жребий, пришли к решению их полностью ликвидировать, чтобы их в мире не было. Мы определили, что лучше всего для этого подходит тринадцатый день последнего месяца, адара. Теперь, когда к тебе пришел этот документ, приготовься к этому дню, чтобы уничтожить и убить всех евреев, которые живут среди вас, молодых и старых, мужчин, женщин и детей. Все это нужно сделать в один день, чтобы никого не осталось от них.

Здесь наши мудрецы раскрывают перед нами силу и опасность лжи. Народы, к которым пришло это письмо, были лишены прямого доступа к историческим источникам. Любой факт можно было извратить. Еврейские первоисточники, как мы уже говорили, никогда не подвергались фальсификации и переписыванию. Народ Израиля сохранил память о содержании Торы, благодаря еженедельному чтению во всеуслышание в синагоге. В течение года прочитывали всю Тору, а на следующий год начинали сначала. Кроме того, читали по свитку, который был очень аккуратно переписан и проверен. Если обнаруживалась ошибка, свиток откладывали и не читали, пока не исправляли ошибку. Еврейский народ доверяет только источнику или точной копии источника.

Известно, что злодейский план был нейтрализован чудом Пурима. Среди других постановлений для увековечивания этих событий наши мудрецы указали: дважды читать Свиток Эстер, вечером и утром в день праздника. Мегилу пишут от руки на пергаменте, как саму Тору, и тоже тщательно проверяют, чтобы каждый переписанный свиток был точной копией предыдущего. Запрещено читать хотя бы одно слово по памяти. Мы всегда оглядываемся назад, на истинную версию. Это вечное правило, сохраняющее истинность традиции.

Аман надеялся проглотить не только еврейский народ, но и Тору, пользуясь силой созвездия Рыб и помощью Ахашвероша. Чтение Мегилы помогает увидеть источник нашей силы и жизненности, на который был направлен злой умысел Амана. Мы читаем о скрытых действиях Творца, спасшего наш народ от ужасного врага. Его присутствие очевидно в Мегиле, хотя Его Имя ни разу не упомянуто.

Наши мудрецы находят основания для чтения Мегилы в следующих словах: “Пусть поет моя душа Тебе хвалу и не молчит. Бог, Господь мой, вечно я буду Тебя благодарить” (Тегилим, 30:13).

Мегила, написанная Мордехаем и Эстер, — последнее произведение, вдохновленное пророческим духом, которое было включено в Танах. Ее чтение никогда не прекратится, и, таким образом, “вечно я буду Тебя благодарить”.