Ноябрь 2017 / Кислев 5778

Астрология и еврейская традиция

Астрология и еврейская традиция

Люди занимались астрологией с древнейших времен. В комментарии к Торе (Дварим, 18:9) великий еврейский мудрец Рамбан пишет: “...мы не можем отрицать то, что видело и о чем свидетельствовало общество, то, что признавали мудрецы”.

С другой стороны, известно, что наши мудрецы, следуя Торе, осуждали колдовство и чародейство, некромантию и предсказания по звездам. Сосредоточившись на частных формах мироздания и забывая о более широком контексте, можно прийти к ложным выводам, лишь отдаляющим от понимания предмета.

У каждой звезды есть свое название и свое назначение. Звезды — не просто украшение небес. Перед ними стоят определенные задачи, выраженные в их названиях. Об этом говорят традиционные еврейские источники. Тора объясняет:

И сказал Бог: “Да будут светила на тверди небесной, чтобы отделять день от ночи, и будут служить знаками для определения праздников, дней и лет” (Берешит, 1:14).

Раши уточняет, что речь идет о созвездиях, видимых на небесах и способных влиять на события на земле.

Одна из главных характеристик небесных тел — способность оказывать воздействие на окружающий мир:

И создал Бог два больших светила: большее светило, чтобы править днем, и меньшее светило, чтобы править ночью (Берешит, 1:16).

В комментарии к этим словам Торы Рамбан подводит итог. Анализируя стих “Пересчитывает Он число звезд и дает им всем имена” (Тегилим, 147:4), он пишет:

Имена звезд указывают на их различие в силе, справедливости, праведности, мощи крови и меча. И все это по воле и во власти высшей силы. Как сказано в стихе: “Велик наш Бог и безгранично могуч, неизмеримо Его понимание, превыше всех чисел” (Тегилим, 147:5).

Астрологическая литература делает выводы, основываясь на характеристиках небесных знаков, их влиянии на землю. Тора разъясняет астрологию, обучая пользованию полученной информацией.

Когда Моше начал учить народ, как овладеть Страной Кнаан, будущей Страной Израиля, он обратил особое внимание на астрологию.

Земля, в которой предстоит жить евреям, особенная. Ее уникальная святость требует четкого и строгого соблюдения заповедей, постоянной связи с Богом, и эта связь выражена, в частности, в законах, касающихся Святой Земли

(мицвот га-тлуйот баарец), например, в законе об отделении десятины от урожая, в законе о субботнем годе. В самом имени Исраэль содержится имя Творца — Э-ль.

Тора рассказывает, что народы, населявшие Кнаан до Йегошуа бин Нуна, который привел еврейский народ в Землю Израиля, занимались астрологией. Они считали, что их жизнью управляют небесные тела, и советовались с астрологами, колдунами и гадателями, уверявшими, что они умеют читать будущее по звездам.

Хотя так поступали и народы других стран, подобная практика оказалась несовместима с жизнью на Святой Земле, избранной для связи Творца с Его творением. На Земле Израиля не нужны гадалки, звездочеты и астрологи. Жизни на этой земле достоин лишь тот, кто связан с Создателем. Когда еврейский народ утратил непосредственную связь со Всевышним, его постигло изгнание, не закончившееся до сих пор.

Тора не лишает человека права на знания, полученные с небес. Она говорит, что были пророки, которые могли воспринимать знание прямо от Творца. Но оно не такое, как у астрологов. Знание пророков было подлинным и обязывающим.

К пророкам и пророчествам мы еще вернемся в отдельной главе, рассматривая знак Близнецов (Теомим), соответствующий еврейскому месяцу сиван.

Мы читаем в Торе (Дварим, 18:9-15):

Когда придешь ты в страну, которую Бог Всесильный твой дает тебе, не учись совершать мерзости, какие совершали народы те. Да не найдется у тебя никого, кто проводил бы сына своего и дочь через огонь, кудесника, волхва, и гадателя, и колдуна, и заклинателя, и вызывающего духов, и знахаря, и вопрошающего мертвых. Ибо мерзость у Бога всякий, делающий это. И за мерзости эти Бог Всесильный твой изгоняет их пред тобой. Непорочен будь пред Богом, Всесильным твоим.

Ибо те народы, которых ты изгоняешь, волхвов и кудесников слушают они. А тебе не то дал Бог Всесильный твой. Пророка из среды твоей, из братьев твоих, подобного Мне, поставит тебе Бог, Всесильный твой, его слушайтесь.

В приведенном высказывании приводятся три взаимосвязанные заповеди: одна запрещающая и две предписывающие.

1.    Заповедь, запрещающая всевозможные формы гадания, которыми пользовались народы Ханаана, пока этой землей не овладели евреи. Среди них — зажигание костров, через которые проводили детей, и попытки вызвать души умерших.

2.    Предписывающая заповедь, требующая от человека служить Богу честно, верно и всей душой.

3.    Предписывающая заповедь, повелевающая слушаться истинных пророков.

Гадание, некромантию и колдовство Тора считает отвратительными. Поскольку Земля Израиля уникальна по своей святости, от ее жителей требуется, чтобы они хранили связь с Создателем и не прислушивались ко всевозможным предсказаниям.

В этом контексте Раши объясняет смысл полного доверия Творцу. Комментируя слова “непорочен будь перед Богом, Всесильным твоим”, он говорит:

...полагайся на Него. Не старайся заглядывать в будущее, но все, что произойдет с тобой, принимай с чистым сердцем, чтобы быть Его народом и Его уделом.

Идя по жизни с Богом, с полной верой, мы должны сознавать, что будущее целиком в руках Владыки вселенной. Но непорочность, цельность и чистосердечие не устраняют необходимость усердно работать для достижения целей. Наоборот! Мы должны вести свои дела разумно, обдумывая каждое действие, постоянно осознавая последствия своих поступков. “Кто мудр? Тот, кто предвидит последствия своих действий” (Тамид, 32а).

Рамбан разъясняет, почему требуется такая цельность сердца:

Итак, с Ним одним мы объединяем наши сердца и верим, что только Он — Создатель всего, и Он знает истину всего, что создал. У Него одного мы спрашиваем о будущем через пророков, а не у гадателей по небесам...

Использование любых других источников, независимо от уровня их достоверности, ненадежно. На них нельзя полагаться, потому что ими управляет Владыка вселенной. Далее Рам-бан объясняет: астрология особенно ненадежна. Звезды не статичны. Они являются частью динамической системы. Поэтому информация, которую можно от них получить, имеет значение только в данный момент. Когда происходит какая-то перемена, вся система утрачивает релевантность, и выводы, которые можно было сделать, теряют всякий смысл. Творец управляет небесами и производит все перемены. Поэтому в предсказаниях нельзя опираться на расположение звезд.

Вместо этого, Тора предписывает нам быть стойкими и полагаться на Бога. Мы оставляем будущее Богу, в руках которого оно действительно находится.

Истинность пророчества, противопоставленная временной природе астрологии, находит полное выражение в словах пророка Йешаягу (44:25, 26):

(Он) расстраивает знамения обманщиков и раскрывает безумие чародеев,, обращает мудрецов вспять и знание их делает глупостью; осуществляет слово раба Своего и совет посланников Своих исполняет, и говорит об Иерусалиме: “Он опять станет населенным”, — и о городах Йегуды: “Они будут отстроены, и развалины их восстановлю”.

“Знамения обманщиков” в словах пророка — астрологические знаки. По контрасту, пророк предсказывает, что Иерусалим будет отстроен, хотя созвездия не предвещают его восстановления. Эти знаки много раз обманывали (козвим) и разочаровывали (меахзевим) людей.

“Тот, кто создал небеса и небесные тела, — добавляет Раши, — может сделать так, что эти знаки разочаруют нас”. Человек, который полагается на них, вверяется внешним факторам и игнорирует Создателя всей системы.

Короче, звездная карта, действительно, источник информации. Но можно ли ей доверять? Это зависит от времени и конкретного расположения светил. Влияние звезд — не причина, но следствие: так их разместил Творец в данной системе в определенный период.

Выводы, основанные на явлениях, соответствующих данному конкретному моменту, ненадежны. Не следует приписывать им силу предсказания, ибо это ведет к заблуждению. Тем более, безответственно, исходя из этого, давать человеку советы и пытаться решать его проблемы. Нельзя выйти за пределы конкретного времени. Материальность может ослепить человека, погруженного в настоящее, если он не признает приоритет Источника, влияющего на небосвод.

Небесные тела: их влияние и предназначение

Звезды, как мы говорили, — часть динамической системы, на информации о которой астрологи основывают свои вычисления. Но, если Тора запрещает полагаться на астрологию, зачем эта система создана, каково ее назначение?

Ученые изучают солнце, луну, звезды, но их исследования ограничиваются тем, что можно измерить. Однако существуют и другие аспекты, касающиеся созвездий. В комментарии к Берешит, 1:14 Раши называет созвездия “слугами” месяцев. Тора с их помощью описывает время, и знаки зодиака служат для определения месяцев года.

Бог сказал: “Да будут светила на тверди небесной, чтобы разделять между днем и ночью, и будут знамениями праздников, дней и лет”.

Концепция года (шана) основывается на еврейском корне слова — “повторять”, “изучать” (лишнот). Когда светила завершают цикл движения по небесной орбите (имеются в виду двенадцать знаков зодиака, о которых говорит Раши), год приходит к концу. Начинается новый год, и все повторяется сначала. Знак (мазаль), таким образом, — “слуга” соответствующего месяца.

Талмуд (Рош а-Шана, 116) описывает полный цикл зодиака. Солнечная орбита неизменна, и по ней расположены двенадцать созвездий:

Тале

Овен

Шор

Телец

Теомим

Близнецы

Сартан

Рак

Арье

Лев

Бетула

Дева

Мознаим

Весы

Акрав

Скорпион

Кешет

Стрелец

Гди

Козерог

Дли

Водолей

Дагим

Рыбы

Каждому месяцу соответствует свое созвездие. Созвездия поднимаются с востока и находятся на небосводе в течение двух часов в день на протяжении месяца. Когда восходит одно созвездие, на западе заходит другое. Когда на востоке в месяце нисан, говорит Раши, появляется созвездие Овна (Тале), на западе заходит созвездие Весов (Мознаим). А в месяце ияр восходит Телец и заходит Скорпион.

Концепция “восхода”, разумеется, не имеет отношения к реальному движению объекта. Земля вращается, и кажется, что созвездия движутся по небесам, как кабинки колеса обозрения в Луна-парке.

Созвездия не просто оповещают о начале нового месяца, они указывают и на его характер. Об этом говорит рабейну Нисим в комментарии к талмудическому обсуждению суда над человечеством в Рош га-Шана:

Ибо сами небеса несут знак этого месяца — весы суда (Рош га-Шана, 18а).

В тишрей, первый месяц нового года, созвездие Весов (Мознаим) первым появляется на востоке, потому что в этом месяце, в Рош Га-Шана взвешиваются дела человека.

Кроме того, небесные тела, говорят наши мудрецы, влияют на рост растений:

И сказал Бог: “Да покроется земля растительностью: растениями, которые размножаются семенами, и плодовыми деревьями, которые приносят плоды своего вида” (Берешит, 1:11).

Мидраш Раба говорит:

У каждого растения на земле есть созвездие в небе, которое “ударяет” его и говорит ему: расти!

Комментатор Торы Бааль га-Турим* отмечает, что эту идею отражает слово мазаль. Его можно прочесть как аббревиатуру, составленную из начальных букв еврейских слов: мазриа, зера, леминеу — растения, размножающиеся семенами.

Рамбан идет еще дальше. В комментарии к Дварим, 18:9 он объясняет, что небесные тела — орудия Творца, через которого Бог посылает награды и наказания. Он описывает эти процессы в деталях, прослеживая механизм действия одного из самых таинственных аспектов творения. Рамбан рассказывает, что космологическая сис

тема динамична и функционирует подобно часам, основа механизма которых — система шестеренок. Самая маленькая приводит в движение те, что больше нее. Шестеренки в космосе — высшие ангелы, которые приводят в действие подчиненные им воинства ангелов. Нижние ангелы, в свою очередь, активизируют небесные тела (звезды и констелляции), которые оказывают влияние на нашу жизнь. Но Перводвигатель всей этой системы, управляющий высшими ангелами, низшими ангелами, звездами, созвездиями и всем космосом, — конечно, Творец.

Эта система направляет космос и наш мир к добру. Он, “по воле Своей, отмеряет награду и наказание, строит и разрушает там, где считает нужным, не меняя порядок Творения” (Рамбан, комментарий к Дварим, 18:9, широко цитируемый в конце этой главы).

Это очень гибкая система. Она направляет ход событий в мире. Божественное вмешательство осуществляется через звезды и созвездия. Звезды, таким образом, оказываются не изолированной, независимой системой, но представляют собой нижний уровень системы Творения. Они отражают движения, которые происходят на земле. Законы творения не меняются, но их влияние осуществляется таким образом, чтобы в каждый момент исполнять волю Творца, способного вернуть мир в его первозданное состояние.

Теперь нам ясно, почему не следует полагаться на предсказания астрологов.

Звезды и их законы — внешняя часть системы. Ее корни — в духовных мирах. Этот факт открывает простор для воображения. Однако извлекать информацию из расположения звезд — все равно, что предугадывать, что произойдет на шоссе, основываясь на общем анализе движения дорожного транспорта. Можно быть экспертом в изучении динамики системы, но нельзя предсказать, как повлияют на нее внезапные изменения в поведении водителей.

Иудаизм признает влияние звезд. Но в псалме 147 сказано, что вся система планет — в руках Создателя, и Он управляет ею по Своему желанию. Псалом подчеркивает: мы должны воспевать Творца, ибо на завершающем этапе истории Он освободит Израиль. Это непременно произойдет, даже если сейчас невозможно предсказать освобождение Израиля по звездам. Процитируем отрывок из псалма:

...ибо хорошо петь хвалы Богу, это приятно, и подобает слава Ему. Бог отстроит Иерусалим и изгнанников Израиля соберет... Исчисляет Он количество звезд и дает им всем имена. Велик наш Бог и бесконечно могуч, пониманию Его нет границ.

Как исчисление звезд связано с другими идеями текста, с обязанностью прославлять Его за будущее освобождение Израиля? Согласно р. Менахему га-Меири, этот псалом можно объяснить так. “Хорошо петь хвалы” — за будущее освобождение, которое включает в себя восстановление разрушенного Иерусалима и возвращение рассеянного по миру народа Израиля. Освобождение обещано нам, и мы должны благодарить за это Владыку вселенной.

Созвездия не предсказывают такого события. Информация об освобождении не заложена в звездах. И нас не должен удивлять этот факт, ибо Владыка вселенной дает звездам имена и определяет их функции в мире. Если захочет, может переименовать их, изменить характер их влияния. Смертные могут лишь говорить о конфигурациях созвездий. Но Он размещает их на небосводе так, как считает нужным. Меири говорит:

“Исчисляет Он звезды” — я думаю, это значит, что успех народов зависит от сочетания этих созвездий. Но мы не должны из-за этого сомневаться в окончательном Освобождении. Бог велик и могуч, Он может изменить их влияние, как захочет, поддерживая слабых и осуждая гордых... (см. также Меири к Тегилим, 147:1-5 в конце этой главы).

В этом псалме сказано, что небесные констелляции могут меняться. Творец могуч, а созвездия — Его слуги, Его творение. Использование астрологических знаков для предсказаний следует отложить до окончательного Освобождения, когда станет понятной истинная природа творения.

Созвездия — инструменты, сосуды в руках Создателя. Сами по себе они не имеют значения, их задача — служить указателем пути, не более.

Зодиак в Талмуде и Мидраше

Как сказано в Мидраше Танхума (Гаазину, 1), созвездия отражают различные ситуации в жизни индивидуумов — подъемы и падения. При рождении все чисто и безоблачно. Но когда мы взрослеем, на нашу долю выпадают испытания. Вопрос всегда один: какой выбрать путь? Колесо созвездий представляет разные возможности — и в поражениях, и в успехах. И даже если мы допустим ошибку, у нас неизменно останутся шансы на ее исправление.

Вот что говорит мидраш:

Человека сравнивают с двенадцатью знаками зодиака. В начале, когда он рождается, он мягок, как Тале (Овен).

Затем достигает успехов, как Шор (Телец), а вырастая, обретает целостность, как Теомим (Близнецы).

Но тогда в его жизни проявляется злое начало. Сначала оно не имеет большой силы, как Сартан (Рак), потом развивается и становится могучим, как Арье (Лев).

Если человек грешит, становится, как Бетула (Дева).

Если не перестает грешить, его поступки взвешивают на Мознаим (весах).

Если продолжает бунтовать, его сбрасывают в чистилище, как Акрава (Скорпиона), который прячется в земле, под колючим кустом.

А если он раскается, вылетит из Чистилища, как стрела из Кешет (лук, Стрелец).

И тогда станет мягким и чистым как Гди (козленок, Козерог), таким же, как в день своего рождения.

Чистую воду прольют на него из Дли (ведра, Водолея), и он будет расти, как Дагим (Рыбы), которые радуются воде.

Погрузится он в реки афарсемона (благоухания), в молоко, оливковое масло и мед, вечно ест плоды с Древа Жизни и растет - около праведников. Он сидит за столом праведника и живет вечно.

Талмуд также ведет речь о влиянии созвездий на жизнь человека (Шабат, 156а). Он не только описывает это влияние, но и ставит вопрос об иммунитете еврейского народа против него, говорит о высшей силе, стоящей над созвездием.

Один из мудрецов Талмуда, рабби Ханина, говорит, что “на еврейский народ влияют небесные тела”. Но большинство мудрецов оспаривают его точку зрения.

Раши подчеркивает, что еврей может изменить свою судьбу, благодаря молитве и добрым делам, особенно благотворительности.

Рамбан добавляет (Шемот, 6:2): не могут планеты влиять на еврея, потому что тогда “его добрые дела (исполнение заповедей) ничего не прибавляли бы и не убавляли”.

То есть вопрос, испытывает ли еврей влияние небесных тел, непосредственно связан с другим вопросом: может ли еврей преодолеть свой мазаль (изменить свою судьбу, влияние своего созвездия, под которым он родился)?

Талмуд утверждает (Шабат, там же), что специфические особенности дня и часа, когда человек родился, определяют его личный потенциал. Как было записано в записной книжке рабби Йегошуа бен Леви:

Тот, кто родился в первый день недели, будет совершенен в одном качестве... Он будет лидером: как день, в который он родился... То есть в этот день рождаются самые праведные и самые грешные люди.

Тот, кто родился во второй день недели, будет сердитым. Как в этот день разделили верхние и нижние воды, так он отделит себя от других людей.

Рожденный в третий день будет богатым и станет вступать в запрещенные связи, потому что в этот день была создана трава, которая быстро растет. Она вырастает из земли, тесно переплетается с другими, и они растут вместе.

Кто родится в четвертый день, будет мудрым, с хорошей памятью, потому что в этот день были созданы светила, как написано: “Тора — это свет” (Мишлей, 6:23).

Рожденный в пятый день будет делать добро своим ближним, потому что в этот день были созданы рыбы и птицы, которые не трудятся для своего пропитания, а живут милостью Бога.

Тот, кто родится в шестой день, будет стремиться исполнить больше заповедей (мицвот), потому что канун субботы предполагает подготовку к субботе.

Тот, кто родится в субботу, в субботу умрет, потому что ради него была нарушена суббота. Но его назовут “святым”, потому что валика святость субботы, о которой сказано “и Он освятил ее” (Шемот, 20:11).

Рабби Ханина велел своим ученикам, которые прочли это, выйти из комнаты, и сказал рабби Йегошуа бен Леви: “Причины этого не созвездия дня, а созвездия часа”.

Раши поясняет:

Семь планет служат указанием часа рождения: Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер, Марс (ивр. Хама, Нога, Кохав, Левана, Шабтай, Цедек, Маадим).

Талмуд продолжает:

Кто родился под Солнцем (Хама) , будет сиять, как солнце. Он будет есть и пить только свою еду, как солнце, которое не превышает своих границ, не пытается править ночью. Его секреты будут ясны, как солнечный свет, и если попытается украсть, не преуспеет.

Кто родился под Венерой (Нога), обретет богатство и станет вступать в запретные связи, потому что эта планета дает рожденье огню (а страсть идет от огня).

Человек, рожденный под Меркурием (Ко-хав), обладает мудростью и ясным сознанием, ибо Меркурий всегда рядом с Солнцем, как писец неизменно со своим пергаментом. Он будет диктовать его направление и времена года.

Рожденный под Луной (Левана) будет страдать от болезни, как луна, которая уменьшается. Как Луна, которая прибывает и убывает, будет строить, а потом разрушать, и вновь строить и разрушать. Станет есть он и пить то, что ему не принадлежит, как свет Луны — не ее. А секреты его будут скрыты, и если украдет, преуспеет.

Рожденный под Сатурном (Шабтай) обнаружит, что из его планов й замыслов ничего не вышло. По другому мнению, отменяется все, что другие замышляли против него. (Слово Шабтай происходит от того же корня, что и швита, что значит “прекращение”, “аннулирование ”.)

Рожденный под Юпитером (Цедек) будет праведным. Согласно рабби Нахману, он будет праведным (цадкан) в исполнении заповеди благотворительности (цдака).

А тот, кто родится под Марсом (Маадим), будет проливать кровь (дамим). Рав Аши добавляет, что такой человек будет делать кровопускания, или станет мясником, или моэлем (обрезая детей).

Рассмотрев дни и часы, Талмуд подводит итог:

Рабби Ханина говорит, что мазалъ наделяет мудростью и богатством и что на Израиль влияют планеты. А рав Йоханан считает, что Израиль не подвержен влиянию небесных тел, и вот почему.

Пророком Йермиягу (10:2) сказано:

Говорит Бог: “Не учись путям народов, не поддавайся заблуждениям знаков небесных; ибо народы введены ими в заблуждение”. То есть народы заблуждаются, но не Израиль. Созвездия не контролируют Израиль, и Израиль не должен делать по ним предсказания (Сукка, 29а).

Рав Йегуда говорит от имени Рава:

Откуда мы знаем, что Израиль не подвержен влиянию небесных тел? Из Торы, где написано: “И Он вывел его наружу, и сказал: Посмотри на небо и сосчитай звезды, разве можно их сосчитать... Таким (многочисленным) будет твое потомство” (Брейшит, 15:5). Авраам молил Святого, благословен Он: “Владыка вселенной, мой слуга Элиэзер станет моим наследии-

ком”. (Потому что Авраам еще был бездетным.) А Он ответил: “Нет! Тебе будет наследовать твой прямой потомок”. А он сказал: “Владыка вселенной, я посмотрел на свое созвездие и увидел, что не удостоился родить сына”. И ответил ему Владыка мира: “Перестань смотреть на звезды, ибо Израиль не подвержен влиянию звезд. Какой у тебя расчет? То, что Цедек (Юпитер) стоит на западе? Так Я передвину его на восток! Как написано: “Тот, кто поднял Цедек с востока, переставит его ради него (Авраама)”” (Йешаягу, 41:2).

Гаон из Вильно цитирует этот эпизод, чтобы объяснить историческое своеобразие еврейского народа:

Звезды и созвездия находятся с нами в конфронтации, потому что в согласии со звездами Авраам не мог иметь детей — пока Он не поставил его над этим предопределением и не сказал Аврааму: “Перестань смотреть на звезды”.

Наша жизнь отделена от зодиакальных созвездий. Мы отдалились от системы, власть которой противоречит продолжению нашего существования. Меири* отмечает, что у каждого человека есть свобода выбора и он сам решает, как себя вести. Даже если бы созвездия определяли чью-либо судьбу, закон свободы выбора имеет преимущество перед таким предопределением. Выражение эйн мазаль леисраэль (“на Израиль не влияют звезды”) означает, что человек может свободно выбирать свой путь. Последствия зависят от его выбора.

Это обсуждение в Талмуде легло в основу га-лахического (законодательного) решения: “Человек не должен обращаться к гадателям, вопрошать звезды или бросать жребии...”. Это постановление мы находим и в других разделах Талмуда. Во всех этих источниках указано, что подобная практика запрещена.

Наше существование нельзя объяснить ни естественным ходом событий, ни законами действия астрологической системы, чье влияние определяется волей Творца.

Человек не может понять смысл времени, посмотрев на часы. Свою судьбу и уникальное предназначение еврейский народ обрел, когда Бог открылся нам на горе Синай и дал Тору. Поколениями Он передавал эту Истину через пророков. Астрологи же, противостоящие пророкам, постигают механизм Божественного управления миром в его слабых отражениях.

Рав Йегуда, сын знаменитого рабейну Ашера (Рош), упоминает в письме (Зихрон Йегуда, 91), что беды обрушились на еврейский народ в Испании и привели к его изгнанию в 1492 году в том числе и потому, что евреи стали обращаться к астрологам и гадателям.

В Дварим (18:9-11) пророки противопоставлены предсказателям: одни говорят правду, а другие — лгут. Пророчество — антитеза предсказанию будущего. Чтобы стать избранником Бога, пророк должен обрести мудрость, глубоко познать Тору, стать мужественным и нравственно сильным, добиться экономического успеха и совершенства характера. Сразу после завета пророчества Тора говорит об осуждении гадания и предсказаний. Этим подчеркивается, что миссия пророка, его послание исходят только от Творца, и не связаны ни с какими случайными факторами.

В заключение

Созвездия, знаки месяцев, появляются каждое в свое время. Они движутся циклически, отмечая фазы жизни. Небесные тела иногда усиливают свое воздействие, но еврейский народ вне сферы их влияний.

Мы говорим о небесных телах в утренней и вечерней молитвах. Первый раздел утренних молитв содержит хвалу постоянству природы, которая блюдет свои законы. Солнце встает каждый день, и времена года сменяют друг друга по установленному порядку. Заканчивается этот раздел прославлением Владыки вселенной.

Затем следует благословение, выражающее признательность за сотворение света и тьмы. Мы благословляем Бога:

Кто создает свет и творит тьму, созидает мир и творит все...

Можно спросить, зачем требуется особое благословение на светила? В конце концов, все небесные тела, в том числе и светила, — лишь часть целостной природной системы, о которой мы уже говорили. Почему необходимо особое благословение?

Комментаторы (Авудрагам; Цеда ледерех и другие) придерживаются единого мнения: поскольку небесные тела оказывают влияние на землю, человек не должен ошибаться. Кроме планет, есть еще круг созвездий, но, как мы уже говорили, воздействие звезд и созвездий ограниченно.

Следующая часть книги посвящена обсуждению своеобразия знаков зодиака и степени их влияния.

В качестве своеобразного введения к каждому месяцу, прежде чем перейти к обсуждению его созвездия в свете традиционных еврейских источников, мы обращаемся к главке из Цеда ледерех*, которая резюмирует астрологическое описание каждого знака.

Мы надеемся, что наше введение прояснило еврейский взгляд на проблему влияния небесных тел. Каким бы оно ни было, это влияние просто передает, распространяет силу, данную Творцом. Тот, кто “пересчитывает звезды и дает им имена”, может, по желанию, менять их качества и возможности. Тем не менее, есть люди, которые приписывают небесным телам власть над людьми, их деятельностью и жизнью.

Так считали и греческие философы, они покорялись власти небесных тел. Как объясняет Це-да ледерех, именно поэтому и была установлена особая молитва, утром и вечером. В ней мы благодарим Творца мира за создание небесных тел и признаем Его власть (см. также комм, рабей-ну Йона на Брахот, 106):

Ибо Он один совершает великие деяния и создает все новое... Владыка вселенной... по милосердию, Он обновляет творение каждый день постоянно, как сказано: Он создал светила великие, вечна милость Его (Тегилим, 136:7). Пусть создаст Он новый свет, чтобы сиял над Сионом, и пусть все мы удостоимся его блеска. Благословен Ты, Бог, создатель светил.

Далее следует краткие выдержки из работ некоторых великих комментаторов, повествующие об отношении к астрологии.

Из комментария Рамбана к Дварим, 18:13

Мы не спрашиваем о будущем у астрологов или у кого-то другого, или иными способами, веря, что их слова исполнятся. Вместо этого, слыша какое-либо предсказание... мы должны произнести: “Все в руках Небес”, ибо Он — над всем, и Он знает все. Он меняет порядок звезд и созвездий, по воле Своей, разрушая знамения и надежды мошенников, превращая в ничто их предсказания. Мы должны верить, что события будут происходить по мере приближения челове

ка к Творцу. Поэтому, запретив выяснять будущее у гадателей, спрашивать о живых у мертвых, Он сказал: “...чтобы вы были прямыми и чистосердечными с Богом во всех делах”, и не боялись предсказателей. Но вам стоит “обратиться к Его пророкам, ибо Его вы должны слушать...”, чтобы не было у вас недостатка в страхе пред Ним, ибо чистосердечие означает совершенство чего-то... Это предписывающая заповедь.

Из комментария Раши к талмудическому трактату Рош га-Шана, 116

Сфера солнца круглая, половина выше земли, а половина — ниже. На ней двенадцать созвездий зодиака, и вот их порядок: Тале, Шор, Теомим, Сартан, Арье, Бетула, Мознаим, Акрав, Кешет, Гди, Дли, Дагим. Шесть из них внизу, и шесть — наверху. Когда сфера вращается, одни поднимаются, другие опускаются, так что существуют шесть пар: первый знак связан с седьмым, второй — с восьмым, и так далее. Каждое явление продолжается в течение двух часов, чтобы взойти и опуститься, а поскольку всего шесть пар, то весь цикл составляет двадцать четыре часа. Например, знак нисана, овен, начинает восходить с первым светом зари, а знак месяца тишрей, весы, садится с другой стороны, под ним. И так далее.

Из комментария Рамбана к Дварим, 18:9

Когда Творец, благословен Он, сотворил все из ничто, Он сделал так, чтобы высшие силы направляли низшие. Земля и все, что на ней, оказалась под властью звезд и созвездий, в соответствии с их движением и расположением, как говорит астрология. Над звездами и созвездиями Он поставил ангелов и правителей, которые представляют собой души звезд и созвездий. Их поведение с самого момента творения определяется законами, которые установил для них Творец.

Но одно из Его чудес в том, что, дав им власть, Он в то же время создал условия для освобождения от их власти.

Так, если расположение звезд по отношению к Земле будет благоприятным или неблагоприятным для какой-то страны, народа или отдельного человека, Высшая сила может коренным образом это изменить. Как сказали мудрецы: “Противоположно слову онег (наслаждение) — нега (поражение, болезнь). Бог постановил так, потому что Он, благословенно Имя Его, меняет сроки и времена (Даниэль, 2:21). Он призвал воды моря (Амос, 5:8), чтобы поступить с ними, как Он хочет. Он навел тень Земли утром (там же), не изменив миропорядок, и Он побуждает звезды и созвездия двигаться в определенном порядке”.

Из комментария Меири к Тегилим, 147:1-5

Сказано в стихе псалма: “Он пересчитывает звезды”. То есть человек их не может пересчитать. Как сказано (Берешит, 15:5): “Посмотри на небо и попробуй пересчитать звезды...”.

Хотя астрологи и претендуют на то, что знают их число, но речь идет лишь о больших звездах, которые освещают землю. Но есть и другие звезды. Они исчисляются тысячами и десятками тысяч. Их астрологи не могут пересчитать. Более того, звезды, которые они подсчитывают как одну, лишь иногда составляют единое целое, а иногда состоят из многих частей.

Псалом продолжается словами: “И называет их по имени”. Каждой из этих звезд, по воле Творца, дана особая сила. В мидраше (Берешит раба, 19:6) говорится: “Нет травинки без своей звезды, которая “ударяет” ее и говорит ей: “Расти”!

Некоторые раввины считают, что звезды созданы не только для того, чтобы управлять нижними мирами. Тем не менее, они не подвергают сомнению, что звезды сотворены совершенными и им дана власть управлять нижними мирами.

Творец создал ангелов, благодаря этому Его нельзя обнаружить. Так и ангелы — первопричина возникновения звезд и созвездий. А те, в свою очередь, в ответе за деятельность природы в нижних мирах.

Мы можем объяснить слова “Он пересчитывает звезды” таким образом: Он устанавливает силу и границы влияния каждой звезды, о чем звездочеты и не подозревают.

И дальше псалом говорит: “Бог наш велик и могуч”. Это значит, Он контролирует действия звезд. “Его понимание безмерно” — бесконечно его влияние на них.

“Он поддерживает скромных”. По желанию, Он может изменить звездную систему так, чтобы смиренные люди за свою добродетель получили награду Небес, и униженные возвысились.