Рак - месяц Таммуз

Рак — месяц таммуз

Сартан (краб) — еврейское название созвездия Рака, которое можно увидеть на небосводе с начала месяца таммуз. Краб, живущий в воде, не обладает особой силой, но может сильно ущипнуть. В Цеда ледерех (1:28) приводится астрологическая характеристика этого знака:

Порождение воды, это животное иногда можно найти и в дождевой воде на земле.

Здесь подчеркивается, что он обитает в воде, а встречается на суше и на море:

...в прудах, на берегу моря, на дне реки... Те, кто растут под этим знаком, — приятного вида, доброго сердца, у них много почитателей, и они полны инициативы...

Цеда ледерех говорит о астрологической мудрости, что она основывается на изучении общих условий и событий, но не формулирует абсолютные правила в отношении отдельного человека:

...зависящего от народа, к которому он принадлежит, или места, где он находится, или от цепи случайных причин, или от того, что такова воля Провидения или направленность его души.

Автор советует:

Главное — полностью довериться Творцу, который управляет всеми обстоятельствами жизни человека. Так можно уберечься от всякого ущерба, свойственного этому знаку.

Еврейский народ живет вне предопределенности астрологических знаков, это вполне очевидно, если взглянуть на события этого месяца.

Рабейну Бехайе ибн Пакуда тоже указывает, что рак — слабое создание. Упомянутый ранее Мидраш Танхума (Гаазину, 1) цитирует это описание и объясняет, что Рак предшествует знаку Льва, который может его подавить.

Две эти характеристики — слабость и тяготение к воде — указывают, что потенциал месяца может раскрываться в двух названных направлениях. Слабый краб живет в воде, которая кишит разнообразными живыми существами, находящимися в постоянном движении и изменении. Это характерное свойство жизни в воде. Там могут существовать самые разнообразные создания, достигающие динамической стабильности.

Астрологическая характеристика знака подчеркивает его слабость и попытки преодолеть ее. Вода поддерживает жизнь этого создания, но оно должно находить способ выжить в окружении более сильных животных.

В месяце таммуз нет праздников. Но еврейский календарь, названный одним мудрецом прошлого поколения “учителем, который не забывает”, указывает центральную дату месяца — 17 таммуза. В этот день в различные времена произошли пять трагических событий:

1.    Грех Золотого Тельца.

2.    Прекращение ежедневных жертвоприношений (корбан га-тамид).

3.    Разрушение Иерусалимской стены.

4.    Установка идола в Первом Храме.

5.    Сожжение свитка Торы римским прокуратором Эпистомусом.

Поскольку все эти события произошли 17 таммуза, этот день был объявлен траурным днем для всего народа, по этой причине с утра и до выхода звезд не едят и не пьют, и читают много слихот (покаянных молитв). Не случайно все это было в месяце, когда проявилась сила маленького и слабого создания.

Каждое из этих событий произошло в свою эпоху. Грех Золотого Тельца — в год дарования Торы (1312 г. до н.э.). Прекращение ежедневных жертвоприношений — перед разрушением Первого Храма (420 до н.э.). Пролом Иерусалимской стены — перед разрушением Второго Храма (70 г.). Установка идола в Первом Храме — за несколько лет до разрушения Первого Храма, а сожжение свитка Торы Эпистомусом — через несколько лет после разрушения Второго Храма. Символичность происшедших событий в истории евреев раскрывается в ходе этой главы.

Относительность против Абсолюта — Грех Золотого Тельца

Суть греха Золотого Тельца всем известна. Сразу после дарования Торы еврейский народ поклонился Золотому Тельцу и провозгласил: “Вот твои боги, Израиль, которые вывели тебя из Египта” (см. Шемот, 32-34). Однако весь этот эпизод вызывает недоумение: почему вскоре после того, как Бог говорил с народом лицом к лицу, евреи поклонились чужому божеству? Этот вопрос задают все комментаторы Торы, он появляется в классических работах по еврейской мысли (Шабат, 98а, б).

Следующая иллюстрация проясняет эту проблему. Представьте: только что покрасили комнату, и она сияет белизной. В комнату влетает муха и прилипает к стене. Ее снимают, но на стене остается маленькое черное пятно. Пятно очень маленькое, почти незаметное для постороннего взгляда, стены, в общем, остались белыми. Но, по большому счету, эти стены уже нельзя назвать белыми.

Здесь и проходит различие между относительностью и абсолютом, которое нашло выражение в грехе Золотого Тельца. Этот поступок — не изолированное событие, происшедшее в данном месте и в данное время, а символ переходной фазы между мирами.

Относительность материального мира в этот момент, кажется, взяла верх над откровением абсолюта, которое произошло всего сорок дней назад. Любое идолопоклонство — тяжкий грех, где бы и когда бы его ни совершили. Но особое возмущение вызывает именно близость событий: “Как они могли сделать Золотого Тельца так скоро после ясного Откровения Бога”? Однако нужно понять, что жить по абсолютной шкале ценностей совсем не легко.

Мир абсолюта независим от наших мнений и нетерпим. Ошибкам и недопониманию в нем не место. Нет серого цвета, нет полутонов. Все черное или белое, как Рамбам пишет в Морэ невухим (“Наставник заблудших”) (1:2): “Все судится и определяется — как ложь или как правда”. Простая двоичная система: правда — жизнь, ложь — отсутствие жизни. Но материальный мир устроен иначе. Он толерантный, терпимый, вариативный, он учитывает разные нюансы, осознает, что почти невозможно не делать ошибок и избежать непредвиденных обстоятельств. Именно это различие миров обусловило создание Золотого Тельца.

Чтобы яснее это понять, примем во внимание духовный уровень народа, достигнутый к моменту Откровения у горы Синай. В главе, посвященной знаку Близнецов (Теомим), мы говорили о том, что встреча Творца и Его народа не укладывается в рамки обычных, повседневных представлений о мире. У Синая народ пережил встречу с Абсолютом и жил в абсолютном измерении, он с готовностью принял Божественный смысл как данность, не требуя немедленных разъяснений, не пробуя их на вкус.

Поскольку евреи поднялись на такой уровень, что воистину уподобились Создателю как близнецы, они смогли увидеть все творение в свете абсолюта, а вариативность, типа “можно посмотреть на это и иначе”, не принималась в расчет. Они вышли за пределы релятивизма, относительности, восприятия происходящего в зависимости от угла зрения, и концепция, которую наши мудрецы называют “Сатаном” (силой противоречия), утратила силу. Если бы этому процессу дано было достичь завершения, если бы Откровение было глубоко и основательно воспринято, мир перестал бы существовать в промежуточном состоянии, где есть место сомнению, злу и смерти, и перешел бы в мессианскую эру.

Первая ступень была пройдена — выход из Египта и принятие Торы свершились. Но свобода воли всегда остается с человеком, он сам принимает решение — стремиться ли ему к личной целостности, совершенству, Абсолюту, и этот выбор находит выражение в грехе Золотого Тельца. Золотой Телец провел черту между уровнем Абсолюта, данным на горе Синай, и тем уровнем абсолюта, который люди реально могли воспринять. Чистота народа перестала быть абсолютной из-за маленького пятнышка — малой части народа, которая отказалась претворять “программу” Откровения в своей повседневной жизни. Пятнышко было небольшое, но его оказалось достаточно, чтобы исключить остальных из перспективы Абсолюта.

Благодаря свободе выбора человек может исправлять или разрушать. У каждой возможности есть своя противоположность. От абсолютного откровения можно сделать шаг к идолопоклонству, от постижения абсолюта — к относительности. Пятнышко на стене может оказаться несравненно большим, чем показалось вначале. Последствия греха Золотого Тельца ощущаются до сих пор. Проявление слабости привело к болезненной стигме; мгновение Абсолют преобладал, но сменился жизнью на основе релятивизма. Мгновение — и все могло пойти так или иначе — но потом был сделан решительный шаг!..

Грех был проявлением слабости, но ее можно преодолеть, потому что слабость не вечна. Относительность временна, и она ждет возвращения эпохи Абсолюта, своей настоящей противоположности, которая должна наступить в надлежащее время.

Пролом городской стены и установка идола в Храме

Трагические для высших проявлений мироздания события случались семнадцатого таммуза неоднократно. В день, когда прекратилось ежедневное приношение, в Храме был установлен идол (см. Раши к Таанит, 286) — символ утраты народом Божественной милости. В тот же день, спустя сотни лет, враги проломили внешнюю оборонительную стену Иерусалима, защищавшую святыню Второго Храма (что будет подробно рассматриваться в главе о знаке Козерога).

Сожжение Торы — попытка уничтожить народ Израиля

В этот день, через несколько лет после разрушения Второго Храма, римлянин, злодей Эпи-стомус сжег свиток Торы. Хотя в жизни нашего народа не раз происходило подобное варварство, это событие было первым в еврейской истории. В рамках нашей астрологической модели можно указать, что слабое создание способно поразить самое святое в стремлении прервать связь между еврейским народом и Богом, и именно в день, известный трагедиями подобного рода!

После разрушения Храма еврейский народ остался без святыни и без власти на Обетованной Земле. Но он сохранил Тору. Тора была дарована на горе Синай (как подробно обсуждается в связи со знаком Близнецов), чтобы мы изучали, хранили и исполняли ее законы. Кроме того, Тора объединяет еврейский народ, известный в рассеянии как Народ Книги, и отделяет Израиль от других народов. Сожжение свитка Торы символизирует попытку краба разорвать эту связующую нить.

Уничтожение святых книг было расхожим способом, который не раз использовали наши враги, пытаясь лишить еврейский народ неповторимости, уничтожить то, что делает нас особенными — Тору, данную нам Творцом мира. Траур семнадцатого таммуза напоминает о духовном насилии, пережитом евреями в этот день в различные эпохи.

Поскольку, сжигая в этот день святые книги, враги пытались разорвать нашу связь со Всевышним, мы возносим из глубин наших сердец молитву, выражающую зависимость от Творца. Связь между человеком и его Создателем невозможно прервать. Наши грехи лишили нас Храма и возможности приносить в нем жертвы. Но Божественное присутствие не покинуло нас, ибо общение с Творцом прервать невозможно. Да удостоимся мы скорее восстановления полного Откровения!

Рак — маленькое и слабое создание, живущее в воде. Его можно победить. Но его способность брать над нами верх выразилась в пяти событиях, о которых мы говорили, происшедших на протяжении примерно тысячи лет. Краб мал, но может безнаказанно причинять нам вред. Однако благодаря Божественному милосердию, трагические события этого месяца произошли не тогда, когда это созвездие в зените и полно сил, а несколько позже — не пятнадцатого, а семнадцатого таммуза.

Сила воды, Торы, способной отменить проклятие, тоже дает надежду на то, что Творец мира раскроется нам снова, в полном блеске и силе. Мы надеемся, что, по словам пророка (Захария, 8:19), четвертый пост (семнадцатого таммуза) превратится когда-нибудь из дня плача в день радости. Печаль — лишь одна из сторон медали. И мы трепетно ждем, когда откроется вторая сторона.