Ноябрь 2017 / Хешван 5778

Первоначальная забота об умершем

Первоначальная забота об умершем

Руководящим принципом заботы умершего является принцип божественности души. Человеческое существо уподобляется свитку Торы, который был поврежден и больше не может быть использован во время религиозной службы. Хотя свиток больше не служит ритуальной цели, он сохраняет известную меру святости. Человек был сотворен по Образу Б-жьему и, хотя тело его теперь безжизненно, оно требует уважения, ибо при жизни оно воплощало Образ Б-жий, как и личность и природные качества человека, обитавших в нем. Порядок оказания этого уважения детально разработан и руководствуется религиозной традицией в большей степени нежели личным чувством или прихотью. Ниже следуют некоторые основные указания по уходу за умершим в момент смерти:

1. В последние минуты жизни умирающего никто из присутствующих не должен покидать помещение, исключая тех, кто не может справиться со своими эмоциями или болен физически. Присутствовать в момент, когда душа человека покидает этот мир считается проявлением наивысшего уважения.

2. После того как удостоверились в наступившей смерти, глаза и рот умершего должны быть закрыты его детьми или друзьями, или родственниками и после этого лицо покрывается простыней.

3. Хотя в былые времена принято было разрывать одежду и произносить благословение «Истинного Судьи» в момент наступившей смерти, в наши дни это делается во время исполнения обрядов похорон. В это время присутствуют все родственники, раввин следит за тем, чтобы разрывание одежды происходило должным образом, и за правильностью чтения благословений. Подробности обряда разрывания одежды можно найти в отдельной главе.

4. Тело должно быть повернуто ногами к двери. Кроме этого умершего нельзя двигать или прикасаться к нему, исключая моменты проявления почитания (такие, как выпрямление тела, если оно находилось в неуклюжем положении, или перемещение его в другое помещение, если предыдущее по каким-либо причинам оказалось неподходящим).

5. Около головы умершего должна быть поставлена свеча. В соответствии с другими обычаями большое количество свечей должно быть поставлено вокруг всего тела.

6. Прекрасный и трогательный обычай призывает всех родственников и друзей умершего просить у него прощения за обиды и неудобства, которые они причиняли ему при жизни.

7. Зеркала во всем доме должны быть завешены. Этот вопрос рассматривается более подробно в дальнейшем.

8. Читаются Псалмы 23 и 91. Текст и комментарии можно найти ниже.

9. Поведение находящихся в комнате умершего должно быть преисполнено высочайшего к нему уважения; нельзя есть, пить, курить. (Все это разрешается за пределами комнаты). Нельзя произносить вслух никаких неуважительных замечаний по адресу умершего, даже если объективно они могут быть правильными. Разговор в комнате должно быть сосредоточен исключительно на умершем, его личных достоинствах или на организации похорон. Не должно быть ни музыки, ни пения.

10. Необходимо пригласить раввина. Он оповестит Похоронное Общество («Хевра Кадиша»), которое позаботится об останках. Потом надо пригласить распорядителя похорон; он договорится с лечащим врачом о медицинском освидетельствовании и перевозке тела.

11. С момента смерти и до погребения умершего нельзя оставлять одного. Для этого семья должна договориться с человеком, которого называют шомер (наблюдатель), чтобы он находился при умершем неотлучно. Хотя предпочтительно, чтобы шомер был членом семьи или близким другом, это не всегда возможно. В таких случаях надо нанять человека следить за телом и читать из Книги Псалмов. Раввин или распорядитель похорон могут помочь в переговорах, но скорбящий должен быть абсолютно уверен в том, что на наблюдателя можно положиться, так как он должен бодрствовать и читать Псалмы всю ночь.

12. Если смерть наступит в Субботу, надо проследить за тем, чтобы не зажигать свечей вблизи умершего. Только самые минимальные шаги могут быть предприняты в Субботу, да и те только из уважения к умершему. Его нельзя перемещать в Субботу, как еврею, так и де-еврею. Шомер должен присутствовать на протяжении всей Субботы.

Если смерть произошла в больнице, то пункты 4 и 5 могут оказаться невыполнимыми на практике, но все остальные обычаи должны быть соблюдены в больничной палате и позже в здании похоронной службы.

Вы платите распорядителю похорон за услуги, оказанные вам, вашей семье, вашим религиозным чувствам и желаниям. Если в связи с этим у вас возникнут трудности, проконсультируйтесь с компетентным раввином.

Приготовление останков

«Как он пришел, так он и уйдет», — говорит Экклезиаст. Как новорожденный сразу же после появления на свет обмывается и входит в этот мир чистым и невинным, так и тот, кто покидает этот мир, должен быть обмыт и очищен соответственно религиозному ритуалу тогора (очищение).

Тогора выполняется Похоронным Обществом, состоящим из евреев, знающих традиционные обязанности и могущих проявить должное уважение к умершему. В дополнение к обмыванию и приготовлению тела к захоронению они также читают надлежащие молитвы и просят Всесильного Б-га об отпущении грехов умершему и молятся о том, чтобы Всесильный охранял его и даровал ему вечный мир. Состоять членом Похоронного Общества всегда считалось большой честью, оказываемой общиной только истинно религиозным людям. Не-евреи не могут выполнять священные обязанности по приготовлению тела к погребению ни при каких обстоятельствах, так как ритуал тогора ни в коем случае не является только актом гигиены. Это еврейский религиозный обряд. Самым близким членам семьи покойного благоразумнее не присутствовать во время обряда очищения, так как это слишком болезненно для них. Раввин может договориться об исполнении обряда с Похоронным Обществом или через общину или через распорядителя похорон. Тогора — вековой еврейский способ оказания уважения умершим. Это не просто «старинный обычай» или «хорошая традиция», но абсолютное требование Еврейского Закона.

Прискорбно, что все меньше и меньше евреев могут по достоинству оценить величие служения в Похоронном Обществе, не говоря уже о пользовании его услугами. Чтобы уточнить специфические процедуры обряда тогора, — это может быть полезным для Похоронных Обществ, — специальная глава на эту тему помещена в «Приложении».

Одевание

Еврейская традиция признает демократичность смерти. В связи с этим она требует, чтобы все евреи были похоронены в одинаковой одежде. Богатые или бедные — все равны перед Б-гом, а их вознаграждение определяется тем, что они собой представляют. Девятнадцать веков назад Раббан Гамлиэль ввел это правило в практику, чтобы бедным не было стыдно, а богатые родственники умерших не соревновались друг с другом в показе дорогостоящих похоронных одеяний.

Одеяние должно быть надлежащим для того, кто вскоре предстанет перед судом Всемогущего Б-га, Властелина вселенной и Творца человека. Оно должно быть простым, сделанным вручную, идеально чистым и белым. Саван символизирует чистоту, простоту и достоинство. В саване нет карманов, в которых можно было бы «захватить с собой» материальное добро. Главным достоинством человека является не его имущество, а его душа. В Похоронном Обществе или у распорядителя похорон всегда есть доступный запас саванов. Если на приобретение савана потребуется некоторое время, то похороны должны быть отложены, так как саван считается очень важной частью процедуры.

Саван может быть сделан из муслина, хлопка или льна. Как правило, не следует тратить больше, чем на стоимость льна, но можно использовать и менее дорогой материал.

Умерший должен быть завернут в свой талес, независимо от того, насколько он дорогой или новый. Одна из кистей (цицит) должна быть отрезана. Тот, кто не соблюдал закон и не был привычен к ношению талеса, может, если таково желание, быть похоронен в талесе, купленном специально для этой цели. В таком случае вопрос решается семьей умершего.

Вскрытие

Посмертные освидетельствования часто включают вскрытия. Цель вскрытия трупа состоит в установлении причины смерти и наличия патологических процессов. Патологоанатом стремится собрать информацию, касающуюся природы и причины болезни и, возможно, исследовать медицинские процедуры, которым подвергался пациент. Первый надрез при вскрытии открывает все тело в форме буквы У. Он начинается под одним плечом, продолжается вниз до груди и поднимается до соответствующей точки под другим плечом. Этот надрез соединяется с другим, посередине тела, который идет вниз и достигает лобковой области, тем самым заканчивая У. Надрез черепа начинается за одним ухом, проходит через макушку и заканчивается за другим ухом. Внутренние органы вынимаются и изучаются по мере надобности индивидуальных вскрытий. Следует отметить, что стандартная форма на разрешение вскрытия в руководстве по вскрытию, опубликованном Объединенной Организацией Больниц Нью-Йорка, включает, как само собой разумеющееся, право «удерживать такие части и ткани, какие персонал больницы посчитает необходимым для установления диагноза».

На вскрытие тела требуется согласие ближайших родственников. Такое согласие может быть дано официальным лицом, под опекой которого находится тело и, которое является ответственным за похороны, обычно муж или жена. Если ближайших родственников больше, чем один, и возникают противоречия, то больница может не производить вскрытия или выбрать наиболее сговорчивого родственника. На самом деле, однако, можно справедливо предполагать, что в большинстве случаев причина смерти точно известна, и только в редких случаях является медицинской загадкой. Из опыта современной медицины очевидно, что вскрытия чаще всего рекомендуются чтобы дать возможность студентам и молодым врачам изучать анатомию человеческого тела и практиковаться в препарировании и обследовании трупа. Во многих статьях в медицинских журналах утверждается, что недавние успехи в пато-физиологической науке дают возможность «установить причину смерти без вскрытия». Теперь многие авторитеты считают, что — за редкими исключениями — вскрытия больше не являются столь необходимыми, насколько это было когда-то.

Тем не менее процент вскрытий все еще считается одним из лучших показателей работы больниц. По этой причине Объединенная Комиссия по аккредитованию больниц требует поддерживания удовлетворительного процента вскрытий.

Руководство, выпущенное Объединенной Организацией Больниц, настаивает на получении согласия на вскрытие в каждом возможном случае. «Разумеется, - говорится в руководстве, когда согласие не получено, лечащие врачи должны дать удовлетворительное объяснение такой неудаче».

Административный персонал больниц изощряется в получении согласия на вскрытие. На типичные возражения семьи выдвигаются встречные доводы, некоторые из которых часто лживы и гораздо ниже этического уровня, ожидаемого широкой публикой от медицинских работников. Вот пример одного из таких, часто приводимых доводов: «В наших протоколах есть авторитетные показания религиозных лидеров всех вероисповеданий, что нет никаких оправданий для препятствования вскрытию на религиозной почве».

Остается только сожалеть, что религиозные чувства евреев, соблюдающих традицию, отметены этими ложными заявлениями. Несмотря на наличие определенных исключений из общего правила, существуют серьезные религиозные возражения против вскрытия.

Хотя медицинское исследование является веским аргументом в пользу вскрытия, еврейская традиция категорически отвергает вскрытие, производимое с целью обучения студентов, потому что это нарушает высший принцип: расчленение тела умершего. Еврейский закон руководствуется несколькими основными принципами.

Во первых, человек был создан по Образу Б-жьему, и в смерти его тело продолжает сохранять единство этого Образа. Нельзя разрушать форму человеческого тела даже тогда, когда остановилось дыхание жизни. Иудаизм требует уважения ко всему в человеке, к его телу так же как и к душе. Ценность цельности человека не должна быть подвергнута риску даже в смерти.

Во вторых, расчленение тела по причинам, которые не являются необходимыми и непосредственно не относящимися к специфическим медицинским случаям, считается позором и вопиющим бесчестием. Как был рожден человек, так он заслужил и быть положенным на вечный покой: нежно и с любовью, а не «по-научному», без всякой церемонии, как будто он был безличным предметом для какого-то эксперимента. Святость человеческого существа требует, чтобы мы ее не оскверняли.

В третьих, у нас нет разрешения использовать тело человека без его на то желания и даже в этом случае, сомнительно, имеет ли право человек самовольно пойти на расчленение Образа, по которому он был создан. Несомненно, в случаях, когда умерший не давал разрешения при жизни, даже его дети не имеют права распоряжаться его телом. Таким образом мы не имеем морального права, за исключением упомянутых случаев, использовать тело умершего, предлагая его как предмет изучения.

Вскрытия несомненно действенны в некоторых необычных случаях, и они являются исключениями из общего запрещения.

Ниже перечислены возможные случаи, когда вскрытия разрешены религиозным законом, но в то же время в каждом отдельном случае необходимо проконсультироваться с компетентным раввином.

А) Случаи, которые попадают под юрисдикцию государственных органов. В таких случаях решение должно быть принято медицинским экспертом. Для удобства и ясности такие больничные случаи можно разделить на две группы:

Группа №1. Случаи связанные с судопроизводством, когда вскрытие обычно производится судебным медицинским экспертом. В этих случаях разрешение на вскрытие не запрашивается у родственников умершего больничным врачом.

Примеры таких случаев:

а. Смерть от убийства или подозреваемого убийства.

б. Самоубийства или подозрение самоубийства.

в. Смерть в результате несчастного случая.

г. Смерть в результате аборта.

д. Смерть от отравления или подозрение в отравлении, включая бактериальное пищевое отравление.

Группа №2. Случаи, когда медицинский эксперт может решить, что ему не обязательно производить вскрытие как часть посмертного освидетельствования.

Примеры таких случаев:

а. Смерть, наступившая в течение или сразу после диагностирования,    терапевтических, хирургических и анестезиологических процедур, или последовавшая в результате неблагоприятной реакции на лекарства.

б. Смерть, наступившая необычным образом, когда пациент не был под наблюдением врача, или как следствие комы или приступа конвульсий, причина которых не ясна.

в. Смерть, как следствие алкоголизма без обнаружения травмы.

г. Смерть, в которой травматические увечья были только способствующими и в которых травма не возникла вследствие халатности, нападения, поджога. Например, в случае перелома или в результате падения в доме, и способствовавшего смерти старого человека; или от случайных ожогов, случившихся в доме.

Б) Случаи наследственных болезней, когда вскрытие может помочь здоровью живущих.

В) Если известно, что другой человек страдает от подобной смертельной болезни, и медицинским авторитетом установлено, что вскрытие может дать информацию, необходимую для спасения его жизни.

Г) Случаи, когда умерший при жизни указал на необходимость вскрытия, вызывают множество разногласий среди раввинских авторитетов. Обстоятельства каждого случая должны быть расследованы индивидуально, и только знающий и высококомпетентный раввин может решить этот вопрос.

Даже в тех случаях, когда раввины дают разрешение на вскрытие, они всегда настаивают на том, чтобы: (а) любая часть тела, которая была из него вынута, была потом захоронена вместе с телом, и чтобы для этой цели она была как можно скорее возвращена Похоронному Обществу; (б) медицинское вскрытие, было выполнено с максимальным уважением к умершему и не воспринималось легкомысленно равнодушным обслуживающим персоналом.

Поскольку вопросы вскрытия являются очень серьезными с религиозной точки зрения, на них должен отвечать компетентный раввин, который знает как требования медицины, так и требования религиозной традиции. В дополнение к сказанному, некоторые виды вскрытия, такие как одно лишь удаление жидкости или крови, или введение электрической иглы, могут быть разрешены во многих случаях. Решение произвести вскрытие не должно быть принято врачом, несмотря на его близость к семье и на степень его репутации. Запрещение имеет морально-религиозную природу и разрешение должно быть получено от полномочных авторитетов религиозного закона после консультации с медицинскими авторитетами.

Бальзамирование

Процедура бальзамирования была введена в древние времена для сохранения останков умершего. Сохранение останков было желательно по многим причинам:

1. Из санитарных целей — необработанные останки представляют опасность для здоровья окружающих.

2. По сентиментальным причинам — семья желала предотвратить физическое разложение тела, как иллюзию, что умерший все еще жив;

3. Для подобающего внешнего вида тела, чтобы избежать следов разложения, пока умерший был выставлен для прощания.

На этих трех причинах стоит остановиться подробнее для того, чтобы определить их ценность. Прежде всего, однако, должно быть ясно, что в США нет, ни в одном штате, закона, требующего бальзамирования умершего, исключая случаев перевозки на общественном транспорте на большие расстояния.

Существует ли санитарная цель бальзамирования? Из всех доступных показаний следует, что ненабальзамированное тело не представляет опасности для здоровья окружающих, даже если умерший скончался от инфекционной болезни.

Являются ли уважение и любовь оправданием бальзамирования для сохранения останков на возможно более долгий срок? Естественно, многие родственники чувствуют желание сохранить внешний вид дорогих им покойников на возможно более долгий срок. Если это является главной целью бальзамирования, то несколько пунктов должны быть приняты во внимание:

1. В нормальных условиях, если не было вскрытия, тело сохраняется в течение 24 часов. Если онб было помещено в холодильник, что является стандартной процедурой, то оно несомненно сохранится и после похорон.

2. Тело постепенно разлагается в могиле. При оптимальных условиях, даже если бальзамирующие жидкости задержат процесс разложения внешней формы на значительный срок, достоверные отчеты о перезахоронениях указывают на то, что останки вскоре становятся абсолютно противоестественными на вид, как следствие бальзамирования.

3. Чувство должно быть проявлено к человеку при жизни, когда он был в добром здравии, а не к трупу во время погребения. Несомненно, что умерший хотел бы, чтобы его любимые запомнили его таким, каким он был в зените своей жизни.

Запрещение бальзамирования, с целью обозрения умершего рассматривается в дальнейшем в отдельной главе.

В наши дни во всей процедуре бальзамирования существует большая путаница. Широкой публике мало известно о способах бальзамирования и, несомненно, очень мало известно о «восстановлении» или косметологии, термин, который используется в похоронной индустрии, и обозначающий использование подкладок, наведение лоска, нарумянивание и одевание останков, выставляемых для обозрения. Почти не вызывает сомнения, что, если бы семья умершего знала о производимых процедурах, она была бы слишком шокирована, чтобы их заказывать. Подробное описание этих процедур можно найти в книге Джесики Милфорд — «Смерть в американской традиции».

Руководящим религиозным идеалом в отношении бальзамирования считается то, что человек после кончины должен быть положен на вечный покой в своем естественном виде. Не должно быть расчленения тела, вмешательства в его останки и никакого другого обращения с телом, кроме обряда религиозного очищения. Нарушение внутренних органов, вызванное потребностями некоторых процедур при бальзамировании, строго запрещается как осквернение Образа Б-жьего. Умерший никоим образом не получает пользы от этой процедуры. Этот принцип настолько важен, что Еврейский Закон запрещает бальзамирование даже тогда, когда такова была воля умершего. Делать человека, которого Б-г забрал из жизни, похожим на живого не считается признаком уважения к нему. Побудительным мотивом для бальзамирования может быть желание сделать из похорон последний подарок или надолго остающееся в памяти событие (памятное событие). Но, конечно же, скорбящие должны отдавать себе отчет в том, что этот подарок и эта память — только иллюзия. Цель искусства бальзамирования — создать иллюзию и, в зависимости от степени успеха, это только препятствует скорбящему оправиться от горя. Более того, считается крайним позором нарушить мир, в котором человеку должно быть разрешено упокоиться навсегда.

Это, несомненно, парадоксально, что западный человек, взращенный на христианской концепции грешности тела, которое считается тюрьмой для души, должен в смерти стремиться украсить его и сделать его прекрасным. Конечно же, значение, придаваемое телу при похоронах, ведет к принижению важности духовного и традиционного религиозного акцента на значение души.

Однако существует несколько исключений из общего правила запрета бальзамирования.

В случаях: (1) когда продолжительная задержка похорон становится официально необходимой; (2) когда захоронение должно произойти заграницей; (3) когда этого требуют государственные власти, — во всех этих случаях, в связи с законами здравоохранения, Еврейский Закон разрешает некоторые виды бальзамирования. Надо проконсультироваться с компетентным раввином, чтобы определить степень бальзамирования и способ, который должен быть для этого использован. Одним из самых распространенных методов сохранения тела является замораживание. Это прекрасный современный способ чистого сохранения, рекомендуемый также д-ром Джесси Карр, заведующим патологического отделения в государственной больнице в Сан-Франциско.

Часто применяется внутривенное вливание консервирующих жидкостей без удаления органов из тела. Если кровь была выпущена из вен, ее надо собрать в сосуд и захоронить вместе с телом. Окровавленная одежда, которую носил перед смертью тот, кто умер от несчастного случая или насильственной смертью, должна быть захоронена вместе с телом. Кровь считается частью тела и даже в смерти не должна быть от него отделена. Со временем возможно появятся другие методы, которые Еврейский Закон признает допустимыми.

Мы привели только основные указания без специфического разделения. Специфические случаи требуют индивидуального подхода и специального разрешения религиозных авторитетов.

Гроб

«Ты есть прах земной, и в прах ты возвратишься» (Бытие 3:19) — этот постулат является отправной точкой при выборе гроба. В Израиле и во многих частях Европы было принято хоронить умерших на ложе из переплетенного тростника, без гроба, тем самым буквально выполняя библейское предписание о возвращении тела в лоно земли. В древние времена погребение в гробу считалось проявлением почести умершему, как, например, при захоронении когена или чтобы избежать шокирующего вида в случаях, когда человек получил тяжелые ожоги или был изувечен или, чтобы не подвергать опасности здоровье окружающих если человек умер от инфекционной болезни.

В Америке и во многих других странах человека хоронят в гробу. В покупке гроба не следует руководствоваться ценой и не надо слишком беспокоиться, как это будет расцениваться посетителями.

Нижеследующие пункты определяют основной критерий:

1. Гроб должен быть полностью деревянный. В Торе говорится, что Адам и Ева спрятались среди деревьев, когда они услышали божественный приговор за совершение своего первого греха. Рабби Леви говорит по этому поводу: «Это явилось знаком для их потомков, что, когда они умрут и будут готовы получить воздаяние, они должны быть положены в деревянные гробы».

Другая причина использования деревянного гроба заключается в том, что тело и саван не должны разлагаться намного раньше гроба. Тело, материя и древесина разлагаются в относительно одинаковое время. Металлический гроб замедлил бы этот процесс. Написано: «...В прах ты возвратишься».

2. Гробы, сделанные с металлическими ручками и гвоздями, теоретически могут использоваться. Такой гроб является приемлемым как с точки зрения первого, так и с точки зрения второго объяснения. Однако существует давний обычай, принятый подавляющим большинством еврейских общин, согласно которому в конструкции гроба используются только деревянные гвозди. В похоронных бюро такие гробы (с деревянными гвоздями) называются «ортодоксальными».

3. Внутренняя подкладка гроба. Довольно часто так называемые «ортодоксальные» гробы продаются с внутренней подкладкой, с подушечками, приготовленные для обозрения покойника, - процедура, совершенно неприемлемая с точки зрения настоящей ортодоксальной веры и традиции. Гробы с внутренней подкладкой не считаются годными.

Бальзамирование останков, слишком тщательное обряжение умершего, публичное обозрение останков, гробы с подкладкой считаются противоречащими основным принципам еврейских похорон. Подкладка не прибавляет ни «комфорта» покойнику, ни чести, ни уважения. Если не ради обозрения останков, подкладка является всего лишь неуместным, искусственным придатком, а обозрение останков безусловно не должно поощряться с религиозной точки зрения.

4. Виды дерева. Нет абсолютно никакой разницы в том, какого стиля или качества был выбран деревянный гроб. Совершенно безразлично, это красное дерево или сосновая древесина, полированная или простая. Многие настаивают на том, чтобы дно гроба имело отверстия, дабы исполнить требование «в прах ты возвратишься». Это обычай, достойный поощрения.

5. Нередко в могилу вместе с телом покойника насыпают земли из Эрец-Исраэль. Это весьма поучительный и глубокомысленный обычай. Те, кто хочет исполнить этот обычай, не должны наталкиваться на препятствия. Руководитель похорон должен согласиться и пойти им навстречу.

6. Гроб должен быть не очень дорогим и не очень дешевым. Наши мудрецы никогда не рассматривали затраты на гроб в качестве мерила насколько почетен и уважаем умерший. Скорее может быть предпочтительно пожертвовать деньги на благотворительные цели, в качестве дани уважения памяти покойного. Предпочтительнее, подарить деньги, чем купить дорогостоящий гроб. Стоимость последнего является сугубо личным вопросом родственников умершего и должна соответствовать их финансовым возможностям. Существенное требование заключается в том, что во всей процедуре и приготовлении к захоронению должны превалировать уважение и достоинство.

7. Выставленный напоказ дорогой гроб не является признаком хорошего вкуса организаторов похорон. Президент Франклин Рузвельт оставил четкие инструкции о том, что «гроб [его] должен быть абсолютно прост, сделан из темного дерева. Тело не следует бальзамировать, а гроб герметически закупоривать, а сама могила не должна быть обложена кирпичом, цементом и камнями». Точно таким же образом рассудила и вдова президента Джона Кеннеди, когда останки мужа в большом бронзовом гробу собирались предать захоронению. Накануне этого вдова решила, что дух и вся предыдущая жизнь Джона Кеннеди требуют простого гроба и останки были, по ее просьбе, перенесены из бронзового и помещены в простой деревянный гроб.

Цветы

Как рассказывает Талмуд, в древние времена различные благоухающие цветы и специи использовались при захоронении для того, чтобы заглушить запах разлагающегося тела. Сегодня цветы, как правило используются на христианских похоронах, и, поэтому, на еврейских похоронах следует избегать этого обычая, как происходящего из другой религии. Намного лучше почтить память покойного, внеся пожертвования на синагогу или на больницу. Или даже пожертвовать на медицинские исследования, которые помогают людям победить смерть. Однако, если цветы уже присланы и их отправитель находится далеко и вернуть цветы нельзя, предлагается следующая процедура:

1. Если тот, кто прислал цветы не возражает, их можно сохранить для дома скорби. В крайнем случае цветы могут быть возложены на краю могилы, но ни в коем случае не во время похорон.

2. Если тот, кто принес цветы, очень чувствительный и его связь с умершим была действительно тесной, и он может почувствовать себя оскорбленным, то предпочтительнее принять цветы с благодарностью. Затем возложить их, как просит принесший, но ни в коем случае не делать это в виде обряда.